Конспект урока музыки во 2 классе «Опера. Балет»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кочёвская средняя общеобразовательная школа»

Кочевского района Пермского края






Урок музыки во 2-м классе по теме:

«Опера. Балет»








Подготовила

учитель начальных классов

Ратегова Зинаида Алексеевна

















с. Кочево

2014


Цель: Дать представления о музыкально-сценических жанрах - опера и балет. Задачи:

  • Учить воспринимать музыку, разбираться в музыкальной драматургии произведения.
  • Развивать музыкальные и творческие способности детей.
  • Развивать умения определять в балете тот или иной танец, слышать его образное содержание.
  • Формировать понятие о ритме, как одном из средств музыкальной выразительности, навык согласования движения с характером музыки.
  • Способствовать становлению позитивного отношения к искусству, воспитывать музыкальный и эстетический вкус.
Тип урока: Урок углубления темы. Оборудование: портреты композиторов, фрагменты видеофильмов оперы «Садко»Н.А.Римского-Корсакова, балета «Золушка» С.С.Прокофьева; аудиозапись «Вальс» из балета С.С.Прокофьева «Золушка».

Ход урока: Исполнение песни Ю.Чичкова «Здравствуй, Родина моя!» Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с музыкально-театральными жанрами, будем продолжать знакомиться с творчеством русского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева. Постараемся с вами найти различия между театральными жанрами, ответить на вопрос: «Куда нас ведет танец?» Учитель: На прошлых уроках мы с вами начали знакомство с музыкально-сценическим жанром. Что же это за жанр? Посмотрите фрагмент видеофильма. (Показ видеофрагмента оперы «Садко». Песня Садко «Заиграйте, мои гусельки!» Н.А.Римского-Корсакова). Дети: Мы знакомились с оперой. Учитель: С помощью каких признаков вы определили, что это опера? Дети: В опере все действующие лица поют. Учитель: Ребята, а может быть, кто-то из вас скажет, из какой оперы мы посмотрели фрагмент? Дети: Опера «Садко». Учитель: Назовите фамилию композитора этой оперы? Дети: Николай Андреевич Римский-Корсаков. Учитель: Какой музыкальный жанр нас привел в оперу? Дети: В оперу нас привела песня. Учитель: Так что же такое опера? Дайте определение. Дети: Музыкальный спектакль, в котором главные герои поют. Дети: Это чередование коротких и длинных звуков. Физкультпауза. Исполнение песни муз. Б.Савельева на сл. М.Лазовского «Хлопай-топай» из сборника «Веселые уроки Радионяни». Учитель: Можем ли мы сказать, что это просто песня? Дети: Нет. Учитель: Что мы делали во время пения? Дети: Танцевали во время припева. Учитель: А может ли песня встречаться в опере? Приведите примеры. Дети: Да. В опере «Садко» гусляр пел и танцевал во время песни «Заиграйте, мои гусельки!» Учитель: Ребята, а можем ли мы по мелодии определить, какой танец звучит? Дети: Да. Учитель: Что же нам помогает это почувствовать? Дети: Ритмический рисунок. Учитель: Сейчас мы с вами послушаем небольшой фрагмент из произведения знакомого нам композитора. Учитель: Как вы думаете, какой танец сейчас прозвучал? Дети: Вальс, слышится мягкость, радость в музыке. Учитель: Действительно, мы слушали фрагмент вальса из балета С.С.Прокофьева «Золушка» и вы смогли определить, что это танец. Что делали артисты, которые участвовали в этом фрагменте? Пели или танцевали? Дети: Танцевали. Учитель: Давайте посмотрим эпизод из балета «Золушка». Ребята, постарайтесь во время просмотра определить, сколько частей вы услышите в произведении? Будет ли изменяться характер и настроение музыки? Как вы думаете, какой характер будет у следующей темы? (Дети дают предположительные ответы).
Просмотр фрагмента «Вальс» из балета «Золушка» С.С.Прокофьева. После просмотра видео фрагмента, беседа с детьми. На доске таблички со словами настроения: тревога, волнение, радость, счастье, восторг, зло, мечта. Но они пока закрыты. (Два фрагмента, два разных характера. Первое - настроение счастья, радости, восторга Золушки на балу, второе - тревога, крушение мечты). Учитель: Какими словами можно передать состояние Золушки в сцене бала? (Дети отвечают.) Ответы ребят сравниваем со словами на доске. Учитель: Ребята, как вы поняли, какие чувства переданы в музыке? Дети: С помощью мелодии, интонации, мимики, жестов, движения артистов. Учитель: Настя, попробуйте ответить, так что же такое - балет? Что делали главные действующие лица?/Варианты ответов детей/. Дайте определение. Дети: Балет - музыкальный спектакль, в котором главные действующие лица танцуют. Учитель: Какой музыкальный жанр нас привел в балет? (Танец). Учитель разворачивает доску, на ней портреты композиторов П. И. Чайковского и С.С.Прокофьева. Фамилии подписаны неверно. Детям ставится задача исправить ошибки. На столах у детей карточки с названием произведений этих композиторов. Дается задание установить соответствие между композиторами и их произведениями. Задание выполняется в парах и двое ребят выполняют задание у доски.

Соедините стрелками фамилию композитора и его произведения. Петр Ильич Чайковский
  1. «Камаринская»
  2. «Шествие кузнечиков»
  3. «Детский альбом»
  4. «Сказочка»
  5. «Марш деревянных солдатиков»
  6. «Детская музыка»
Сергей Сергеевич Прокофьев
После выполнения задания сравнивают свои ответы с ответами учеников у доски. Учитель: Какое произведение мы теперь запишем в колонку С.С.Прокофьева? Дети: Балет «Золушка» Итог по уроку. Учитель: Так что же такое балет? В чем разница между балетом и оперой? Какие музыкальные жанры нас ведут в оперу и балет? Ответы детей. Мир музыкального искусства очень разнообразен. Тому, кто научился слышать в музыке песню, танец, чувствовать настроение, характер. Тому раскроется мир музыкального искусства, с которым мы будем знакомиться на следующих уроках.























Литература:

Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки: 1-4 класс: методическое пособие для учителя.5-е издание. - М. : Просвещение, 2010.

Интернет-ресурсы:


festival.1september.ru













































Приложение

Здравствуй, Родина моя!
Музыка: Юрий Чичков

Слова: Константин Ибряев


Утром солнышко встаёт,
Всех на улицу зовёт,
Выхожу из дома я, -
Здравствуй, улица моя!

Я пою, и в вышине
Подпевают птицы мне,
Травы шепчут мне в пути:
"Ты скорей, дружок, расти!"

Отвечаю травам я,
Отвечаю ветрам я,
Отвечаю солнцу я:
"Здравствуй, Родина моя!"



"Хлопай-топай"

Лучше танца "Хлопай-топай"
Ничего на свете нет!
Только хлопай! Только топай!
Лишь бы выдержал паркет!

Припев:

Эх. Раз! Еще раз!
Целый класс пустился в пляс!
Хлопай-топай! Топай-хлопай!
Нет ребят счастливей нас!

Мы танцуем "Хлопай-топай"
Утром, днем и вечером.
Лучший танец - "Хлопай-топай"
Если делать нечего!

Припев.

завуч, няня и директор
Стали с нами танцевать!
За такое поведенье -
Можно им поставить "пять"!

Припев.

Кем бы ни был ты- отличник
Иль совсем наоборот-
Разучи-ка этот танец
И танцуй хоть целый год!

Припев.

© 2010-2022