Мониторинг метапредметных УУД в 1 классе

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Шалинского городского округа

«Шалинская общеобразовательная школа №90»













Мониторинг

метапредметных универсальных

учебных действий


1 класс






Составитель:

Орлова Ю.В.

учитель начальных классов

I кв. категория








п. Шаля

2014 год

СОДЕРЖАНИЕ


Введение………………………………………………………………………….3

  1. Основные этапы развития УУД………………………………………5
  2. Показатели мониторинга метапредметных УУД……………………6
  3. Программа мониторинга метапредметных УУД……………………8
  4. Мониторинг УУД 1 класса………………………………………......10
  5. Обработка и анализ результатов мониторинга……………………..11
  6. Заключение……………………………………………………………14
  7. Список литературы……………………………………………………15

Приложения
  1. Результаты готовности к школе
  2. Первичная обработка результатов
  3. Сводная таблица по каждому УУД
  4. Диаграмма рейтинга сформированности УУД
  5. Таблица рейтинга сформированности УУД для каждого ребенка
  6. Таблица групп учащихся по результатам выполнения заданий на конкретное умение
  7. Таблицы распределения по группам по результатам выполнения заданий на конкретное умение
  8. Индивидуальные результаты мониторинга метапредметных УУД






















ВВЕДЕНИЕ
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат. В связи сэтим меняются не только УМК, требования к образовательным программам и учебным планам, изменения распространились и на содержание и способы оценки результата образования. Теперь результативность складывается из единого комплекса показателей, описывающих знаниевые, метапредметные и даже личностные достижения ребенка. В профессиональную жизнь педагога входит понятие универсальных учебных действий. Основным понятием, которое описывает современное российское образование с точки зрения его миссии и целей, является понятие «развитие». Образование понимается как процесс целенаправленного развития, который приводит к определенному результату - становлению человека, обретению им культурно значимых качеств, способностей и возможностей. Эти важнейшие человеческие способности передаются педагогами и приобретаются учащимися в виде УУД. В широком значении термин «универсально учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Таким образом, развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД, познания и освоения мира составляет цель и основной результат школьного образования. В значительной степени достижение данного образовательного результата связано с развитием метапредметных УУД. Обладая метапредметными УУД, учащийся не только решает учебно - познавательные и учебно - практические задачи, но и осознает способы действия, которые он применил. Это дает возможность подбирать наиболее рациональные и точные способы действия для решения учебных задач и достижения образовательных целей, т.е. управлять своей деятельностью. Для изучения процесса развития УУД нужен свой инструмент. Основные требования, которые к нему предъявляются, таковы:

  1. он должен быть межпредметным;
  2. он должен позволять отделять знание или незнание фактической информации от владения или невладения, «способом обращения» с этим знанием (УУД);
  3. изучать процесс развития УУД, а не только констатировать их наличие или отсутствие.
Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития УУД является мониторинг. Мониторинг, предлагаемый М.Р. Битяновой, Т. В. Меркуловой, реализует психолого-педагогический подход к отслеживанию и оценке процесса развития ребенка с первых недель его обучения до конца 4 класса. Мониторинг развития метапредметных УУД в 1-4 классах разрабатывается как логическое продолжение диагностической работы педагога в первом классе, начинающейся с диагностики стартовой готовности к школьному обучению «Школьный старт». Предметом мониторинга являются метапредметные УУД на разных этапах своего формирования.






































