Урок литературного чтения по сказкам Шарля Перро (творческая мастерская)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект урока литературного чтения

Тема урока: Творческая мастерская

(урок по сказкам Шарля Перро с участием родителей)

Цель: создание условий для формирования нравственной личности через

  • работу с книгой,
  • совместную творческую деятельность учащихся и их родителей,
  • осмысление духовных ценностей

Предполагается, что

учащиеся

родители

учитель

  • откроют новый вид сказок - литературную (авторскую) сказку и преобразуют модель видов сказок;


  • через исследование обнаружат, что литературная сказка
имеет свои жанровые особенности;
  • осуществят переход от литературоведческой деятельности к авторской



  • помогут детям узнать о существовании литературной (авторской) сказки, возникшей на основе народной, и помогут в преобразовании модели видов сказок;
  • направят исследовательскую деятельность и помогут в фиксации ее результатов;

  • прочувствуют значимость своего влияния на духовное становление детей средствами литературного произведения


  • организует совместную деятельность детей и взрослых таким образом, чтобы открытие состоялось;


  • создаст условия для актуализации знаний с целью появления ситуации дефицита знаний;
  • создаст условия для решения учебной задачи через организацию совместного исследования в группах смешанного типа;

  • создаст условия для зарождения потребности в появлении семейных авторских сказок

Ход урока

Предполагаемая деятельность учителя

Предполагаемая деятельность

участников проекта (детей и родителей)

I. Мотивационно-ориентировочная часть
- Сегодня на нашем уроке мы вновь обращаемся к сказкам. У вас есть любимые русские народные сказки? Назовите их.
- Молодцы! Все ли сказки вы хорошо помните? Узнайте, из какой сказки этот отрывок.














- Назовите сказку.

- Молодцы! Догадайтесь, о какой теперь сказке идет речь. «Жили-были на болоте журавль да цапля; построили они себе по концам болота избушки. И вот показалось журавлю скучно жить одному, и задумал он жениться: «Дай пойду посватаюсь к цапле!»
- Молодцы! Послушайте еще одну сказку.





































- Как вы думаете, эти сказки «Царевна - лягушка», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» решают общую задачу всех сказок? На экране слайд 1:
Х
Задача сказок П
М

Ч
- К какому виду сказок, по вашему мнению, относятся сказки «Царевна - лягушка», «Солдатская шинель», «Журавль и цапля»? Аргументируйте свой ответ. На экране слайд 2:

Сказки

народные сказки

Бытовая ЗЖ: высмеять плохие черты характера человека, вызвать восхищение умом и находчивостью КЖ: бытовая Г: обычные люди

Волшебная ЗЖ: вызвать восхищение добрым героем, осудить злодея, выразить уверенность в торжестве добра КЖ: волшебная Г: заступник, злодей, страдалец, помощник

О животных ЗЖ: высмеять плохие черты характера человека КЖ: небывалая Г: животные (черты человека)









- Молодцы. Внимательно рассмотрите названия чудесных вещей. Как вы думаете, из каких сказок взяты эти предметы? На доске таблички с названиями чудесных предметов: Тыква, волшебная палочка, туфелька, веретено, красная шапочка, сапоги, корзинка.



- Назовите автора этих сказок.
- Что же вы знаете об этом человеке?


- Вы внимательно читали волшебные сказки Шарля Перро? В таком случае вы без труда сумеете ответить на вопросы литературной викторины и назвать сказку, по которой составлен вопрос. 1. «Добрая волшебница громко сказала: - Успокойтесь, король и королева… принцесса не умрет, когда уколет себе палец веретеном, а только заснет глубоким сном, который будет продолжаться…». Сколько лет?
2. «Добрая волшебница… сейчас же явилась в замок на огненной колеснице, запряженной …» Кем?
3. «Тут волшебница коснулась своей волшебной палочкой всех, кто находился в замке, кроме…» Кого?
4. «Спала она на чердаке под самой крышей, на полу, на соломенной подстилке». Кто это?
5. «Она даже угостила их апельсинами и яблоками, которые поднес ей королевич». Кто кого угостил?
6. Где живет бабушка Красной Шапочки?

7. Что оставил мельник в наследство трем своим сыновьям? 8. Сколько раз «в день девушка должна была ходить за водой очень далеко от дома и приносить большой тяжелый кувшин»?
9. Откуда выпали две розы, две жемчужины и два крупных бриллианта?
10. Кого прозвали Рике-Хохолок?
11. Какой недостаток он имел?

