Урок по технологии УМК Перспектива 3 класс с презентацией

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок технологии в 3 класс УМК «Перспектива» второе полугодие, раздел «Человек и вода»

Раздел

Человек и вода

Тема урока

Мосты

Цели урока

-сформировать представление об укрощении и использовании воды и управлении водой человеком;

- ввести алгоритм подвижного соединения деталей;

- научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы

Изучение этапов строительства моста, выполнение макета подвесного моста.

Термины

Акведук, балка, ванты, виадук, кабель, конструкция, мост, пилон, пролёт, путепровод.

Планируемые результаты

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

-бережное отношение к воде;

-ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности;

-желание составлять правила сохранения и защиты воды;

-осознание необходимости успешности при освоении темы.

Познавательные умения:

-раскрывать значение понятий «акведук», «балка», «ванты», «виадук», «кабель», «конструкция», «мост», «пилон», «пролёт», «путепровод»;

-определять тип и назначение сооружения для переправы через водное пространство и обосновывать своё мнение;

-использовать приобретённые знания для составления правил сохранения и защиты воды.

Регулятивные умения:

-выполнять задание в соответствии с планом, алгоритмом;

-распределять обязанности для выполнения учебного задания;

-выполнять взаимопроверку, взаимооценку, самооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

-формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;

-согласовывать позицию с партнёром и находить общее решение;

-учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

-адекватно оценивать результат учебной деятельности.

Выполнить:

-макет подвесного моста;

-составлять и оформлять правила сохранения и защиты воды.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

ОБЖ

Тема «Поведение у воды»

Информационный материал:

Учебник, рабочая тетрадь «технология».

Образцы:

Модель моста.

Плакат «Критерии оценки работы».

Интерактивный материал: презентация «Мосты».

Звукозапись музыки с журчанием воды.

Индивидуальная, парная, групповая.

Фронтальная.

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

- Мотивировать к изучению темы

- Стимулировать желание бережно использовать водные богатства Земли.

Однажды Ваня гулял вдоль реки. Ваня, глядя на то, как отражаются солнечные лучи от воды, вспомнил, что скоро наступит лето. На каникулах они с Аней собираются поехать в лагерь, находящийся на берегу моря. Неожиданно он услышал тихий, приятный голос:

-Здравствуй, мальчик! Рада тебя видеть. Что ты здесь делаешь?

Ваня повернул голову, но никого не увидел. Он удивился и ответил:

-Наслаждаюсь природой, теплом весенних лучей, плеском волн и шуршанием песка.

-Как ты нежно, душевно сказал о Природе - матушке, очень приятно.

-Кто ты? - спросил Ваня невидимую собеседницу.

-Я та, без которой не может обойтись человек. Я вхожу в состав всех живых организмов и растительных веществ на Земле. На протяжении всей своей жизни человек ежедневно имеет дело со мной, учится управлять мною, укрощать мой нрав, но не бережёт и растрачивает моё богатство.

Ребята, можете ли вы назвать собеседницу Вани? Почему она утверждает, что человек неправильно использует её богатства на Земле?

Есть ли у вас желание определить собеседницу Вани и стать её защитником?

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы;

- проявлять желание бережно использовать водные богатства Земли.

II этап. Учебно - познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Планируемый результат

Цели:

  • стимулировать интерес к истории мостостроения;

  • актуализировать умение работать по плану;

  • ввести понятия «акведук», «балка», «ванты», «виадук», «кабель», «конструкция», «мост», «пилон», «пролёт», «путепровод»;

  • научить:

-определять тип моста по назначению и обосновывать своё мнение;

-определять назначение моста по названию и обосновывать своё мнение;

-рассказывать об истории появления моста;

-рассказывать об истории появления и развития мостостроения;

-рассказывать о видах моста по назначению;

-рассказывать об этапах выполнения макета моста;

-выполнить макет подвесного моста;

-выполнять учебное действие, используя план;

-формулировать понятные для партнёра высказывания, используя термины, в рамках диалога.

Сообщение учителя

Мост - искусственное сооружение для перехода или переезда. С глубокой древности мостом служит бревно, перекинутое через ручей. Такой мост называют примитивным. В 12 столетии в Киеве сооружали наплавные мосты для переправы через реку деревянные мосты, которые не только позволяли переправиться на другой берег, но и способствовали судоходству. В Южной Америке примерно с 11 века получили распространение верёвочные мосты (при угрозе нападения их можно было легко разобрать, тем самым лишая противника возможности быстрого захвата города), которые инки сооружали для переправы через горные разломы и реки с сильным течением.

