Тематическое планирование курса Основы безопасного движения

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тематическое планирование курса Основы безопасного движения ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-Ф3, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 06.10.2009г. № 373, примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Федеральног Закона от 10.12. 95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 100 «О Федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», закона Амурской области «Об областной целевой программе «Обеспечение безопасности дорожного движения в Амурской области на 2006-2012 годы», авторской программы непрерывного образования «Основы безопасности движения» разработанной коллективом в следующем составе: Гордеевой Натальи Валерьевны, заведующий лабораторией основ безопасности жизнедеятельности, физической культуры и экологии человека ГОАУ ДПО Амурского областного института развития образования, Волковой Ирины Николаевны, директора Государственного автономного учреждения Амурской области дополнительного образования детей «Центр детского (юношеского) технического творчества» г. Благовещенска и в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МОАУ СОШ №10, утверждённой приказом от 28.08.2015г. № 311.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Программа «Основы безопасности движения» представляет собой занятия по профилактике детского травматизма, направленных на передачу детям знаний и устойчивых навыков сознательного сбережения собственной жизни и здоровья. Содержание занятий ориентировано на осмысленное понимание детьми необходимости личного участия в обеспечении собственной безопасности и формировании навыков культуры собственного безопасного поведения. Для достижения наибольшей результативности обучения Правилам и безопасности дорожного движения методика преподавания должна основываться на следующих принципах:

