Урок окружающего мира по теме Где зимуют птицы и как помочь птицам зимой? (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Где зимуют птицы и как помочь птицам зимой?».


Цели урока: расширить знания детей о птицах, зимующих в наших краях; познакомить с перелётными птицами; учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления; сформировать представления о на- учном поиске, методах работы орнитологов;

развитие познавательных способностей учащихся, самостоятельности мыш-

ления, творческих способностей;

воспитание бережного отношения к птицам.


Оборудование: таблицы с названием групп птиц (зимующие, осёдлые, кочующие, пере- лётные); фотографии синицы, скворца, воробья, ласточки, цапли, снегиря; 15 конвертов маски птиц «Скворец», «Цапля»; рисунки детей.

Ход урока.


1. Организация начала занятия.

2. Вводное слово учителя. Звучит г/з «Голоса птиц».


-Как часто мы наблюдаем за птицами в небе, любуемся их полётом и мечтаем побывать на их месте. Нам даже снятся такие сны. Какое удивительное ощущение полёта, полной свободы. Сердце выскакивает из груди, дыхание замирает! И тут, увы, мы просыпаемся. О, птицы! Скольким людям вы подарили это счастье чувствовать себя свободными. Может быть поэтому мы воспеваем это чудо природы в стихах, картинах, сказках. Попробуем же сегодня, хоть краешком глаза, частичкой своей души заглянуть в чудесное, загадочное, покрытое тайной Царство Птиц.
3. Актуализация знаний учащихся.
- Вспомните, каких животных учёные относят к птицам? - Как называют специалистов, изучающих жизнь птиц? - Что знаете о жизни пернатых? Где могут жить? Чем питаются? - Приведите примеры домашних птиц.
- В разных странах живут разные птицы. Сегодня мы с вами поговорим о птицах, обитающих в природе Кемеровской области. А таких пернатых более 250 видов.
4. Работа в парах. Задание «Мозаика».
- Проверим, хорошо ли вы знаете птиц? Перед вами конверт с разрезанными картинками. Вам необходимо собрать изображения двух птиц, отгадать их названия. (1 ряд: синица, скворец; 2 ряд: воробей, ласточка; 3 ряд: цапля, снегирь) Учащиеся называют, а учитель прикрепляет фотографии этих птиц на доске.

5. Введение в тему. Постановка учебных задач.

- Посмотрите, сколько разных птиц. Подумайте, могут ли все эти пернатые собраться вместе в зимнюю пору? Почему?

- Сегодня поговорим о том, где и как зимуют птицы? Как помочь птицам зимой?

6. Работа над новым материалом.

6.1. Знакомство с осёдлыми птицами.

-Отгадайте загадки:

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В тёплый край я не летаю,

Здесь под крышей обитаю.

Чик - чирик! Не робей

Я бывалый (воробей).

Трещала с самого утра

«Пор-р-ра! Пор-р-ра!» А что пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит (сорока).

В лесу под щебет, звон и свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд-приятель!

И ставит подпись…(дятел).

-Что объединяет этих птиц? (Не улетают на зиму в тёплые края. Это зимующие птицы.)

-Таких птиц называют осёдлыми, так как они осели на одном месте.


-Я покажу фотографии ещё осёдлых птиц, а вы расскажите, что знаете о их жизни.


Синица.
-Назвали её так за песенку: « Сии-сии». Летом птицы живут в лесу стайками по 25 птичек, питаются насекомыми. Зимой прилетают к нашим домам за помощью, ведь насекомые спрятались. В морозные ночи синицы прячутся в дупла деревьев, щели домов и спят, тесно прижавшись и согревая друг друга.
Поползень.
-Получил название за умение лазать по стволам деревьев вниз головой. Но самое интересное другое: запасает поползень на зиму корм! Жёлуди, орехи, крылатки клёна - всё запихивает в трещины, щели на стволах. Трудится до самого декабря. Конечно же, зимой он не все найдёт кладовые, но зато припрятанными семенами будут кормиться другие птицы.
Клёст.
- Хотите верьте, хотите нет, но существует на свете птичка, которая выводит птенцов зимой в лютые морозы. Эта птичка - клёст. Птица выводит птенцов зимой, когда на хвойных деревьях много шишек со зрелыми семенами. Появляются птенцы обычно в конце зимы, в феврале.
- Почему у клестов птенцы зимой выводятся? - Помните, что для птиц страшен не холод, а - голод!
7. Физкультминутка. Руки подняли и покачали, Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули, Ветер сбивает росу. В сторону руки - плавно помашем, Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем, Крылья сложили назад.
8. Работа над новым материалом (продолжение).
8.1. Знакомство с кочующими птицами. Рассказ учителя.
- Ещё наряднее становится зимняя природа, когда к нам из северных лесов прилетают красавцы-птицы. Они прилетают тогда, когда в их родных местах заканчивается корм. Чем меньше корма, тем раньше прилетают. Эти птицы в тёплые края не улетают, а только постоянно перелетают, то есть кочуют с места на место в поисках корма.


