Технологическая карта урока по русскому языку Имя существительное и его роль в речи

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Лебедева Ольга Николаевна

3 класс

Предмет: русский язык

УМК «Школа России»

Тема урока: Имя существительное и его роль в речи.

Дата проведения: 15.01.2014 г.

Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями).

Цель урока: создание условий для получения учащимися новых знаний по теме.

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно - поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Технологии, используемые на уроке: проблемно-диалогическая, ИКТ, дифференцированное, здоровьесберегающая, игровая.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с именем существительным, как частью речи - наблюдать за значением имён существительных, уметь классифицировать имена существительные, учить находить признаки имён существительных, применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе. Метапредметные: Личностные УУД: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в парах, в группах; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи; учить планировать свою деятельность на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, тетради; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; уметь определять уровень усвоения учебного материала. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Ресурсы для урока: 1. Ноутбук, проектор, интерактивная доска, программное обеспечение системы контроля и мониторинга качества знаний PROClass; 2. Презентация к уроку. 3.Карточки для дифференцированной работы. 4.Учебник «Русский язык», В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, 2 часть, Москва «Просвещение»,2013г. 5.Методическое пособие для учителя «Русский язык», Москва «ВАКО»,2013г.
Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

I.Организационный момент.

Цель этапа: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

- Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Мы спокойны, добры, приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните в себя свежесть зимнего дня, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Технологическая карта урока по русскому языку Имя существительное и его роль в речи

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание;

II.Актуализация знаний

Цель этапа: повторить имеющиеся у учащихся знания и умения, необходимые для введения новой темы. Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.

1.Чистописание.

-Какая буква пропущена в словах?

-Можем мы проверить безударный гласный «о» в этих словах? Как называются такие слова?

Технологическая карта урока по русскому языку Имя существительное и его роль в речиТехнологическая карта урока по русскому языку Имя существительное и его роль в речи

Технологическая карта урока по русскому языку Имя существительное и его роль в речиТехнологическая карта урока по русскому языку Имя существительное и его роль в речи

Технологическая карта урока по русскому языку Имя существительное и его роль в речиТехнологическая карта урока по русскому языку Имя существительное и его роль в речиТехнологическая карта урока по русскому языку Имя существительное и его роль в речиТехнологическая карта урока по русскому языку Имя существительное и его роль в речи

-Пропишите заглавную и строчную буквы Оо. Запишите словарные слова с пропущенной буквой.

2.Тренинг «Расселение».

Технологическая карта урока по русскому языку Имя существительное и его роль в речи

-Разделите слова на 3 группы по определенным общим признакам. Смотреть, прекрасный, дерево, звезда, свистит, голубая, солнце, попугай, сильное.

- По какому признаку вы разделили слова?

- Какие слова отнесли к первой группе?

- К какой части речи относятся эти слова? - На какие вопросы отвечают эти слова?

- Какие слова вы отнесли ко второй группе?

- К какой части речи относятся эти слова?

- На какие вопросы отвечают слова второй группы?

- Какие слова вы отнесли к третьей группе?

- К какой части речи относятся эти слова? -На какие вопросы отвечают имена существительные?

2. Затруднения в индивидуальной деятельности. Технологическая карта урока по русскому языку Имя существительное и его роль в речиТехнологическая карта урока по русскому языку Имя существительное и его роль в речи

Технологическая карта урока по русскому языку Имя существительное и его роль в речи Проверка. -Посмотрите на доску. Все ли правильно выписали имена существительные?

-Почему же вы допустили ошибки?

-Запишите имена существительные в тетрадь.

-Буква «о».

-Нет. Словарные слова.

Записывают число, классная работа. Прописывают букву Оо. Записывают словарные слова:огород, молоток, собака, горох, коньки, орех, солдат, овощи.







-По частям речи.

-Смотреть, свистит.

-Глаголы. Что делать? Что делает?

-Прекрасный, голубая, сильное.

-Имена прилагательные. Какой? Какая? Какое?

