Методическая разработка урока русского языка на тему

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

села Круглолесского Александровского района
















Методическая разработка

урока русского языка

по теме: «Обучение написанию письма. Письмо ветерану».




Составила: учитель начальных классов: Сулименко С.А.

2015 год


Предмет: русский язык Класс: 4 УМК: «Школа 2100» Р.Н. Бунеев «Русский язык. 4 класс» Тема урока: Обучение написанию письма. Письмо ветерану. Тип урока: урок изучения новых знаний и первичного закрепления Планируемые результаты: Предметные:
-расширится кругозор, словарный запас у учащихся;
-отработается навык письменного обращения в виде связных предложений;
- будут уметь пользоваться алгоритмом написания письма. Личностные. -уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; -проговаривать последовательность действий на уроке; -высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; -уметь правильно оформлять письменную речь в виде послания, поздравительного письма; -уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Познавательные УУД. - уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке; -делать выводы о результатах совместной работы. Коммуникативные УУД. - уметь оформлять свои мысли в устной форме; - слушать и понимать речь других; - договариваться о правилах поведения и общения и следовать им; -учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя. Основные понятия: законы эпистолярного жанра, письмо. Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир. Ресурсы:

  • Учебник Р.Н.Бунеев «Русский язык: 4 класс»
  • компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Учимся писать письмо»;
  • алгоритм написания письма.

Ход урока
  1. Организационный момент:
    Прозвенел звонок -
    Время начинать урок.
    Мы друг другу улыбнемся,
    За работу все возьмемся.

  2. Актуализация опорных знаний.
-Сегодня у нас урок развития речи. А чем мы будем заниматься на уроке, вы узнаете, отгадав загадку: Заклеили клеем прочно И ко мне прислали срочно. Я его не пожалею: Получу и вмиг расклею. (Конверт) -Как вы думаете, что в конверте. (В конверте письмо) -Давайте посмотрим, что же это за письмо. От кого оно пришло? (вместе рассматриваем конверт, вскрываем его, а там лист бумаги с высказыванием Н.Тэффи .) -Странное письмо. (Читаем текст письма)

«Как хорошо, что люди придумали почту… Возьмёшь кусочек души, положишь его в конверт, заклеишь и бросишь его в другую душу - ждущую и мятущуюся…»
Н. Тэффи

















-О чем это высказывание? (О письмах, в которых люди передавали свои мысли и чувства0)
III. Мотивация учебно-воспитательной деятельности.

Лексическая разминка (Для определения цели урока самими учащимися учитель предлагает лексическую разминку «Отгадай кроссворд» с ключевым словом «письмо»).
1) Учреждение для пересылки писем, посылок, бандеролей, денег, а также здание, где размещается такое учреждение (почта).
2) Условное обозначение в системе какой-нибудь классификации (индекс).
3) Надпись на письме, почтовом отправлении, указывающая место назначения и получателя (адрес).
4) То же, что и печать, где указывается название месяца и день отправления письма (штемпель).
5) Главное почтовое учреждение города, осуществляющее также все виды телеграфной и телефонной связи, а также здание, где помещается такое учреждение (почтамт).
6) Заклеивающаяся бумажная упаковка для писем, бумаг (конверт).

IV.Изучение нового материала. а)Формулирование темы и цели урока. -Кто может сформулировать тему и цели сегодняшнего урока? (Учащиеся формулируют тему и цели урока). На сегодняшнем уроке вы познакомились с эпистолярным жанром. Он в прошлом веке был чрезвычайно популярен. Сейчас письма, деловые и личные, вытеснены телефоном, телефаксом, телеграфом, электронной почтой. Но не следует забывать и о письмах - этом старинном способе общения людей. Кстати, даже электронное письмо содержит те же части, что и рукописное.

Беседа:
- Приходилось ли вам писать письма?
- Кому вы писали?
- Какие трудности вы испытывали при написании послания?
- А кто из вас получал письма?
- Всегда ли вам было интересно и приятно их читать?
- Как вы думаете, что надо знать и уметь, чтобы написать письмо?
Главное - грамотно писать письма, чтобы их было приятно и интересно читать, чтобы их всегда ждали и этому мастерству надо учиться.

б) Работа в группах
Письмо - это умение при помощи знаков передавать информацию на расстоянии, закреплять её во времени. Оно сопутствует человеку во многих случаях жизни. Хорошим примером могут служить письма солдат с фронта. У вас на столах лежит письмо. Прочтите его.





«Дорогая Дашечка, милые мои сынки и красногубая Тонечка! Привет вам с фронта!

Папка ваш воюет с проклятыми оккупантами и очень скучает по нашему дому…. Надеюсь на скорую победу, не сомневайтесь, приложу я все силы, чтобы разбить обнаглевшего гада. Дети не будут краснеть за отца… .
Даша, родная. Береги наших детишек, не жалей вещей, коли трудно случается, продавай. Наживем. Лишь бы скорее война кончилась. И себя береги, дорогая. Тебе, Женя, мой отцовский наказ. Помогай маме, слушайся во всем. Ты же в доме за старшего. Целую вас крепко, мои родные. Предстоит нам жаркий бой. Цель у нас одна - победить. Предавай мой привет всем родным.

Ваш муж и отец Михаил Яцков. 19 ноября 1943г…»

- О каком тяжёлом периоде времени для нашей страны идёт речь в этом письме?
-За что воевали ваши деды и прадеды?
-Почему наш народ одержал победу?
-В этой войне наш народ совершил настоящий подвиг. Он разгромил немецких захватчиков и отстоял мир на земле. Много бойцов не вернулось с фронта живыми. Поэтому во многих семьях россиян хранятся маленькие треугольные конвертики- весточки с фронта. В них можно найти все - и горечь потери друга, и тоску по родному дому, и веру в победу, и надежду на мирную жизнь.
-Как вы считаете, есть ли правила написания письма? -На какие части можно разделить письмо?

