Воспитательная программа 1-4 класс

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ГБОУ РТ «Республиканская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VI вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»

Согласовано Утверждаю

заместитель директора по УР директор школы-интерната ________Кужугет Д.К. ________Сарыглар А.С.

Воспитательная программа


Учителя начальных классов: Ондар Роланда Шолбановны.







Ак-Довурак- 2013 г.

Содержание



1.Пояснительная записка......................................................................................................................................................3

2. Психологическая характеристика младшего школьника..............................................................................................15

3.Характеристика ребенка инвалида учащегося начальной коррекционной школы......................................................23

4.Совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию и социализации учащихся начальной школы......................................................................................................................................................................................28

5.Повышение педагогической культуры родителей............................................................................................................29

6.Учебно-тематический план работы воспитательной программы...................................................................................32

7.Тематика родительских собраний.......................................................................................................................................37

8.Тематика классных часов.....................................................................................................................................................42

9.Список использованной литературы...................................................................................................................................49

Приложение





Пояснительная записка Воспитательная программа для начальной школы ориентирована на формирование социально приемлемых интересов, на утверждение ценностей семейных отношений, здорового образа жизни и поведения младших школьников. Программа предполагает формирование личностно значимых ценностей, таких как индивидуальность, творчество, успех, доверие, гражданское самосознание. Любой ребёнок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость достижения, трудности и счастье творчества, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность. Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать в ребёнке заложенные природой задатки, трансформировать их в социально- значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка. В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.

Основные направления воспитательной работы

  1. «Нравственность»

  2. «Интеллект»

  3. «Здоровье»

  4. «Семья»

  5. «Досуг»



Цель программы: создание максимально благоприятного учебно-воспитательного пространства для раскрытия способностей каждого ребёнка. Задачи:
  1. Создание благоприятного психологического климата в классном коллективе.
  2. Формирование у учащихся добросовестного и прилежного отношения к учебе с учетом их возрастных особенностей, воспитание уважительного отношения к одноклассникам.
  3. Развитие творческих способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими возможностями и склонностями.
  4. Воспитание эстетического вкуса, потребности в достойном поведении в повседневной жизни.
  5. Формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей.
  6. Формирование потребности учащихся участвовать в коллективных творческих делах класса.
  7. Воспитание любви к семье, школе, родному краю.
Коррекционно-развивающие задачи направлены на развитие речи, моторных, сенсорных и психических функций учащихся, а также преодоление трудностей учащихся в усвоении учебного материала. Еще одной из важнейших задач является расширение кругозора учащихся, социализация в обществе, умение ориентироваться в условиях города, в быту. На коррекционных занятиях у обучающихся формируются умения и навыки ориентирования в общественной жизни: умение пользоваться общественным транспортом, навыки общения и поведения в общественных местах, использование табличек, объявлений, указателей. Развитие речи развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Программа рассчитана на 4 года - период обучения в начальной школе. Система мероприятий и занятий включает классные часы, игровые тренинги, внеклассные мероприятия: праздники, игры, коллективные творческие дела. Все мероприятия решают задачи воспитания и развития школьников. Каждый год направлен на решение определенных задач; он начинается с проведения диагностики (социометрии, анкетирования, психологического тестирования) и заканчивается итоговым коллективно-творческим делом. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания. Содержание программы: 1 этап "Познай себя"(1 класс) 2 этап "Научись дружить" (2 класс) 3 этап "Коллективная жизнь" (3 класс) 4 этап "В единстве сила" (4 класс) Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки. Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.

Концепция воспитательной программы Личность ребенка - слишком многогранное и сложное понятие, чтобы ее ценность определять степенью усвоения учебной программы. С другой стороны, ребенок может нормально развиваться только тогда, когда даже не самые выдающиеся его способности замечены и по достоинству оценены окружающими. Из этих оценок постепенно складывается нормальная самооценка личности, превращающаяся со временем в чувство собственного достоинства, в способность уважать себя как личность и видеть в другом человеке личность со своим неповторимым мироощущением. Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной программы класса, являются: «Индивидуальность», «Самостоятельность», «Доброта», «Творчество», «Взаимовыручка», «Семья», «Здоровье».

Педагогические принципы и подходы Программа построена на принципах, позволяющих воспитать социально-активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность. Принцип гуманистического воспитания Объединение детей и взрослых в единый коллектив. Работа строится на отношениях партнерства, уважения и доверия. Принцип личностно-ориентированного воспитания В основе лежит признание личности ребенка высшей социальной ценностью; принятие его таким, какой он есть; отсутствие попытки переделать его, но умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности. Принцип природосообразности - Предполагает, что воспитание основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на основании возраста детей, пола, особенности психики и физиологии. Не бороться с природой ребёнка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет. Деятельный подход - Ребенок развивается в деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой. Целостный подход - Воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами. Принцип комплексного подхода - Позволяет воспитывать и развивать какие-либо качества ребёнка в комплексе, а не по очереди, самораскрытие человека с разных сторон. Принцип успешности Мажорный тон жизни ребенка должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности. Успех не только помогает раскрытию потенциала, но и открывает новые возможности.

Методы работы:

  • коммуникативный;

  • личностно-ориентированный;

  • метод креативного мышления;

  • репродуктивный;

  • метод критического мышления.

Формы работы:

  • классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации;

  • тренинги, занятия, курсы;

  • конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы (культурологические), представления, выступления, фестивали;

  • дискуссии, консилиумы, круглые столы,

  • встречи с интересными людьми, клубы по интересам.

Направление

Цели и задачи

Формы проведения

Нравственность

Формирование у учащихся нравственной культуры миропонимания, умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

Воспитание эстетического вкуса, потребности в достойном поведении в повседневной жизни, формирование норм поведения, необходимых учащимся в быту, в общении со сверстниками, в семье, в общественных местах, на природе.

Воспитание высоких моральных качеств и чувства долга.

Воспитание нравственной культуры школьника, умения сохранять свою индивидуальность и неповторимость.

  • тематические классные часы по нравственной тематике;

  • читательские конференции;

  • цикл бесед «Уроки нравственности»;

  • экскурсии, поездки

  • изучение нравственного наследия своей страны;

  • поисковая работа;

Интеллект

Изучение и развитие интересов, любознательности и интеллектуальных способностей учащихся.

Создание условий для формирования мотивации учения в урочной и внеклассной деятельности.

Развитие учебных интересов и умений учащихся.

Воспитание уважительного отношения к одноклассникам, достигшим высоких учебных результатов собственным трудом.

Воспитание стремления стать образованным и культурным человеком, способным в полной мере реализовать свой интеллектуальный потенциал.

Развитие читательского интереса и читательских умений учащихся.


  • участие в конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру» и др.

  • проведение литературных, математических викторин;

  • проведение викторин, предметных олимпиад;

  • проведение интеллектуальных боёв;

  • внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти;

Здоровье

Сотрудничество с медицинским персо-налом школы, учителем физкультуры, психологической службой с целью изучения состояния физического и психического здоровья школьников.

