Методическая разработка урока по ОРКСЭ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока

Ф.И.О. педагога: Горобец Галина Васильевна, учитель начальных классов

Место работы: МОУ СОШ №11, х. Красночервонный

Модуль: Основы православной культуры

Класс: 4 класс

Тема: Христианская семья

Тип урока: по основной дидактической цели: изучение нового материала

по способу проведения и этапам учебного процесса: комбинированный.

Цель: формирование осознанного отношения к семье, как одной из важнейших ценностей бытия человека.

Задачи:

1)Сформировать уважительное и бережное отношение к своей семье, умение общаться в кругу семьи;

2)Познакомить с составляющими компонентами, необходимыми для создания семьи; раскрыть сущность таинства венчания;

3)Развивать коммуникативные способности, кругозор, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока.

Оборудование: учебное пособие А.В.Кураева «Основы православной культуры», мультимедийная презентация урока, толковые словари, сердечки разного цвета, карточки для работы с пословицами, ромашки, звукозапись.

Ход урока

L. Организационный момент.

Слайд 1

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть ваши добрые, веселые глаза.

Улыбнитесь друг другу, подарите окружающим частичку своей любви, доброты, тепла и радости.

- Каждый возьмите по сердечку и займите места в Соответствии со своим цветом.

- Вы уже поняли, что сегодня мы будем работать в группах. И я вам хочу напомнить о том, чтобы вы не забывали о правилах групповой работы.

ll. Мотивация к учебной деятельности.

Слайд 2

- Прослушаете небольшую притчу «Сыновья благодарность» Леонардо да Винчи

Как-то поутру два старых удода, самец и самка, почувствовали, что на сей раз им не вылететь из гнезда. Птицы были стары и немощны. Перья на крыльях и хвосте потускнели и ломались, словно старые сучья. Силы были на исходе.

Старики удоды решили не покидать более гнездо и вместе ожидать последний час, который не замедлит явиться. …Но они ошиблись - явились их дети. Поначалу показался один из сыновей, случайно пролетавший мимо. Он заметил, что старым родителям нездоровится и туго приходится одним, и полетел оповестить остальных братьев и сестёр.

Когда все молодые удоды были в сборе возле родительского дома, один из них сказал:

- От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар - жизнь. Они вскормили и взрастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И теперь, когда оба они ослепли, больны и уже не в состоянии прокормить себя, наш святой долг - вылечить и выходить их!

После этих слов все дружно принялись за дело. Одни немедля приступили к постройке нового, более тёплого гнезда, другие отправились на ловлю букашек и червячков, а остальные полетели в лес.

Вскоре было готово новое гнездо, куда дети бережно перенесли старых родителей. Согрели их своими крыльями, затем напоили родниковой водой, накормили и осторожно выщипали свалявшийся пух и старые ломкие перья.

Наконец, из леса вернулись остальные удоды, принеся в клюве травку, исцеляющую от слепоты. Все принялись лечить больных соком чудодейственной травки. Но лечение шло медленно, и пришлось запастись терпением, подменяя друг друга и не оставляя родителей ни на минуту одних.

И вот настал радостный день, когда отец и мать раскрыли глаза, огляделись и узнали всех своих детей. Так благодарность и любовь детей исцелили их родителей, вернув им зрение и силы.

Слайды 3-8 с музыкальным сопровождением

- Назовите главную мысль данной притчи? Сформулируйте тему урока.

III. Сообщение темы урока. Формулировка целей

Слайд 9

- Сегодня мы расширим наши представления о понятии «семья», увидим, что оно в себя включает, какие категории входят в понятие «христианская семья».

IV. Актуализация имеющихся знаний по теме.

Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи.

- Сейчас мы посмотрим, а что такое в вашем понимании семья?

- Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите?

Слайд 10

- Давайте построим свой дом под названием «Семья».

Каждой группе я предлагаю на «кирпичиках», они лежат у вас на столе, написать слова, с которыми у вас ассоциируется это слово.

Работа со словарем.

- А сейчас посмотрим как раскрывается понятие семья в различных источниках. - Давайте обратимся к толковым словарям и найдем значение этого слова там.

Слайды 11-13

V. Изучение нового материала.

Работа с учебником.

- А сейчас мы с вами узнаем, с чем сравнивает семью автор учебного пособия. - Прочитайте на странице 86 в учебнике первый абзац. - Итак, с чем же сравнивает семью автор учебника? Слайд 14

- Почему он использует именно это сравнение?

- Почему дети являются очень важной частичкой семьи (рождение ребёнка наполняет жизнь семьи светом, радостью и смыслом)

Слайд 15

- В народе говорили: «Семья без детей, что цветок без запаха»

- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (семьи без детей несчастны, без них грустно и тускло)

Слайд 16

- А теперь давайте узнаем, а как появилось слово «семья».