12. Что помогло мальчику-с-пальчику убежать от Людоеда?
13. «Король не находил себе места от горя, ничего не ел и не пил и так постарел, что все министры приходили в ужас от такой перемены». От какого горя? 14. Что отпирал маленький ключик?
15. Кого ждала молодая женщина и ее сестра Анна?
- По результатам литературной викторины знатоками сказок Шарля Перро стали семьи _________. Молодцы! Посмотрите отрывок из сказки Шарля Перро и назовите ее.



- Из какой сказки взята увиденная вами сцена?

- Скажите, к какому виду сказок можно отнести сказку «Кот в сапогах»? - Какой вопрос мы, вдумчивые, внимательные читатели, можем поставить на этот урок? На экране слайд 3:

Сказки

народные сказки Бытовая ЗЖ: высмеять плохие черты характера человека, вызвать восхищение умом и находчивостью КЖ: бытовая Г: обычные люди Волшебная ЗЖ: вызвать восхищение добрым героем, осудить злодея, выразить уверенность в торжестве добра КЖ: волшебная Г: заступник, злодей. страдалец, помощник О животных ЗЖ::высмеять плохие черты характера человека, КЖ: небывалая Г: животные (черты человека)


?




Дети и взрослые называют известные им русские народные сказки.

Дети читают отрывок из сказки. Пошел Иван-царевич к царю на пир один. А старшие братья явились во дворец со своими женами, разодетыми, разубранными. Стоят да над Иваном-царевичем посмеиваются: - Что ж ты, брат, без жены пришел? Хоть бы в платочке ее принес, дал бы нам всем послушать, как она квакает! Вдруг поднялся великий стук да гром - весь дворец затрясся; гости крепко напугались, повскакали со своих мест и не знают, что им делать; а Иван - царевич говорит: «Не бойтесь, господа! Это моя лягушонка в коробчонке приехала».

- Этот отрывок из русской народной сказки «Царевна - лягушка».
- «Журавль цапля».






Чтение родителями по ролям сказки «Солдатская шинель». Автор Говорил барин с солдатом; солдат стал хвалить свою шинель. Солдат - Когда мне нужно спать, постелю я шинель, и в голова положу шинель, и покроюсь шинелью! Автор Барин стал просить солдата продать ему шинель; вот они сторговались за двадцать пять рублей. Пришел барин домой и говорит жене. Барин - Какую я вещь-то купил! Теперь не нужно мне ни перины, ни подушек, ни одеяла; мою шинель постелю, и в голова положу, и оденусь шинелью! Автор Жена стала его бранить. Жена Ну, как же ты будешь спать? Автор И точно, барин постелил шинель, а в голова положить и одеться нечем, да и лежать-то на ней жестко. Пошел барин к полковому командиру жаловаться на солдата. Командир велел фельдфебелю позвать его. Привели солдата. Командир - Что ж ты, брат, обманул барина? Солдат - Никак нет, ваше высокоблагородие. Автор сказал солдат, взял расстелил шинель, голову положил на рукав и накрылся полою. Полковой командир еще наградил солдата. Вот как поработаешь да долго не спишь, так и на камне заснешь; а кто ничего не делает, тот и на перине не уснет! - Да. Они рассказывают о характере, поступках, мыслях и чувствах людей и помогают оценить их (что хорошо, а что плохо).


- Сказка «Царевна - лягушка» относится к волшебной сказке.

В этой сказке присутствуют герои - страдалец (Иван-царевич), злодей, заступник, помощник и др.

Картина жизни волшебная, таинственная, чудесная.

Задача волшебной сказки: вызвать восхищение добрым героем Иваном - царевичем и осудить злодея, а также выразить уверенность в торжестве добра.

- Сказка «Солдатская шинель» относится к бытовой сказке.

В этой сказке присутствуют герои - обычные люди.

Картина жизни бытовая, реальная.

Задача бытовой сказки: высмеять плохие черты характера человека (скупость, жадность барина), выразить восхищение умом и находчивостью солдата.

- Сказка «Журавль цапля» относится к сказкам о животных.

Герои в этих сказках - животные, но им присущи черты характера человека. Они совершают человеческие поступки, поэтому картина жизни - небывалая. Задача сказок о животных - высмеять плохие черты характера человека.