  1. Основные этапы развития УУД
Рассмотрим развитие УУД в начальной школе как процесс, проходящий в три основных этапа. 1 этап - «Представление» - выполнение действий по образцу, интуитивное применение способа на основе многократных применений близких образцов, аналогий и т.д. На этапе «Представления» ученик в большинстве случаев не готов различать существенные и несущественные стороны выполняемого действия, может выполнить его с опорой на образец на конкретном предметном материале. Например, неоднократно выполнив на уроке вместе с учителем сравнение объектов по цвету, размеру или форме, ребенок может самостоятельно выполнить сравнение по тем же критериям на подобном материале в рамках той же предметной области. 2 этап - «Способ» - осознанное применение способа при выполнении учебного действия. На этом этапе ученик ориентируется на назначение и существенные аспекты способа. Знает и выполняет определенную последовательность действий, приводящую к нужному результату. Может описать эту последовательность словами, не опираясь на конкретный предметный материал. Например, ребенок знает, что для того, чтобы сравнить, он должен ответить себе на следующие вопросы:
  1. Зачем мне необходимо сравнивать эти предметы (цель и объекты сравнения)?
  2. По каким признакам я их сравниваю? (выделенные признаки сравнения)
  3. Есть ли сходства по этим признакам? Есть ли различия по этим признакам у этих предметов? (сопоставление)
  4. Что я узнал, сравнивая объекты? (вывод)
3 этап - «УУД» На этом этапе ученик готов сознательно выбирать и применять тот или иной способ, ориентируясь на цель и условия учебной деятельности, этап её реализации. Ученик не только сознательно соотносит способ и цель своей учебной деятельности, но и выстраивает саму деятельность под учебную цель, поскольку владеет представлениями и её структуре и имеет опыт самостоятельного построения отдельных этапов деятельности. Так, если целью детского мини - проекта, является получение информации о свойствах предмета (объекта), то у ребенка есть несколько способов достижения этой цели. Он может проанализировать отдельные элементы этого предмета и на основании этого сделать вывод о свойствах целого. Также он может сравнивать этот предмет с другими известными ему и на основании этого сделать вывод о свойствах. Или он может пойти по дедуктивному пути: посмотреть, к какой группе понятий относится этот предмет, и на основании этого сделать вывод об интересующих его свойствах и достичь цели мини - проекта. То есть, на этом этапе овладения УУД ребенок не только знает несколько способов достижения цели, но и может выбрать наиболее оптимальный в данных условиях. Три этапа развития УУД являются одновременно тремя уровнями сформированности УУД для начальной школы.
  1. Показатели мониторинга метапредметных УУД в начальной школе
В значительной степени достижение данного образовательного результата связано с развитием метапредметных УУД. Мета (от греч. meta - после, за, через) - первая составная часть сложных слов, обозначающая следование, за чем либо, переход к чему-либо другому, превращение. Применительно к образовательным результатам приставка «мета-» означает более высокий по сравнению с узкопредметным , «обобщающий» уровень способностей и знаний, приобретаемых учащимися. Метапредметные УУД могут быть разделены на три группы:
  • познавательные;
  • регулятивные;
  • коммуникативные.
Показатели мониторинга метапредметных УУД в начальной школе: Регулятивные УУД
  1. Умение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи.
  2. Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи.
  3. Умение определять наиболее эффективные способы достижениярезультата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения.
  4. Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии поставленной задачей.
  5. Умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности.
  6. Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки.
  7. Умение самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективыв учебное действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
  8. Умение осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху.
Познавательные УУД
  1. Умение осуществлять логическое действие «анализ» с выделением существенных и несущественных признаков.
  2. Умение составлять логическое действие «синтез».
  3. Умение осуществлять логическое действие «сравнение» по заданным, самостоятельно выбранным критериям.
  4. Умение осуществлять логическое действие «классификация» по заданным и самостоятельно выбранным критериям.
  5. Умение осуществлять логическое действие «обобщение».
  6. Умение устанавливать аналогии.
  7. Умение устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений.
  8. Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (индуктивное умозаключение).
  9. Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (дедуктивное умозаключение).
  10. Умение подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их обобщения.
  11. Умение давать определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений.
  12. Умение использовать знаково - символические средства для создания моделей изучаемых объектов, процессов для решения задач.
  13. Умение находить существенные связи между межпредметнымипонятиями, систематизировать и обобщать понятия.
  14. Умение обобщить текстовую информацию и отнести её содержание к известным понятиям, представлениям, точкам зрения.
  15. Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем.
  16. Умение оценить информацию с точки зрения её целесообразности в решении познавательной или коммуникативной задачи.
  17. Умение соотносить материальные и информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием.
Коммуникативные УУД
  1. Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации.
  2. Умение формулировать точку зрения.
  3. Умение аргументировать свою точку зрения (в коммуникативной ситуации).
  4. Умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимые сведения.
  5. Умение договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности.
  6. Умение адекватно оценить поведение окружающих (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи.
  7. Умение адекватно оценить собственное поведение (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи.
В качестве показателей мониторинга рассматриваются 34 умения. Перечень показателей составлен на основе общего списка метапредметных УУД, содержащихся в ФГОС НОО. От 1 к 3 классу число показателей в проводимом мониторинге постепенно увеличивается. В полном объеме 34 показателя изучаются, и анализируются, в мониторинге начиная с 3 класса.




