Урок русского языка по теме

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка, 3 класс («Школа России»)

Тема: Проверка правописания безударных гласных и парных согласных в словах.

Цель: Формирование навыка правописания слов с изученными орфограммами через работу в парах и использование личного листа достижений для формирования умений объективно оценивать результат своей деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Экологическое осознание окружающей среды.

  • Эмоциональная сформированность потребности в самовыражении, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • Планирование учебного сотрудничества

  • Целеполагание как постановка учебной задачи на основании того, что уже известно и усвоено уч-ся, и того, что ещё неизвестно.

  • Контроль в форме сличения способа действия и результатом с заданным эталоном.

  • Планирование, определённая последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата.

  • Составление плана и последовательности действий

  • Саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии к волевым усилиям и преодолению препятствий

Познавательные:

  • Умения строить речевые высказывания

  • Выбор наиболее эффективных форм решения проблем.

  • Логические универсальные действия: анализ, синтез, классификация, анализ объекта с целью выделения признаков, синтез.

  • Смысловое чтение, анализ объектов с целью выделения признаков.

  • Постановка и решение проблем, самостоятельный способ решения

Коммуникативные:

  • Поиск информации в традиционных источниках, поиск информации в словаре.

  • Умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группе.

  • Управление поведением партнёра.

  • Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение выражать мысли в соответствии с ситуацией.

этап

цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Организационный

момент

Привитие культуры умственного труда

Р. Планирование учебного сотрудничества

Актуализация знаний

Закрепление правописания слов с

безударными гласными, парными согласными в корне. 1)Над какими понятиями мы работали на предыдущем уроке?

2) -Чему мы научились? 3) -Что необходимо предпринять ещё, чтобы правильно записывать слова на изученное правило? 4) -Послушайте строки из стихотворения и ответьте на вопрос: материал на какую тему будем использовать для формирования навыка правописания слов с безударными, парными звонкими и глухими согласными?

Ушла уж осень торопливо,

Пришёл черёд и зимним снам.

Сегодня ж щедрою рукою

Зима дары вручает нам.

5) -Уточните значение выражения «зима дары вручает нам» 6)-Чем воспользуемся для объяснения значения слова «дар»? 7) -Каким образом объясняется значение слова в толковом словаре?

8) -О каких дарах зимы идёт речь? -Выполняя задания мы, нарисуем словесный портрет замечательного и любимого многими времени года.

1)Безударные гласные, парные звонкие и глухие согласные в корне слова

2) Пользуясь алгоритмом действий, правильно записывать слова с этими орфограммами

3) Поупражняться, выполняя ряд упражнений


6) Толковыми словарями

7) Дети зачитывают объяснение

8) Свободные высказывания учащихся

Р. Целеполагание на основании соотнесения

того, что известно и усвоено уч-ся и что ещё неизвестно

К. Поиск информации в традиционных источниках.

Изучение материала

-Каким образом на занятии русским языком мы можем передать свое отношение к обсуждаемой теме?

(высказать свою точку зрения, качеством выполнения заданий с точки зрения орфографии и каллиграфии)

-Выполнив ряд тренировочных заданий по

каллиграфии, покажем своё отношение к нашей обсуждаемой теме разговора

Минутка чистописания

Развитие навыка каллиграфического письма.

Закрепление определения корня в однокоренных словах.

Зз за зи зима зимний зимовать
-Какие звуки обозначает буква? -Какие соединения встретились в словах? -Какие части речи обозначают слова? -Приведите примеры сочетаний или простых предложений с этими словами. -Выделите корень в словах. -Можем ли назвать их однокоренными? Почему? -Отметьте в листах личных достижений красным цветом - очень старался и доволен выполнением заданий; зелёным старался, но есть недочёты; синим - надо ещё постараться.

Р.Контроль в форме сличения способа действия и результатом с заданным эталоном.

П. Умения строить речевые высказывания

Работа с загадками о зиме

Расширение словарного запаса учащихся, развитие логических операций.


А теперь подарки, которые принесла зима. Какие? Вы узнаете, если, проанализировав признаки, выделите характерные, существенные. В некоторых случаях вам понадобится смекалка, сообразительность. 1) На дворе горой, а в комнате - водой 2) Морковка бела всю зиму росла. Солнышко пригрело, всю морковку съело 3) Не колючий, светло-синий, На ветвях развешан


4) Прозрачен, как стекло, А не вставишь в окно
5) С неба - звездой, В ладошку - водой
6) Сам без рук, без глаз, а рисовать умеет
7) Взял дубовых два бруска, два железных полозка. На бруски набил я планки. Дайте снег! Готовы…
8) Под гору - коняшки. В гору - деревяшки
9) Мчусь, как пуля, я вперёд, Лишь поскрипывает лёд. Да мелькают огоньки. Кто несёт меня?
-Проверьте по образцу правильность ваших выводов. -Оценим в листах личных достижений результат работы: красным цветом - смекалка, сообразительность помогли. Все ответы правильные. Я доволен. Зелёным - старался, но некоторые моменты были не учтены. Следует обратить внимание. Синим - были существенные недочёты, надо ещё постараться. Ребята самостоятельно записывают отгадки.

