Рабочая программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению Затейник

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА НИКОЛАЯ СТЕПАНОВИЧА ДОРОВСКОГО С. ПОДБЕЛЬСК МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ПОХВИСТНЕВСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

(ГБОУ СОШ им. Н.С. Доровского с. Подбельск)

446460,РФ, Самарская область, Похвистневский район, с.Подбельск, ул. Октябрьская, 28.

[email protected]

телефон: 8(84656) 61-2-62

ИНН 6372019690 КПП 637201001

ОГРН 1116372001525

______________________№ _________

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Николая Степановича Доровского с. Подбельск муниципального района Похвистневский Самарской области (ГБОУ СОШ им. Н. С. Доровского с. Подбельск)

Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании М/О учителей Зам. директора по ВР Директор школы

начальных классов ___________ /Душаева Н .М. / _________/Уздяев В. Н.

Протокол № 1

от ___________2015 г «_____» ____________ 2015 г «_____» ____________ 2015

Руководитель М/О

________/Резачкина С. И./

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

по общекультурному направлению

«Затейник»

для учащихся 3 классов



Разработал:

Учитель русского языка и литературы

Костина Светлана Владимировна

2015



Пояснительная записка

Программа разработана на основе Примерных программ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. Сформированная система воспитательной работы в и ее кадровый состав позволяет на базе общеобразовательного учреждения организовать занятия по направлениям внеурочной деятельности без привлечения педагогов образовательных учреждений дополнительного образования. Основной целью организации внеурочной деятельности является формирование ключевых компетенций учащихся: информационной, коммуникативной, проблемной, кооперативной или компетенции по работе в сотрудничестве. Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды и формы деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Данный курс не преследует цели изучения приёмов и методов театрального искусства, акцент делается на развитие личностных качеств ученика, его духовного мира.

Цель программы: дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства (музыка, театр, изобразительное искусство), прикоснуться к прекрасному; создать условия для формирования личности ребёнка средствами театральной педагогики.

Задачи:

- Развивать природные задатки и способности;

- Знакомить с приёмами исполнительского мастерства;

- Учить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

- Расширить художественный и общий кругозор учащихся;

- Раскрыть индивидуальные способности ученика;

- Развивать основные психические процессы и качества:

восприятие, память, внимание, наблюдательность, фантазию, коммуникабельность, смелость публичного выступления.

- Развивать речевой аппарат и пластику выразительности движений; - Воспитывать чувство ответственности перед коллективом.

Форма занятий: театрализованные игры, репетиционные занятия, постановочные занятия, информационные занятия, «творческие мастерские»;

Форма отчёта: выступления, концерты, спектакли.

Обращение к литературным и драматургическим произведениям с использованием игровой формы позволяет знакомить учащихся с законами сцены и театрального творчества.

Занятия формируют в ученике смелость публичного выступления, готовность в любую минуту выйти на сцену и продемонстрировать свою задумку.

Ребёнок становится раскрепощённее, контактнее, учится чётко формулировать свои мысли и излагать их публично.

Выступления привносят в школьную жизнь праздничность, помогают раскрыть индивидуальные способности детей их родителям и учителям.

Занятия аккумулируют в себе элементы пластики, риторики, этики и эстетики.

Это делает курс увлекательным, наполненным интересным содержанием.

Программу курса можно условно разделить на четыре раздела:

«Художница Осень»,

«Художница Зима»,

«Художница Весна»,

«Художница Лето».

В каждом разделе предполагаются знакомство с произведениями искусства: музыкой (классической и инструментальной), детскими песнями,

произведениями художников-классиков,

литературными произведениями.

В конце каждого раздела - творческий отчёт: пьеса, спектакль, музыкальная сказка, концерт и т.д.

В результате занятий по данному курсу развиваются необходимые для творческой деятельности качества, способности, навыки:

  • Организованность, способность взаимодействовать с партнёрами;

  • Различные стороны зрительного восприятия и зрительную память;

сенсорные восприятие и память;

мышечно-двигательное восприятие и мышечную память;

  • Непрерывность, логику, последовательность и завершённость действия;

  • Речь, дыхание и голос;

  • Способность различать подтексты в словесном выражении;

  • Способность видеть, слышать и понимать товарища и воздействовать на него;

  • Умение управлять своим вниманием.

  • Способность проявлять артистическую смелость и характерность при выполнении индивидуальных заданий.