  1. Программа мониторинга метапредметных УУД
Цель мониторинга - отслеживание процесса формирования метапредметных УУД учащихся 1 - 4 классов для проектирования учебного процесса и принятия своевременных управленческих решений. Задачи мониторинга:
  1. Определение уровня сформированности метапредметных УУД каждого ученика на разных этапах обучения в начальной школе.
  2. Отслеживание индивидуальной динамики продвижения учащихся к метапредметным образовательным результатам.
  3. Определение проблемных зон в решении задач образования учащихся и определение возможных путей их ликвидации.
  4. Разработка стратегии помощи учащихся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД.
  5. Определение успешности работы педагога по формированию метапредметных УУД учащихся.
  6. Постановка задач по совершенствованию образовательного процесса в классе, параллели, звене школы и подбор педагогических и управленческих средств их достижения.
Предмет мониторинга: метапредметные УУД на различных этапах своего развития: 1 и 2 класс - этап «Представление», 3 класс - этапа «Способа», 4 класс - этап «УУД». Участники мониторинга Респондентами в данном мониторинге являются сами учащиеся. То есть, мы получаем информацию о сформированности метапредметных УУД, предлагая диагностические задания самим ученикам. Исполнителями, проводящими основные этапы мониторинга, и одновременно основными потребителями информации являются педагоги начальной школы. В качестве дополнительных адресатов выступают: завучи и директора начальной школы, а также родители учащихся. Периодичность Мониторинг проводится 1 раз в год, в начале апреля каждого учебного года. В 1 классе проводится 2 диагностические процедуры: в сентябре - методика «Школьный старт», позволяющая поставить педагогические задачи на адаптационный период, и в апреле - первый срез мониторинга. На основе анализа данных оценивается успешность работы на прошедший период, и ставятся задачи работы с учащимися на предстоящий год. Учебно-методический комплект «Учимся учиться и действовать» является продолжением программы «Школьный старт» и представляет собой программу педагогического мониторинга развития универсальных учебных действий учащихся 1-4 классов. В программе реализуется комплексный психолого-педагогический подход к отслеживанию и оценке процесса развития ребенка с первых недель его обучения в начальной школе и до конца 4 класса. Авторы комплекта:
Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, под редакцией к.психол.н. М.Р. Битяновой (Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», г. Москва), к.п.н. С.Г. Яковлевой.

Количество УУД и уровень их изучения в мониторинге 1 класса


Класс

Число показателей

в мониторинге

Базовый уровень

сформированности показателей

Повышенный уровень

сформированности

1

8

«Представление»

нет


Характеристика диагностических процедур В качестве основного инструмента в мониторинге используются специально разработанные диагностические задания предметного или межпредметного характера. Задания составлены на материале четырёх предметов: русский язык, математика, окружающий мир, технология. Заданий в мониторинге по числу значительно больше, чем диагностируемых умений. Так, в мониторинге 1 класса изучается уровень сформированности 8 метапредметных умений и для этого используется 48 диагностических заданий. Для изучения каждого умения используется материал 2-х предметов и по каждому предмету - 3 взаимосвязанных задания, именуемых диагностическим модулем. Внутри модуля каждое задание имеет свою диагностическую направленность: 1 задание модуля направлено на изучение способности учащихся практически, выполнять учебные задания, в основании которых лежит тот или иной метапредметный способ действия. Кратко этот тип заданий обозначается как задания на «выполнение». 2 задание модуля направлено на изучение способности учащихся, ориентироваться на существенные условия способа, который лежит в основе учебного задания. Этот тип заданий кратко обозначается как задания на «ориентации». 3 задание модуля направлено на изучение способности учащихся словесно, описывать способ действия, лежащий в основе учебного задания. Его краткое название - задание на «описание». Таким образом, сформированность каждого умения рассматривается с точки зрения 3-х критериев: выполнения, ориентации в способе и его описания. Исключение составляют КИМы 1 класса. В них для изучения каждого умения также использовано 3 задания, одно из которых проверяет «выполнение», а два других - «ориентацию». Это связано с объективно низкой готовностью учащихся, только что начавших систематическое обучение, словесно описывать способ действия.

