- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа по русскому языку 3 класс
Программа по русскому языку 3 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шувалова И.В. |
Дата | 06.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Волоколамская школа-интернат основного общего образования»
Утверждено
приказом директора МОУ «Волоколамская школа-интернат
основного общего образования» № 86-Д от «01» 09 2015г.
Рабочая учебная программа
по русскому языку
общеобразовательный, 3 класс
(уровень, ступень образования)
1 год
(срок реализации)
Рабочая программа составлена на основе:
Авторской программы по русскому языку УМК «Школа России»
Авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий, М., изд «Просвещение», 2011 год
Учитель, составивший рабочую программу И.В.Шувалова
2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса русский язык для 3 классов общеобразовательных учреждений авторов В.П. Канакиной и В. Г. Горецкого «Русский язык. Рабочие программы 1 - 4 классы» - М.: «Просвещение», 2011.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Реализация цели рабочей программы осуществляется в процессе выполнения следующих задач:
-
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке ка основе национального самосознания;
-
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
-
развитие коммуникативных умений;
-
развитие нравственных и эстетических чувств;
-
развитие способностей к творческой деятельности.
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
2. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год». 4. Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку программа В.П. Канакиной и В. Г. Горецкого «Русский язык. Рабочие программы 1 - 4 классы» - М.: «Просвещение», 2014).
Данная программа построена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи. Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся. Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников. Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической). Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком - его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур - формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности. Центральное место в содержании курса занимает тема «Предложение», поскольку работа над предложением направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки. Серьезное внимание уделяется в программе формированию фонетико- графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма. Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения), осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций, осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова, овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения, осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности. Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами. Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма. Построена с учетом реализации межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Методические особенности изучения предмета: Содержание курса русского языка открывает возможность сформировать у учащихся общепредметные/специальные предметные и личностные умения:
- 1) работать с учебной книгой, лингвистическими словарями и справочниками, работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка), использовать различные способы поиска информации;
- 2) выполнять простые учебные задачи, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, пользоваться приёмами активного анализа и синтеза, сопоставления, нахождение сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации;
- 3) учит школьников позитивной самооценке, сотрудничевству друг с другом и со взрослыми, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию в рамках проектной деятельности.
Программа направлена на формирование учебно-управленческих умений и навыков, учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков, развитие логического мышления на основе формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, анализировать, сопоставлять. Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией В.П. Канакиной и В. Г. Горецкого. Русский язык. 3 класс. - М.: Просвещение, 2012. УМК состоит из:
- учебник: В.П. Канакина и В. Г. Горецкий. Русский язык 3 класс. - М.: Просвещение, 2012. В 2 частях.
- рабочая тетрадь:В.П.Канакина. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 частях.од
- программа: авторы В.П. Канакина и В. Г. Горецкий «Русский язык. Рабочие программы 1 - 4 классы» - М.: Просвещение, 2011.
- Диски: Канакина В.П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное пособие.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом начального образования и в соответствии с учебным планом ГБОУ школы № 497 Невского района Санкт-Петербурга на изучение русского языка в 3 классе отводится 5 часов в неделю, 170 часов в год. Часы на обучение выделены из федерального компонента учебного плана.
Система контроля по курсу русского языка включает проведение 15 повторительно-обобщающих, 10 контрольных уроков, а также 6 часов на проекты.
Данный комплект по русскому языку отражает все современные подходы к обучению младших школьников русскому языку и связной речи. Неоценимым достоинством учебника являются тексты, взятые из лучших произведений классической, художественной и научно-популярной литературы, произведения устного народного творчества. Учебник содержит большое количество справочного материала: схемы, таблицы, словари (орфографический, орфоэпический, толковый, словарь синонимов, словарь антонимов, словарные слова, словарь фразеологизмов. Деятельностный подход, основанный на принципе: учителю - легко, ученикам - интересно, вместе - эффективно. В системе уроков планируются использование следующих типы уроков: Урок изучения нового материала. Урок закрепления знаний. Урок обобщения и систематизации знаний. Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида. Урок-игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки. Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности обучающихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном, так и в электронном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени. Урок - самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ. Урок - контрольная работа. Проводится на двух уровнях: уровень базовый (обязательной подготовки) - «3», уровень продвинутый - «4» и «5». Применяются технологии индивидуального, индивидуально - группового, группового и коллективного способа обучения, технологии уровневой дифференциации, развивающего обучения и воспитания. Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
- методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстративных), практических, проблемно - поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;
- методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр.
- методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ;
- степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно - иллюстративного, частично - поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения
Оценка знаний и умений обучающихся проводится в форме итогового контрольного диктанта.
В результате прохождения программного материала обучающийся должен знать:
- предложения по цели высказывания и интонации (повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные);
- главные члены предложения (подлежащее и сказуемое), второстепенные члены предложения;
- однородные члены предложения;
- состав слова (корень, приставку, суффикс, окончание);
- правописание парных согласных в корне;
- правописание непроизносимых согласных;
- правописание слов с двойными согласными;
- изменение имён существительных по падежам (названия падежей и падежные вопросы), начальную форму имён существительных, три склонения имён существительных, падежные окончания;
- правописание имён существительных мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, вещь, сторож, плащ);
- имя числительное; правописание количественных числительных.
Литература и средства обучения
-
Основная литература
-
Сборник рабочих программ. Школа России. 1-4 класс.- М.: Просвещение, 2011 год
2. Дополнительная литература
-
Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари.
-
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку.)
3. Учебные и справочные пособия.
- Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 кл. в 2-х частях - М.: Просвещение, 2012.
- Канакина В.П., Рабочая тетрадь по русскому языку для 3 класса: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2012.
- Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 3 класс/Сост. В.А. Синякова. М.: ВАКО, 2012.
4. Учебно-методическая литература.
-
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Методическое пособие к комплекту «Русский язык: 3 класс». М.: Просвещение, 2011 год
-
Канакина В.П., Щеголёва Г.С. русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ 1-4 классы.
-
Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. 3 класс. М.:ВАКО, 2012
5. Перечень средств обучения (+ интернет-ресурсы)
-
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
-
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
-
Мультимедийный проектор.
-
Экспозиционный экран.
-
Компьютер.
-
Сканер.
-
Принтер лазерный.
Формы контроля
№ п/п
Наименование темы
Всего часов
Из них
Контрольные диктанты
Проверочные и самостоятельные работы
Проекты
1.
Язык и речь
2
0
0
0
2.
Текст. Предложение.
Словосочетание.
14
1
3
0
3.
Слово о языке и речи.
19
1
3
1
4.
Состав слова.
16
1
3
1
5.
Правописание частей слова.
29
2
4
1
6.
Части речи.
76
5
8
3
7.
Повторение
14
1
2
0
ИТОГО:
170
11
23
6
Содержание
Тема 1. Язык и речь (2 часа)
Виды речи. Речь, её назначение. Речь - отражение культуры человека.
Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.
Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
Тема 2. Текст, предложение, словосочетание (14 часов)
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.
Построение текста: вступление, основная часть, заключение.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные)
Знаки препинания в конце предложений. Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании. Для реализации этого содержания учащиеся должны: Знать: - типы текстов по цели высказывания и интонации - члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные; Уметь:
- определять тему и основную мысль текста;
- делить текст на части, соблюдать красную строку;
- устанавливать связь между частями текста;
- устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
- озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
- устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
- распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
- производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
- устанавливать связь по смыслу между частями текста (восстанавливать деформированный повествовательный текст из трех частей);
- писать изложение (по вопросам) текста из 30-45 слов;
- составлять и записывать текст из 3-5 предложений на заданную тему или по наблюдениям, по ситуации;
- употреблять при записи текста красную строку.
-
интонационно правильно произносить предложения.
По данной теме предусмотрены следующие работы:
-
Контрольный диктант №1;
-
Тестирование КИМ тест №1,2;
-
Обучающее изложение.
-
Словарный диктант.
Тема №3.Слово в языке и речи (19 часов) Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника. Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление). Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов.
Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста. Для реализации этого содержания учащиеся должны: Контроль:
- Проверочная работа;
-
Контрольный диктант №2;
-
Обучающее изложение - 2 часа;
-
Словарные диктанты
-
Проект «Рассказ о слове»
Тема №4. Состав слова (69 часов). Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова - корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку- печь, лицо - личный, бег - бежать, верх - вершина, вязать - вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-. Разделительный Ъ. Знать:
- части слова: корень, окончание, приставку, суффикс;
- правила проверки корневых орфограмм;
- производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс, основу;
- подбирать однокоренные слова разных частей речи;
- правильно писать слова с корневыми орфограммами: парная согласная, безударная гласная, непроизносимая согласная;
- писать слова с разделительным Ъ;
- правильно писать гласные и согласные в приставках.
- интонационно правильно произносить предложения.
- проверочная работа - 3 часа;
- тест - 3 час;
- контрольная работа - 4 часа;
- контрольное списывание - 1час;
- изложение - 5 часов;
- сочинение - 1час.
Тема №5. Части речи (64 часа). Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы). Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении. Знать:
- части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;
-
-распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
-
изменять имена существительные по числам;
-
склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
-
изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
- изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени - по
родам.
-
- проверочная работа - 3 часа;
- тест - 5 часов;
- контрольная работа - 3 часа;
- изложение - 3 часа;
- сочинение - 1 час.
Тема №6. Повторение изученного за год - 6 часов. Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку.
№
п/п
Дата проведе-ния
Тема урока
Деятельность учащихся
1
1.09
Наша речь. Виды речи.
Уметь:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
2
2.09
Наш язык.
3,4
3.09
Текст. Типы текстов
Уметь:
-выделять главную мысль;
- подбирать заголовок;
знать признаки текста
5
4.09
Предложение.
Знать и понимать, чем предложение отличается от слова; распознавать предложения, выделять их интонационно, составлять предложения из деформированных слов, правильно обозначать предложения на письме.
6
7.09
Виды предложений по цели высказывания.
Уметь различать значение предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа.
Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.
Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации.
Анализировать содержание таблицы и использовать его для составления сообщения о типах предложений.
Обосновывать знаки препинания в конце предложений.
7
8.09
Виды предложений по интонации.
8
9.09
Предложения с обращением
Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи.
9
10.09
Обучающее изложение
Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях - обращения.
10, 11
11.09
14.09
Главные и второстепенные члены предложения.
Уметь разбирать предложения по членам предложения, находить основу предложения, составлять предложения из деформированной записи.
12, 13
15.09
16.09
Простое и сложное предложения.
Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения.
Составлять из двух простых предложений одно сложное.
Разделять запятой части сложного предложения.
14, 15
17.09
18.09
Словосочетание. Словарный диктант.
Тест.
Различать словосочетание и предложение.
Выделять в предложении словосочетания.
Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.
16
21.09
Контрольный диктант по теме «Предложение»
Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.
17
22.09
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.
Уметь распознавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю.
Распознавать многозначные слова, слова в прямом и в переносном значениях.
Находить среди других слов, в предложении, тексте синонимы, антонимы, подбирать к слову синонимы и антонимы.
Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение.
18
23.09
Синонимы и антонимы.
19
24.09
Омонимы.
20
25.09
Слово и словосочетание.
Уметь различать слово и словосочетание как сложное название предмета.
Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания.
Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания.
Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте.
21
28.09
Фразеологизмы
22
29.09
Обучающее изложение
Уметь составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях - обращения.
23
30.09
Части речи. Имя существительное.
Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Определять род и число имён существительных
24
1.10
Имя прилагательное.
Определять род и число имён существительных и прилагательных. Изменять форму числа имён существительных и прилагательных, классифицировать по роду.
25, 26
2.10
3.10
Глагол. Проверка знаний.
Распознавать род, число и форму глаголов.
27
12.10
Что такое имя числительное?
Находить имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры слов-имён числительных.
28
13.10
Однокоренные слова. Словарный диктант.
Уметь распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятель- но их записывать;
29
14.10
Звуки и буквы. Гласные звуки.
Уметь анализировать и кратко характеризовать звуки речи; различать произношение и написание слов.
30
15.10
Звуки и буквы. Согласные звуки.
Уметь анализировать и кратко характеризовать звуки речи, воспроизводить написание буквосочетаний с шипящими согласными звуками.
31
16.10
Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак.
Уметь правильно обозначать на письме парные по глухости-звонкости согласные звуки в конце слова и перед согл.
32
19.10
Обучающее изложение.