Создание необходимых условий для полноценного физического и психического развития школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Воспитание сознательного отношения к сохранению собственного здоровья, стремления к выполнению режима дня, правильному питанию.

Воспитание сознательного отношения к регулярным занятиям спортом.

Воспитание уважительного отношения к людям, занимающимся спортом, стремящимся к здоровому образу жизни.

Воспитание уважительного отношения к одноклассникам, занимающимся спортом.


  • спортивные конкурсы, соревнования внутри класса;

  • школьные спартакиады, турниры;

  • дни здоровья;

  • туристические походы;

  • спортивные викторины;

  • совместные с родителями походы, спортивные соревнования;

  • тематические классные часы по спортивной тематике

Семья

Изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственное и личностное развитие ребенка.

Сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми.

Поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.

Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.

Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.

  • тематические классные часы;

  • родительские собрания;

  • семейные праздники, спортивные соревнования с участием родителей;

  • праздники, посвященные красным датам календаря;

  • походы, экскурсии с родителями;

  • консультации для родителей;

  • тематические беседы с детьми и родителями.

Досуг

Формирование потребности учащихся участвовать в коллективных творческих делах класса, школы.

Воспитание нетерпимого отношения к вредным привычкам, стремления к интересному и полезному время провождению.

Средствами внеклассных мероприятий демонстрация интересов и достижений учащихся, их таланта и творческих способностей.

Привлечение родителей класса к совместному с учащимися время провождению.

Развитие интереса учащихся к проведению досуговых мероприятий в начальной школе.

  • празднование памятных дат в жизни учащихся;

  • празднование памятных дат календаря;

  • посещение, выставок;

  • организация классных выставок;

  • литературные викторины;

  • праздничные, танцевальные вечера;

  • совместные с родителями поездки.











































Связи, устанавливаемые для реализации программы Внутренние (администрация школы-интерната, педагоги, социальный педагог, педагог-организатор, психолог, медики). Внешние (родители, библиотека, музеи, дом творчества, кружки и секции). Ожидаемые результаты

  1. Развитие органов классного ученического самоуправления.
  2. Накопление банка психолого-педагогических диагностик классного коллектива и учащихся.
  3. Повышение мотивации обучающихся к учебной и воспитательной деятельности.
  4. Развитие потребности занятий физической культуры и спортом, интереса к жизни людей и природы, к истории и географии своего города, края, государства.
  5. Полное удовлетворение интересов и потребностей, учащихся в дополнительном образовании.
  6. Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка.
  7. Усиление ориентации школьников на духовные ценности, воспитание юного гражданина.
  8. порядочными и своими поступками не запятнают право называться человеком
  9. сильными и преодолевающими все невзгоды и трудности;
  10. мудрыми и не допускающими ошибок, о которых придется пожалеть в будущем;
  11. образованными, интеллектуально и культурно развитыми, политически грамотными и активными;
  12. людьми, гордящимися своей Родиной во имя памяти предков и будущего своих детей,
чувствующими прекрасное, ибо недаром сказано, что "красота спасет мир", добрыми, гуманными, милосердными, что поможет никогда не быть одинокими и может гарантировать им плечо верного друга в трудную минуту, здоровыми духовно и физически.

Критерии оценки Критериями оценки результатов воспитательной программы являются следующие:

  1. Уровень сформированности классного коллектива.
  2. Результаты коллективных и индивидуальных психолого-педагогических диагностик.
  3. Уровень вовлечённости обучающихся в коллективно-творческую деятельность, в работу актива класса.
  4. Уровень состояния психического и физического здоровья учащихся.
  5. Уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей воспитательной моделью класса.
Диагностические средства Эффективность реализации программы отслеживается по результатам диагностических средств: наблюдений, анкетирования, тестов:
  1. Групповое изучение самооценки младшего школьника.
  2. «Самооценка психических состояний» (по Айзенку)
  3. «Сформированность основных нравственных качеств личности» (Капустин Н.П.)
  4. «Диагностика уровня воспитанности учащихся» (Капустин Н.П.)
  5. Анкета «Сплочённость класса».
  6. Анкета «Мой класс».
Сроки реализации программы Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года. I этап «Познай себя» (1 класс), на данном этапе идет постановка проблемы, установление контакта с ребенком. Идет адаптация к школьной жизни, подбираются пути безболезненной адаптации. Учитель и ученик делают "первые шаги на встречу друг к другу, идет работа по сплочению коллектива.
  • успешная адаптация к школьной жизни;

  • эмоциональная устойчивость обучающихся;

  • создание предпосылок для формирования классного коллектива;

  • активное участие родителей в жизни класса, школы.

II этап «Научись дружить» (2класс), решение проблем школьной жизни совместно с ребенком. Установление тесных контактов в общении. Совместное проведение коллективных творческих дел. Организация соуправления, способствующее формированию классного сообщества.
  • устойчивые положительные результаты обучения;

  • активное участие детей в жизни класса, школы;

  • негативное отношение к вредным привычкам;

  • создание органов классного самоуправления.

III этап «Коллективная жизнь» (3класс), создается совместное проектирование действий педагога и ученика. Активно исследуется и осваивается образовательное пространство школы и окружающего социума. Поддержание потребности ребенка реализовать свою субъективную роль, вступая в широкий круг общественных отношений. Создается пространство для самореализации ребенка, побуждение для участия ребенка в кружках, секциях, публичных мероприятиях. Идет активное участие ребенка в окружающей жизни при поддержке педагога.
  • проявление интеллектуальных способностей на уровне Республики, России;

  • знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей города;

  • умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;

  • ощущение ответственности за совершаемые поступки.

IV этап «В единстве сила» (4класс), ведущей становится деятельность самого ребенка. Ребенок познает самого себя. Идет соотнесение ребенком самого себя по отношению к другому. Мотивируются желания проявлять себя.
  • овладение методами самовоспитания, самоконтроля;
  • проявление самостоятельной творческой активности;
  • умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;
  • готовность к самоопределению в социуме.
  • создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива и коллектива обучающихся;
  • обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы;
  • мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.

