Программа коррекционных занятий для 3 класса (VII вида)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 72


УТВЕРЖДЕНО


Приказ № 76-О от 28.08.2015


Директор школы С.В. Курбанова




Рабочая программа курса

обязательных индивидуальных

КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

«Мир моего Я»

в 3 «Г» классе







учитель начальных классов:

Румянцева О.Н.






г. Ярославль


2015 - 2016 учебный год


Пояснительная записка.

Младший школьный возраст - важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих смешанные специфические расстройства развития (F-83 - классификация психических расстройств МКБ-10). Речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями, навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество. Теоретической основой программы коррекционных занятий являлись концептуальные положения теории Л.С. Выготского: об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; о применении системного подхода к изучению аномального ребенка, учете зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной психолого-педагогической программы. Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения учащихся классов VII вида в свою очередь требуют создания необходимых условий для их полноценного развития, становления как субъектов учебной деятельности. Программа курса занятий имеет своей целью: повышение уровня психологической и функциональной готовности детей, имеющих смешанные специфические расстройства развития, к школьному обучению. Овладение знаниями, умениями, навыками является сложным психологическим актом, требующим, кроме общего и речевого развития, необходимости достаточного созревания психофизических функций: фонематического и речевого слуха, правильного звукопроизношения, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, скоординированной моторики мелких мышц руки, внимания. У детей, обучающихся в классах VII вида, наблюдается не только функциональная незрелость головного мозга, но и нарушения тех или иных его отделов, что обуславливает необходимость более целенаправленной коррекционной работы с ними и более эффективной социализации его в обществе. Достижение цели предусматривает решение ряда задач.

  • Комплексное исследование фонда знаний, умений и навыков, познавательной деятельности. Эмоционально-волевой сферы, речи, нейропсихологическое изучение, наблюдение за динамикой психического развития в условиях коррекционной работы, выстраивание психолого-педагогического прогноза.
  • Развитие познавательной активности обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности.
  • Педагогическая работа, направленная на обеспечение полноценного психического развития ребенка.
  • Коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере: формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения; преодоление негативных качеств характера, предупреждения и устранения аффективных проявлений, отклонений в поведении.
  • Преодоление недостатков в речевом развитии: целенаправленное формирование функций речи; развитие словесной регуляции действий детей; создание условий для овладения ребенком всеми компонентами системы; формирование навыков письма и чтения.
  • Формирование коммуникативной деятельности: обеспечение полноценных контактов со взрослыми и сверстниками; формирование механизмов психологической адаптации в коллективе сверстников, формирование полных межличностных связей.
Структура программы коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:
  • Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков;
  • Тактильно-двигательное восприятие;
  • Кинестетическое и кинетическое развитие;
  • Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
  • Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти;
  • Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
  • Развитие слухового восприятия и слуховой памяти;
  • Восприятие пространства;
  • Восприятие времени.