Как появилось слово семья?

Когда-то о нем не слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам;

"Кто деток родит мне, богиня моя"?

И Ева тихонько ответила "я",

"Кто их воспитает, царица моя"?

И Ева коротко ответила "я"

"Кто пищу сготовит, о, радость моя"?

И Ева все так же ответила "я"

"Кто платье сошьет?

Постирает белье?

Меня приласкает?

Украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!"

"я", "я" …тихо молвила Ева - "я", "я"…

Сказала она знаменитых семь "я"

Вот так на земле появилась семья.

Слайд 17

- В слове семья много поучительных загадок и открытий.

1)Это слово можно разделить на «СЕМЬ» и «Я», т.е. семеро таких же, как я.

- Что это значит?

В семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом, характером. Могут быть общие увлечения и любимые занятия.

2)Число «семь» издавна считается особенным. Оно неделимо и как бы напоминает о том, что семья тоже едина и неделима.

3) Но есть ещё одна тайна у этого слова. Оно происходит от слова «семя».

- Как вы думаете почему?

- Скажите, а какая семья называется дружной?

Послушайте легенду «О дружной семье».

В давние времена жила удивительно дружная семья. Семья огромная - 100 человек. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что всё это правда, то спросил главу семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Тогда глава семьи взял бумагу, написал на ней 100 слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было написано 100 раз одно и то же слово - «понимание». «Так вот из чего вырастают любовь и дружба! Из желания понять, а не осудить друг друга!»- воскликнул правитель.

Появляется изображение большого сердечка, в котором написано «Дружная семья».

- На своих сердечках напишите названия человеческих отношений, необходимых для крепкой и дружной семьи.

Слайд 18

В истории России были такие семьи и вот про одну из них я бы хотела вам рассказать. Это семья последнего Императора Николая Второго. Она стремилась к идеальным отношениям друг с другом. Они воспитали 4-х дочерей и сына. Научили их любить семью и свою Родину. Жили, опираясь на заповеди божьи.

Слайд 19

- Кто помнит, в какой христианской заповеди Божией говорится о почитании родителей?

- Как вы ее понимаете?

- Если заповедь эта исполняется, то семья хорошая, крепкая и дружная.

Физкультминутка

Рассказ учителя.

Слайд 20

Ещё в древние времена китайский мудрец Конфуций говорил: «Семья - это маленькое государство, и держится оно на любви».

Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Издавна на Руси православные люди, решившие создать семью, совершали одно из важнейших таинств православной церкви.

- Как называется это таинство?

Венчание будущих супругов совершается священником, который благословляет жениха и невесту на счастливую семейную жизнь. Молодые люди обещают любить друг друга, заботиться друг о друге, никогда не оставлять ни в беде, ни в болезни, и никогда не нарушать священного брачного союза.

- Давайте посмотрим, что об этом таинстве говорится в учебнике.

VI. Первичное закрепление.

Слайд 21 - Что такое венчание?

- Почему заключение брака в церкви называется «венчание»?

В самых бедных храмах, где нет специальных венцов, на голову жениха и невесты иногда надевают венки из полевых цветов.

- Что означает венец над молодоженами?

- Почему венец имеет форму кольца?

- Жить в семье - это великий труд, ведь надо быть внимательными и тактичными по отношению к родным и уметь нести бремя друг друга.

Слайд 22

- Понятны ли вам слова «тактичность» и «бремя»?

- Найдите определения в учебнике.

- Что из прочитанного материала оказалось для вас новым? - Что показалось удивительным?

Нужно уметь заранее замечать, что может причинить боль дорогому человеку. Такое умение называется «тактичность». Вот ее пример: в крестьянской семье уже выросли взрослые сыновья. Один из них, Семен, однажды во время полевых работ сварил для всех обед. Прошло полгода с того дня, и в какой-то праздник отец говорит Семену с мягкой улыбкой: «Сынок, помнишь, как ты в поле накормил меня свининой? А ведь был пост; ты знаешь, я ел ее как падаль». - «Что же ты мне не сказал тогда?» - «Я, сынок, не хотел тебя смутить». Потом Семен стал монахом. В православном мире он сейчас известен как святой Силуан Афонский. Рассказывая этот случай, Силуан добавлял: «Вот таким должен быть отец. Подумайте, он полгода ждал удобной минуты, чтобы и поправить меня, и не смутить».