Излагать письменно содержание повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану.
33
20.10
Обобщение и закрепление изученного материала. Словарный диктант.
Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания; распознавать части речи, подбирать однокоренные слова
34
21.10
Проект «Рассказ о слове»
Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации.
35
22.10
Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»
Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.
36
23.10
Что такое корень слова?
Формулировать определения однокоренных слов и корня слова.
Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Находить чередования звуков в корне слов.
37
26.10
Как найти корень в слове? Словарный диктант.
38
27.10
Сложные слова.
39, 40
28.10
Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
41
29.10
Что такое приставка? Как найти в слове приставку?
Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса.
42
30.10
Значения приставок.
43
2.11
Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?
44
3.11
Значения суффиксов.
Словарный диктант.
45
5.11
Сочинение по картине А.А.Рылова.
Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине, анализировать содержание, составлять по картине описательный текст.
46
6.11
Что такое основа слова?
Выделять в словах основу слова.
Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова.
47
9.11
Обобщение знаний о составе слова. Проверка знаний.
Тест №3 (КИМ)
Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей.
Проводить разбор слов по составу (кроме слов типа семья, читать и слов, утративших членимость в современном русском языке).
Анализировать, составлять модели разбора по составу и подбирать слова по этим моделям.
Работать со словообразовательным словарём, находить в нём нужную информацию о составе слова.
48
10.11
Контрольный диктант по теме «Состав слова»
Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.
49
11.11
Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова.
Анализировать, составлять модели разбора по составу и подбирать слова по этим моделям.
Работать со словообразовательным словарём, находить в нём нужную информацию о составе слова.
50
12.11
Обучающее изложение.
Редактировать предложения с однокоренными словами.
Подробно излагать содержание повествовательного текста по плану.
51
13.11
Проект «Семья слов»
Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации.
52
16.11
В каких значимых частях слова есть орфограммы?
Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.
Находить и отмечать в словах орфограммы.
Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности.
Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.
Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.
Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове
Приводить примеры слов с заданной орфограммой.
Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.
Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.
Работать с орфографическим словарём.
Составлять словарики слов с определённой орфограммой.
53-55
17.11
18.11
24.11
Правописание слов с безударными гласными в корне. Тест.
56-59
25.11
26.11
27.11
30.11
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
60
1.12
Обучающее изложение.
Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану.
61-63
2.12
3.12
4.12
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Тест.
Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.
Находить и отмечать в словах орфограммы.
Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности.
Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.
Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.
Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове
Приводить примеры слов с заданной орфограммой.
Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.
Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.
Работать с орфографическим словарём.
64, 65
7.12
8.12
Правописание слов с удвоенными согласными
66
9.12
Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка»
Составлять текст по сюжетным рисункам учебника, по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка» и опорным словам.
67
10.12
Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов»
Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.
68-70
11.12
14.12
15.12
Правописание суффиксов и приставок.
Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм.
Находить и отмечать в словах орфограммы.
Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности.
Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.
Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами.
Приводить примеры слов с заданной орфограммой.
Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.
Работать с орфографическим словарём.
71
16.12
Правописание приставок и предлогов. Словарный диктант.
72
17.12
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. Тест №8 (КИМ)
73,
74
18.12
21.12
Разделительные твёрдые и мягкие знаки.
75
22.12
Обучающее изложение.
Составлять текст по сюжетным рисункам учебника
76
23.12
Контрольный диктант по теме «правописание частей слов»
Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.
77
24.12
Проект «Составляем орфографический словарь»
Составлять словарики слов с определённой орфограммой. Работать с орфографическим словарём.
78, 79,
80
25.12
28.12
29.12
Обобщение и систематизация знаний.
Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.
81
30.12
Части речи.
Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное).
Подбирать примеры слов изученных частей речи.
Составлять по рисунку текст, определять, к каким частям речи относятся слова в предложениях.
82, 83
31.12
11.01
Имя существительное и его роль в речи.
Распознавать имена существительные среди других частей речи, определять лексическое значение имён существительных.
Находить устаревшие слова-имена существительные
Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу).
84, 85
12.01
13.01
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
86
14.01
Обучающее изложение.
Определять порядок действий при организации самостоятельной работы по алгоритму при подготовке к изложению, последовательно выполнять эти действия при работе над изложением.
87
15.01
Собственные и нарицательные имена существительные.
Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных.
Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных.
88
18.01
Проект «Тайна имени»
Составлять рассказ о своём имени.
89, 90
19.01
20.01
Число имён существительных.
Определять число имён существительных и изменять их по числам.
Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа.
91, 92
21.01
22.01
Род имён существительных. Словарный диктант.
Определять род имён существительных.
Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода.
Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. (Этот мальчик - большой умница. Эта девочка - большая умница.)
93, 94
25.01
26.01
Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.
Правильно записывать имёна существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи.
95
27.01
Обучающее изложение.
Подробно письменно излагать содержание текста-образца.
Составлять устный и письменный рассказ по серии картин. Проверять написанное.
96
28.01
Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.
97
29.01
Склонение имен существительных. Самостоятельная работа.
Изменять имена существительные по падежам.
Определять начальную форму имени существительного.
Распознавать падеж, в котором употреблено имя существительное, и падежи с внешне сходными падежными формами.
Составлять предложение (словосочетание) употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. Определять изученные грамматические признаки имени существительного и обосновывать правильность их выделения.
98, 99
1.02
2.02
Падеж имен существительных.
100
3.02
Сочинение по картине И.Я.Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка»
Составлять устно и письменно текст по репродукциям картин художников.
Проверять письменную работу (изложение, сочинение
101
4.02
Именительный падеж.
Определять начальную форму имени существительного.
Распознавать падеж, в котором употреблено имя существительное, и падежи с внешне сходными падежными формами. Составлять предложение (словосочетание) употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме
102
5.02
Родительный падеж.
103
8.02
Дательный падеж.
104
9.02
Винительный падеж.
105
10.02
Творительный падеж.
106
11.02
Предложный падеж. Словарный диктант.
107
12.02
Обучающее изложение.
Излагать письменно содержание повествовательного текста.
108
15.02
Все падежи.
Изменять имена существительные по падежам.
Определять начальную форму имени существительного.
Распознавать падеж, в котором употреблено имя существительное, и падежи с внешне сходными падежными формами.
Определять изученные грамматические признаки имени существительного и обосновывать правильность их выделения.
109
16.02
Обобщение знаний. Тест.
110
17.02
Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень»
Составлять устно и письменно текст по репродукциям картин художников.
Проверять письменную работу (изложение, сочинение)
111
18.02
Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
Писать диктант и проверять написанное.
112
19.02
Проект «Зимняя страничка»
Подбирать слова - имена существительные на тему «Зима», составлять словарь зимних слов, анализировать поэтические тексты, посвящённые зимней природе.
113, 114
22.02
29.02
Значение и употребление имён прилагательных в речи.
Распознавать имена прилагательные среди других частей речи.
Определять лексическое значение имён прилагательных.
Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения.
Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным - имена существительные.
Распознавать художественное и научное описания. Наблюдать над употреблением имён прилагательных в таких текстах.
Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка.
115
1.03
Роль прилагательных в тексте.
116
2.03
Текст-описание.
117
3.03
Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь»
Находить изобразительно-выразительные средства в тексте о картине М. Врубеля «Царевна-Лебедь».
Рассматривать репродукцию картины М.Врубеля «Царевна-Лебедь» и высказывать к ней своё отношение.
118
4.03
Род имён прилагательных.
Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду.
Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.
Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе.
Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов.
Писать правильно родовые окончания имён прилагательных.
Соблюдать нормы правильного употребления в речи имён прилагательных в словосочетаниях типа серая мышь, пенистый шампунь, белый лебедь и др.
119, 120
7.03
9.03
Изменение имён прилагательных по родам.
121, 122
10.03
11.03
Число имён прилагательных
Определять форму числа имени прилагательного, изменять имена прилагательные по числам.
123, 124
14.03
15.03
Изменение имён прилагательных по падежам
Изменять имена прилагательные по падежам.
Определять начальную форму имени прилагательного.
Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных.
125, 126
16.03
17.03
Обобщение знаний. Проверка знаний.
Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения.
127
18.03
Отзыв по картине А.А.Серова «Девочка с персиками»
Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками» и опорным словам.
128
21.03
Обобщение знаний.
Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения.
129
22.03
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».
Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.
130
23.03
Проект «Имена прилагательные в загадках»
Наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок.
131
24.03
Личные местоимения.