2. Краткая психологическая характеристика младшего школьника. В семь лет жизнь сегодняшнего ребенка круто меняется. Все меняет в его жизни приход в школу: отношения с людьми и сверстниками, виды деятельности, общение. Ведущей деятельностью младших школьников становится учение, изменяется уклад их жизни, появляются новые обязанности, которые требуют неукоснительного выполнения, по-иному воспринимают ребенка родные и близкие люди. В биологическом отношении младшие школьники переживают период второго округления: у ребят замедляется рост и увеличивается вес, скелет подвергается окостенению, однако этот процесс еще не завершается. Интенсивно развивается мышечная система. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста, значительно возрастает сила мышц. В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функция коры головного мозга. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает мозга взрослого человека и увеличивается в среднем, по мнению физиологов, до 1400 граммов. Изменяется и развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможений, потому что возбудимость младших школьников очень высокая. Спектр чувствительности органов чувств становится более точным и глубоким. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные - на 80%. Учебная деятельность как самостоятельная складывается именно в это время и во многом определяет интеллектуальное развитие детей от 6 до 11 лет. В связи с поступлением в школу развитие ребенка развитие ребенка определяется четырьмя различными видами деятельности: учебной, трудовой, игровой и общением. Нужно запомнить, что если с первых дней учения сам процесс учения организуется системно и целенаправленно, то к старшим классам ученик овладеет основами учения. Основы учебной деятельности учащихся в начальной школе - это овладение учебными действиями, контроль и саморегуляция. В начальной школе у учащихся изменяется отношение к трудовой деятельности. Учебная деятельность продолжается в трудовой деятельности дома. Очень важно, чтобы те правила трудовой деятельности и традиции, которые закладывает педагог на уроке и во внеурочной деятельности, продолжались бы и дома. Огромным подспорьем в работе учителя станет востребованность полученных знаний учащимися на уроке в жизненной практике. Не менее значимым для интеллектуального и личностного развития учащихся является расширение временных рамок и содержания общения учащихся с окружающими людьми и в первую очередь со взрослыми. Взрослые люди, педагог и родители являются источником различных знаний, образцом для подражания. В этом возрасте для развития навыков общения, преодоления трудностей адаптации и тревожности младшим школьникам необходимы различные формы коллективной работы. Чем разнообразнее и интереснее эти формы работы будут в урочной и внеурочной деятельности, тем быстрее учащиеся овладеют такими мыслительными операциями, как сравнение, общение, умение делать элементарные выводы и обобщения. С приходом в школу меняются и становятся другими детские игры. Эти изменения связаны с тем, что дети приносят в них новый опыт, полученный в ходе учебной деятельности, и новые знания. Если раньше в дошкольном возрасте учащихся привлекали ролевые, ситуативные, подвижные игры, то теперь их больше привлекают игры, в которых можно проявить свои интеллектуальные умения. Внеклассная работа с классом должна быть направлена на то, чтобы игра была максимально использована во всех направлениях воспитательной деятельности в детском коллективе. Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, "созерцательной любознательностью". Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво и ограничено по объему. В ходе развития внимания развиваются такие важные его свойства, как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличивается его объем, возникает привычка быть внимательным. На основе этой привычки у ребят вырабатывается внимательность как свойство личности. Внимание напрямую связано с такими личностными новообразованиями, как мотивация учения, чувство ответственности за собственную учебную деятельность и ее результативность. Мышление учащихся начальной школы претерпевает большие изменения - от эмоционально - образного к абстрактно - логическому. Ребенок видит внешнюю сторону предметов и явлений. На начальном этапе обучения для него являются знакомыми форма, краски, звуки, ощущения. К концу четвертого класса в развитии собственного мышления учащиеся выходят на новый более качественный уровень - уровень понимания причинно - следственных связей. Развитие мышления должно идти не только в урочной деятельности, но и во внеурочной. Влияние школьного обучения на мышлении и речь проявляется в том, что словарный запас ученика становится богаче, учащиеся приобретают умения устной и письменно излагать свои мысли. Роль педагога состоит в том, чтобы показать ученику широкие возможности развития своей речи. Большое значение в познавательной деятельности школьников имеет память. Мозг учащихся обладает такой пластичностью, которая позволяет ему справляться с заданиями, связанными с дословным запоминанием. Память младших школьников имеет преимущественно наглядно - образный характер, поэтому на уроках ребята запоминают надолго и легко воспроизводят тот учебный материал, который преподносится ярко, нестандартно, интересно и конкретно. Учителю необходимо демонстрировать учащимся перспективы, которые у них открываются, если они будут заучивать и запоминать учебный материал; необходимо также развивать у учащихся навыки самоконтроля. На личностное развитие ребенка влияют учебная, игровая, трудовая деятельность, а также общение, так как именно в них складываются деловые качества учащихся, которые проявляются в подростковом возрасте. В первую очередь, это мотивация достижения, которая, развиваясь в начальной школе, к пятому классу становится личностной чертой. Младшие школьники безгранично доверяют взрослым людям, учителям, подчиняются и подражают им. Авторитет взрослого человека, его оценка действий младшего школьника являются безоговорочными. В младшем школьном возрасте закрепляется самооценка. Если педагог и значимые взрослые хвалят ребенка, поддерживают его, отличают его успехи, то это будет способствовать развитию мотива достижений. Большое внимание педагог должен уделить формированию у ученика адекватного уровня притязаний. Высокий уровень притязаний ученика зависит не только от результатов его учебной деятельности, но и от других видов деятельности, а также от положения ребенка в коллективе. Дети, пользующиеся авторитетом среди сверстников и занимающие высокое положение в коллективе, могут обладать высоким уровнем притязаний и адекватной самооценкой. Главным условием формирования адекватной самооценки и соответствующего уровня притязаний ученика является помощь педагога каждому ребенку в осознании им своих возможностей и способностей, оценивании степени своего продвижения в развитии собственных умений и на основе этого в укреплении веры в свои силы. Большое значение в формировании личности младшего школьника играет формирование самостоятельности и желания участвовать в трудовой деятельности. Младший школьный возраст является переломным в формировании самостоятельности. Если ребенок чрезмерно доверчив, открыт, послушен, это может привести к формированию у ребенка таких качеств, как зависимость от чужого мнения, боязнь говорить правду. Излишняя самостоятельность ребенка может привести к отсутствию послушания и к вседозволенности. Большое внимание необходимо уделять развитию трудолюбия у младших школьников. В развитии у ребенка желания трудиться большую роль может играть разумная, продуманная система поощрений ребенка за успехи. Главной особенностью этой системы является то, что она должна быть ориентирована на те достижения, которые относительно легки и зависят от имеющихся у ребенка способностей, а не на те, которые трудны и полностью определяются прилагаемыми усилиями. Очень большое значение для развития личности ребенка приобретает вера ребенка в свои успехи. Причем, чем ниже самооценка и уровень притязаний, тем настойчивее должен вселять педагог ребенку надежду на успех. Ребенок будет любить трудится, если будет получать удовлетворение от своих трудовых усилий, в первую очередь, это может быть выражено в положительных эмоциях. С поступлением ребенка в школу изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми: Значительно увеличивается время общения учащихся. Учащиеся общаются друг с другом в классе, в группе продленного дня, во дворе, в кружках и секциях. Изменяется круг общения ребенка. Если раньше это был воспитатель детского сада и члены семьи, то теперь это разные учителя, руководители кружков, сверстники и их родители. Изменилось содержание общение. Если раньше общение было связано лишь с игрой, то теперь общение становится деловым. Ребята с удовольствием общаются со взрослыми, с которыми их сводит школьная жизнь. Школьный психолог, учитель, старшеклассник являются для ребенка теми людьми, общение с которыми вызывает у него интерес и любопытство. Общение со сверстниками связано с учебными достижениями. Если мальчик и девочка хорошо учатся и учитель их хвалит, значит, с ними можно дружить. К третьему - четвертому классу значимой и авторитетной фигурой становится сверстник, мотивация межличностного выбора связана с независимой оценкой со стороны самого школьника личностных достоинств и форм поведения партнера по общению. В этот период идет формирование социального престижа ребенка. В этом возрасте учащимся необходимо публичное признание их достижений в присутствии сверстников и значимых взрослых. Большое значение для учащихся имеют ситуации, связанные с акцентами на учебных и внеучебных достижений учащихся. Игры, марафоны и конкурсы должны стать основой для развития общения учащихся. Стремление младшего школьника к яркому и необычному, желание познать прекрасный мир чудес - все это должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу и удовольствие деятельности, которую организует педагог. Огромное значение в воспитательной работе в начальной школе имеет целенаправленная работа по сохранению и развитию положительных эмоций ребенка, которые влияют прямым образом на результативность учебной деятельности. Положительная реакция педагога на активность ученика, одобрение словесное или жестовое его деятельности вызывает у ребенка радость общения с педагогом, усиливает социальные связи, способствует естественной адаптации ребенка в детском коллективе. Положительные эмоции стимулируют мотивацию учащихся, а отрицательные эмоции ее уменьшают. Страх, отвращение, стимулируемое взрослым, может привести к тому, что ребенок еще пару месяцев назад желавший учиться в школе, ищет любой способ, чтобы в школу не ходить. Волевые процессы тесно связаны с эмоциями. Таким образом, эмоциональная привлекательность умножает силы и взрослого, и ребенка, облегчает выполнение решения. Решения, принятые в состоянии эмоционального направления, в страхе, могут быть невыполнимы, так как уже сам мотив, послуживший принятию решения, может не соответствовать убеждением человека, его желанием, его взглядам и нравственным принципам. Сегодня психологи говорят много о том, что способность к волевому усилию снижена у людей, находящихся в угнетенном состоянии. Равнодушные, с неразвитыми эмоциями ребенок не может проявить волю, совершить волевое усилие. Младших школьников нужно готовить к ошибкам, неудачам и срывам. При этом педагог должен помнить, что ребенок имеет право на ошибку и собственное ее исправление. Учитель начальной школы, организуя воспитательную работу среди младших школьников должен помнить о том, что дети видят и их эмоциональные проявления зависят от их мироощущения волевой сферы, может воспользоваться следующими правилами: Правило первое: Не бойтесь выражать свои положительные эмоции, дарить их детям как подарок. Правило второе: Не старайтесь за каждым отрицательным поступком ребенка видеть только отрицательные мотивы. Правило третье: В общении с детьми чаще используйте просьбу и поощрение, чем приказ и наказание. Правило четвертое: Будьте предусмотрительны и справедливы в оценке поступков учащихся. Правило пятое: Учите ребят радоваться своим успехам и успехам своих товарищей. Правило шестое: Учите учащихся не бояться выражать положительные эмоции.