Раздел «Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является в свою очередь основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки. Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев. Для детей, имеющих смешанные специфические расстройства развития, характерна слабость мышц, неумение рационально распределять мышечные усилия, неловкость движений, недостаточная сформированность праксиса и т.д. Моторное недоразвитие тормозит овладение предметными действиями, а значит и овладение ориентировкой в окружающем мире. Пальчиковую гимнастику, специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей (движения карандашом в воздухе, обводка лекал и др.), упражнения на координацию движений рук («кулак - ладонь» поочередно и одновременно, др.) следует проводить 2-3 раза на каждом занятии по 2-3 минуты. Допустимо проведение коррекционных занятий (особенно в первом - втором классах), полностью посвященных развитию мелкой моторики и обучению пользованию письменными принадлежностями. Для полноты представлений об объектах окружающего мира в программу включены занятия, основной целью которых является развитие тактильно-двигательного восприятия. Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Речь идет о различении поверхностей предметов на ощупь (мягкий, твердый, колючий, шершавый и т.д.) определении их температурного режима (горячий, холодный и др.), вибрационных качеств и возможностей. Тактильные ощущения, которые возникают при последовательном ощупывании предмета, выделении его контура (или объема), поверхности позволяют, поверхности позволяют уточнить знания детей о материалах, из свойствах и качествах, сформировать обобщенное представление о самом объекте. Целесообразно использование различных видов деятельности, прямо или косвенно способствующих развитию тактильно-двигательных ощущений: лепка из глины, пластилина, игры с крупной и мелкой мозаикой, др. Раздел «Кинестетическое и кинетическое развитие» предполагает формирование у детей ощущения от различных движений и поз своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, др.) в пространстве. Кинетический фактор (моторная составляющая) является ведущим при осуществлении зрительномоторных, слухомоторных, речемоторных, ритмикомоторных, координационно-моторных факторов. Отклонения в развитии моторики сказываются на динамике не только двигательных навыков, но и мыслительных процессов, формировании речи, письма и др. Кинестетический фактор несет информацию о взаиморасположении моторных аппаратов в статике и движении. Он тесно связан с осязанием, что способствует обеспечению более тонких и пластичных подкреплений сложных комплексов рук, ног, кисти, пальцев, органов артикуляции, глаз и т.д. В чувственном познании осязательно-двигательное восприятие преобладает над чисто зрительным. Раздел «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов» считает основной своей задачей пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах. С учетом особенностей психофизиологического развития детей, обучающихся в классах коррекции, становится ясно, что данный вид работы требует системного и последовательного подхода. Программа предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но и к умению группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2-3), составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения. Раздел «Восприятие особых предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств» способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов. Особое значение придается развитию ося­зания, т.к. недостатки его развития отрица­тельно сказываются на формировании нагляд­но-действенного мышления и, в дальнейшем, оперировании образами. С помощью осязания уточняется, расширяется и углубляется ин­формация, полученная другими анализатора­ми, а взаимодействие зрения и осязания дают более высокие результаты в познании. Орга­ном осязания служит рука. Осязание осущес­твляется целой сенсорной системой анализа­торов: кожно-тактильного, двигательного (ки­нестетический, кинетический), зрительного. Значительные отклонения, наблюдаемые в речевой регуляции деятельности детей данной категории, имеют в своей основе, в том числе и недостатки слухового восприя­тия вследствие их малой дифференцирован­ности. Определенную роль играют и характерная общая инактивность познавательной дея­тельности, неустойчивость внимания, мо­торное недоразвитие. Недостаточно воспри­нимая и осмысливая предметы и явления ок­ружающей действительности, учащиеся не испытывают потребности в их точном обоз­начении. Накопление слов, обозначающих свойства и качества объектов и явлений осу­ществляется значительно медленнее, чем в норме. Для решения указанных недостатков в программу включен раздел «Развитие слу­хового восприятия и слуховой памяти». Создание основы для более полного овладе­ния речью возможно через использование игровых приемов работы, направленных на различение неречевых, речевых, музыкаль­ных звуков и шумов; выполнение физичес­ких упражнений различного ритмического рисунка; имитационные (речевые и безрече­вые) упражнения; игру на детских музыкаль­ных (шумовых) инструментах и т.д. Занятия по формированию слухового восприятия це­лесообразно использовать для выработки слухомоторных координации. Педагог дол­жен помнить, что развитие общеинтеллекту­альных умений начинается с развития зри­тельного и слухового восприятия. Работа над разделом «Восприятие прост­ранства» имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом. Затрудненности пространственной ориенти­ровки проявляются не только на всех уроках без исключения (в первую очередь - на уроках русского языка, математики, ручного труда), но и во внеурочное время, когда остро встает вопрос ориентировки в школьном здании и на участке. В процессе специально организованной планомерной и последовательной работы на коррекционных занятиях у ребенка формиру­ются следующие умения:

  1. ориентироваться в схеме собственного тела;

  2. определять расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве;

  3. моделировать пространственное распо­ложение предметов;

  4. ориентироваться на поле листа бумаги;

  5. двигаться в заданном направлении и из­менять его.