  • Ожидаемые результаты программы
  • В результате освоения этой деятельности школьники
  • - приобретут знания о принятых в обществе нормах поведения в театре, у них будут формироваться навыки зрительской культуры; будет развиваться художественный вкус, расширяться общий кругозор, пополнится словарный запас;
  • - овладеют практическими навыками одновременного и последовательного включения в коллективную работу; умением переходить из позиции зрителя в позицию исполнителя и наоборот;
  • - приобретут умения оценивать театральное искусство (выражение собственного мнения при посещениях театра);
  • - научатся отличать понятие «театр» как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества.

Часов за год: 34 часа

В неделю: 1 час


№ урока

Тема

Основное содержание занятия

Кол-во

часов

Формы и методы работы

Вид деятельности

Примечание

Формируемые УУД

1

Вводное занятие. Ознакомительная беседа «Искусство. Что такое искусство?»


Задачи и особенности занятий в кружке, коллективе. «Я умею…» Игра расскажи о себе.

1

Беседа

Слушание

Импровизация

Решение организационных вопросов

Понятие «экспромт» Личностные УУД: формирование эмоционального настроя на занятие. Коммуникативные УУД: взаимодействие с учителем. Регулятивные УУД: прогнозирование результата и уровня усвоения материала

2-3 Что такое театр?

Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить с понятием «театр», жанры, история театра, виды театра, современный театр.

2

Фронтальная работа

Слушание

Просмотр презентаций

Возможно использование Интернет-ресурсов

Личностные УУД: формирование эмоционального настроя на занятие.

Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли. Регулятивные УУД: целеполагание.

4-5

Театральная игра.

Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему.

Учимся сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

2

Игры с правилами, сюжетно-ролевая игра

Знакомство с правилами поведения на сцене

Понятие «рифма»

Личностные УУД: формирование эмоционального настроя на занятие.

Регулятивные УУД: развитие приемов умственной деятельносьти, внимание, памяти, творческой Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог, развитие умение работать в группе,

6-7

Мини-сценки (бытовые, школьные).

Работа над темпом, громкостью, мимикой на основе игр: «Репортаж с соревнований по гребле», «Шайба в воротах»,

«Разбилась любимая мамина чашка».

2

Индивидуальная работа

Исполнение

Обсуждение

Распределение ролей

Личностные УУД: формирование эмоционального настроя на занятие.

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, вступать в диалог, развитие умение работать в группе, воспитание ответственности за порученную роль.

Познавательные УУД: развитие читательских умений.

8-9

В мире пословиц.

Разучиваем пословицы. Инсценировка пословиц. Игра-миниатюра с пословицами «Объяснялки».

2

Индивидуальная работа

Обсуждение

Показ презентации «Пословицы в картинках»

Интернет-ресурсы

Личностные УУД: формирование эмоционального настроя на занятие.

Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность, развитие логического мышления.

Познавательные УУД: продолжить знакомство с жанрами УНТ - пословицами, поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные УУД: уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; развивать умение работать в группе; формировать умение проверять результаты деятельности; воспитывать ответственность.

10-11

Виды театрального искусства.

Рассказать детям в доступной форме о видах театрального искусства.

Упражнения на развитие дикции (скороговорки, чистоговорки). Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями.

Чтение сказок. Инсценирование понравившихся диалогов.

2

Словесные формы работы

Слушание

Игровое упражнение

Презентация «Виды театрального искусства»

Интернет - ресурсы

Личностные УУД: формирование эмоционального настроя на занятие. Познавательные УУД: развитие читательских у Регулятивные УУД: планировать свою деятельность, развитие приемов умственной деятельности, внимания, памяти, творческой активности; контролировать и оценивать процесс и результаты действия.

12-13

Правила поведения в театре.

Познакомить детей с правилами поведения в театре

Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему

2

Сюжетно-ролевая игра,

составление диалогов, монологов

Электронная презентация «Правила поведения в театре»

Правила диалога Личностные УУД: формирование эмоционального настроя на занятие. Познавательные УУД: формулировка алгоритма действий, применение выработанного алгоритма на п Регулятивные УУД: навыки самопроверки рактике. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничество с учителем и сверстниками, умеют слушать и слышать друг друга, проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции.

14-15

Праздник детства.

Работа над темпом, громкостью, мимикой и жестами.

