Конспект урока «Потешки и колыбельные песни»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литературное чтение

Дата ____________________ Тема: «Потешки и колыбельные песни» (Литературное чтение, с. 38-41). Цель:

  • познакомить детей с фольклорными произведениями малых жанров: потешка, колыбельная песня;
  • научить читать потешки выразительно;
  • учить давать полные ответы на вопросы;
  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас, закреплять навык чтения;
  • прививать любовь к Родине, к традициям русского народа и его культуре, через фольклор.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Каждый день - всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

  1. Речевая разминка.
  1. Скороговорки
  2. Чистоговорки
Ар-ар-ар: из кастрюли валит пар (у больного жар). Ор-ор-ор: разгорелся спор (выметаем сор). Ир-ир-ир: роту строит командир (во дворе устроим пир).
  1. Сообщение темы урока.
Дети, сегодня мы продолжим знакомство с потешками и колыбельными песнями.
  1. Изучение нового материала.
  1. Чтения потешек (с. 38-39).
  • Чтение потешек учителем и хорошо читающими детьми.
  • Перечитывание. Первую потешку сначала можно читать двустишиями, затем несколько человек читают её по очереди целиком, стремясь к соблюдению знаков препинания, что способствует ритмичному воспроизведению текста. Вторая потешка сразу читается целиком.
  • Вопросы 1-3 способствуют изучению особенностей потешек. Отвечая на первый вопрос, дети производят типичные движения, которыми сопровождаются потешки. Отвечая на второй вопрос, учащиеся обращаются к текстам, находят в них и называют ласковые слова (пальчик, с братцем, ножками).
  • Отвечая на вопросы под номером 3, первоклассники указывают на повторы слов (с этим братцем, идет коза, топ, хлоп, забодает), а также осознают значение этих повторов для запоминания потешек.
  1. Физкультминутка
в) Работа по учебнику (с. 40-41). Если дети затрудняются ответить на вопрос 4, учитель может напомнить им про «Ладушки» и прочитать (а лучше рассказать) любую потешку, например одну из этих:

***

Ладушки, ладушки,

Испечём оладушки.

На окно поставим.

Остывать заставим.

Немного погодим,

Всем оладушек дадим.


***

(Водим пальчиком по ладошке)

Сорока-ворона

Кашку варила,

На порог скакала,

Гостей созывала.

Гости не бывали,

Каши не едали,

Всю свою кашу

Сорока-ворона

Деткам отдала.

(Загибаем пальчики)

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

- Зачем дров не пилил?

- Зачем воду не носил? Далее, последовательно выполняя задания учебника, первоклассники знакомятся с особенностями и назначением колыбельных песен. Желательно, чтобы первую из колыбельных исполнил наизусть учитель, вторую - тоже учитель или прочитал хорошо читающий первоклассник. После обсуждения колыбельных по вопросам учебника дети учатся читать их выразительно: спокойно, напевно, не спеша, не громко. Задание 2 (музыкальное иллюстрирование) целесообразно оставить для домашней работы. Дома первоклассники по желанию выполняют задание «Придумай мелодию» к любой потешке и к любой колыбельной, а также думают о том, чем похожи и чем отличаются потешки и колыбельные, выполняя факультативное (необязательное для выполнения) задание 3.

  1. Подведение итогов урока.
  • Дети, с какими жанрами мы сегодня познакомились?
  • Вам понравились потешки и колыбельные?
© 2010-2022