- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка по теме
Урок русского языка по теме
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Компанец .О. |
Дата | 04.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок русского языка, 3 класс («Школа России»)
Тема: Проверка правописания безударных гласных и парных согласных в словах.
Цель: Формирование навыка правописания слов с изученными орфограммами через работу в парах и использование личного листа достижений для формирования умений объективно оценивать результат своей деятельности.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты:
Личностные:
-
Экологическое осознание окружающей среды.
-
Эмоциональная сформированность потребности в самовыражении, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.
Метапредметные:
Регулятивные:
-
Планирование учебного сотрудничества
-
Целеполагание как постановка учебной задачи на основании того, что уже известно и усвоено уч-ся, и того, что ещё неизвестно.
-
Контроль в форме сличения способа действия и результатом с заданным эталоном.
-
Планирование, определённая последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата.
-
Составление плана и последовательности действий
-
Саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии к волевым усилиям и преодолению препятствий
Познавательные:
-
Умения строить речевые высказывания
-
Выбор наиболее эффективных форм решения проблем.
-
Логические универсальные действия: анализ, синтез, классификация, анализ объекта с целью выделения признаков, синтез.
-
Смысловое чтение, анализ объектов с целью выделения признаков.
-
Постановка и решение проблем, самостоятельный способ решения
Коммуникативные:
-
Поиск информации в традиционных источниках, поиск информации в словаре.
-
Умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группе.
-
Управление поведением партнёра.
-
Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение выражать мысли в соответствии с ситуацией.
этап
цель
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результат
Организационный
момент
Привитие культуры умственного труда
Р. Планирование учебного сотрудничества
Актуализация знаний
Закрепление правописания слов с
безударными гласными, парными согласными в корне. 1)Над какими понятиями мы работали на предыдущем уроке?
2) -Чему мы научились? 3) -Что необходимо предпринять ещё, чтобы правильно записывать слова на изученное правило? 4) -Послушайте строки из стихотворения и ответьте на вопрос: материал на какую тему будем использовать для формирования навыка правописания слов с безударными, парными звонкими и глухими согласными?
Ушла уж осень торопливо,
Пришёл черёд и зимним снам.
Сегодня ж щедрою рукою
Зима дары вручает нам.
5) -Уточните значение выражения «зима дары вручает нам» 6)-Чем воспользуемся для объяснения значения слова «дар»? 7) -Каким образом объясняется значение слова в толковом словаре?
8) -О каких дарах зимы идёт речь? -Выполняя задания мы, нарисуем словесный портрет замечательного и любимого многими времени года.
1)Безударные гласные, парные звонкие и глухие согласные в корне слова
2) Пользуясь алгоритмом действий, правильно записывать слова с этими орфограммами
3) Поупражняться, выполняя ряд упражнений
6) Толковыми словарями
7) Дети зачитывают объяснение
8) Свободные высказывания учащихся
Р. Целеполагание на основании соотнесения
того, что известно и усвоено уч-ся и что ещё неизвестно
К. Поиск информации в традиционных источниках.
Изучение материала
-Каким образом на занятии русским языком мы можем передать свое отношение к обсуждаемой теме?
(высказать свою точку зрения, качеством выполнения заданий с точки зрения орфографии и каллиграфии)
-Выполнив ряд тренировочных заданий по
каллиграфии, покажем своё отношение к нашей обсуждаемой теме разговора
Минутка чистописания
Развитие навыка каллиграфического письма.
Закрепление определения корня в однокоренных словах.
Зз за зи зима зимний зимовать
-Какие звуки обозначает буква? -Какие соединения встретились в словах? -Какие части речи обозначают слова? -Приведите примеры сочетаний или простых предложений с этими словами. -Выделите корень в словах. -Можем ли назвать их однокоренными? Почему? -Отметьте в листах личных достижений красным цветом - очень старался и доволен выполнением заданий; зелёным старался, но есть недочёты; синим - надо ещё постараться.
Р.Контроль в форме сличения способа действия и результатом с заданным эталоном.
П. Умения строить речевые высказывания
Работа с загадками о зиме
Расширение словарного запаса учащихся, развитие логических операций.
А теперь подарки, которые принесла зима. Какие? Вы узнаете, если, проанализировав признаки, выделите характерные, существенные. В некоторых случаях вам понадобится смекалка, сообразительность. 1) На дворе горой, а в комнате - водой 2) Морковка бела всю зиму росла. Солнышко пригрело, всю морковку съело 3) Не колючий, светло-синий, На ветвях развешан
4) Прозрачен, как стекло, А не вставишь в окно
5) С неба - звездой, В ладошку - водой
6) Сам без рук, без глаз, а рисовать умеет
7) Взял дубовых два бруска, два железных полозка. На бруски набил я планки. Дайте снег! Готовы…
8) Под гору - коняшки. В гору - деревяшки
9) Мчусь, как пуля, я вперёд, Лишь поскрипывает лёд. Да мелькают огоньки. Кто несёт меня?
