Цикл уроков Буква мягкий знак

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе V вида

Тема. Буква Ь знак - показатель мягкости согласных

Цели: 1. Формировать навыки чтения слов с мягким знаком -

показателем мягкости согласных, добиваться осознания

детьми того, что Ь знак не обозначает звука.

2. Развивать фонематический слух, память, внимание,

мышление, умение работать с текстом.

3. Формировать познавательный интерес, положительную

мотивацию к учению.

Оборудование:

Учебник «Логопедический букварь», карточки с буквами,

карточки со схемами, карточки для обозначения гласных и

согласных звуков.

Ход урока

  1. Орг.момент

Снова прозвенел звонок,

Он позвал нас на урок.

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь.

  1. Самомассаж

Цель: расслабление мышц речевого аппарата, улучшение притока крови.

Подушечками указательных пальцев круговыми движениями массируем:

  • височные впадины,

  • точку между бровями,

  • «рисуем» дуги над бровями,

  • точки на смыкании челюстей,

  • кончики и мочки ушей.


  1. Логопедическая зарядка

Цель: укреплять круговую мышцу рта, отрабатывать движение мышц вперед,

вырабатывать умение плотно сжимать губы, вырабатывать подвижность языка,

удерживать напряженным язык в распластанном положении.

Упражнение 1. «Хоботок - улыбка»

Чтоб понравиться лягушкам

Мы потянем губы к ушкам.

Чтоб понравиться слону,

Губы хоботом тяну.

Упражнение 2. «Ниточка»

Губы плотно я сожму

Словно ниточку возьму.

Упражнение 3. «Щетка»

Чистим зубы, чистим зубы

И снаружи, и внутри

Не болели, чтоб они.

Упражнение 4. «Лопатка»

Язык лопаткой положи

И под счет его держи:

Раз, два, три, четыре, пять

Язык надо расслаблять.


  1. Актуализация знаний

-Какие гласные буквы указывают на мягкость согласных звуков? (и, е, я)

а) Чтение слов, выделение слогов с мягкими согласными

витамин мимика пикник

север перемена ветерок

пламя коляска рябина

б) Чтение текста

«Логопедический букварь» с. 86 «На прогулке» (повторение)


  1. Постановка темы и целей урока

-Познакомимся с новой буквой, обозначающей мягкость согласных звуков и с её особенностью.

6. Работа по теме урока

а) Слого-звуковой анализ слов «мел - мель», «угол - уголь».

Цикл уроков Буква мягкий знакЦикл уроков Буква мягкий знакЦикл уроков Буква мягкий знакЦикл уроков Буква мягкий знакЦикл уроков Буква мягкий знакЦикл уроков Буква мягкий знак

м е л м е л ь

-Чем отличаются эти схемы?

-Давайте поставим буквы под схемы.

-Что нужно сделать, чтобы во втором случае произносить мягко звук? (поставить

знак, букву, которая указывает на мягкость согласного звука.)

-Вот для этого и служит буква - помощница, которая сама разговаривать не умеет,

не читается никак, звука не обозначает, но помогает всем согласным буквам,

которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные звуки произносятся мягко.

б) Знакомство с новой буквой.

Буква Р перевернулась -

Мягким знаком обернулась.

В. Степанов

Нарисуем мягкий знак

Нежно, капелькой, вот так.

Букву капелька смягчит,

Слово мягко зазвучит.

А. Шибаев

Письмо печатной буквы Ь знак в тетрадях для печатания.

в) Чтение с доски.

ль пь вь ть мь рь гь нь сь зь бь фь дь кь

день конь пять рыть зорька деньги

тень рысь семь ныть полька больно

пень лось есть шить коньки хорьки

-Уточним количество букв и звуков в словах.

-Какую работу выполняет Ь знак в словах? В чем особенность этой буквы?

7.Физминутка

а) упражнения на профилактику зрения

б) упражнения на расслабление мышц туловища

8. Работа по теме урока (продолжение).

а) Игра «Много - один»

гуси - гусь голуби - голубь звери - зверь

роли - роль кони - конь двери - дверь

б) Игра «Доскажи словечко»

Чтение предложений с доски.

Окунь и карась - (рыбы). Морковь и фасоль - (овощи).

Рысь и медведь - (звери). Ноль и восемь - (цифры).

Снегирь и гусь - (птицы). Тюльпан и колокольчик - (цветы).

Тополь и ель - (деревья). Пальто и шаль - (одежда).

Ольга и Игорь - (имена). Метель и дождь - (явления природы).

в) Работа с текстом «Где живут лоси?»

«Логопедический букварь» с.92

  • Чтение хором

- Сколько в тексте предложений?

  • Чтение цепью

- Сколько в тексте слов с Ь знаком?

  • Выборочное чтение

- Где живут лоси?

- Чем питаются лоси?

- Как ребята помогали лосям?

- Чему учит нас рассказ?

9. Итог урока

- С какой новой буквой познакомились?

- Чему учились на уроке?

Конспект урока русского языка в 1 классе V вида











Конспект урока письма (обучения грамоте) в 1 классе V вида

Тема. Обозначение мягкости согласных буквой Ь знак

Цели: 1. Учить обозначать на письме мягкость согласных буквой Ь знак.

2. Формировать интерес к урокам письма.

3. Развивать мышление, внимание, фонематический слух.

Оборудование:

Учебник «Логопедический букварь», карточки со словами,

карточки с тестами, сигнальные карточки.

Ход урока

1.Орг.момент

Мне с вами всегда интересно, друзья.

Интересные ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

Мы сегодня с вами будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

2. Пальчиковая гимнастика

а) Руки на столе лежат,

И пока что крепко спят.