  1. Мониторинг 1 класса
Все диагностические задания сгруппированы в единую рабочую тетрадь. Для повышения мотивации учащихся в работе с диагностическими заданиями и создания ситуации погружения разработаны игровые темы для каждой рабочей тетради. Так, задания мониторинга для 1 класса объединяет тема «Зелёная школа». Диагностический модуль - это сюжетно - игровая ситуация в рамках общей темы, в контексте которой ученику нужно выполнить те или иные задания. Предметом мониторинга развития метапредметных УУД учащихся 1 - го класса являются 8 умений: 2 - регулятивных и 6 - познавательных. В структуре рабочей тетради представлены:
  1. Входной модуль с заданиями, проверяющими способность учащегося самостоятельно работать с несложными инструкциями. Всего 6 заданий.
  2. 16 диагностических модулей для изучения уровня развития метапредметных умений. Для каждого умения разработано 2 модуля на разном предметном материале.
  3. Бланк первичной обработки результатов (с ним работает только учитель).
Все 16 модулей имеют одинаковую структуру: введение, образец, три диагностических задания (А, Б, В) и дополнительное задание, адресованное ребенку от имени одного из героев истории. Ниже подробно описано назначение каждого элемента. Во введениик каждому модулю обозначается главный герой (или герои) и описывается сюжетно-игровая ситуация. Также уже в этой части модуля может содержаться краткое описание образца и условия выполнения заданий. Образец - это схематическое изображение, иллюстрация диагностируемого УУД. Его наличие обусловлено тем, что в первом и втором классах целью мониторинга является диагностика первого этапа развития УУД - выполнения действий по образцу (владение на уровне «представления»). Задание А направлено на изучение способности учащихся практически выполнять учебные задания, в основании которых лежит диагностируемое в данном модуле умение. Кратко этот тип заданий обозначается как задания на «выполнение». Задания Б и В направлены на изучение способности учащихся ориентироваться на существенные условия способа, который лежит в основе учебного задания. Этот тип заданий кратко обозначается как задания на «ориентацию». Дополнительное задание адресовано, в первую очередь. Детям, которые быстрее других справились с заданиями А, Б и В. Его выполнение носит необязательный характер, а результаты не оцениваются.
  1. Обработка и анализ результатов мониторинга
Метапредметные образовательные результаты являются предметом итоговой оценки в составе итоговых работ 4 класса. Но отслеживать процесс формирования метапредметных УУД необходимо в течение всех лет обучения в начальной школе. Для этого требуется специальная диагностическая процедура - мониторинг метапредметных УУД, которую начала проводить с 2012-2013 учебного года в связи с введением ФГОС. Обработка и анализ результатов мониторинга направлена на получение диагностической информации о каждом ученике и о классе в целом.
  1. Об ученике - информация по каждому умению и рейтинг умений.
  2. О классе - выявление групп учащихся по уровню сформированности различных умений и рейтинг умений по классу в целом.
Рассмотрим способы обработки и представление результатов в 1 классе.
  1. Составление мини - таблицы для каждого из восьми умений, вошедших в мониторинг по каждому ученику (Приложение 2).
  2. Составление сводной таблицы мониторинга всего класса (Приложение 3).
  3. Составление диаграммы рейтинга умений по классу (Приложение 4).
  4. Составление рейтинга сформированности восьми УУД для каждого ребенка (Приложение 5).
  5. Выявление групп учащихся по результатам выполнения задание «на выполнение» и на «ориентацию» для каждого умения (Приложение 6, 7)
  6. Индивидуальные результаты мониторинга метапредметных УУД (Приложение 8)
Анализ индивидуальных результатов позволяет педагогу решить несколько важнейших задач:
  1. Помогает выявить, какого рода задания вызывают у ребенка большие трудности.
  2. Анализ рейтинга всех восьми умений по таблице рейтингов поможет учителю определить приоритеты в работе с тем или иным учеником.
  3. Работа с индивидуальными данными дает возможность посмотреть на темп выполнения ребенком диагностических заданий.
  4. Работа с индивидуальными результатами помогает понять, есть ли необходимость привлечь к работе с ребенком таких специалистов, как психолог и дефектолог (логопед).
  5. Сравнить результаты диагностики по методике «Школьный старт», проведенной в сентябре, с результатами мониторинга УУД, получить и проанализировать информацию о динамике развития универсальных учебных умений ребенка.
Анализ результатов по классу в целом дает возможность педагогу грамотно спланировать работу по развитию метапредметных УУД с учетом уровня развития отдельных умений. Для организации групповой работы на уроке, дифференциация заданий по содержанию и уровню сложности мониторинг позволяет выявить группы учащихся по каждому умению. Группы создаются в соответствии с результатами выполнения заданий. Это очень важная информация, которая позволит учителю подобрать для той или иной группы детей необходимые для их развития задания, образовательные ситуации, формы и методы работы на уроке, задать нужную степень самостоятельности и т. д. Мониторинг формирования и развития метапредметных УУД - это важный момент в подведении педагогом итогов работы за год и постановке задач работы на предстоящий год.