  • Обязательное обучение всех школьников;
  • Регулярное, обучение;
  • Учет возрастных и психофизических особенностей учащихся;
  • Творческий подход к изложению учебного материала с учетом конкретных местных условий дорожного движения;
  • Систематическая проверка знаний, умений и навыков учащихся (в том числе игры, соревнования, конкурсы и т.п., проводимые вне учебных часов программы).
Применять для оценки знаний дорожной безопасности обычную школьную пятибальную систему оценок нельзя! Оценка в баллах допустима лишь для оценки активности участия учащихся в учебном процессе, в том числе и в обсуждении ответов своих соучеников на вопросы учителя. Для проверки знаний можно использовать:
  • Сдачу устных зачетов или выполнение письменных контрольных работ по одной или нескольким темам;
  • Выполнение тренировочных упражнений на магнитной доске и т.д.;
  • Выполнение тестов с вариантами ответов по каждой теме;
  • Решение контрольных билетов;
  • Оценка знаний учащихся должна рассматриваться как критерий меры соответствия знаний и умений учащихся, которыми они фактически овладели, уровню знаний и умений, обеспечивающему безопасность на дороге.
Все уроки должны проводиться с широким использованием наглядности, применением компьютерных и мультимедийных технологий, выполнение каждым учащимся заданий, требующих использования изучаемых понятий и реализации формируемых умений. Привлекать учеников к участию в обсуждении и решении проблемных ситуаций, выдвигаемых учителем и моделированию дорожных ситуаций, анализу этих ситуаций и пути их решения. Обучение дорожной безопасности имеет целью не механическое заучивание Правил дорожного движения, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности. Цель программы: Снижение количества дорожно-транспортных происшествий с участием детей; сокращение детского дорожно-транспортного травматизма. Реализации основной цели программы способствует решение следующих задач: - предупреждение опасного поведения юных участников движения; - совершенствование форм и методов обучения детей и подростков правилам безопасного поведения на дорогах; - активизация познавательной деятельности школьников в данном направлении; - формирование осмысленного понимания необходимости личного участия в обеспечении собственной безопасности; - формирование умения выявлять в окружающем пространстве индикаторы опасности и оценивать уровень возможного личного риска; - передача знаний о классической схеме действий в типовых опасных ситуациях; - в соответствии с классической схемой, формирование устойчивого навыка собственных действий в различных опасных ситуациях. Программа разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов к личностным характеристикам выпускника общеобразовательного учреждения в части формирования и использования навыков и правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни, а также требований к результатам освоения основной образовательной программы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».
При составлении программы учитывалась одна из главных целей развития системы школьного образования - формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры и готовой к социальной самоидентификации посредством личностно значимой деятельности.
Программа делает акцент на системную работу через внедрение современных методик, основанных на принципах активного вовлечения самого ребенка в процесс формирования представлений и практических навыков в сфере обеспечения личной безопасности. Уроки по ПДД в начальной школе проводятся еженедельно (1 час в неделю), общее количество часов для 3 классов - 36 часов Предполагаемый результат:
  • Повышение правовой культуры участников дорожного движения;
  • Предотвращение детского дорожно-транспортного травматизма;
  • Знание правил дорожного движения;
  • Умение правильно вести себя в экстремальных дорожных ситуациях;
  • Совершенствование условий для реализации форм, методов по профилактике
детского дорожно-транспортного травматизма. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения. Сформированности навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения. Сокращение количества ДТП с участием обучающихся. Освещение результатов деятельности в школьных СМИ (постоянно действующий уголок безопасности дорожного движения). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Учащиеся должны знать: 1.Транспортный мир. История развития транспорта и Правил дорожного движения.
  1. Элементы дороги и их назначение - проезжая часть, тротуар, разделительная полоса,
  2. обочина. Назначение поребрика и пешеходных ограждений.
  3. Участники дорожного движения (водители, пешеходы, пассажиры)
  4. Что такое остановочный путь и его составляющие.
  5. Что такое тормозной путь, как он определяется.
  6. Что такое пешеходный переход (регулируемый, нерегулируемый, наземный,
  7. подземный, надземный). Обозначения переходов. Правила пользования переходами.
  8. Правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного перехода
или перекрёстка. 10.Что такое перекрёсток. Виды перекрёстков. Различие между регулируемым и нерегулируемым перекрёстками. Правила перехода проезжей части по перекрёсткам. 11.Значение сигналов транспортного и пешеходного светофоров. Правила перехода проезжей части по этим сигналам. Назначение и функции дополнительной секции транспортного светофора. Правила перехода. 12.Значение предупредительных сигналов, подаваемых водителями транспортных средств. 13.Названия и назначение дорожных знаков и дорожной разметки. 14.Правила поведения пешеходов на тротуаре. Правила поведения при движении в группе. 15.Правила пользования общественным транспортом и другими видами транспорта. 16.Особенности поведения пешеходов на загородной дороге. 17.Правила перехода через железнодорожные пути. 18.Дорожные ситуации - ловушки. Учащиеся должны уметь:
  1. Определять места перехода через проезжую часть.
  2. Обращаться к взрослым за помощью в случаях затруднений при переходе проезжей
части.
  1. Пользоваться общественным транспортом.
  2. Находить безопасный маршрут в школу, магазин, театр и т. д.
  3. Определять безопасные места для игр, езды на велосипеде.
  4. Оценивать дорожную ситуацию визуально (при помощи глазомера).
  5. Определять величину своего шага и скорость своего движения.
  6. Определять признаки движения автомобиля.
  7. Ориентироваться на дороге, предвидеть опасные дорожные ситуации, по
возможности избегать их. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Какие бывают ДТП. Почему они происходят и их последствия. Статистика ДТП по региону и населённому пункту. 2. Как предвидеть опасные ситуации на дорогах. Выбор и составление безопасного маршрута в школу, домой, в учреждения ДОД и др. Как обходить препятствия, возникшие на пути (лужа, яма, ремонт и т.д.)? Всегда ли самый короткий путь бывает безопасным? Выбор маршрута. 3. Движение в населенном пункте при наличии тротуара пешеходы осуществляют по правой стороне. За городом и при отсутствии тротуара - по обочине, навстречу идущему транспорту. Для чего это необходимо делать. Где движение менее безопасно. Могут ли транспортные средства помешать пешеходу при движении по тротуару и обочине. Как поступить, если транспортное средство стало помехой при движении? 4. У пешехода есть друзья - дорожные знаки и светофор, которые помогают при движении по улицам населенного пункта и при переходе проезжей части. Закрепление знаков для пешеходов: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка». Назначение и места установки дорожных знаков для пешеходов. Виды пешеходных светофоров. Пешеходный светофор с вызывной кнопкой. Правила пользования пешеходным светофором и переход дороги. 5. Транспорт не только средство передвижения, но и источник повышенной опасности. Грузовой и пассажирский транспорт. В чем опасность движущихся транспортных средств. Интенсивное движение. Опасность стоящего транспорта. Основные сигналы, подаваемые водителем. Скорость движения и тормозной путь. 6. Автомобили «Скорой помощи», милиции, пожарной, газовой служб, службы спасения - специальные автомобили. Применение проблесковых маячков и специальных звуковых сигналов. Поведение пешеходов на дороге при приближении специальных автомобилей. 7. Виды перекрёстков: крестообразный четырёхсторонний, Х-образный четырёхсторонний, Т-образный трёхсторонний, У-образный трёхсторонний, многосторонний, площадь. Правила перехода проезжей части в зоне перекрёстков. Понятие «по линии тротуара» «зона перехода». 8. Понятие «железнодорожный переезд» Шлагбаум и автоматические барьеры, их назначение. Дорожные знаки, обозначающие переезд: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума». Сигнализация на переезде. Особенности перехода через железнодорожный переезд. 9. Дорожный знак «Остановка автобуса или троллейбуса». Правила поведения в зоне остановки общественного транспорта. «Ловушки» на автобусной остановке. 10. Правила поведения в общественном транспорте. Культура поведения и соблюдение правил безопасности во время поездки в транспорте. 11. Скейтборд, ролики, самокат - это не игрушки, транспортное средство. Безопасные места для использования их. Требования к экипировке, для чего нужна защита? Правила поведения при езде. 12. Рассказать о появлении первого велосипеда в стране. О его создателе (Артамонов). Какие бывают велосипеды: трехколесный, двухколесный, гоночный, горный, городской и т.д. Как выбрать велосипед? Какая экипировка нужна велосипедисту? Велосипедист - водитель транспортного средства. Кто может им стать, что должен знать и уметь велосипедист перед выездом на прогулку? 13. Познакомить с новыми терминами и понятиями в дорожном движении, такими как: «сумерки», «темное время суток», «недостаточная видимость». Особенности движения в это время суток. Влияние погодных условий на безопасность движения. Меры предосторожности. Использование светоотражающих элементов в одежде. 14.Итоговый урок.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Тема Кол-во часов
Дата теория практика по плану по факту 1 Виды и причины ДТП. 1
1 02.09 08.09
2 Опасные ситуации на дороге. Безопасный маршрут в школу и домой. 2 2 15.09 22.09 29.09 05.10
3 Движение пешеходов, их права и обязанности 1 1 12.10 19.10
4 Пешеход и его друзья 1 1 26.10 02.11
5 Виды транспортных средств и дорожное движение 1 1 09.11 16.11
6 Специальные автомобили и правила поведения пешеходов при переходе дороги 1 1 23.11 30.11
7 Виды перекрестков и Правила безопасности пешеходов в зоне перекрёстков. 2 2 07.12 14.12
8 Правила перехода через железнодорожный переезд. 2 2 21.12 28.12
9 Правила поведения на посадочных площадках в зоне остановки общественного транспорта. 1 1

