- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по родной литературе Т. Д. Кызыл-оол Бодаган
Урок по родной литературе Т. Д. Кызыл-оол Бодаган
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Тюлюш О.Т. |
Дата | 07.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления через проект.
Методы средства, обеспечивающие активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся, управление учебной деятельностью:
-
Объяснительно - иллюстративный с помощью ИКТ
При этом компьютер - это средство:
-
активизация внимания на начальном этапе урока;
-
рационального использования времени на уроке;
-
повышение эстетики и наглядности процесса обучения.
2. Проблемное обучение.
Цель; а) Показать детям того, как писатель через повадки, через произносимые звуки, через диалоги между собой домашних и диких животных; б) Показать детям, как автор сумел показать читателям (детям) домашних и диких животных через их повадки, издающие звуки, диалоги между собой; научить детей различать добро от зла, привить в них чувство доброты к окружающим, любви к животным.
-
Оборудование: Картина животных, компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку.
Ход урока:
- Оргмомент
- Приветствие (Очень эмоциональное и образное с использованием тувинской традиции «чолукшуур»
- Дети выбирают смайлики, разложенные на столах.
- От того, какой смайлик выбрал каждый, зависит ваше отношение к теме (к уроку) ( Учитель сообщает о начале урока)
- Сообщается цель.
Слайд 1,2 - Верблюжонок - Правильно. Очень много домашних и диких животных. Сейчас внимательно рассмотрите картинку. Представьте, кто может быть главным героем данной сказки? Слайд 4 ( Верблюжонок, кролик) - Сейчас выясним, с чьим произведением мы сегодня познакомимся. -«Чтоб узнать каков конь, надо видеть его на скачках, чтоб узнать каков писатель, надо познакомиться его произведением» Запись даты и темы в тетрадях Тулуш Дадар-оолович Кызыл-оол «Бодаган» («Верблюжонок») слайд 3 Чтение текста
Бир бодаган чурттап чораан чуве¸ иргин. Бир-ле катап ол ховуга хараган баштап чорааш, чыткн Бора-Тоолай коруп кааш, бар-ла шаа-биле каттыра берген.
-Чуу болду? Чуге мынчап каттырып турарың ол?-деп, Бора-Тоолай элдепсинип айтырган.
-Ха-ха-ха-а! Хо-хо-хо-о! Дыка-ла каттырынчыг-дыр аа!
Бора-Тоолай тура халып келгеш:
-Канчап бардың? Баарың кадыр каттырып алдын моң, Бодаган - диген.
-Кара кайгамчык амытан-дыр сен моң, күжүрүм. Эрниңни кѳрем, чирик.
-Ойт, бодуңнуң эрниңни кѳрүп кѳр даан, тала.
-Мээң эрнимде каттырынчыг чүү боор.
-Бодуңну билинмес кончуг-ла-дыр сен, аа - деп, Бора-Тоолай чугаалааш, шыргай чырааның иштинче шошкуңгуурлап кире берген.
Бодаган кургаг ховуга чеди хонукта хараган баштааш, оңгап-суксааштың хемге элеңейнип базып кире берген. Турум ээремче ээге берген. Ооң арын-бажы кылагар арыг сугда кѳрүнчүктелип кѳстү берген. Эрнин кѳѳрге, Бора-Тоолайнын эрнинден ѳскерлир чер чок бооп,мырыңай-ла кара олчаан болган. Ол карактарын хере кѳрүпкеш, суг-даа ишпейн, ээремде арнынче кезе кайгааш, аңгадай берген турупкан. «Бодун боду билинмес, морзук калчанын билинмес» деп чүве ол-дур ийин. (Т.Д.Кызыл-оол «Бодаган.» Ч.М.Доржу,,М.Д.Доржу Тыва уруглар чогаалы. Кызыл-1987)
- Что объединяет сказку с устным народным творчеством? - Чем она отличается от устного народного творчества? (Дети отвечают) Словарная работа Слайд 6 Толкование слов и словосочетаний Работа с пословицей «Бодун боду билинмес морзук калчанын билинмес» Слайд 7 - О чем говорится в пословице? - Кто такой барзук? (Морзук) - Почему он стал героем пословицы? - Какие пословицы, подобные данной по теме вы знаете? - Что общего в данной пословице с первой? -Кто знает, изображенного в первой пословице животного? Рассказ учителя о барзуке. -Что дает полезного барсук? (Очень ценится барсучий жир) (Запись на доске и в тетрадях) - какую основную мысль хотел сказать автор в прочитанной нами сказке? (дети отвечают) Дополнительное объяснение (Нельзя смеяться над внешностью окружающих. Самое гланое - внутренняя красота: доброта, умение сочувствовать, понимать людей…)
- Как вы думаете, хвастовство и высокомерие? (учащиеся думают и отвечают) - На самом деле кого высмеивает автор? - Какие черты характера человека ожидаются? (Знакомство с автором) - Прочитав текст, что мы узнали об авторе? - В чем его роль в развитии тувинской литературы автора? - Т.Д. Кызыл-оол (Слайд 2) а) краткая запись в тетрадях о писателе? б) чтение текста - Что вы узнали из прочитанного? ( Ответ уч-ся) Минута здоровья Слайд 8 - Перейдем к следующему этапу нашего урока. Животные (слайд17) Домашние Дикие
-Разделим на 2 группы Первая группа соберет материалы о верблюжонке, а вторая группа - о кролике Предлагается план проекта? (Слайд18)
- Сообщения о домашних и диких животных.
- Стихи о домашних и диких животных
- Песни о диких и домашних животных
- Пословицы, поговорки, загадки и пожелания о животных.
- Рисунки о животных
- Сказки о животных
Рефлексия - Вам понравился урок? -Что именно? - Были трудности в понимании? - Что нового узнали вы узнали? - Став взрослыми, какого животного вам хотелось бы иметь у себя и почему? Домашнее задание (слайд19) Из данных трех заданий выберите одно
- Опираясь на проделанный нами на уроке проект, составьте свой проект (можно рисунками, можно использовать компьютер)
- Сочинение «Бодун боду билинмес, морзук калчанын билинмес»
- Мое любимое животное (сочинить стихотворение)
- Кто по - вашему мнению активно и хорошо работал?