3.Характеристика ребенка - инвалида учащегося начальной коррекционной школы. Для детей с умственной отсталостью, обусловленной тяжелыми органическими поражениями ЦНС, характерно позднее развитие, наличие психофизических дефектов. Для них характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше испытывают потребность в познании. Выраженное недоразвитие двигательной сферы обнаруживается в нарушениях статических и локомоторных функций, координации. Точности и темпа произвольных движений. У детей резко выражены нарушения координации движений проявляющиеся в виде бедности, однообразии движений, резкая их замедленность, неловкость. В случае преобладания процесса возбуждения отмечается повышенная подвижность, но движения беспорядочны и не последовательны. В результате ребенок не может даже самостоятельно обслужить себя. Особенно затруднены дифференцированные движения пальцев и рук, вследствие этого, не соизмеряют усилия, действуя с предметами. Могут их ронять или сильно сдавливать. Внимание малоустойчиво, дети легко отвлекаются, им трудно сосредоточиться. Привлечь внимание ребенка можно с помощью ярко выраженных раздражителей, но длительно сосредоточиться им трудно. Это связано с тем, что глубоко умственно отсталые дети при возникновении трудностей не пытаются их преодолевать. Они, как правило, в этом случае бросают работу. Однако, если работа интересна и посильна, она поддерживает внимание детей, не требуя от них большого напряжения. Слабость произвольного внимания проявляется и в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности. Значительные отклонения обнаруживаются в области сенсорики. Особенностью недоразвития сенсорных функций является не органическое поражение анализаторов, а неумение полноценно использовать их. Трудности детей-инвалидов в области восприятия заключаются не в аномалии органов чувств, они состоят в недостаточности переработки получаемой информации. Характерно поверхностное восприятие предмета, неумение его анализировать, сравнивать с другим. Часто восприятие страдает из-за снижения у них слуха, зрения, недоразвития речи, но и в тех случаях, когда анализаторы сохранны, восприятие этих детей отличается рядом особенностей. Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью. Они не умеют вглядываться, не умеют самостоятельно рассматривать, увидев какую-то одну нелепость, они не переходят к поискам остальных, им требуется постоянное побуждение. В учебной деятельности это приводит к тому, что дети без стимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное их пониманию задание. Для детей с глубокой умственной отсталостью характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Эти дети не различают правую и левую сторону, не могут найти в помещении школы свой класс, столовую, туалет и т п. Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года и т. п. Значительно позже начинают различать цвета. Особую трудность представляет для них различение оттенков цвета. В устной речи не слышат разницы между правильным и неправильным произношением звуков, не слышит определенного звука в слове, (недоразвитие фонематического слуха). Отсутствие целенаправленных приемов - анализа, сравнения, систематического поиска, полного охвата материала - приводит к тому, что их деятельность приобретает хаотичный, беспорядочный и неосмысленный характер. Для мышления свойственно: беспорядочность, бессистемность использования имеющихся представлений и понятий. Отсутствие или слабость смысловых связей, трудность их установления, инертность, узкая конкретность мышления и затрудненность обобщений. Не могут составить рассказ по картинке, затрудняются по порядку разложить серию картинок, восстановить последовательность изображенных событий. Затрудняются составить рассказ по серии картинок. Школьники могут научиться чтению, но текст осмыслить не могут, не могут обобщить прочитанное. Порядковым счетом овладевают с помощью наглядных средств арифметических действий, отвлеченный счет не доступен. С трудом удерживают в памяти условие задачи, не могут установить смысловые связи, выполняют отдельные арифметические действия. Накопившиеся с возрастом и в результате обучения представления и элементарные понятия мало связанны между собой. Суждения бедны, не самостоятельны, простое повторение часто заимствованного от окружающих. Ярко проявляются специфические черты мышления в операции сравнения, в ходе которого приходится проводить сопоставительный анализ и синтез. Не умея выделить главное в предметах и явлениях, они проводят сравнение по несущественным признакам, а часто - по несоотносимым. Затрудняются устанавливать различия в сходных предметах и общее в отличающихся. Особенно сложно для них установление сходства. Отличительной чертой мышления является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок. Это особенно ярко проявляется у психически больных детей, у детей с поражением лобных отделов головного мозга. Они, как правило, не понимают своих неудач и довольны собой, своей работой. Для всех умственно отсталых детей характерны сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления. Умственно отсталые дети обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле. Для детей-инвалидов характерны: психическая пассивность, неприятие задачи, затруднен начальный этап выполнения задания, трудности в осуществлении ориентировки в задании, не состоятельность деятельности, не видят связи между действиями. Наряду с указанными особенностями психических процессов у умственно отсталых отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности. Физиологической основой, которой является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами. Наблюдается глубокое недоразвитие речи. Появление речи значительно запаздывает. Встречаются случаи механически воспроизводимой, не имеющей смысла речи. Могут не понимать взрослую речь, не могут связать слово с определенным предметом. Самостоятельная речь проявляется в виде отдельных слов, коротких фраз, не могут обобщить группы, связать родовые понятия. Для социальной адаптации очень важны взаимодействия детей с другими людьми, умения вступать в беседу и поддерживать ее. Резко отстает от нормы регулирующая функция речи. Инструкции взрослого воспринимаются не точно, не определяют содержание и последовательность выполняемой ими деятельности. Это касается выполнения заданий, состоящих из нескольких звеньев, дети путают порядок действий, переставляя их, не могут дать отчет о выполненной работе без помощи взрослого У умственно отсталых детей страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Отмечаются трудности звукобуквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. Память логическая и механическая находится на низком уровне. Все нарушения и дефекты проявляются в трудовой деятельности, играет роль и низкий уровень познавательных возможностей, и трудности в организации деятельности. Нарушение моторики. Большие трудности в осмысливании задания, овладев навыками, не могут изменить свою деятельность согласно новой инструкции. Предпочитают повторение одних и тех же заученных операций. Необходимо указать и на такую особенность памяти, как эпизодическая забывчивость. Она связана с переутомлением нервной системы из-за общей ее слабости, быстрее наступает состояние охранительного торможения. Умственная отсталость проявляется не только в несформированности познавательной деятельности, но и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей. Личность данных учащихся характеризует отсутствие инициативы, самостоятельности. Эмоции относительно сохранны, чувствительны к оценке, хвале, радости, могут быть вспыльчивы, агрессивны, свойственна косность, тугоподвижность эмоциональных проявлений. Отмечается недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех - слезами и т. п. Переживания их неглубокие, поверхностные. У некоторых умственно отсталых эмоциональные реакции не адекватны источнику. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада (патологические эмоциональные состояния - эйфория, дисфория, апатия). Необходимо учитывать и состояние волевой сферы умственно отсталых. Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость - отличительные качества их волевых процессов. Как отмечают исследователи, умственно отсталые дети предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдаемы подражание и импульсивные поступки. Из-за непосильности предъявляемых требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство. Эти черты личности затрудняют формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми. Все отмеченные особенности психической деятельности умственно отсталых детей носят стойкий характер, поскольку являются результатом органических поражений на разных этапах развития (генетические, внутриутробные, во время родов, постнатальные).