-Проверьте по образцу правильность ваших выводов. -Оценим в листах личных достижений результат работы: красным цветом - смекалка, сообразительность помогли. Все ответы правильные. Я доволен. Зелёным - старался, но некоторые моменты были не учтены. Следует обратить внимание. Синим - были существенные недочёты, надо ещё постараться. Ребята самостоятельно записывают отгадки.
( снег)
( сосулька)
( иней)
(лёд)
(снежинка)
(мороз)
(санки)
(лыжи)
(коньки)
Самопроверка по готовому образцу: снег, сосулька, иней, лёд, снежинка, мороз, санки, лыжи, коньки
П. Анализ объекта с целью выделения признаков, синтез.
Работа в парах по карточке
Группировка слов по определённым признакам.
Работа с однокоренными
словами (определение корня). -Как по - вашему, какие виды работ нужно провести с записанными словами, чтобы лучше запомнить их написание?
Интересные задания подобраны в карточках. Работать будете парами. Определите, кто из вас в вашей паре будет исполнителем, кто консультантом. Внимательно прочитайте задание, обсудите, запишите вариант вашего совместного решения, проверьте правильно ли всё записано.
Задание №1
Слова: снег, сосулька, иней, коньки, лыжи, мороз, снежинка, лёд, санки, метель распределить по группам
1-
2-
1-
2-
3-
Задание №2
Из отрывка стихотворения С.Погореловского выписать однокоренные слова.
-Доказать, что выписали однокоренные слова.
-Выделите корень в этих словах.
-Какую особенность наблюдаете?
«…Проплясали по снегам снежные метели.
Снегири снеговикам песни просвистели.
У заснеженной реки, в снежном переулке
Звонко носятся снежки, режут снег снегурки….»
Проверка выполненного задания по образцу. По какому признаку сгруппированы слова? Докажите, что слова: снегам, снежные, снегири, снеговикам, у заснеженной, в снежном, снежки, снегурки - однокоренные
-Подведём итог работы в парах: красным цветом - работали дружно, результаты совпали с образцам. Мы довольны. Зелёным - старались, но некоторые моменты нами были упущены. Следует обратить внимание. Синим - были существенные недочёты, надо повторить тему «Состав слова», пользуясь материалом учебника или дидактического материала.
1.Составить словосочетания,
2. Сгруппировать по определённым признакам,
3. Подобрать однокоренные слова
Работа в парах
Задание №1
1 вариант
- Снег, сосулька, иней, мороз, снежинка, лёд, метель
- коньки, лыжи, санки
( явления природы, спортивный инвентарь)
2 вариант
- снег, мороз, лёд
- сосулька, коньки, снежинка, метель
- иней, лыжи, санки,
( парные согласные, безударные гласные, остальные)
Задание №2
Снегам, снежные, снегири, снеговикам, у заснеженной, в снежном, снежки, снег, снегурки
Проверка задания по образцу
- Делают вывод: Корень передаёт общее значение родственных слов. Чтобы найти корень, надо выделить общую часть в однокоренных словах. Иногда в корне родственных слов происходит чередование согласных.
Р.Планирование, определённая последовательность промежуточных целей с учётом конечного
результата.
Р.Контроль в форме сличения способа действия и результата с заданным эталоном.
П. Выбор наиболее эффективных форм решения проблем.
П. Логические универсальные действия: анализ, синтез, классификация.
К. Умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группе.
К. Управление поведением партнёра.
Систематизация имеющихся знаний
Повторение правописания изученных орфограмм (правописания слов с безударными гласными, парными согласными в корне).
- Работая в паре, мы вспоминали учебный материал.
- Каким образом можно проверить умения применять правило в практической деятельности?
- Прежде чем предложить вам очередное задание, вспомним ещё правила
о правописании безударных гласных и
парных согласных в корне слова. Согласны ли вы с планом и последовательностью действий?
-
Определяем слово, в котором нужно вставить безударную гласную в корне.
-
Записываем нужную букву в корне слова.
-
Подбираем однокоренные слова или изменяем форму числа данного слова.
-
Выбираем из группы слов такое, в котором безударный гласный в корне был под ударением.
-
Проверяем.
-В каком источнике мы можем прочесть правило проверки парных звонких и глухих согласных? («Дидактический материал по русскому языку -3 класс» Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова)
Выполнить тестовые задания, самостоятельную работу, написав мини - сочинение и т.д.
Расставить последовательность действий.