( снег)

( сосулька)

( иней)

(лёд)

(снежинка)

(мороз)

(санки)

(лыжи)

(коньки)

Самопроверка по готовому образцу: снег, сосулька, иней, лёд, снежинка, мороз, санки, лыжи, коньки

П. Анализ объекта с целью выделения признаков, синтез.

Работа в парах по карточке

Группировка слов по определённым признакам.

Работа с однокоренными

словами (определение корня). -Как по - вашему, какие виды работ нужно провести с записанными словами, чтобы лучше запомнить их написание?


Интересные задания подобраны в карточках. Работать будете парами. Определите, кто из вас в вашей паре будет исполнителем, кто консультантом. Внимательно прочитайте задание, обсудите, запишите вариант вашего совместного решения, проверьте правильно ли всё записано.


Задание №1

Слова: снег, сосулька, иней, коньки, лыжи, мороз, снежинка, лёд, санки, метель распределить по группам

1-

2-

1-

2-

3-


Задание №2

Из отрывка стихотворения С.Погореловского выписать однокоренные слова.

-Доказать, что выписали однокоренные слова.

-Выделите корень в этих словах.

-Какую особенность наблюдаете?


«…Проплясали по снегам снежные метели.

Снегири снеговикам песни просвистели.

У заснеженной реки, в снежном переулке

Звонко носятся снежки, режут снег снегурки….»


Проверка выполненного задания по образцу. По какому признаку сгруппированы слова? Докажите, что слова: снегам, снежные, снегири, снеговикам, у заснеженной, в снежном, снежки, снегурки - однокоренные


-Подведём итог работы в парах: красным цветом - работали дружно, результаты совпали с образцам. Мы довольны. Зелёным - старались, но некоторые моменты нами были упущены. Следует обратить внимание. Синим - были существенные недочёты, надо повторить тему «Состав слова», пользуясь материалом учебника или дидактического материала.

1.Составить словосочетания,

2. Сгруппировать по определённым признакам,

3. Подобрать однокоренные слова

Работа в парах

Задание №1

1 вариант

- Снег, сосулька, иней, мороз, снежинка, лёд, метель

- коньки, лыжи, санки

( явления природы, спортивный инвентарь)

2 вариант

- снег, мороз, лёд

- сосулька, коньки, снежинка, метель

- иней, лыжи, санки,

( парные согласные, безударные гласные, остальные)

Задание №2

Снегам, снежные, снегири, снеговикам, у заснеженной, в снежном, снежки, снег, снегурки

Проверка задания по образцу

- Делают вывод: Корень передаёт общее значение родственных слов. Чтобы найти корень, надо выделить общую часть в однокоренных словах. Иногда в корне родственных слов происходит чередование согласных.

Р.Планирование, определённая последовательность промежуточных целей с учётом конечного

результата.

Р.Контроль в форме сличения способа действия и результата с заданным эталоном.

П. Выбор наиболее эффективных форм решения проблем.

П. Логические универсальные действия: анализ, синтез, классификация.

К. Умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группе.

К. Управление поведением партнёра.

Систематизация имеющихся знаний

Повторение правописания изученных орфограмм (правописания слов с безударными гласными, парными согласными в корне).

- Работая в паре, мы вспоминали учебный материал.

- Каким образом можно проверить умения применять правило в практической деятельности?

- Прежде чем предложить вам очередное задание, вспомним ещё правила

о правописании безударных гласных и

парных согласных в корне слова. Согласны ли вы с планом и последовательностью действий?

  • Определяем слово, в котором нужно вставить безударную гласную в корне.

  • Записываем нужную букву в корне слова.


  • Подбираем однокоренные слова или изменяем форму числа данного слова.

  • Выбираем из группы слов такое, в котором безударный гласный в корне был под ударением.

  • Проверяем.

-В каком источнике мы можем прочесть правило проверки парных звонких и глухих согласных? («Дидактический материал по русскому языку -3 класс» Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова)

Выполнить тестовые задания, самостоятельную работу, написав мини - сочинение и т.д.

Расставить последовательность действий.