4.Совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию и социализации учащихся начальной школы

Воспитание и социализация младших школьников осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными учреждениями по месту жительства. В современных условиях на сознание ребенка, процессы его духовно-нравственного, психо-эмоционального развития, социального созревания большое влияние оказывает содержание телевизионных программ, кинофильмов, компьютерных игр, интернета. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Активное участие в процессах духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся на основе национальных ценностей и духовных приоритетов могут принимать традиционные российские религиозные организации. Эффективность взаимодействия различных социальных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся зависит от систематической работы школы по повышению педагогической культуры родителей, согласованию содержания, форм и методов педагогической работы с традиционными религиозными организациями, учреждениями дополнительного образования.

5. Повышение педагогической культуры родителей

Педагогическая культура родителей - один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников. В нашей стране в советский период ее истории был накоплен позитивный опыт организации систематического повышения педагогической культуры родителей, деятельности родительских комитетов школ и классов, советов содействия семье и школе на предприятиях, советов общественности по месту жительства. Сегодня этот опыт требует переосмысления. Необходимо восстановить с учетом современных реалий традиции содержательного педагогического взаимодействия семьи и школы. В быстро меняющемся мире родители, чтобы не разрушить семейные связи, должны развиваться так же динамично как и их дети. Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании». Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах: - совместная педагогическая деятельность семьи и школы; - сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей; - педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям; - поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей; - содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей; - опора на положительный опыт семейного воспитания. Родители принимают деятельное участие в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по воспитанию и социализации младших школьников, в разработке содержания и реализации программ воспитания и социализации обучающихся, оценке эффективности этих программ. Соответственно составной частью содержания деятельности школы по воспитанию и социализации обучающихся является деятельность школы по повышению педагогической культуры родителей. Знания, получаемые родителями, должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях. Эти знания должны открыть родителям возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях. Содержание программ повышения квалификации родителей отражает содержание основных направлений воспитания и социализации учащихся начальной школы. Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения педагогической культуры родителей должны быть согласованы с планами воспитательной работы школы. Работа с родителями, как правило, должна предшествовать работе с учащимися и подготавливать к ней. В системе повышения педагогической культуры родителей могут быть использованы следующие формы работы: родительское собрание, родительская конференция, организационно - деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др. Педагогическая культура родителей - один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни младшего школьника. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.


















6. Учебно-тематический план программы:

1 класс

Направление

Воспитательные задачи

Основные мероприятия

Формы проведения

Нравственность

показывать разнообразие культурных и человеческих ценностей, формировать патриотические чувства на основе прошлого и настоящего

«Достопримечательности нашего города», «Символика родного края», «Ветеран живет рядом», «Птицам нужна помощь», «Картинная галерея», Моя малая Родина», «Мини мисс»,

Изготовление поздравительных открыток, фотовыставка, беседа, изготовление кормушек, рейды «Проверь кормушку»

Интеллект

формировать любознательность, интерес к знаниям.

«В мире загадок», «Наши права», конкурс «Умники», «Ученик года»,

Игра-викторина

Здоровье

формировать понимание значимости здорового образа жизни

«Азбука здоровья», «Как правильно организовать свой день, чтобы быть опрятным», «Зимние забавы», однодневный поход, «Скажем нет Вредным привычкам»,

Конкурс рисунков, беседы о режиме дня, спортивные праздники

Семья

формировать нравственную культуру семьи, направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей

«Семейные традиции», «Как трудится моя семья», «История моего дома», «День матери», эстафета «Моя спортивная семья»,

беседы, создание альбомов, выставка рисунков

Досуг

создавать дружескую и творческую атмосферу, пробуждающую у детей интерес к различным видам деятельности.

«День матери»,

Конкурсная программа ко дню защитников отечества,

«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны», Праздник букваря, «Последний звонок»

праздник,

концерт, инсценирование

2 класс



Направление

Воспитательные задачи

Основные мероприятия

Формы проведения

Нравственность

создавать условия для творческой самореализации обучающихся,

приобщать к традициям школьного коллектива

«Ярмарка чудес», «Тропинка школьная моя», «Помоги другу»

Творческий конкурс, создание классного журнала, акция

Интеллект

знакомить с общественно-политической жизнью страны, приобщать обучающихся к общечеловеческим ценностям

«Герои города в названиях улиц», «Символика России», «Подарок ветерану»

Обзорная экскурсия, поисковая работа, беседы.

НПК

Здоровье

формировать необходимые знания, умения, навыки по ведению здорового образа жизни.