2

Индивидуальная работа

Распределение ролей

Возможно использование Интернет-ресурсов

Личностные УУД: формирование эмоционального настроя на занятие, вырабатывают уверенность в собственных силах.

Коммуникативные УУД: устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные УУД: составляют план и последовательность действий, вносят коррективы и дополнения в составленные планы.

16-17

Театральная азбука.

Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их обыгрывание

2

Индивидуальная работа

соревнование

Личностные УУД: формирование эмоционального настроя на занятие. Коммуникативные УУД: уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; развивать умение работать в группе; формировать умение проверять результаты деятельности; воспитывать положительное отношение к работе.

18-19

Солдатушки, браво ребятушки!

Работа над темпом, громкостью, мимикой, пластикой и жестами.

2

Индивидуальная работа

Распределение ролей

Интернет-презентация

Личностные УУД: формирование эмоционального настроя на занятие.

Коммуникативные УУД: устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные УУД: составляют план и последовательность действий, вносят коррективы и дополнения в составленные планы.

20-21-22

Деревенские посиделки.

Знакомство с текстом, распределение ролей, диалоги героев.

3

Фронтальная работа

Распределение ролей, работа над дикцией, выразительностью

Возможно использование Интернет-ресурсов

Личностные УУД: формирование эмоционального настроя на занятие.

Коммуникативные УУД: устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные УУД: составляют план и последовательность действий, вносят коррективы и дополнения в составленные планы.

Познавательные УУД: продолжить знакомство с традициями и обрядами деревенских посиделок.

23-24

Театральная игра «Маска, кто ты?!»

Учимся развивать зрительное, слуховое внимание, наблюдательность.

Учимся находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом.

2

Групповая работа, словесные методы,

сюжетно-ролевая игра, игры с сюжетными игрушками

Дети самостоятельно разучивают диалоги в микрогруппах

Личностные УУД: формирование эмоционального настроя на занятие.

Коммуникативные УУД: устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные УУД: составляют план и последовательность действий, вносят коррективы и дополнения в составленные планы

25-26

Основы театральной культуры.

Театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий

Музыкальные пластические игры и упражнения

2

Групповая работа, поисковые методы

Просмотр видео роликов

Подбор музыкальных произведений к знакомым сказкам

Интернет-презентация

Личностные УУД: формирование эмоционального настроя на занятие.

Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные УУД: целеполагание. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли

27-28-29-30-31-32-33-34

Инсценирование сказок, детских пьес.

Знакомство с содержанием, выбор сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

8

Фронтальная работа, словесные методы

Исполнение

Обсуждение

Просмотр презентаций и мультфильмов

Работа с текстом сказки, пьесы: распределение ролей, репетиции .


Личностные УУД: формирование эмоционального настроя на занятие, устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Коммуникативные УУД: взаимодействие с учителем, умение слушать одноклассника, корректировать свои действия в соответствии с комментариями других учащихся.

Регулятивные УУД:

прогнозирование результата и уровня усвоения материала, осуществлять самоконтроль совместно с учителем и одноклассниками, давать оценку деятельности; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить .



Список рекомендуемой литературы


  1. Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. - М., 2011.
  2. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. - М., 2010.
  3. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. М., 2011.
  4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.,2010.
  5. Игры, конкурсы, развлечения. - Волгоград, 2001.
  6. Карпов А.В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. - СПб.: Речь, 2008.
  7. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. Театрализованные игры в школе. - М., 2009.
  8. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. - Ярославль: Академия развития, 2001.
  9. Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи. - М.: Астрель, 2013.
  10. Петрова А. Н. «Сценическая речь» М., Искусство 1981 г.
  11. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. - Ярославль, 2009.
  12. Субботина А.Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль, 2009.
  13. «Театр, где играют дети» (под ред. А. А. Никитина) М., «Владос», 2011 г.
  14. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. - Ярославль, 2010.
  15. Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. - М.:ВЛАДОС, 2011.
  16. Федорова Г.П. На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. - СПб.: "ДЕТСТВО - ПРЕСС", 2006.
  17. Фоминцев А. И. Методическое пособие «Уроки основ театрального искусства в начальных классах общеобразовательной школы», К., 2010г.
  18. Чурилова Э.Т. Методика организации театральной деятельности дошкольников и младших школьников. - М., 2010.

© 2010-2022