- Тыква, волшебная палочка, туфелька взяты из сказки «Золушка»,

- Веретено из сказки «Спящая красавица»,

- Красная шапочка, корзинка из сказки «Красная шапочка»,

- Сапоги из сказки «Кот в сапогах»


- Шарль Перро.
Участники, подготовившие материал, выступают с компьютерной презентацией о жизни и творчестве писателя Шарля Перро. Работа каждой семьи на персональных ученических ноутбуках в программе E-Learning.

- Сто лет. Сказка «Спящая красавица».


- Драконами. Сказка «Спящая красавица».



- Короля и королевы. Сказка «Спящая красавица».



- Золушка. Сказка «Золушка».



- Золушка сестер. Сказка «Золушка».

- За мельницей. Сказка «Красная Шапочка».
- Мельницу, осла и кота. Сказка «Кот в сапогах» - Два раза. Сказка «Волшебница» или «Подарки феи».

- Изо рта девушки. Сказка «Волшебница» или «Подарки феи».
- Королевича. Сказка «Рике - Хохолок».
- Был безобразен. Сказка «Рике - Хохолок».
- Сапоги-скороходы. Сказка «Мальчик-с-пальчик».
- Смерти королевы. Сказка «Ослиная шкура».

- Маленькую комнатку. Сказка «Синяя борода». - Братьев. Сказка «Синяя борода».






Инсценирование детьми отрывка из сказки «Кот в сапогах». - Братья могут честно заработать себе на хлеб. А что станется со мною после того, как я съем своего кота и сделаю из его шкурки муфту? Прямо хоть помирай с голоду. - Не печальтесь, хозяин. Дайте-ка мне мешок и закажите пару сапог, чтобы легче было бродить по лесу, и вы увидите, что вас не так уж обделили, как вам это сейчас кажется».
- Из сказки «Кот в сапогах».
Высказывания участников проекта.


- Выяснить, к какому виду сказок относится сказка «Кот в сапогах».

II. Операционально-исполнительная часть
- Как вы думаете, при каком условии возможно выяснить вид сказки «Кот в сапогах»? - Я вас правильно поняла, будем анализировать образы героев? - Назовите героев сказки. На экране слайд 4:
Герои: животные, люди
- В тексте сказки найдите слова и выражения, рассказывающие о внешнем виде и характере героев. Каким образом удобно организовать нашу работу? 1 группа - кот в сапогах; 2 группа - людоед; 3 группа - маркиз де Карабас; 4 группа - король, принцесса.
(После обсуждения в группах) - Прочитайте описание внешнего вида героев сказки.





- Как вы думаете, почему в сказке не дается подробного описания внешности героев?

- Каким вы представляете себе главного героя сказки - кота?

- Как раскрывается характер кота в общении с другими героями сказки?

- Что необычного в поведении кота в сапогах? На экране слайд 5:
Герои: животные (черты человека), люди

- А вам бы хотелось иметь такого друга, как кот в сапогах? Почему?

- Опираясь на текст сказки, что вы можете сказать о характере людоеда?

- Что вы можете сказать о характерах короля и принцессы? Каковы их цели в жизни?




- Каким вы представляете себе хозяина кота?

- Каким характером, на ваш взгляд, обладает этот человек?

- Как вы считаете, если маркиз де Карабас слабый, безвольный, ленивый человек, может быть, не стоило этот персонаж вводить в сказку? На экране слайд 6:

Под лежачий камень вода не течет.

За честь хоть голову снесть.

Чужими руками хорошо жар загребать.

Тогда пляши, когда играют.

- Какая, по вашему мнению, из пословиц подходит к сказке «Кот в сапогах»? Обоснуйте свой ответ.

- Предположите, пожалуйста, что бы могло произойти, если бы людоед не превратился бы в мышку?

- Как вы думаете, картина жизни, т.е. действия героев, в этой сказке такая же, как в сказке о животных? На экране слайд 7: Герои: животные (черты человека), люди

КЖ: волшебная

- Как вы думаете, в чем заключается основной смысл сказки?

- Над чем можно посмеяться в этой сказке?

- На ваш взгляд, в чем заключается задача жанра этой сказки? На экране слайд 8:

ЗЖ: высмеять плохие черты характера человека

КЖ: волшебная Герои: животные (черты человека), люди




- Надо работать со сказкой.
- Да.
- Кот в сапогах, маркиз де Карабас, людоед, два брата, король, принцесса. - Это животные и люди, как и в сказке о животных.

Возможно, будет предложена работа в группах.

Участники проекта обсуждают задание в группах, парах или самостоятельно, фиксируют результаты работы на листах.

