- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока музыки во 2 классе «Опера. Балет»
Конспект урока музыки во 2 классе «Опера. Балет»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ратегова З.А. |
Дата | 29.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кочёвская средняя общеобразовательная школа»
Кочевского района Пермского края
Урок музыки во 2-м классе по теме:
«Опера. Балет»
Подготовила
учитель начальных классов
Ратегова Зинаида Алексеевна
с. Кочево
2014
Цель: Дать представления о музыкально-сценических жанрах - опера и балет. Задачи:
- Учить воспринимать музыку, разбираться в музыкальной драматургии произведения.
- Развивать музыкальные и творческие способности детей.
- Развивать умения определять в балете тот или иной танец, слышать его образное содержание.
- Формировать понятие о ритме, как одном из средств музыкальной выразительности, навык согласования движения с характером музыки.
- Способствовать становлению позитивного отношения к искусству, воспитывать музыкальный и эстетический вкус.
Ход урока: Исполнение песни Ю.Чичкова «Здравствуй, Родина моя!» Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с музыкально-театральными жанрами, будем продолжать знакомиться с творчеством русского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева. Постараемся с вами найти различия между театральными жанрами, ответить на вопрос: «Куда нас ведет танец?» Учитель: На прошлых уроках мы с вами начали знакомство с музыкально-сценическим жанром. Что же это за жанр? Посмотрите фрагмент видеофильма. (Показ видеофрагмента оперы «Садко». Песня Садко «Заиграйте, мои гусельки!» Н.А.Римского-Корсакова). Дети: Мы знакомились с оперой. Учитель: С помощью каких признаков вы определили, что это опера? Дети: В опере все действующие лица поют. Учитель: Ребята, а может быть, кто-то из вас скажет, из какой оперы мы посмотрели фрагмент? Дети: Опера «Садко». Учитель: Назовите фамилию композитора этой оперы? Дети: Николай Андреевич Римский-Корсаков. Учитель: Какой музыкальный жанр нас привел в оперу? Дети: В оперу нас привела песня. Учитель: Так что же такое опера? Дайте определение. Дети: Музыкальный спектакль, в котором главные герои поют. Дети: Это чередование коротких и длинных звуков. Физкультпауза. Исполнение песни муз. Б.Савельева на сл. М.Лазовского «Хлопай-топай» из сборника «Веселые уроки Радионяни». Учитель: Можем ли мы сказать, что это просто песня? Дети: Нет. Учитель: Что мы делали во время пения? Дети: Танцевали во время припева. Учитель: А может ли песня встречаться в опере? Приведите примеры. Дети: Да. В опере «Садко» гусляр пел и танцевал во время песни «Заиграйте, мои гусельки!» Учитель: Ребята, а можем ли мы по мелодии определить, какой танец звучит? Дети: Да. Учитель: Что же нам помогает это почувствовать? Дети: Ритмический рисунок. Учитель: Сейчас мы с вами послушаем небольшой фрагмент из произведения знакомого нам композитора. Учитель: Как вы думаете, какой танец сейчас прозвучал? Дети: Вальс, слышится мягкость, радость в музыке. Учитель: Действительно, мы слушали фрагмент вальса из балета С.С.Прокофьева «Золушка» и вы смогли определить, что это танец. Что делали артисты, которые участвовали в этом фрагменте? Пели или танцевали? Дети: Танцевали. Учитель: Давайте посмотрим эпизод из балета «Золушка». Ребята, постарайтесь во время просмотра определить, сколько частей вы услышите в произведении? Будет ли изменяться характер и настроение музыки? Как вы думаете, какой характер будет у следующей темы? (Дети дают предположительные ответы).
Просмотр фрагмента «Вальс» из балета «Золушка» С.С.Прокофьева. После просмотра видео фрагмента, беседа с детьми. На доске таблички со словами настроения: тревога, волнение, радость, счастье, восторг, зло, мечта. Но они пока закрыты. (Два фрагмента, два разных характера. Первое - настроение счастья, радости, восторга Золушки на балу, второе - тревога, крушение мечты). Учитель: Какими словами можно передать состояние Золушки в сцене бала? (Дети отвечают.) Ответы ребят сравниваем со словами на доске. Учитель: Ребята, как вы поняли, какие чувства переданы в музыке? Дети: С помощью мелодии, интонации, мимики, жестов, движения артистов. Учитель: Настя, попробуйте ответить, так что же такое - балет? Что делали главные действующие лица?/Варианты ответов детей/. Дайте определение. Дети: Балет - музыкальный спектакль, в котором главные действующие лица танцуют. Учитель: Какой музыкальный жанр нас привел в балет? (Танец). Учитель разворачивает доску, на ней портреты композиторов П. И. Чайковского и С.С.Прокофьева. Фамилии подписаны неверно. Детям ставится задача исправить ошибки. На столах у детей карточки с названием произведений этих композиторов. Дается задание установить соответствие между композиторами и их произведениями. Задание выполняется в парах и двое ребят выполняют задание у доски.
- «Камаринская»
- «Шествие кузнечиков»
- «Детский альбом»
- «Сказочка»
- «Марш деревянных солдатиков»
- «Детская музыка»
Литература:
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки: 1-4 класс: методическое пособие для учителя.5-е издание. - М. : Просвещение, 2010.
Интернет-ресурсы:
festival.1september.ru
Приложение
Здравствуй, Родина моя!
Музыка: Юрий Чичков
Слова: Константин Ибряев
Утром солнышко встаёт,
Всех на улицу зовёт,
Выхожу из дома я, -
Здравствуй, улица моя!
Я пою, и в вышине
Подпевают птицы мне,
Травы шепчут мне в пути:
"Ты скорей, дружок, расти!"
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветрам я,
Отвечаю солнцу я:
"Здравствуй, Родина моя!"
"Хлопай-топай"
Лучше танца "Хлопай-топай"
Ничего на свете нет!
Только хлопай! Только топай!
Лишь бы выдержал паркет!
Припев:
Эх. Раз! Еще раз!
Целый класс пустился в пляс!
Хлопай-топай! Топай-хлопай!
Нет ребят счастливей нас!
Мы танцуем "Хлопай-топай"
Утром, днем и вечером.
Лучший танец - "Хлопай-топай"
Если делать нечего!
Припев.
завуч, няня и директор
Стали с нами танцевать!
За такое поведенье -
Можно им поставить "пять"!
Припев.
Кем бы ни был ты- отличник
Иль совсем наоборот-
Разучи-ка этот танец
И танцуй хоть целый год!
Припев.