  • Как начал свое письмо Михаил Яцков? (Дорогая Дашечка, милые мои сынки и красногубая Тонечка! Привет вам с фронта!)
  • Прочтите вторую часть письма. О чем в ней идет речь? (Отец рассказывает в своем письме как он воюет)
  • Эта часть называется вступление.
  • Какие вопросы вы бы задали отцу, если бы с ним встретился?
  • Прочтите третью часть письма. Как бы вы ее назвали? (Основная часть)
  • О чем может идти речь в основной части? (Автор письма дает наказ своей семье)
  • О чем еще можно рассказать в этой части письма?
  • В этой части излагается информация, либо пожелание, либо просьба. Содержание письма может быть посвящено рассказу о событиях, происходящих в семье; о переживаниях, которые испытал адресат.
  • Посмотрите, как заканчивается письмо? (Целую вас крепко, мои родные)
Какие слова говорят на прощание? (Предавай мой привет всем род ным)
  • Как закончилось письмо? (В конце письма он поставила дату и написал, как ее зовут).
Вывод: Давайте обобщим все вышесказанное, в этом нам поможет алгоритм написания письма. Итак, 1 часть - это приветствие и (или) обращение - имя того, кому предназначено письмо. 2 часть - это вступление - извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, пожелания. 3 часть - основная - изложение информации, интересующей адресата. 4 часть - заключение - выражение уважения, любви, преданности, почтения, прощения и т.д. Заканчивается письмо подписью и датой.


в)Рассматривание письма бойца.
(Презентация «Письма с фронта»)
Посмотрите на письмо солдата. Сколько километров оно преодолело прежде чем попасть в руки адресата, сколько счастья принесло оно своим получателям.
Скажите, а вы хотели бы доставить удовольствие тем людям, которые
прошли все невзгоды и дожили до самой победы? Многие из них живы и сейчас. Тогда сегодня на уроке каждый из вас может написать письмо ветерану этой войны.


V. Повторение пройденного.
- Вспомните, из каких частей должно состоять письмо?

ПАМЯТКА «ПЛАН ПИСЬМА»

1. Обращение. Начальная фраза о состоянии переписки (если таковая имеется).
2. Основное содержание письма, сообщение о новостях.
3. Благодарность, просьба (вопросы родным и близким).
4. Концовка письма. (Прощание, подпись, дата и место написания письма).











а) Словарная работа
- О чём пойдёт речь в 1 части?
- Как вы думаете, какие слова- приветствия вы можете использовать?
На доске карточки со словами помощниками.
Здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер.
- Как нужно выделять на письме обращение?
- О чём будете писать во 2 части?
- Какие слова благодарности используете?
Спасибо, огромное спасибо, большое спасибо, благодарю Вас.
- За что вы будите благодарить ветеранов?
- Почему слово «Вас» следует писать с заглавной буквы?
- А может быть кто-то использует и эти слова:
простите, пожалуйста
извините, пожалуйста
- О чём напишите в следующей части?
- Какие слова пожелания выберите?
Всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, будьте счастливы.
- Какими словами закончите своё письмо?
До свидания, с уважением.
- Ребята, письмо можно писать в форме стихотворения.

б) Орфографическая работа.
- Прочитаем все слова, записанные на доске, объясним их правописание.
- Как можно избежать орфографических ошибок?
1. Использовать словарь.
2. Письмо с «окошками».
3. Спросить написание слова у учителя.
- После того, как вы закончите написание письма, поработайте редактором и корректором.
VI. Самостоятельная творческая работа.
VII. Итог урока.
- Кто из вас хотел бы сейчас прочитать вслух свою работу?
Выделение удачных сочинений, предложений, слов.
VIII. Домашнее задание Свою работу каждый из вас может оформить на открытке, сделать аппликацию, нарисовать что-либо. Это её украсит и придаст индивидуальность. Своё письмо вы можете вручить любому ветерану не только в честь праздника, но и в будний день. Этим вы доставите минуты радости пожилому человеку.

Получит ветеран твое письмо
И может вспомнит и свое,
Которое писал с войны
Домой любимым и родным.
Смахнет слезу, помянет друга,
Как им бывало туго,
Как до победы долго шли,
Как верили в нее они.

Урок окончен. Спасибо за работу.


Детские творческие работы


Здравствуйте, дорогой ветеран.
Пишет Вам ученица 4 класса средней школы №5. Хочу сказать Вам большое спасибо за нашу свободу, за мирное небо. Если бы много лет назад Вы не одержали победу над врагом, мы были бы всю свою жизнь рабами.
Мне хочется пожелать Вам счастья, здоровья и долгой жизни.
До свидания.
Вольская Анастасия.

Здравствуйте, дорогая Миря Петровна.
В своём письме хочу поблагодарить Вас за то, что вы прогнали с нашей земли ненавистного врага. Спасибо Вам за мир, за свободу. От всей души хочу пожелать Вам здоровья и долголетия.
Я учусь во 4 классе средней школы № 5 села Круглолесского и очень хочу пригласить вас на встречу с моими одноклассниками. Приходите, пожалуйста, и расскажите нам о том, как вы воевали, какие награды имеете. Так хочется знать о воинах великой войны и подружиться с вами. Очень ждем.

До встречи.
С уважением Жуков Виктор.

© 2010-2022