Как вы считаете, какие качества человека помогают ему проявлять тактичность? (дети отвечают)

Чуткость, внимательность, сдержанность, милосердие…

Приведите свои примеры умения вести себя тактично с близкими? (дети отвечают)

Работа с пословицами

Создать семью нелегко, а сохранить её еще труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удается, не хватает житейской мудрости. Именно этому учат нас пословицы и поговорки. Давайте обратимся к пословицам, посвящённым дому и семье. - Соотнесите начало пословиц с продолжением и объясните их смысл.

1 группа Слайд 23 Вся семья вместе, так и душа на месте. Человек без семьи, что дерево без плодов. В хорошей семье хорошие дети растут.

2 группа Слайд 24 Дитя хоть криво, да отцу-матери мило. В гостях хорошо, а дома лучше.

Семья - печка: как холодно все к ней собираются.

3 группа Слайд 25 В семье согласно, так идет и дело прекрасно. В своём доме и стены помогают. Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Vll. Рефлексия и оценка деятельности.

С какой заповеди начинаются Божьи заповеди о любви к ближнему? (дети отвечают)

Слайд 5. Заповеди.

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не лги (Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего).

10. Не завидуй (Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего).

Бог считает таким важным послушание родителям, что поставил эту заповедь первой после заповедей о любви к Богу.

Как вы думаете, почему слушаться и уважать родителей так важно? (дети отвечают)

Не выучив азбуку и арифметику, не пройдя начальную школу, не постигнешь и сложных наук. Вот так же и в жизни. Не научившись слышать, уважать и любить своих родителей, не сможешь любить Бога и других людей. (щелчок) Поэтому в Православии семью называют малой церковью.

Слайд 28

- Ребята, как вы думаете, а есть ли в России праздник, посвящённый семье?

- Какие Святые особенно почитаются в этот день?

Праздник «День семьи, любви и верности» в честь Святых Петра и Февронии. Петр - это князь, который правил в давние времена в городе Муроме, Феврония - его супруга, которая когда-то исцелила его от страшной болезни. И с тех пор они были неразлучны и даже умерли в один день.

Слайд 29

- Когда отмечается этот праздник?

- Кто знает какой цветок является символом этого праздника?

- Давайте мы с Вами составим букет из ромашек.

Если Вам урок понравился, было интересно, все у Вас получилось - ромашка с желтой серединкой.

Если испытывали трудности, было скучно, неинтересно - ромашка с красной серединкой.

Vlll. Итог урока. - Что же такое христианская семья? В чем ее особенность? - Закончи предложение «Сегодня я задумался о том, что…» - Мне хочется закончить урок словами.
Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга
Обижать не давайте
Берегите друг друга
Суету позабудьте
И в минуту досуга
Рядом вместе побудьте. Слайд 30

Любви, добра и мира желаю вам и вашим семьям, свято храните честь своей семьи!

















ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ УРОК 27

Христианская семья

Методическая разработка урока по ОРКСЭ

Задание 1. Перечисли духовные сокровища своих родителей

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________


Задание 2. Прочитай в учебнике на стр.87 рубрику «Это интересно» и ответь на вопрос:


Что такое хамство? ______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________


Задание 3. Ответь на вопрос. Почему слушаться и уважать родителей так важно?

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

Методическая разработка урока по ОРКСЭ

Задание 4. Найди в учебнике объяснение слову «семья»


Семья - это _________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________


Раскрась рисунок

Чему человек учится в семье?

Методическая разработка урока по ОРКСЭ

Задание 5. Пользуясь учебником, вставь пропущенные слова

Семья основана на _______________ и создана ради нее. Семью создают два человека, ___________________________ друг друга. Любить - значит, всю жизнь другого человека сделать _______________. А всю свою жизнь отдать другому.

Вступление в брак в православии называется ____________________. На головы ____________________________________ возлагают венцы. Венец - это награда за их решимость подарить себя друг другу.

Венец, как и _____________, не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть _______________ друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья - все равно они должны оставаться __________________________.

Методическая разработка урока по ОРКСЭ

Задание 1. Впиши в сердечко

сокровища, которые

хранятся в папином

или мамином сердце.



Задание 2. Выпиши в два столбика качества, которые дети, взрослея, приобретают и утрачивают.

Самостоятельность, беспомощность, рассудительность, доверчивость, искренность, ответственность.

Дети Взрослые

приобретают утрачивают

__________________________ ______________________________

__________________________ ______________________________

__________________________ ______________________________

учатся

у взрослых у детей



Задание 3. Вычеркни то, что противоречит любви.

Любовь долготерпит, милосердствует, обижается, не завидует, не превозносится, раздражается, не гордится, не верит, не мыслит зла, не прощает, не радуется неправде, а сорадуется истине, требует, всё покрывает, всего надеется, упрекает, всё переносит.




































© 2010-2022