«Полезные привычки», «Осенний кросс», «Веселые старты», «Береги здоровье смолоду»

Викторина, соревнование в параллели классов, спортивный праздник, конкурс плакатов

Семья

воспитывать уважение к членам своей семьи, уважение к семейным традициям

«Фотографии моей семьи», «Моя семья, как она образовалась»

Беседы, конкурсы, родительские собрания,

Досуг

создавать условия для проявления творческой индивидуальности, воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства.

«Кто что любит и умеет делать», «А, ну-ка, мальчики», «Мисс- Дюймовочка»

Конкурс-викторина, игра- соревнование на открытом воздухе, конкурсная программа





3 класс





Направление

Воспитательные задачи

Основные мероприятия

Формы проведения

Нравственность

формировать эстетический вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни, формировать понимание значимости исторического прошлого, создавать атмосферу взаимной заинтересованности.

«Прекрасное в моей жизни», «Правила хорошего тона», «Учимся правильно жить и дружить, «Имею право. Мои права», «С чего начинается Родина»

Конкурс стихов, коллаж, дискуссия, игры, акция.

Интеллект

приобщать детей к разнообразной творческой деятельности, формировать потребность в самообразовании.

«Что? Где? Когда?», «Человек свободного общества», «Турнир умников»

Турниры, игры, диспуты, НПК

Здоровье

Формировать способности управлять своим здоровьем

Чрезвычайные ситуации- что это?» «Скажем: «НЕТ» вредным привычкам», «Мои спортивные успехи и достижения»

Театрализация, беседы, круглый стол

Семья

Совершенствовать семейное воспитание на примерах традиций семьи, продолжать формировать у родителей культуру принадлежности к школьному образовательно- воспитательному процессу.

«О поощрениях и наказаниях в семье», «Сильному роду нет переводу», «Загляните в семейный альбом»

Беседы, индивидуальные и тематические консультации, дни творчества, помощь в организации и проведении внеклассных дел.

Досуг

формировать желание проявлять творческую инициативу

«Сотвори солнце в себе», «Рыцарский турнир», «Сотвори солнце в себе», операция «Новый год»

Акция добра, праздник, представление, изготовление игрушек, украшение комнат и класса.









































4 класс

Направление

Воспитательные задачи

Основные мероприятия

Формы проведения

Нравственность

формировать желание активно преобразовывать действительность, обучать пониманию смысла человеческого существования. Развивать стремление к самостоятельному изучению родного края и своей страны

«Законы нашей жизни», «Гармония в природе», заочное путешествие «Чем богат наш край», «Школьный двор-лучший двор», «О бескорыстии и дружбе»

Обыгрывание ситуаций, беседы, трудовые десанты и акции, игры-путешествия, поисковая работа, конкурсы плакатов.

Интеллект

создавать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии.

«Турнир знатоков», игра «Самый умный», конкурс «Всезнайка», КВН, «Математика- царица всех наук», «Умники и умницы»

Турнир, конкурсы, игры, КВН, НПК

Здоровье

формировать умение анализировать и нести ответственность за свое здоровье

«Как помочь сохранить себе здоровье», «Умеем ли мы правильно питаться», «Лыжный кросс», «О простуде и гриппе»

Устный журнал, беседы, кросс, игра-путешествие.

Семья

вовлекать родителей в учебно- воспитательный процесс

«Психическое и физическое развитие детей», «Эмоциональное состояние взрослого и ребенка», « Режим дня»,«Упрямство: от противостояния к пониманию», «Роль семьи в процессе самовоспитания ребенка»

«Компьютер, телевизор и воспитание ребенка», «Всей семьей на старт»

Беседы, тестирование, семейная спартакиада, индивидуальные и тематические консультации, тренинги

Досуг

учить самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности.

«Осенняя катавасия», «Как стать звездой», «Защитники Отечества», «Как трудно быть мамой», «Что должен знать пешеход»

КВН, конкурсная программа, встречи с интересными люд ьми.







Взаимодействие классного руководителя с родителями

Основные направления

Формы работы с семьёй

Психолого - педагогическое просвещение родителей

  • родительские университеты

  • индивидуальные и тематические консультации

  • тренинги

  • родительские собрания

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

  • дни творчества

  • открытые уроки и внеклассные мероприятия

  • шефская помощь

Участие в управлении учебно-воспитательным процессом

  • участие родителей класса в работе совета школы

  • участие родителей класса в работе родительского комитета







Состав и функции творческих групп родителей учащихся класса

Творческие группы

Функции творческих групп



Культурно-массовая


  • организовывать экскурсии.

  • оказывать помощь в составлении сценариев классных мероприятий

  • проводить классные мероприятия



Учебно-воспитательная



  • закупать учебники

  • проводить педагогические беседы

  • оказывать помощь в подготовке к родительским собраниям



Хозяйственная



  • закупать вещи для класса

  • закупать продукты для классных мероприятий

Организационная

  • информировать родителей о намечающихся мероприятиях

  • осуществлять сбор денежных средств









































Тематика родительских собраний

1 класс

Тема родительского собрания, рассматриваемые вопросы

Задачи собрания

Форма и дата проведения

«Первый раз - в первый класс»

  1. Участие родителей в мероприятии, посвященному началу учебного года

  2. Выборы родительского комитета

3. Разное


  1. Организовать семейный праздник - начало учебного года

  2. Познакомить родителей с расписанием учебных занятий и требованиями к ним.

3. Выборы родительского комитета



торжественное собрание




«Трудности адаптации первоклассников к школе»

1. Ознакомление родителей с психологическими особенностями адаптации детей к школе

2. Организационные вопросы

1. Познакомить родителей с трудностями адаптации детей в первый год обучения.

2. Обсудить с родителями моменты воспитания, связанные с обучением в 1 кл.

3. Помочь родителям практическими советами психологов, педагогов





информационно-аналитическая беседа




«Как научить ребенка стать самостоятельным»»

  1. Ознакомление родителей с психологическими аспектами важности выполнения домашних заданий

  2. Ознакомление с результатами анкетирования детей по вопросу подготовки домашних заданий

  3. Рекомендации родителям по воспитанию ответственности и самостоятельности в детях


  1. Выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома.

  2. Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.

  3. Повысить контроль со стороны родителей за подготовкой домашних заданий.

информационно-аналитическая беседа


«Праздники и будни нашей жизни»

  1. Значение нравственного воспитания для полноценного развития личности.

  2. Итоги полугодия

  3. «Джунгли зовут» (развлекательная программа)

  1. Обсудить с родителями нравственные аспекты воспитания детей в семье.

  2. Сообщить родителям о результатах деятельности класса за I полугодие.

  3. Провести классное мероприятие-игру.



Родительско-ученический капустник


«Самооценка младшего школьника»

  1. Результаты исследования самооценки первоклассников.

  2. Значение самооценки для результативности учебной деятельности

  3. Пути и методы повышения самооценки ребенка

  1. Ознакомить родителей с результатами исследования

2.Рассказать о способах развития положительной самооценки детей



информационно-аналитическая беседа

2 класс

Тема родительского собрания, рассматриваемые вопросы

Задачи собрания

Форма и дата проведения

«Мы - второклассники»

  1. Участие родителей в мероприятии, посвященному началу учебного года

  2. Выборы родительского комитета

3. Разное


  1. Организовать семейный праздник - начало учебного года

  2. Познакомить родителей с расписанием учебных занятий и требованиями к ним.