Дерево, море, солнце, луг.

- Имена существительные Кто? Что?


-Нет.

-Мы не смогли правильно задать вопрос к слову, забыли правило, перепутали вопросы.

Записывают имена существительные в тетрадь.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя информацию;

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь учителя;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

личностные:

-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

- определять общие для всех правила поведения;

III.Постановка проблемы.

Цель этапа: организация коммуникативного взаимодействия для восприятия нового материала.

-Послушайте стихотворение и если правильно закончите его, то сможете сформулировать тему урока.

«Вещи, люди и цветы,

Носороги и коты,

Джинсы, майки и штиблеты,

Называются ПРЕДМЕТЫ.

Шубы, шабки и зонты,

Гвозди, гайки и болты,

Сёла, города, планеты -

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ.

АХ, какие все слова

Восхитительные,

Называются они…….

-Тема нашего урока:

Технологическая карта урока по русскому языку Имя существительное и его роль в речи



СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ!

«Имя существительное и его роль в речи».

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

-определять последовательность

действий на уроке; познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

-высказывать свое предположение;

коммуникативные:

-точно и полно выражать свои мысли;

личностные:

устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

IV.Проектирование и фиксация нового знания.

Цель этапа: научить отличать имена существительные от других частей речи.

-Что мы уже знаем об имени существительном?

-У каждого слова своя работа. Одни называют признаки предметов, другие - действия предметов, третьи - предметы. Имя существительное - это то, что существует. Но только ли предметы обозначают имена существительные?

Поиграем в группы слов. Кто из вас играть готов? (игра «Назови одним словом».)

Технологическая карта урока по русскому языку Имя существительное и его роль в речиТехнологическая карта урока по русскому языку Имя существительное и его роль в речи

Технологическая карта урока по русскому языку Имя существительное и его роль в речиТехнологическая карта урока по русскому языку Имя существительное и его роль в речи

Технологическая карта урока по русскому языку Имя существительное и его роль в речи

-Итак, что еще могут обозначать имена существительные?

-Молодцы!

-Прочитайте текст.

Технологическая карта урока по русскому языку Имя существительное и его роль в речи

Стоит чудесный зимний... Падает лёгкий пушистый…. Деревья одеты в белые…. Вот пробежал испуганный…. Вдали видна яркая шубка рыжей….

-Все ли понятно в тексте?

-Почему?

-Что нужно сделать, чтобы предложения имели смысл?

-Давайте вместе подберем слова.

-Спишите текст, вставляя пропущенные слова.

-На какие вопросы отвечают вставленные имена существительные в 1,2,4 предложениях?Каким членом предложения являются имена существительные, отвечающие на вопрос кто? или что?

-Какое слово вставили в 3 предложение?

-Какое слово вставили в 5 предложение?

-На какой вопрос отвечает?

-Это имена существительные, но в предложениях будут являться второстепенными членами предложения.

-Имена существительные отвечаю на вопросы кто? что?

-Имена существительные обозначают предмет.

-Имена существительные бывают собственными и нарицательными, одушевленными и неодушевленными.

-Животные.

- Времена года.

- Явления природы.

- Посуда.

- Цветы.

Записывают слова в тетрадь.

Ответы детей.





-Нет.

- Пропущены слова и предложения не имеют смысла. -Вставить подходящие по смыслу слова.

Записывают полученный текст в тетрадь. Проверка в парах.

-Подлежащими.

-Шубки.

-Во что?

-Лисы.

-Кого?

Метапредметные(УУД)

коммуникативные:

-слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

познавательные:

-развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

-строить речевое высказывание в устной форме;

-выдвигать гипотезу;

- проводить сравнение и классификацию слов;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-делать обобщение;

-искать и выделять необходимую информацию;

-моделировать информацию;

регулятивные:

-высказывать свое предположение на основе учебного материала; -отличать верно выполненное задание от неверного;

-осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

V.Физкультминутка.