В Москве первый каменный мост был построен через реку Неглинную в 1367 - 1368 годах по решению Великого князя Московского Дмитрия (впоследствии Дмитрий Донской). Первый каменный мост через Москву - реку был по проекту мастера палатных дел Кристлера из Страсбурга в 1643 году по приказу царя Михаила Фёдоровича Романова. С конца 18 века для строительства мостов начали применять металл. В 20 веке стали строить мосты из железобетона.

В настоящее время во Владивостоке строится один из самых больших в мире вантовых мостов.

Мосты бывают разных видов: через реку, озеро, пролив или любое другое водное препятствие (балочный, арочный, висячий); через дорогу (путеводитель); через овраг или ущелье (виадук).

По области применения мосты делятся на : железнодорожные, автомобильные, метромосты, пешеходные (предназначены для переезда или перехода с одного берега на другой), комбинированные (например, автомобильно - железнодорожные), водные путепроводы (мосты для кораблей с низкой ватерлинией - линией соприкосновения спокойной поверхности воды с корпусом плавающего судна), акведуки (мосты для транспортировки воды), виадуки (мосты через овраги или ущелья; соединяют точки, равные по высоте).

По конструкции мосты делятся на балочные, висячие, арочные и понтонные.

Балочные - самый простой вид моста, состоящий из опор и балок.

Висячий - крупнейший по длине и высоте пролёта мост, в котором проезжая часть подвешена на гибких элементах (канатах, цепях).

Вантовый - разновидность висячего моста, для конструкции которого используют стальные канаты - ванты.

Арочные- мосты, основными несущими опорами которых являются арки или своды.

Понтонные, или наплавные, - временные мосты на плавающих опорах.

Мост строят из прочных металлов (сталь и алюминиевые сплавы), железобетона, природного камня, дерева, верёвки. При сооружении моста на первом этапе возводят опоры. Далее с помощью монтажных кранов на них устанавливают пролётные строения. Затем укрепляют конструкции и выполняют окончательное оформление (устанавливают освещение, скульптуры и т.д.)

При строительстве больших мостов пролётное строение собирают на берегу и затем перемещают (надвигают) по опорам с одного берега на другой.

Строительство навесных мостов начинается с установки пилонов (столбов, поддерживающих основные (несущие) тросы), на которых подвешивают кабели моста. В конце монтируют подвески и балку жёсткости. Для оформления навесного моста используют освещение. Правильно освещённый мост кажется парящим в воздухе.

Задание 1 (З) Учебник, с. 100-101. (фронтальная работа)

Объясните значение слов «мост», «виадук», «ванты», «акведук», «путепровод», «балка», «пролёт», «пилон», «трос», «кабель», «конструкция».

Расскажите об истории появления моста.

Расскажите о видах мостов по назначению.

Расскажите о видах мостов по их конструкции.

Расскажите об этапах строительства подвесного моста.

Задание 2(П) (работа в паре).

Верно ли, что примитивные мосты строили из железобетона? Обоснуйте своё мнение.

Верно ли, что акведук использовали для перехода через овраг? Обоснуйте своё мнение.

Можно ли утверждать, что арочным называют мост, в котором основной несущей конструкцией являются ванты? Обоснуйте своё мнение.

Задание 3 (У) (индивидуальная работа).

Составьте и напишите фразу конструктор о цели сооружения моста:

Сооружение … позволило человеку преодолевать … пространства … и использовать это изобретение для удобства и … передвижения. (Сооружение моста позволяло человеку преодолевать водные пространства любых размеров и использовать это изобретение для удобства и скорости передвижения).

Задание 4 (У) (индивидуальная работа).

Учебник с.102 - 103, с самооценкой.

Выполните макет висячего моста, используя план в учебнике. Оцените работу по пятибалльной системе.

Диагностические задания (индивидуальная работа):

1.Допишите предложения:

  • Мост - это…

  • Пилон - это …

2.Перечислите известные вам виды мостов.

3.Восстановите порядок выполнения макета моста:

  • Установка пилонов.

  • Выполнение основы моста.

  • Установка несущих тросов.

  • Укладка дорожного полотна.

  • Навивка основных кабелей моста.

Личностные умения:

-проявлять интерес к истории мостостроения.

Познавательные умения:

- раскрывать значение понятий «акведук», «балка», «ванты», «виадук», «кабель», «конструкция», «мост», «пилон», «пролёт», «путепровод» и использовать их в активном словаре;

-определять тип моста по назначению и обосновывать своё мнение;

-определять назначение моста по названию и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

-выполнять учебное действие, используя план;

-выполнять самооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

-формулировать понятные для партнёра высказывания, используя термины в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

  • Рассказывать:

- об истории появления и развития мостостроения;

- о видах моста по назначению;

-об этапах выполнения макета моста;

  • Выполнять макет подвесного моста.

III этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Планируемый результат

Научить:

- соотносить результат с поставленной целью;

- адекватно оценивать результат учебной деятельности.

Самоанализ

1.Задание.