- Маркиз де Карабас: «молодой, красивый и статный».

- Принцесса: «прекрасная».

- Людоед: «великан».

- Кот «… из шкурки муфту» небольших размеров.

- Описание короля отсутствует.

Предположения участников.

Высказывания участников.

- Хитрый, не испытывает жалости к своей добыче, отважный, находчивый, умный, изворотливый, дальновидный (прогнозирует события наперед), ловкий, обманщик (ради достижения цели легко обманывает ни в чем не повинных героев сказки).

- Он ведет себя, как человек, у него человеческие мысли, чувства, характер.

Высказывания участников.

- Недальновидный (не умеет прогнозировать события), хвастливый, но оказывает почтение и уважение гостям.

Цель короля - выдать замуж свою дочь за знатного богатого человека. Цель принцессы - выйти замуж за знатного богатого человека. Цели отца и дочери совпадают.

Высказывания участников.

- Слабый, безвольный, ленивый, бездействующий, приписывающий себе чужие заслуги.

Высказывания участников.

- Чужими руками хорошо жар загребать.

Под лежачий камень вода не течет. Хозяину кота маркизу де Карабасу надо самому действовать, чтобы добиться чего-либо в жизни.

Высказывания участников.

- Нет. Картина жизни волшебная (превращения людоеда), таинственная, как в волшебной сказке.

- Быть активным для достижения цели.

- Над глупостью людоеда; нерешительностью, слабостью, безволием хозяина кота; над наглостью самого кота.

- Наверное, высмеять плохие черты характера человека.

III. Рефлексия
-Итак, рассмотрите внимательно получившуюся запись. Что вы заметили?

Сказки

народные сказки Бытовая ЗЖ: высмеять плохие черты характера человека, вызвать восхищение умом и находчивостью КЖ: бытовая Г: обычные люди Волшебная ЗЖ: вызвать восхищение добрым героем, осудить злодея, выразить уверенность в торжестве добра КЖ: волшебная Г: заступник, злодей. страдалец, помощник О животных ЗЖ: высмеять плохие черты характера человека, КЖ: небывалая Г: животные (черты человека)

ЗЖ: высмеять плохие черты характера человека, КЖ: волшебная Г: животные (черты человека)

- Почему?
- Да, совершенно верно. Перед вами новый вид сказок - литературная или авторская сказка. В литературной сказке могут сочетаться разные типы сказок. Литературная или авторская сказка возникла на основе народной сказки. На экране слайд 9:

Сказки

нУрок литературного чтения по сказкам Шарля Перро (творческая мастерская)Урок литературного чтения по сказкам Шарля Перро (творческая мастерская)ародные сказки литературные

(авторские) Бытовая ЗЖ: высмеять плохие черты характера человека, вызвать восхищение умом и находчивостью КЖ: бытовая Г: обычные люди Волшебная ЗЖ: вызвать восхищение добрым героем, осудить злодея, выразить уверенность в торжестве добра КЖ: волшебная Г: заступник, злодей. страдалец, помощник О животных ЗЖ: высмеять плохие черты характера человека, КЖ: небывалая Г: животные (черты человека)


ЗЖ: высмеять плохие черты характера человека, КЖ: волшебная Г: животные (черты человека)

- В чем еще, на ваш взгляд, заключается отличие авторской сказки от народной?
- Как вы думаете, можно ли использовать данную запись для определения жанра любой сказки?
- С чего начнем? Чем продолжим?



- К какому типу сказок можно отнести волшебные сказки Шарля Перро?
- Уважаемые взрослые, дети, сможете ли вы теперь сами, зная особенность литературной сказки - сочетать в себе несколько видов народной сказки, сочинить свою авторскую сказку?


- К сожалению, это невозможно сделать на одном уроке. Как же услышать все ваши сказки?

- Данная сказка по всем рассмотренным признакам не относится ни к одному уже известному нам жанру народных сказок.
- В этой сказке соединены два типа сказок - волшебной и сказки о животных.

































- У литературной (авторской) сказки всегда есть автор.
- Да.


- С картины жизни, то есть действий героев, которые раскрывают их характер, мысли и чувства, а затем выясним задачу жанра.
- К литературной сказке.

-Да.

Участники проекта (учащийся и его родители) сочиняют и прочитывают свои авторские сказки.

Предполагается, что участники проекта предложат создать и издать сборник авторских семейных сказок.

9

© 2010-2022