Уметь определять личные местоимения среди других частей речи, грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа).
Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений.
Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями.
Оценивать уместность употребления местоимений в тексте.
132
25.03
Изменение местоимений по родам.
133, 134
28.03
29.03
Местоимение. Словарный диктант.
135
30.03
Обучающее изложение.
Уметь составлять письмо другу или кому-либо из родственников.
136-138
31.03
1.04
4.04
Значение и употребление глаголов в речи.
Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос.
Определять лексическое значение глаголов. Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам.
139, 140
5.04
6.04
Неопределённая форма глаголов.
141, 142
7.04
8.04
Число глаголов.
143
11.04
Времена глаголов.
Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов.
144
18.04
Времена глаголов. Второе лицо.
145, 146
19.04
20.04
Изменение глаголов по временам.
147
21.04
Обучающее изложение.
Уметь составить письменный рассказ по сюжетным рисункам.
148, 149
22.04
25.04
Род глаголов в прошедшем времени
Уметь определять род и число глаголов в прошедшем времени.
Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о).
150, 151
26.04
Правописание частицы не с глаголами.
Раздельно писать частицу не с глаголами.
152-155
27.04
28.04
29.04
3.05
Обобщение знаний. Тест.
Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения.
156
4.05
Контрольный диктант по теме «Глагол»
Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.
157,158
5.05
Части речи
Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.
159
6.05
Обучающее изложение.
Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста.
160
10.05
Обобщение изученного о слове, предложении.
Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.
161
11.05
Правописание окончаний имен прилагательных.
162
12.05
Правописание предлогов и приставок. Тест №12 (КИМ)
163
13.05
Правописание безударных гласных.
164
16.05
Правописание значимых частей слова.
165
17.05
Итоговый контрольный диктант.
Использовать приобретенные знания и умения; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.
166
18.05
Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова.
167
19.05
Обучающее изложение.
Восстанавливать текст с нарушенным порядком предложений и нарушенным порядком слов в предложениях.
168
20.05
Текст.
Определять тему и главную мысль текста.
Подбирать заголовок к тексту.
Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.
Составлять план текста. Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение.
169
23.05
Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул?»
Уметь составить текст-рассуждение.
170
24.05
КВН «Знатоки русского языка»
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения
Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого
К концу третьего класса обучающиеся должны знать:
-
-
части слова: корень, окончание, приставку, суффикс; части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;
-
члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные;
- слова с непроверяемыми написаниями: автобус, адрес, аллея, аптека, библиотека, болото, ботинки, вагон, валенки, вдруг, вместе, вокруг, воскресенье, восток, вчера, герой, горох, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, животное, завтра, завтрак, запад, завод, земляника, картина, картофель, квартира, килограмм, коллектив, комбайн, комбайнер, комната, компот, корабль, космонавт, космос, Красная площадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница, магазин, малина, месяц, метро, молоток, морковь, ноябрь, обед, овёс, овощ, огород, огурец, однажды, октябрь, орех, осина, отец, памятник, песок, пловец, победа, погода, помидор, понедельник, потом, праздник, пшеница, пятница, ракета, рассказ, расстояние, растение, революция, рисунок, сахар, север, сегодня, сентябрь, совет, солдат, соловей, солома, столица, тарелка, топор, трактор, трамвай, ужин, улица, февраль, хоккей, хороший, чёрный, четверг, чувство, яблоко, яблоня, январь.
-
- грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ъ и ь, непроизносимые согласные, ь после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
- производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;
- подбирать однокоренные слова разных частей речи;
- распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
- изменять имена существительные по числам;
- склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
- изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
- изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени - по родам;
- распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
- устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
- распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
- производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
- интонационно правильно произносить предложения; писать изложение в 60-75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;
- определять тему и основную мысль текста;
- делить текст на части, соблюдать красную строку;
- устанавливать связь между частями текста;
- устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
- озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
- распознавать текст - повествование, описание, рассуждение;
- писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;
- составлять устный ответ-рассуждение.
- адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
- работы со словарём (алфавит);
- соблюдения орфоэпических норм;
- создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике.
Согласовано
Протокол заседания
Методического объединения
От 27.08.2015 год № 1
Руководитель ШМО
Шувалова И.В.