- Я называю имена существительные. Если оно отвечает на вопрос кто?, то хлопаете в ладоши, если что? - прыгаете.

Слон, тетрадь, кошка, картина, солнце, девочка, дождь, дельфин, стол, учитель, снег, мороз, собака.

- Молодцы!

Дети выполняют подвижную физкультминутку.

VI. Первичное закрепление нового материала.

Цель этапа: закрепить знания и умение находить и отличать имена существительные.

-Выпишите имена существительные.

Технологическая карта урока по русскому языку Имя существительное и его роль в речи

Проверка.

Технологическая карта урока по русскому языку Имя существительное и его роль в речи

-Докажите, что это имена существительные.

-Молодцы!

-Сейчас мы с вами будем работать в группах. Из данных слогов за 2 минуты вам нужно будет составить как можно больше слов, но эти слова должны быть только именами существительными. Выигрывает та группа, которая составит больше слов.

Технологическая карта урока по русскому языку Имя существительное и его роль в речи

Молодцы! Все группы справились с заданием на отлично!

Записывают в тетрадь.



-Слова отвечают на вопросы кто? что? Обозначают предметы.

Работа в группах.

Представитель от каждой группы зачитывает слова.

Запись слов в тетрадь под диктовку.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-работать по предложенному плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в учебнике;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

личностные:

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).

VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Цель этапа: организовать дифференцированную работу с последующей проверкой.

-Перед вами лежат карточки, выберите себе ту, задания на которой вы сможете выполнить. Подчеркните те имена существительные, которые будут соответствовать значениям.Красная-высокий уровень, синяя-средний уровень, зеленая-низкий уровень.

Красная карточка:

Качества человека- доброта,красота, вежливость,быстрота,доброжелательность, трусость, высота.

Географические названия-море, Москва, гора, Россия, город, Волга, равнина, Байкал.

Синяя карточка:

Зерновые культуры-лен,пшеница, хлопок, ячмень, шерсть, рожь, васильки, овес.

Профессии-штангист, водитель, повар, футболист, учитель, продавец, хоккеист, студент, врач.

Зеленая карточка:

Игрушки-штанга, мяч, портфель, ручка, кукла, пирамидка, коньки, кубики, юла.

Мебель-диван, ковёр, стол, компьютер, шкаф, кровать, телевизор, кресло.

-Давайте проверим вашу работу.

Технологическая карта урока по русскому языку Имя существительное и его роль в речиТехнологическая карта урока по русскому языку Имя существительное и его роль в речиТехнологическая карта урока по русскому языку Имя существительное и его роль в речи

Работают по индивидуальным карточкам.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-отличать верно выполненное задание от неверного;

-осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

VIII.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель этапа: зафиксировать новое содержание на уроке. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Система контроля и мониторинга качества знаний PROClass.

Технологическая карта урока по русскому языку Имя существительное и его роль в речиТехнологическая карта урока по русскому языку Имя существительное и его роль в речи

Технологическая карта урока по русскому языку Имя существительное и его роль в речиТехнологическая карта урока по русскому языку Имя существительное и его роль в речи

-Оцените свою работу и работу товарищей.

-В чем были ваши трудности? Что для этого нужно сделать?

Выставляются оценки.



Самооценка деятельности.

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Я научился…

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

-выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.

Подведение итога урока.

Цель: подвести итог работы на уроке.

-Над какой темой работали?

-Какое задание понравилось?

-Где будем использовать полученные знания?

-Сегодня мы все хорошо поработали!

Технологическая карта урока по русскому языку Имя существительное и его роль в речи

Работали над темой: «Имя существительное и его роль в речи»

Ответы детей.

личностные:

-устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

коммуникативные:

-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Домашнее задание.

Дома, ребята, вам нужно будет составить и записать по 7 слов, которые отвечают на вопрос кто? и что?

познавательные:

-осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

-слушать и понимать речь других.




Заместитель директора по УВР____________________________________/Подосинина Н.А./

© 2010-2022