-Чтение правила проверки написания звонких и глухих согласных («Дидактический материал по русскому языку - 3 класс, стр.58»)

Р.Составление плана и последовательности действий

Работа с текстом, составление словосочета

ний

Отработка навыка правописания слов с изученными орфограммами.

Самостоятельная работа по карточкам.

Карточка №1

Задание №1

Озаглавьте текст. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Пришла настоящая з·ма. П·ля, х·лмы покрылись пуш·стым белым к·вром. З·мой рус·кий ле· сказочен и ч·десен. Сне· укр·шает пуш·стые ветки д·ревьев. См·листые ш·шки в·сят на елях. В серебряном уборе ст·ят кр·савицы - берё·ки.


Задание №2

К данным словам из левого столбика подобрать по смыслу слова из правого столбика. Составить с ними словосочетания и записать их.

Улица хру·кий

лёд у·кая

ветер ро·кий

голос ре·кий


Карточка №2

Задание №1

Озаглавьте текст. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Наступила х·лодная з·ма. Замёрзла р·ка.

Тр·щит сильный м·роз. Трудно теперь птицам. Р·бята развесили к·рмушки для птиц. С·ницы ро·ко подл·тали к к·рмушкам. Прил·тела стайка сн·гирий.Только кл·стов не пугают крепкие м·розы.


Задание №2

К данным словам из левого столбика подобрать по смыслу слова из правого

столбика. Составить с ними словосочетания и записать их.

Зверёк ги·кий

прут ро·кий

дорога ни·кий

кустарник у·кая

Самостоятельная работа по карточкам.

К. Планирование учебного сотрудничества со сверстниками

Взаимопроверка выполненных заданий по карточке


Развитие навыков само и взаимопроверки.

-Подведём итог выполненного индивидуального задания по карточке:

красным цветом - умело применил изученные правила, ошибок нет. Зелёным - возникли некоторые проблемы, допустил две ошибки. Синим - были существенные ошибки, следует повторить правила.

( Контроль в форме сличения результата с заданном эталоном с целью обнаружения отличий)

Р. Контроль - сличение с эталоном

Работа со словарными словами

Развитие монологической речи учащихся.

Повторить написание слов с непроверяемыми гласными на тему «Птицы» -Прочтите отрывки стихотворений, соотнесите с иллюстрацией (кормушка с зимующими птицами)

-Прочтите тот, который отражал бы содержание иллюстрации:

1.

Вот север, тучи наг·няя,

Д·хнул, завыл - и вот сама

Идёт волшебница - з·ма.

Пришла, рассыпалась; кл·ками

Повисла на суках дубов..

2.

Р·бята принесли в лукошке

·вёс, гречиху, крошки.

Сн·гирь, с·ница, в·робей

Благодарят за корм д·тей.


-Почему зимой нужно заботиться о птицах? -Объясните правописание пропущенных орфограмм. -Как не ошибиться в написании слов с пропущенными орфограммами?

-Запишите предложения, в случае затруднения обратитесь к орфографическому словарю. -Выделите грамматическую основу предложений.

-Подведём итог выполненного задания:

красным цветом - я знаю правильное написание словарных слов, ошибок нет. Зелёным - допустил одну ошибку, запомню правильное написание данного слова. Синим - забыл написание некоторых словарных слов, следует систематически повторять написание слов по орфографическому словарю.




(Проверить написание слова по орфографическому

словарю)

Р. Саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии к волевым усилиям и преодолению препятствий

П. Смысловое чтение, анализ объектов с целью выделения признаков.

П. Постановка и решение проблем, самостоятельный способ решения

К. Умение выражать мысли в соответствии с ситуацией.

К.Поиск информации в словаре.

Л. Экологическое осознание окружающей среды.

Задание на дом

Закрепить правописание слов с безударными гласными, парными согласными в корне -«Русский язык - 3класс» с.114, упр. 63.

с.114, упр. 63.

Р. Целеполагание как постановка учебной задачи на основании того, что уже известно и усвоено уч-ся, и того, что ещё неизвестно.

Обобщение

Учить детей самоанализу деятельности на уроке, объективно оценивать работу. 1. Беседа - обобщение по вопросам: -Чему сегодня был посвящён урок? -Какое открытие для тебя сегодня на занятии? -Какой вид упражнений был особенно интересен? Чем? 2. Подведение итога работы по листу личных достижений -Как оцениваешь свою работу на протяжении всего занятия? -Ответы каких одноклассников были точны и полны? -Какие чувства, эмоции испытывал на протяжении всего урока? -Если бы тебя попросили изобразить эмоции в виде цветового пятна, какой бы цвет ты выбрал?

Л. Эмоциональная сформированность потребности в самовыражении, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.


© 2010-2022