- Преподавателю
- Начальные классы
- Мониторинг метапредметных УУД в 1 классе
Мониторинг метапредметных УУД в 1 классе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Орлова Ю.В. |
Дата | 21.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Шалинского городского округа
«Шалинская общеобразовательная школа №90»
Мониторинг
метапредметных универсальных
учебных действий
1 класс
Составитель:
Орлова Ю.В.
учитель начальных классов
I кв. категория
п. Шаля
2014 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………….3
- Основные этапы развития УУД………………………………………5
- Показатели мониторинга метапредметных УУД……………………6
- Программа мониторинга метапредметных УУД……………………8
- Мониторинг УУД 1 класса………………………………………......10
- Обработка и анализ результатов мониторинга……………………..11
- Заключение……………………………………………………………14
- Список литературы……………………………………………………15
Приложения
- Результаты готовности к школе
- Первичная обработка результатов
- Сводная таблица по каждому УУД
- Диаграмма рейтинга сформированности УУД
- Таблица рейтинга сформированности УУД для каждого ребенка
- Таблица групп учащихся по результатам выполнения заданий на конкретное умение
- Таблицы распределения по группам по результатам выполнения заданий на конкретное умение
- Индивидуальные результаты мониторинга метапредметных УУД
ВВЕДЕНИЕ
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат. В связи сэтим меняются не только УМК, требования к образовательным программам и учебным планам, изменения распространились и на содержание и способы оценки результата образования. Теперь результативность складывается из единого комплекса показателей, описывающих знаниевые, метапредметные и даже личностные достижения ребенка. В профессиональную жизнь педагога входит понятие универсальных учебных действий. Основным понятием, которое описывает современное российское образование с точки зрения его миссии и целей, является понятие «развитие». Образование понимается как процесс целенаправленного развития, который приводит к определенному результату - становлению человека, обретению им культурно значимых качеств, способностей и возможностей. Эти важнейшие человеческие способности передаются педагогами и приобретаются учащимися в виде УУД. В широком значении термин «универсально учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Таким образом, развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД, познания и освоения мира составляет цель и основной результат школьного образования. В значительной степени достижение данного образовательного результата связано с развитием метапредметных УУД. Обладая метапредметными УУД, учащийся не только решает учебно - познавательные и учебно - практические задачи, но и осознает способы действия, которые он применил. Это дает возможность подбирать наиболее рациональные и точные способы действия для решения учебных задач и достижения образовательных целей, т.е. управлять своей деятельностью. Для изучения процесса развития УУД нужен свой инструмент. Основные требования, которые к нему предъявляются, таковы:
- он должен быть межпредметным;
- он должен позволять отделять знание или незнание фактической информации от владения или невладения, «способом обращения» с этим знанием (УУД);
- изучать процесс развития УУД, а не только констатировать их наличие или отсутствие.
- Основные этапы развития УУД
- Зачем мне необходимо сравнивать эти предметы (цель и объекты сравнения)?
- По каким признакам я их сравниваю? (выделенные признаки сравнения)
- Есть ли сходства по этим признакам? Есть ли различия по этим признакам у этих предметов? (сопоставление)
- Что я узнал, сравнивая объекты? (вывод)
- Показатели мониторинга метапредметных УУД в начальной школе
- познавательные;
- регулятивные;
- коммуникативные.
- Умение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи.
- Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи.
- Умение определять наиболее эффективные способы достижениярезультата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения.
- Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии поставленной задачей.
- Умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности.
- Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки.
- Умение самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективыв учебное действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
- Умение осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху.
- Умение осуществлять логическое действие «анализ» с выделением существенных и несущественных признаков.
- Умение составлять логическое действие «синтез».
- Умение осуществлять логическое действие «сравнение» по заданным, самостоятельно выбранным критериям.
- Умение осуществлять логическое действие «классификация» по заданным и самостоятельно выбранным критериям.
- Умение осуществлять логическое действие «обобщение».
- Умение устанавливать аналогии.
- Умение устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений.
- Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (индуктивное умозаключение).
- Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (дедуктивное умозаключение).
- Умение подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их обобщения.
- Умение давать определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений.