  3. Выборы родительского комитета





торжественное собрание




«Как научить ребенка стать самостоятельным»»

  1. Ознакомление родителей с психологическими аспектами важности выполнения домашних заданий

  2. Ознакомление с результатами анкетирования детей по вопросу подготовки домашних заданий

  3. Рекомендации родителям по воспитанию ответственности и самостоятельности в детях


  1. Выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома.

  2. Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.

  3. Повысить контроль со стороны родителей за подготовкой домашних заданий.





информационно-аналитическая беседа




«Мама - главное слово в каждой семье»

  1. Организовать семейный праздник для мам и детей.

  2. Выступление мам в различных творческих конкурсах.

1. Поднять авторитет матери, семьи в глазах детей

2.Личным примером показать детям, насколько велика и многогранна роль матери в семье



Классный праздник





  1. Показать родителям важность и значимость проблемы.

  2. Ознакомить родителей с методами и приёмами развития внимания



творческая лаборатория родителей






















3 класс

Тема родительского собрания, рассматриваемые вопросы

Задачи собрания

Форма и дата проведения

«Мы - третьеклассники»

  1. Участие родителей в мероприятии, посвященному началу учебного года

  2. Выборы родительского комитета

  3. Разное


  1. Организовать семейный праздник - начало учебного года

  2. Познакомить родителей с расписанием учебных занятий и требованиями к ним.

  3. Выборы родительского комитета





торжественное собрание




«Организационное»

1. Ознакомление родителей с учредительными документами и локальными актами школы

2. Утверждение состава родительского комитета

1. Вместе с родителями разобраться в причинах плохой успеваемости некоторых детей класса

2. Обсудить с родителями моменты воспитания, связанные с обучением

3. Помочь родителям практическими советами психологов, педагогов







информационно-аналитическая беседа

«Дом моей мечты»

  1. Анкетирование детей и родителей по вопросу взаимоотношений в семье

  2. Выступление семей с рассказами о семейных традициях

  3. Конкурсы, песни, чаепитие


  1. Выявить представление родителей и детей о семейных ценностях

  2. Показать значимость семейного воспитания для развития гармоничной личности

  3. Содействовать сплочению классного коллектива детей и родителей через совместные дела



круглый стол

«Праздники и будни нашей жизни»

  1. Значение нравственного воспитания для полноценного развития личности.

  2. Итоги полугодия

  3. «Джунгли зовут» (развлекательная программа)

  1. Обсудить с родителями нравственные аспекты воспитания детей в семье.

  2. Сообщить родителям о результатах деятельности класса за I полугодие.

  3. Провести классное мероприятие-игру.



Родительско-ученический капустник






















4 класс

Тема родительского собрания, рассматриваемые вопросы

Задачи собрания

Форма и дата проведения



«Мы - четвероклассники»

  1. Участие родителей в мероприятии, посвященному началу учебного года

  2. Выборы родительского комитета

  3. Разное


  1. Организовать семейный праздник - начало учебного года

  2. Познакомить родителей с расписанием учебных занятий и требованиями к ним.

  3. Выборы родительского комитета



семейный праздник






«Особенности организации учебного труда в 4 классе»

1. Ознакомление родителей с требованиями, предъявляемыми к выпускнику начальной школы

2. Организационные вопросы

1. Познакомить родителей с учебными задачами на новый учебный год.

2. Обсудить с родителями моменты воспитания, связанные с обучением в 4 кл.

3. Помочь родителям практическими советами психологов, педагогов



информационно-аналитическая беседа






«Наши трудные дети»

  1. Анкетирование детей и родителей по вопросу взаимоотношений в семье

  2. Обсуждение проблемы воспитания в семье.

  1. Познакомить родителей с причинами, которые приводят к плохому поведению детей.

2. Развивать умения поиска выхода в сложных ситуациях общения с трудными детьми.



круглый стол



«Значение памяти в интеллектуальном развитии ребенка»

  1. Анкетирование учащихся

  2. Значение памяти в учебной деятельности.

  3. Методы и приемы развития памяти ребенка



  1. Показать родителям результаты работы памяти (и логического мышления) учащихся класса в учебной деятельности.

2. Показать родителям методы и приемы развития памяти детей.



занятие в школе интеллектуаль-ного развития ребенка






«Как научить ребенка жить

в мире людей»

1. Критерии культуры личности

2. Анализ результативности работы с детским коллективом по воспитанию нравственных ценностей


  1. Обсудить с родителями проблемы поведения учащихся в школе и дома.

  2. Формировать у родителей понимание значимости данной проблемы для становления характера их ребенка.



дискуссионный клуб




«О поощрениях и наказаниях

в семье»

  1. Виды наказаний и поощрений в семейном воспитании.

  2. Значение поощрений и наказаний в семье.

  1. Актуализировать проблему взаимоотношений родителей и детей.

  2. Договориться о путях, средствах и приемах построения гуманных взаимоотношений с детьми в семье.



круглый стол

обмен мнениями

«Прощай, начальная школа!»

Выпускной вечер

Организовать семейный праздник, посвященный окончанию начальной школы.

семейный праздник
























Тематика классных часов

1 класс

  • Моя малая Родина

  • Мы школьники

  • Инструктаж по ПДД и поведения при возникновении пожара. Правила поведения с незнакомыми людьми

  • Я дома один (правила безопасности дома)

  • Права и обязанности школьника

  • Подготовиться к уроку. Что это значит?

  • Как выполнять домашние задания

  • День учителя. Поздравительная открытка

  • Спешите делать добро

  • Как доставить радость родителям

  • Кто может считаться настоящим другом

  • Зачем мы ходим в школу

  • Каждой вещи - своё место

  • Правила безопасного поведения во время каникул

  • День рождения класса

  • Наш класс - наша семья. Традиции нашего коллектива

  • Правила опрятности, аккуратности

  • Правила культуры поведения в школе

  • Правила культуры поведения на улице

  • Кл. час «Новогодние приключения»

  • Беседа «Как чистить зубы? Чем и как надо питаться, чтобы зубы оставались чистыми.

  • ПДД игра «Автомобиль. Дорога. Пешеход»

  • Книги читаешь - словно на крыльях летаешь.

  • Жизнь дана на добрые дела.

  • Я выбираю сам.

  • Мир профессий. Профессии наших родителей.

  • С Днем Защитника Отечества! Поздравительная открытка.

  • Мой любимый сказочный герой.

  • 8 Марта! Поздравительная открытка.

  • Чем и кем славен наш город?

  • Когда в классе учиться интересно?

  • Планета Земля в опасности.

  • Мы славим труд.

  • Мой друг - портфель (правила обращения с учебными принадлежностями)

  • Что значит быть ответственным

  • Добрые отношения с друзьями.

  • Инструктаж по правилам дорожного движения и поведения при возникновении пожара

  • Когда язык мой - друг мой

  • Что такое труд и почему люди трудятся?