Закончите предложения:

1)мне важно знать о значении воды в жизни человека, потому что…

2)Для меня важно уметь бережно использовать воду, потому что…

Самооценка

2.Задание.

А)

V

+

!

«Я справился с заданием самостоятельно на «Отлично»

«Я справился с заданием хорошо, но мне помогали…»

«Я не смог справиться с заданием так, как хотелось. Мне надо ещё поучиться»

Б) Самооценка собственной деятельности.

Довольны ли своей деятельностью на уроке?

Если очень довольны, поднимите две руки.

Если вы довольны, поднимите две руки и сложите их вместе в рукопожатии.

Если не очень довольны, то поднимите одну руку.

Личностные умения:

- оценивать результат собственной деятельности.

Регулятивные умения:

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя

Результат деятельности

  • Соотнести полученный результат с поставленной целью.

  • Оценить результат своей деятельности.

Цели:

-сформировать представление об укрощении и использовании воды и управлении водой человеком;

- ввести алгоритм подвижного соединения деталей;

- научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Ключевые умения:

Личностные умения:

-проявлять интерес к истории мостостроения.

Познавательные умения:

- раскрывать значение понятий «акведук», «балка», «ванты», «виадук», «кабель», «конструкция», «мост», «пилон», «пролёт», «путепровод» и использовать их в активном словаре;

-определять тип моста по назначению и обосновывать своё мнение;

-определять назначение моста по названию и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

-выполнять учебное действие, используя план;

-выполнять самооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

-формулировать понятные для партнёра высказывания, используя термины в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

  • Рассказывать:

- об истории появления и развития мостостроения;

- о видах моста по назначению;

-об этапах выполнения макета моста;

  • Выполнять макет подвесного моста.

Заполняется учителем после освоения темы учащимися.






Приложение

Диагностические задания:

1 вариант.

1.Допишите предложения:

  • Мост - это…

  • Пилон - это …

2.Перечислите известные вам виды мостов.

3.Восстановите порядок выполнения макета моста:

  • Установка пилонов.

  • Выполнение основы моста.

  • Установка несущих тросов.

  • Укладка дорожного полотна.

  • Навивка основных кабелей моста.

2 вариант.

1.Допишите предложения:

  • Акведук - это…

  • Ванты - это …

2.Перечислите известные вам виды мостов.

3.Восстановите порядок выполнения макета моста:

  • Выполнение основы моста.

  • Установка несущих тросов.

  • Навивка основных кабелей моста.

  • Установка пилонов.

  • Укладка дорожного полотна.

3 вариант.

1.Допишите предложения:

  • Арочный мост - это…

  • Путепровод - это …

2.Перечислите известные вам виды мостов.

3.Восстановите порядок выполнения макета моста:

  • Выполнение основы моста.

  • Установка пилонов.

  • Укладка дорожного полотна.

  • Навивка основных кабелей моста.

  • Установка несущих тросов.

Фраза - конструктор.

Сооружение … позволило человеку преодолевать … пространства … и использовать это изобретение для удобства и … передвижения.

Карточки для самооценки

V

+

!

План работы (у каждого ученика):

1.Из листа плотной бумаги выбежите 4 полосы размером 5×1 см ( держатели для пилонов), согните и сделайте в них шилом (на доске!) отверстия.

2.Вырежите из картона 2 полосы размером 30× 5 см. Приклейте 4 спичечных коробка длинными боковыми гранями на одну из картонных полос на равном расстоянии друг от друга, сверху наклейте другую полоску.

3.Выньте внутренние детали из двух центральных коробков, приклейте к их меньшим боковым граням держатели для пилонов и вставьте детали обратно в коробки.

4.На одном конце каждой из 4 деревянных палочек или трубочек (пилонов) сделайте надрез и вставьте пилоны в держатели надрезом вверх.

5.Выньте внутренние детали 2 крайних коробков. Сделайте в них по 1 отверстию в обеих меньших боковых гранях.

6. Вденьте в каждое отверстие деталей по толстой нитке, предварительно закреплённой на конус. Вставьте детали в коробок.

7. Пропустите нитки через надрезы пилонов и закрепите во внутренней детали коробка с противоположной стороны моста. Натяните основные тросы, регулируя высоту пилонов.

8.Сделайте с обеих сторон в верхней картонной полосе между каждой парой коробков по 3 отверстия.

9. Возьмите ещё одну толстую нитку, завяжите на её конце узел и проденьте её в первое отверстие в картонной полосе снизу вверх, закрепите нитку на основном тросе узлом, затем проденьте её через соседнее отверстие в картонной детали и снова закрепите на основном тросе. Таким образом, пропустите нитку последовательно через все остальные отверстия в картонной детали, закрепляя её на основных тросах. Оформите изделие.



© 2010-2022