- Умение использовать знаково - символические средства для создания моделей изучаемых объектов, процессов для решения задач.
- Умение находить существенные связи между межпредметнымипонятиями, систематизировать и обобщать понятия.
- Умение обобщить текстовую информацию и отнести её содержание к известным понятиям, представлениям, точкам зрения.
- Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем.
- Умение оценить информацию с точки зрения её целесообразности в решении познавательной или коммуникативной задачи.
- Умение соотносить материальные и информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием.
- Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации.
- Умение формулировать точку зрения.
- Умение аргументировать свою точку зрения (в коммуникативной ситуации).
- Умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимые сведения.
- Умение договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности.
- Умение адекватно оценить поведение окружающих (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи.
- Умение адекватно оценить собственное поведение (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи.
- Программа мониторинга метапредметных УУД
- Определение уровня сформированности метапредметных УУД каждого ученика на разных этапах обучения в начальной школе.
- Отслеживание индивидуальной динамики продвижения учащихся к метапредметным образовательным результатам.
- Определение проблемных зон в решении задач образования учащихся и определение возможных путей их ликвидации.
- Разработка стратегии помощи учащихся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД.
- Определение успешности работы педагога по формированию метапредметных УУД учащихся.
- Постановка задач по совершенствованию образовательного процесса в классе, параллели, звене школы и подбор педагогических и управленческих средств их достижения.
Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, под редакцией к.психол.н. М.Р. Битяновой (Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», г. Москва), к.п.н. С.Г. Яковлевой.
Количество УУД и уровень их изучения в мониторинге 1 класса
Класс
Число показателей
в мониторинге
Базовый уровень
сформированности показателей
Повышенный уровень
сформированности
1
8
«Представление»
нет
Характеристика диагностических процедур В качестве основного инструмента в мониторинге используются специально разработанные диагностические задания предметного или межпредметного характера. Задания составлены на материале четырёх предметов: русский язык, математика, окружающий мир, технология. Заданий в мониторинге по числу значительно больше, чем диагностируемых умений. Так, в мониторинге 1 класса изучается уровень сформированности 8 метапредметных умений и для этого используется 48 диагностических заданий. Для изучения каждого умения используется материал 2-х предметов и по каждому предмету - 3 взаимосвязанных задания, именуемых диагностическим модулем. Внутри модуля каждое задание имеет свою диагностическую направленность: 1 задание модуля направлено на изучение способности учащихся практически, выполнять учебные задания, в основании которых лежит тот или иной метапредметный способ действия. Кратко этот тип заданий обозначается как задания на «выполнение». 2 задание модуля направлено на изучение способности учащихся, ориентироваться на существенные условия способа, который лежит в основе учебного задания. Этот тип заданий кратко обозначается как задания на «ориентации». 3 задание модуля направлено на изучение способности учащихся словесно, описывать способ действия, лежащий в основе учебного задания. Его краткое название - задание на «описание». Таким образом, сформированность каждого умения рассматривается с точки зрения 3-х критериев: выполнения, ориентации в способе и его описания. Исключение составляют КИМы 1 класса. В них для изучения каждого умения также использовано 3 задания, одно из которых проверяет «выполнение», а два других - «ориентацию». Это связано с объективно низкой готовностью учащихся, только что начавших систематическое обучение, словесно описывать способ действия.
- Мониторинг 1 класса
- Входной модуль с заданиями, проверяющими способность учащегося самостоятельно работать с несложными инструкциями. Всего 6 заданий.
- 16 диагностических модулей для изучения уровня развития метапредметных умений. Для каждого умения разработано 2 модуля на разном предметном материале.
- Бланк первичной обработки результатов (с ним работает только учитель).
- Обработка и анализ результатов мониторинга
- Об ученике - информация по каждому умению и рейтинг умений.
- О классе - выявление групп учащихся по уровню сформированности различных умений и рейтинг умений по классу в целом.
- Составление мини - таблицы для каждого из восьми умений, вошедших в мониторинг по каждому ученику (Приложение 2).
- Составление сводной таблицы мониторинга всего класса (Приложение 3).
- Составление диаграммы рейтинга умений по классу (Приложение 4).