  • Кто придумал деньги и какую роль они играют в жизни людей?

  • Что такое творческий труд?

  • Что такое здоровье и как его сохранить?

  • Что такое гигиена?

  • Что вредит здоровью человека?

  • Что такое экология?

  • Воздух и здоровье человека

  • Что такое красота человека?

  • Почему человек стремится к созданию красоты в окружающем мире

  • Почему сказки называют особым видом творчества?

Питание - необходимое условие для жизни человека.

  • Как вести себя в гостях

Как встречают Новый год люди в разных странах.

























2 класс

  • Права и обязанности школьников

  • Инструктаж по правилам дорожного движения и поведения при возникновении пожара

  • О чем может рассказать дневник

  • Выбор актива класса. Распределение поручений в классе

  • День учителя. Поздравительная открытка

  • Наш класс - наша семья

  • Во саду ли в огороде… Выставка поделок из природных материалов

  • Мой друг - портфель (правила обращения с учебными принадлежностями)

  • Итоги 1 четверти

  • Домашние задания и как мы к ним относимся.

  • Подарки и как их дарить

  • Поздравления осенних именинников

  • Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

  • О дружбе и друзьях

  • Подготовка класса к Новогодней ёлке

  • Итоги II учебной четверти. Анализ успеваемости

  • О жадности и жадных

  • Как мы разрешаем конфликты

  • Газеты и журналы для детей

  • Самопрезентация в обществе

  • Правда и ложь - какие они?

  • Рыцарский турнир, посвященный Дню Защитника Отечества

  • Что значит быть ответственным

  • 8 Марта - праздник мам

  • Книжкины именины. КВН



3 класс

  • 1 сентября «Парад наук»

  • Инструктаж по ПДД и поведения при возникновении пожара. Правила поведения с незнакомыми людьми

  • Выбор актива класса. Распределение поручений в классе

  • Правдивость, честность

  • День учителя. Поздравительная открытка

  • Как быть прилежным и старательным

  • Как ты разговариваешь с товарищами (доброжелательность в общении)

  • Твоя школа, твой класс. Подготовка к юбилею школы

  • Итоги 1 четверти

  • Как управлять собой?

  • Нам счастье не сулит обида чья-то

  • Испечем пирог дружбы

  • Добрым быть совсем не просто

  • Понимание и доверие.

  • Подготовка класса к Новогодней ёлке

  • Итоги II учебной четверти. Анализ успеваемости

  • Скупость. Щедрость.

  • Бережливость

  • Дал слово - держи его (правило обязательности)

  • Что делать, чтобы знать больше

  • Конкурс смекалистых «В мире занимательных наук»

  • Рыцарский турнир, посвященный Дню Защитника Отечества

  • Как дарить подарки

  • 8 Марта - праздник мам

  • Наши достоинства и недостатки

  • Как мы выполняем требования педагогов

  • Итоги III учебной четверти. Анализ успеваемости









4 класс

  • 1 сентября. «Семья и семейные ценности»

  • «Я дома один» (правила безопасного поведения дома)

  • ПДД - тренинг безопасного поведения

  • Путешествие в страну здоровья

  • Правила безопасного поведения во время каникул

  • Дары осени

  • Выборы актива класса. Кодекс чести школьника

  • Беседа «Особенности движения по мокрой и скользкой дороге»


  • Подготовка поздравлений ко Дню учителя.

  • Что мы знаем о курении?, витоминотерапия

  • «Волшебная елка...»

  • «Не шути с огнем!» (правила пользования эл. приборами)

  • Компьютер и здоровье

  • Моя семья - мое богатство. Семейные традиции.

  • Привычки и воля

  • День матери. Поздравления мамам.

  • «Все работы хороши - выбирай на вкус»

  • Честь (репутация) класса

  • Классный час «Они сражались за Родину»

  • Твои хорошие манеры

  • Что такое уважение, взаимопомощь, дружба.

  • Благодарность - это …

  • Мир моих увлечений

  • Твое здоровье - основа успешности в учении

  • Хозяин своего «Я»

  • Если армия сильна, непобедима и страна

  • (Поздравительная открытка ко Дню Защитника Отечества)

  • Мама - главное слово (Поздравительная открытка)

  • Урок мудрости (уважение к старшим)

  • Твой внешний вид.

  • «Он был первым…» Памяти Ю. Гагарина

  • Конфликт (твое поведение в трудных ситуациях)

  • Правила поведения на водоемах весной

  • Ты в ответственности за свои слова и поступки.

  • Беседа «Гигиена летом и ее значение»


  • Чтим великий День Победы!

  • Подведение итогов наших школьных дел.

  • Итоги обучения в начальной школе

  • Прощай, начальная школа!

Список использованной литературы для педагогов:

  1. Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н. Праздники знаний.- Волгоград: Учитель, 2008.

  2. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос - Пресс, 2010.

  3. Дереклеева Н.И. Научно- исследовательская деятельность классного руководителя в школе. - М.: Вербум-М, 2007.

  4. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКО, 2007.

  5. Решетникова П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах. - М.: ГИЦ Владос, 2008.

  6. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями - М.: 5 за знания, 2008.

  7. Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 1 класс. - М.: ВАКО, 2007.

  8. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Внеклассные мероприятия.1-4 класс. - М.: ВАКО, 2009.

Использованная литература для детей:

1.Командные игры - испытания. сборник игр. -М.: Пед.общество «Россия», 2003.

2. Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач.-М.:ТЕРРА, 2006.

3.Боровик К.А. Популярная энциклопедия вещей. Исторический магазин. - М.: Дрофа-Плюс, 2004. 4.БушуеваЛ. Книга добрых поздравлений. - М.: РИПОЛ классик, 2005. 5. Ганжина И.М. Словарь современных русских фамилий. - М.: Астрель: ACT, 2001.

6.Гиннес. Мировые рекорды 2007 / Пер. с англ. Н. Григорьевой, М. Фадеевой. - М: Астрель: ACT, 2006. 7.Григорьева С.А., Григорьев Н.В., Крейдлин Г.Е. Словарь языка русских жестов. - М.: Вена, 2001.

8.Гридина В.Т., Завязкин О.В. Читай, рассуждай, отгадывай. - М.:БАО-ПРЕСС, 2005. 9. Игрушки из бумаги. - СПб: Кристалл, 2007. 10. Ильин А.Л. Большая энциклопедия выживания. - М.: Эксмо, 2005.

  1. А.Л.Ильин М., Сегал Е. Рассказы о том, что тебя окружает. Книга вторая. Откуда приходят вещи. - М.: Детская литература, 2006.
  2. Ликум А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. -М.: Слово, 2004.

13. Энциклопедия для детей. Личная безопасность / Глав. ред.В.А. Володин. - М.: Аванта +, 2001.

  1. Брюсов В.Я. Стихотворения. - М.,2004.

  2. . День работой весел (пословицы и поговорки о труде). - М., 2006.

  3. Майков А.Н. Стихотворения. - М., 2002

  4. Соболев А.И. Народные пословицы и поговорки. - ML, 2007.

  5. Огарев Н.П. Страна моя родимая. -М., 2002.





© 2010-2022