Анализ результатов мониторинга Результаты мониторингового среза первого класса - это объективная психолого-педагогическая информация о том, как на данный момент развиваются УУД у каждого ребенка и класса в целом. Важнейшей проблемой начальной школы является адаптация первоклассника к школьной жизни. Правильно организованная работа по этой проблеме - залог успешного обучения детей. В течение 3-4 недели обучения был проведен мониторинг «Школьный старт» (Приложение 1). Результаты мониторинга: Высокий уровень: 3 чел. (11%) Выше среднего: 6 чел. (21%) Средний уровень: 15 чел. (54%) Ниже среднего уровня: 4 чел. (14%) В апреле, мае 2012-2013 учебного года был проведен мониторинг по отслеживанию метапредметных УУД.

  1. Личностные УУД
  • Мотивация учебной деятельности
Высокий, положительный, хороший уровень - 91% Низкий уровень - 9%
  • Самооценка
Завышенная - 14% Адекватная - 71% Заниженная - 14%
  1. Коммуникативные УУД
  • Доверительные и конструктивные отношения со сверстниками продемонстрировали - 50%
  • Договариваться и осуществлять сотрудничество - 36%
  • Не умеют работать в парах - 14%
  1. Регулятивные УУД
  • Умение ориентироваться на заданную систему требований, умение сознательно контролировать свои действия - 64%
  • Недостаточно развита ориентировка на систему требований, обусловленная невысоким уровнем развития произвольности - 29%
  • Низкий уровень регуляции действий - 7%
  1. Познавательные УУД
  • Выделение существенных признаков (логические УУД)
Высокий уровень - 29% Средний уровень - 43% Низкий уровень - 29%
  • Логическое мышление - анализ и сравнение
Высокий уровень - 29% Средний уровень - 36% Низкий уровень - 43% Результаты диагностики «Учимся учиться и действовать» также находятся в приложениях. Особенность анализа диагностических результатов мониторинга в первом классе состоит в том, что они не оцениваются с точки зрения «достаточности» или «недостаточности», результатам не присваиваются оценочные категории («базовый» и «ниже базового»). Это сделано осознанно и связано с тем, что в первом классе учитель вместе со своими учениками только начинает общий путь к достижению образовательных результатов начальной школы. Таким образом, ежегодное отслеживание развития и формирования УУД даст мне неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования для каждого ребенка. Методом оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать. Портфолио в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является системой, объединяющей возможности накопительной (итоговой) оценки и формирующего оценивания. Здесь предметом оценки является не только предметные достижения обучающихся, но и личностные и метапредметные результаты. Такая работа ведется уже второй год.













Заключение Мониторинг формирования и развития метапредметных УУД учащихся первого класса - это важный момент в подведении педагогом итогов работы за год и постановке задач работы на предстоящий год. Сравнение результатов, полученных в начале учебного года на основе методики «Школьный старт», и данных мониторинга позволяет педагогу увидеть динамику развития учебных компетенций у каждого ученика его класса. Это важная информация для определения стратегий индивидуальной работы. Данные мониторинга помогут педагогу ещё раз оценить возможности своего УМК и собственной методики обучения в решении задач развития УУД. УУД - чисто «образовательный продукт». Это означает, что они являются результатом целенаправленной работы педагога, и первый мониторинговый срез позволяет ему увидеть успешность своей деятельности в этом направлении, соотнести свою стратегию работы с реальными возможностями детей. Таким образом, ежегодное отслеживание развития и формирования УУД дает педагогу неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования для каждого ребенка. Профессиональные навыки работы с мониторингом - это развитие самого педагога, его мастерства, подтверждение им готовности и способности быть педагогом нового, XXI века.























Список литературы

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. - М., 2008.
  2. Битянова М.Р. Меркулова Т.В. Методические рекомендации к рабочей тетради «Учимся учиться и действовать» Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий. - издательский дом ФЕДОРОВ //изд. «Учебная литература», 2012.
  3. Битянова М.Р. Меркулова Т.В. Рабочая тетрадь «Учимся учиться и действовать» в 2-х вариантах - издательский дом ФЕДОРОВ //изд. «Учебная литература», 2012.
  4. Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего образования: (Статья) // Науч. - практ. жур.«Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. - 2011. - Вып. 1(3). - С.46-54.
  5. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. - М.: Академкнига, 2010.
  6. Михеева Ю.В. Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий. Статья. Учительская газета, 2012.


© 2010-2022