-Чтение правила проверки написания звонких и глухих согласных («Дидактический материал по русскому языку - 3 класс, стр.58»)
Р.Составление плана и последовательности действий
Работа с текстом, составление словосочета
ний
Отработка навыка правописания слов с изученными орфограммами.
Самостоятельная работа по карточкам.
Карточка №1
Задание №1
Озаглавьте текст. Спишите, вставьте пропущенные буквы.
Пришла настоящая з·ма. П·ля, х·лмы покрылись пуш·стым белым к·вром. З·мой рус·кий ле· сказочен и ч·десен. Сне· укр·шает пуш·стые ветки д·ревьев. См·листые ш·шки в·сят на елях. В серебряном уборе ст·ят кр·савицы - берё·ки.
Задание №2
К данным словам из левого столбика подобрать по смыслу слова из правого столбика. Составить с ними словосочетания и записать их.
Улица хру·кий
лёд у·кая
ветер ро·кий
голос ре·кий
Карточка №2
Задание №1
Озаглавьте текст. Спишите, вставьте пропущенные буквы.
Наступила х·лодная з·ма. Замёрзла р·ка.
Тр·щит сильный м·роз. Трудно теперь птицам. Р·бята развесили к·рмушки для птиц. С·ницы ро·ко подл·тали к к·рмушкам. Прил·тела стайка сн·гирий.Только кл·стов не пугают крепкие м·розы.
Задание №2
К данным словам из левого столбика подобрать по смыслу слова из правого
столбика. Составить с ними словосочетания и записать их.
Зверёк ги·кий
прут ро·кий
дорога ни·кий
кустарник у·кая
Самостоятельная работа по карточкам.
К. Планирование учебного сотрудничества со сверстниками
Взаимопроверка выполненных заданий по карточке
Развитие навыков само и взаимопроверки.
-Подведём итог выполненного индивидуального задания по карточке:
красным цветом - умело применил изученные правила, ошибок нет. Зелёным - возникли некоторые проблемы, допустил две ошибки. Синим - были существенные ошибки, следует повторить правила.
( Контроль в форме сличения результата с заданном эталоном с целью обнаружения отличий)
Р. Контроль - сличение с эталоном
Работа со словарными словами
Развитие монологической речи учащихся.
Повторить написание слов с непроверяемыми гласными на тему «Птицы» -Прочтите отрывки стихотворений, соотнесите с иллюстрацией (кормушка с зимующими птицами)
-Прочтите тот, который отражал бы содержание иллюстрации:
1.
Вот север, тучи наг·няя,
Д·хнул, завыл - и вот сама
Идёт волшебница - з·ма.
Пришла, рассыпалась; кл·ками
Повисла на суках дубов..
2.
Р·бята принесли в лукошке
·вёс, гречиху, крошки.
Сн·гирь, с·ница, в·робей
Благодарят за корм д·тей.
-Почему зимой нужно заботиться о птицах? -Объясните правописание пропущенных орфограмм. -Как не ошибиться в написании слов с пропущенными орфограммами?
-Запишите предложения, в случае затруднения обратитесь к орфографическому словарю. -Выделите грамматическую основу предложений.
-Подведём итог выполненного задания:
красным цветом - я знаю правильное написание словарных слов, ошибок нет. Зелёным - допустил одну ошибку, запомню правильное написание данного слова. Синим - забыл написание некоторых словарных слов, следует систематически повторять написание слов по орфографическому словарю.
(Проверить написание слова по орфографическому
словарю)
Р. Саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии к волевым усилиям и преодолению препятствий
П. Смысловое чтение, анализ объектов с целью выделения признаков.
П. Постановка и решение проблем, самостоятельный способ решения
К. Умение выражать мысли в соответствии с ситуацией.
К.Поиск информации в словаре.
Л. Экологическое осознание окружающей среды.
Задание на дом
Закрепить правописание слов с безударными гласными, парными согласными в корне -«Русский язык - 3класс» с.114, упр. 63.
с.114, упр. 63.
Р. Целеполагание как постановка учебной задачи на основании того, что уже известно и усвоено уч-ся, и того, что ещё неизвестно.
Обобщение
Учить детей самоанализу деятельности на уроке, объективно оценивать работу. 1. Беседа - обобщение по вопросам: -Чему сегодня был посвящён урок? -Какое открытие для тебя сегодня на занятии? -Какой вид упражнений был особенно интересен? Чем? 2. Подведение итога работы по листу личных достижений -Как оцениваешь свою работу на протяжении всего занятия? -Ответы каких одноклассников были точны и полны? -Какие чувства, эмоции испытывал на протяжении всего урока? -Если бы тебя попросили изобразить эмоции в виде цветового пятна, какой бы цвет ты выбрал?
Л. Эмоциональная сформированность потребности в самовыражении, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.