Раздел «Восприятие времени» предпола­гает формирование у детей временных поня­тий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года. Это очень сложный раздел программы для учащихся, имеющий смешанные специфические расстройства развития, т.к. время как объектив­ную реальность представить трудно: оно всег­да в движении, текуче, непрерывно, нематери­ально. Формальное заучивание слов (понятий), обозначающих временные категории, не при­носит успеха. Только конкретная практичес­кая деятельность, многократно закрепляемая через дидактические игры, выполнение зада­ний бытового характера, наблюдения и др., связанные с переживанием положительного эмоционального опыта в разные временные отрезки, поможет сформировать чувство вре­мени и временные ориентировки. От умения ориентироваться во времени за­висит осознание учеником режима дня, каче­ство выполнения различных видов практичес­кой деятельности в течение дня, дальнейшая социальная адаптация. Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий. В основе предложенной системы ле­жит комплексный подход, предусматриваю­щий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких раз­делов программы, способствующих целост­ному психическому развитию ребенка.
Своевременная психолого-педагогическая помощь учащимся на­чальных классов VII вида является необходимой предпосылкой их успешного обучения и вос­питан

















Тематическое планирование

3 класс

1 час в неделю, 34 учебных недели

№ п/п


Название раздела, тематика занятий


Кол-во часов


Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков

4

1. Графический диктант с усложненными заданиями

1

2. Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник).

1

3. Дорисовывание симметричной половины изображения

2


Тактильно-двигательное восприятие

3

1. Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий)

1

2. Игры с мелкой мозаикой

2


Кинестетическое и кинетическое развитие

2

1. Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов

1

2. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье)

1


Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

4

1. Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету

1

2. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4-5 предметов

2

3. Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы)

1


Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

3

1. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравне­ние 2-3-х предметных /сюжетных/ картинок)

1

2. Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти»

1

3. Профилактика зрения. Гимнастика для глаз

1


Восприятие особых свойств предметов

4

1. Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха

1

2. Упражнения в измерении веса предметов на весах

1

3. Определение противоположных качеств предметов (чистый - грязный, темный -светлый, вредный - полезный )

1

4. Определение противоположных действий, совершаемых с предметами (открыть-закрыть, расстегнуть-застегнуть, одеть-раздеть)

1


Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

2

1. Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных). Дидактическая игра «Определи самый громкий /высокий/ звук»

1

2. Формирование чувства ритма. Игровые упражнения

1


Развитие психических процессов

8

1. Развитие и коррекция внимания.

2

2. Развитие зрительной памяти.

2

3. Развитие речи. Дидактическая игра «Доскажи словечко»

1

4. Развитие логического мышления. Дидактическая игра «четвертый лишний»

2

5. Задания на сравнение предметов (по 3 и более признакам)

1


Восприятие пространства

2

1. Моделирование расположения предметов в пространстве; вербализация простра­нственных отношений

1

2. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом)

1


Восприятие времени

2

1. Последовательность основных жизненных событий

1

2. Возраст людей

1





Поурочное планирование

3 класс (34 часа)

№ п/п

Дата

Тема

Виды заданий

Форма проведения


Диагностика психических процессов.

Графический диктант с усложненными заданиями. Методика «10 слов». Выполнение задания «Волшебные дорожки» Игра «Кулак, ребро, ладонь». индивидуальная


Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник) на нелинованной бумаге. Разминка с шариком «Су-жок». Разучивание стихов о геометрических фигурах. Игра «Найди в рисунке геометрическую фигуру» Действия по заданию учителя. индивидуальная


Дорисовывание симметричной половины изображения. Рассматривание симметричных предметов. Точечный массаж пальцев. Дорисовывание по образцу с усложнением задания. групповая


Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий). Подбор прилагательных к заданным существительным. Описывание предметов по плану. Игра «Волшебный мешочек». групповая


Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов. Рассматривание картинок с изображением эмоций. Прослушивание музыки (различной по настроению). Игра «Маска». Подвижная гимнастика. индивидуальная


Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье). Пальчиковый театр. Выполнение действий по инструкции учителя. Игра «Угадай сказку». групповая


Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету. Повторение спектра цветов. Теплые и холодные цвета. Составление сериационных рядов по различным признакам. групповая


Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4-5 предметов. Разминка «Что изменилось?» Игра «Четвертый лишний». Дидактическое задание «Цепочка» индивидуальная


Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы). Развитие мелкой моторики. Пальчиковый театр. Конструирование. групповая


Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4-5 предметов. Дидактическая игра «Чей хвост». Группировка животных. Работа с шаблонами. групповая


Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха. Знакомство с видами градусников. Особенности строения градусников. Определение температуры воздуха. индивидуальная


Игры с мелкой мозаикой. Разминка для рук «Лягушка» Выполнение заданий по инструкции учителя. групповая


Дорисовывание симметричной половины изображения. Дидактическая игра «Чего не хватает» Монотипия. групповая


Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье). Музыкальная разминка «Бурундуки» Дидактическая игра «Угадай кто?». Выполнение заданий по инструкции одноклассников. групповая


Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравне­ние 2-3-х предметных /сюжетных/ картинок). Работа с сюжетными картинками. Игра «Что изменилось» Беседа по сюжетной картинке. индивидуальная


Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти». Методика Лурия. Работа с предметными картинками. Рисование по памяти. групповая


Возраст людей. Восприятие времени. Определение возраста людей (работа с компьютером). Возрастные группы. Решение устных математических задач. индивидуальная


Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных). Различие речевых и неречевых звуков. Дидактическая игра «Определи самый громкий /высокий/ звук». Прослушивание музыкальных произведений. групповая


Упражнения в измерении веса предметов на весах. Знакомство с видами весов. Строение весов. Повторение мер веса. Практические задания по измерению веса предметов. групповая


Определение противоположных качеств предметов (чистый - грязный, темный - светлый, вредный - полезный). Игра «Доскажи словечко». Работа с сюжетными картинками. Дидактическая игра «Это я, это я, это все мои друзья». групповая


Определение противоположных действий, совершаемых с предметами (открыть-закрыть, расстегнуть-застегнуть, одеть-раздеть). Подбор антонимов. Дидактическая игра «Наоборот». Выполнение практических заданий. групповая


Развитие и коррекция внимания. Проба Мюнстерберга. Дидактическая игра «Найди пару». Игра «перепутанные линии». индивидуальная


Развитие зрительной памяти. Методика «10 слов». Дидактическая игра «Фотограф». Игра «Найди ошибку». индивидуальная


Развитие речи. Артикуляционная гимнастика. Разучивание скороговорок Дидактическая игра «Доскажи словечко»


Развитие логического мышления. Дидактическая игра «четвертый лишний». Игра «Назови одним словом». индивидуальная


Задания на сравнение предметов (по 3 и более признакам). Выявление общих признаков. Дидактическая игра «Разложи на кучки». Игра «Паровозик». групповая


Развитие и коррекция внимания. Таблица Шульте. Корректурные пробы. Дидактическая игра «Что изменилось?» групповая


Моделирование расположения предметов в пространстве; вербализация простра­нственных отношений. Выполнение действий по инструкции учителя. Дидактическая игра «Клад». групповая


Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом). Дидактическая игра «Муха». Игра «Сделай как я». Выполнение действий по инструкции учителя. индивидуальная


Развитие логического мышления. Методика Лурия. Дидактическая игра «Почтовый ящик». Дидактическая игра «четвертый лишний» групповая


Последовательность основных жизненных событий. Работа с моделью часов. Дидактическая игра «Когда это бывает». групповая


Развитие зрительной памяти. Зеркальное копирование образца. Анализ образца. Рисование по памяти. групповая


Формирование чувства ритма. Игровые упражнения. Игра «Запрещенное движение». Дидактическая игра «Огонь - лед». Обучение релаксации. групповая


Итоговая диагностика психических процессов.

Игры с мелкой мозаикой. Методики по определению динамики познавательных процессов. индивидуальная

8

8

© 2010-2022