- Составление рейтинга сформированности восьми УУД для каждого ребенка (Приложение 5).
- Выявление групп учащихся по результатам выполнения задание «на выполнение» и на «ориентацию» для каждого умения (Приложение 6, 7)
- Индивидуальные результаты мониторинга метапредметных УУД (Приложение 8)
- Помогает выявить, какого рода задания вызывают у ребенка большие трудности.
- Анализ рейтинга всех восьми умений по таблице рейтингов поможет учителю определить приоритеты в работе с тем или иным учеником.
- Работа с индивидуальными данными дает возможность посмотреть на темп выполнения ребенком диагностических заданий.
- Работа с индивидуальными результатами помогает понять, есть ли необходимость привлечь к работе с ребенком таких специалистов, как психолог и дефектолог (логопед).
- Сравнить результаты диагностики по методике «Школьный старт», проведенной в сентябре, с результатами мониторинга УУД, получить и проанализировать информацию о динамике развития универсальных учебных умений ребенка.
Анализ результатов мониторинга Результаты мониторингового среза первого класса - это объективная психолого-педагогическая информация о том, как на данный момент развиваются УУД у каждого ребенка и класса в целом. Важнейшей проблемой начальной школы является адаптация первоклассника к школьной жизни. Правильно организованная работа по этой проблеме - залог успешного обучения детей. В течение 3-4 недели обучения был проведен мониторинг «Школьный старт» (Приложение 1). Результаты мониторинга: Высокий уровень: 3 чел. (11%) Выше среднего: 6 чел. (21%) Средний уровень: 15 чел. (54%) Ниже среднего уровня: 4 чел. (14%) В апреле, мае 2012-2013 учебного года был проведен мониторинг по отслеживанию метапредметных УУД.
- Личностные УУД
- Мотивация учебной деятельности
- Самооценка
- Коммуникативные УУД
- Доверительные и конструктивные отношения со сверстниками продемонстрировали - 50%
- Договариваться и осуществлять сотрудничество - 36%
- Не умеют работать в парах - 14%
- Регулятивные УУД
- Умение ориентироваться на заданную систему требований, умение сознательно контролировать свои действия - 64%
- Недостаточно развита ориентировка на систему требований, обусловленная невысоким уровнем развития произвольности - 29%
- Низкий уровень регуляции действий - 7%
- Познавательные УУД
- Выделение существенных признаков (логические УУД)
- Логическое мышление - анализ и сравнение
Заключение Мониторинг формирования и развития метапредметных УУД учащихся первого класса - это важный момент в подведении педагогом итогов работы за год и постановке задач работы на предстоящий год. Сравнение результатов, полученных в начале учебного года на основе методики «Школьный старт», и данных мониторинга позволяет педагогу увидеть динамику развития учебных компетенций у каждого ученика его класса. Это важная информация для определения стратегий индивидуальной работы. Данные мониторинга помогут педагогу ещё раз оценить возможности своего УМК и собственной методики обучения в решении задач развития УУД. УУД - чисто «образовательный продукт». Это означает, что они являются результатом целенаправленной работы педагога, и первый мониторинговый срез позволяет ему увидеть успешность своей деятельности в этом направлении, соотнести свою стратегию работы с реальными возможностями детей. Таким образом, ежегодное отслеживание развития и формирования УУД дает педагогу неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования для каждого ребенка. Профессиональные навыки работы с мониторингом - это развитие самого педагога, его мастерства, подтверждение им готовности и способности быть педагогом нового, XXI века.
Список литературы
- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. - М., 2008.
- Битянова М.Р. Меркулова Т.В. Методические рекомендации к рабочей тетради «Учимся учиться и действовать» Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий. - издательский дом ФЕДОРОВ //изд. «Учебная литература», 2012.
- Битянова М.Р. Меркулова Т.В. Рабочая тетрадь «Учимся учиться и действовать» в 2-х вариантах - издательский дом ФЕДОРОВ //изд. «Учебная литература», 2012.
- Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего образования: (Статья) // Науч. - практ. жур.«Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. - 2011. - Вып. 1(3). - С.46-54.
- Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. - М.: Академкнига, 2010.
- Михеева Ю.В. Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий. Статья. Учительская газета, 2012.