Правая рука проснулась

И тихонько потянулась.

(Ладонь прижата к столу, а пальцы приподнимаются)

Это правая рука

Улеглась она опять,

Видно, будет отдыхать.

Вот и левая проснулась

Тоже сладко потянулась.

(Ладонь прижата к столу, а пальцы приподнимаются)

Теперь две руки проснулись -

Сильно - сильно потянулись.

(Пальцы на обеих руках приподнимаются)

Светят солнышка лучи -

Они очень горячи.

А как тучка набежала -

Видно солнышка не стало.

(Пальцы сжать в кулачки)

С утра пальчики старались -

В своем доме убирались.

(Подметание метелкой, закручивание винтика, оттирание пятнышка, подбирание крошек, кормление цыплят)

б) Массаж подушечек пальцев

Чтоб здоров был пальчик наш

Сделаем ему массаж,

Хорошенько разомнем

И к другому перейдем.

3. Минутка чистописания

На доске: Ее, Ии, Яя

-Что объединяет эти буквы? (обозначают мягкость согласных)

4. Звуко-буквенный анализ слов

Сирена, ребята.

-Подчеркнуть гласные буквы, разделить слова на слоги, обозначить мягкие

согласные, указать количество букв и звуков.

5. Актуализация знаний

Загадки.

Белый камушек растаял,

На доске следы оставил. (мел)

-Запишите отгадку, сделайте звуко-буквенный анализ слова.

Цикл уроков Буква мягкий знакЦикл уроков Буква мягкий знакЦикл уроков Буква мягкий знак

М е л

Я волшебник. Захочу -

Появлюсь и превращу

Мел, которым пишут в школе,

В мель, опасную на море.

Кто виновник - отгадай,

Выше руки поднимай!

-Чтобы последний звук в слове стал мягким, какую букву добавили?

-Запишите слово, сделайте звуко-буквенный анализ слова.

Цикл уроков Буква мягкий знакЦикл уроков Буква мягкий знакЦикл уроков Буква мягкий знакЦикл уроков Буква мягкий знакЦикл уроков Буква мягкий знакЦикл уроков Буква мягкий знак

Цикл уроков Буква мягкий знакЦикл уроков Буква мягкий знакЦикл уроков Буква мягкий знакЦикл уроков Буква мягкий знакЦикл уроков Буква мягкий знакЦикл уроков Буква мягкий знак

М е л ь

Вывод.

Мягкий знак - хитрый знак,

Без него нельзя никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

6. Сообщение темы и целей урока

Будем учиться обозначать мягкость согласных буквой Ь знак.

7. Работа по теме урока

Игра «Волшебники»

-Превратите одни слова в другие, т.е. в слова с другим значением с помощью Ь знака.

Хор - в хищного зверька,

кон - в домашнее животное,

мол - в насекомое.

Под диктовку: Хор - хорь, кон - конь, мол - моль.

(При письме каждой пары слов уточняется количество букв и звуков)

- Какую работу выполняет Ь знак в данных словах?

Игра.

-Собери в правую корзинку слова, в которых будешь писать Ь знак, а в левую без Ь знака.

На доске: тен○ сон○ пыл○ фасол○

бол○ шум○ лен○ нос○ сирен○

-Ты скажи, в каких словах не напишешь Ь знак?

-Слова с Ь знаком запишите в тетрадь.

-Запиши слова отгадки.

1)Стройный, быстрый,

Рога ветвисты,

Пасется весь день.

Кто же это? ... (Олень)

2)Кто приходит,

Кто уходит -

Все её за ручку водят. (Дверь)

3)Спит или купается,

Все не разувается:

День и ночь на ножках

Красные сапожки. (Гусь)

4)Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный хвост. (Морковь)

8. Физминутка

Упражнения на

  • расслабление кистей рук

  • расслабление мышц туловища

  • профилактику зрения

9. Самостоятельная работа

Работа по карточкам.

Задание.

Сделай звуко-буквенный анализ слов: I вариант - медведь,

II вариант - голубь.

10. Словарная работа

Ре - бя - та

-Составьте предложение со словом ребята.

Паль - то - 6 б., 5 зв.

-Назовите место Ь знака в слове.

-Составьте предложение со словом пальто.

11. Работа по учебнику (с предложениями)

-Спишите предложение, составьте его схему.

Ребята насыпали соль на камень и на пень.

-В каких словах букв больше, чем звуков?

Под диктовку.

У Тани новое пальто.

-Запишите предложение, составьте его схему.

12. Работа по теме урока (продолжение)

Письмо под диктовку.

Пеньки, банька, угольки.

-Назовите мягкие согласные в словах, какими буквами обозначили мягкость согласных?

-Что произойдет, если не напишите Ь знак в этих словах?

Мягкий знак, мягкий знак -

Без него нельзя никак.

Станут пенками пеньки,

Уголками - угольки,

Банька в банку превратится.

Вот что может получиться,

Если будешь забывать

Мягкий знак в словах писать.

13. Итог урока

-Чему учились на уроке?

-Какую работу выполняет Ь знак на письме?

14. Тест

Проводится в форме игры «Крестики - нолики»

Х - да, о - нет

-Буква Ь знак звука не обозначает.

-Буквой Ь знак обозначают мягкость согласных.

-Чтобы записать слово ноль достаточно трех букв.

-В слове гусь букв больше, чем звуков.

-В русском языке есть другие буквы для обозначения мягкости согласных.

х

х

о

х

х

Проверка выполнения теста (сравнение с результатами на доске)

Спасибо за урок!









© 2010-2022