10 Обязанности правила поведения пассажиров в транспорте. 1 1

11 Скейтборд, ролики, самокат. Правила поведения при езде. 1 1

12 Я - велосипедист. 1
3

13 Термины и Понятия. 2



14 Итоговое занятие. 1 1


Итого 18 18


Всего 36



ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА №п/п Наименование издания Автор Место и год издания 1 «Безопасность на улицах и дорогах».
Авдеева Н.Н, Князева О.Л, Стряпкина Р.Б, Маханева М.Д. М.: Просвещение, 2004 2 Дети и дорожное движение (пособие для учителя).
Агадюнова К.В М.: Просвещение, 1999. 3 Правила дорожного движения для школьников.
Дмитрук В.П. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 4 Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования. -
Под общ. ред. В.Н. Кирьянова, Козловская Е.А., Козловский С.А М.: Издательский Дом Третий Рим, 2006. 5 «Безопасность на улицах и дорогах». Авдеева Н.Н, Князева О.Л, Стряпкина Р.Б, Маханева М.Д. М.: Просвещение, 2004. 6 Азбука маленького пешехода. Шалаева Г.П. М.: Филол. о-во СЛОВО, Эксмо, 2008 7 Словарь дорожных знаков, Эйгель С. Москва, 2002

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Название раздела, темы Дата проведения по плану Причина корректировки Корректирующие мероприятия Дата проведения по факту Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата)






































































© 2010-2022