- Красавцы-снегири держатся небольшими стайками по 7-10 птичек. Птицы доверчивые и общительные. Если кто-нибудь из стаи попался в ловушку, остальные спешат на помощь. Питается почками и ягодами, из которых выбирает семена, а мякоть выбрасывает. Прилетает к нам зимой чечётка. Может ночевать в снегу. Ныряет в рыхлый снег, прокапывая тоннель. Проводит ночь в уюте и безопасности, а утром спокойно выбирается наружу. Питается семенами растений. Следующий гость получил своё название за мелодичное посвистывание. Наконец-то свиристели За окном засвиристели. Через бури и метели Прилетели! Прилетели! И густо облепив рябину, рвут и глотают ягоду за ягодой. Когда смотришь, как птица торопливо срывает и глотает промороженные в камень ягоды, то невольно ощущаешь мурашки на собственной спине. Ладонь немеет от горсти стылой рябины, а ведь птице надо отогреть эти ледышки внутри себя. Чтобы лучше понять, что такое зимняя трапеза свиристеля, представьте, что вам на морозе и ветру за полминуты надо проглотить 8 кг фруктового мороженого да ещё запить его ледяной водой. Вот как трудно зимующим птицам. Конечно, они могут сами найти себе корм, но будет лучше, если вы им поможете и сделаете кормушку. Главное, чтобы корм в ней был всегда, и не засыпан снегом. Ведь птицам страшен не холод, а - голод.
8.2. Знакомство с выставкой кормушек.
8.3. Знакомство с перелётными птицами.
- Зима на улице. Всё белым - бело. Вся живая природа готовилась к встрече с ней. Но все ли обитатели природы знают, что такое зима? Давайте послушаем разговор скворца и цапли.
(Сценка «Скворец и Цапля»).
Цапля. - Здравствуй, Скворушка!
Скворец. - Чти ты такая печальная, Цапля?
Цапля. - Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик, важно вышагивая, чирикал, что после тёплого лета бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть, это правда?
Скворец. - Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут птицы, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.
-Подумайте, почему птицы утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы? -Верно, они перелётные птицы. На зиму они улетают, а возвращаются весной. В тёплых краях не строят гнёзд, не выводят птенцов.
9. Физкультминутка.
10. Работа по учебнику с. 38 Исследовательская работа.
- Рассмотрите рисунки и попробуйте догадаться, почему многие птицы улетают в тёплые края? -Что помогает птицам определить, что пора улетать? (Долгота дня).
11. Работа по картине -Посмотрите перелётных птиц: грач, аист, кукушка, дрозд, утки, гуси.
12. Работа по учебнику. - Рассмотрите рисунок в учебнике на с.39. - Каких ещё перелётных птиц можете назвать? (Скворец, соловей, ласточка, жаворонок, зяблик, журавль.)
13.Рассказ учителя.
- Издавна спрашивал себя человек, куда это птицы улетают каждую осень? В прошлом, когда птичьи перелёты ещё не были изучены, существовало множество невероятных вымыслов. 300 лет назад считали, что птицы улетают на Луну, добираясь за 60 дней и погружаются в спячку, так как не находят еды. Другие считали, что птицы летят в дальние страны, но летят самостоятельно только большие и сильные, а маленькие и слабые путешествуют, пристроившись на спинах больших. Сейчас известно: как ни далёк, как ни труден птичий путь, летят они все самостоятельно. Только на собственные крылья могут полагаться, хотя преодолевают тысячи километров.
14. Рисунки «Оседлых птиц»
15. Рассказ учителя. Работа с картой полушарий.
- Куда же летят птицы? Учёные выяснили, что ласточки улетают в Африку. Грачи - во Францию. А утки зимуют в Северной Америке. А узнали они это с помощью маленьких колец, которые они одевали на лапку птице. На каждом кольце свой номер, адрес, где была птица окольцована. И когда кто-то в других странах встречал эту птицу, он сообщал об этом.
16. Беседа-вывод.
- Почему птицы улетают в тёплые края? - А если там так тепло и сытно, зачем они возвращаются? - А какая птица первой прилетает на родину? - Недаром, писатель Николай Сладков говорил, что грачи на своих крыльях весну приносят.
17. Знакомство с птицами-синоптиками.
- Многие перелётные птицы умеют предсказывать погоду. Прочитаем хором приметы.
18. Самостоятельная работа в тетрадях с 22 -23 № 1. Проверка - работа в парах.
19. Закрепление. - Каких птиц называем зимующими? Приведите примеры осёдлых, кочующих. - Каких птиц называем перелётными? Каких птиц называем осёдлыми?
19.1 Работа со светофорчиками. - Я прочитаю текст, если заметили ошибку, просигнальте.
Я иду по зимнему лесу. Раздаётся барабанная дробь дятла. Весело поёт соловей. Слышится громкое: «Ку-ку». Трещат сороки.
19.2. Игра «Третий лишний».
20. Итог урока. -Спасибо за работу! - Берегите и охраняйте птиц, наших маленьких соседей по планете.


8

© 2010-2022