- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья для выступление на городском семинаре
Статья для выступление на городском семинаре
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Трубинова О.М. |
Дата | 06.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Воспитание младших школьников в современном этнокультурном пространстве Известно, что человек не может существовать, не общаясь с другими людьми, а нации не могут развиваться обособленно, вне общения друг с другом. Поэтому проблема взаимоотношения различных народов, особенно в пределах одного государства, одной республики, присутствовала во все времена. В основе образовательной политики современной России лежит идея толерантности, многокультурности общества, которая диктует необходимость обновление содержания образования, реализуя этнокультурную функцию, придавая ему национального характера. В младшем школьном возрасте закладываются основы личностной культуры, формируются ценностные ориентации, усваиваются правила человеческого общежития, развиваются элементы национального самосознания, воспитывается дружеское отношение к окружающим людям. Эффективность этих процессов определяется специально организованной деятельностью, образовательной средой, созданием этнопедагогических технологий, которые базируются на концепциях гуманистического воспитания, на признании детства как культурно - исторического феномена. Целью этнопедагогического воспитания в младшем школьном возрасте является приобщение детей к культуре своего народа; развитие национального самосознания; воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп; развитие устойчивого интереса к познанию и принятию культурно-национальных ценностей, формирование этнокультурной компетентности. Мы постарались взять такие методы воспитания, которые формируют у детей уважение прав и свобод других людей, а так же формирует толерантное сознание. С целью формирования этнокультурной компетентности у учащихся 2 класса нами были разработаны методические рекомендации для проведения уроков и внеклассных мероприятий с использованием этнокультурной составляющей.
Методические рекомендации по организации деятельности на уроках и внеклассной работе с использованием этнокультурной составляющей, направленных на воспитание нравственных чувств у учащихся 2 класса Тема занятий Исследовательская деятельность учащихся Задания Форма организации Для художника любой материал выразительный. Панно «Праздник в городе» История названия города Абакана Работа в группах по 4 человека Изображение и фантазия. Сказочные птицы и звери. Улицы нашего города. Самое красочное здание. Работа в парах. Украшение и фантазия. Ремесло моей семьи(выставка рассказ) Индивидуальная Человек и его украшение(мужской образ) Рассказ и фотомонтаж «Герои в моем доме» Индивидуальная Выражение характера через украшения (женский образ) Бабушкин сундук. История женских украшений семьи. Индивидуальная Природа в разных состояниях. Кедр - символ Хакасии. Береза - богиня хакасского народа. Работа в группах по 4 человека Весенняя земля.
Особенности хакасских степей - курганы. Менгиры. Работа в группах по 4 человека Пейзажи Хакасии. Леса, реки Хакасии, заповедные места. Работа в группах по 4 человека Можно определить некоторые направления, характеризующие этнокультурной компетентности младших школьников. Прежде всего, они связаны с навыками сотрудничества со сверстниками и взрослыми, эмоциональными проявлениями, знаниями, характеризующими эмоционально - побудительной направленностью, способами творческого преобразования. Для младшего школьника этнокультурная компетентность - характеристика развивающаяся. Говорить о полной готовности ребенка к осознанному восприятию, взаимодействию, сотрудничеству в полиэтнической действительности не приходится. В большей степени этнокультурная компетентность связана с наличием у детей представлений о своей национальной культуре, специфике поликультурного окружения, с дифференциацией основных понятий, с характером проявляемых чувств и отношений. Для формирования этнокультурной компетентности мы составили и реализуем программу внеурочной деятельности для детей начальной школы «Я - гражданин». Цели и задачи данной программы:
- Воспитание любви к родному краю, уважение к боевым и трудовым традициям народа;
- Формирование представлений о полиэтнической действительности, об общности культурно исторического прошлого народов;
- Доведение до осознания детей своей этнокультурной принадлежности, положительного отношения к людям различных этнических групп;
- Ознакомление обучающихся с русской и хакасской культурой;
- Привлечение обучающихся к изучению мировой художественной культуры, воспитание уважения к культуре других народов;
- Развитие социальных способностей и навыков поведения.
- Учащиеся знакомы с историей и культурой хакасского и русского народов;
- Дети любят и хранят национальную культуру;
- Учащиеся любят дом, семью, Отечество.
- Эмоциональное восприятие материала;
- Осмысление материала (за счет использования процессов обобщения и сравнения элементов различных национальных культур);
- Воспроизведение в различных видах деятельности: изобразительной, речевой, игровой, поисковой и т.д.
- Творческое применение и использование усвоенного материала.
- Знакомство с историческим прошлым города
- Работа по благоустройству школы, школьного двора, парка
- Принять участие в исследовательской деятельности: «История названия моей улицы»
- Учить ориентироваться в микрорайоне, выбирать наиболее безопасный путь в школу
- Экскурсии
- Посещение выставок, театров, музея, библиотек, станции юннатов
- Участие в субботниках, акциях
Второй модуль рассказывает о хакасской земле, которая испокон веков славится алыпами, мудрецами, умельцами, хайджи, народными песнями, богатыми традициями.
Направление деятельности Вопросы Формы проведения работы Моя малая родина - Хакасия. Хакасия, край мой любимый. Цель: привить любовь к малой родине, ее прошлому и настоящему, познакомить с культурой хакасского и русского народов, способствовать осознанию неразрывной связи истории родного города с историей страны
- История моего города
- Улица на которой я живу
- Мои славные земляки
- Мой любимый уголок
- Изучение летописи города
- Рассказ по фотографии «Мои знаменитые земляки»
- Викторина «Мой любимый город Абакан»
- Вечер «семейные династии»
- «Так жили наши деды»
- Народные игры(хакасские, русские)
- Что обозначает имя мое? Откуда произошла фамилия?
- Моя семья.
- Традиции моей семьи.
- Беседа «Что в имени моем?»
- Семейные посиделки
- Составление генеалогического древа
- Цикл бесед «Профессии моих родителей», «Кем были мои предки»
- Беседа «Любить свой город - значит быть ему полезным»
- Благотворительные акции «Спешите делать добро»
- Клубный час «Судьба России - наша судьба»
- Посещение краеведческих музеев республики
- Выставки детских рисунков «Люблю тебя мой Абакан!»
- Сочинения «Абакан - город будущего», Сочинение стихов о родном городе
- Музыкально - литературный журнал: «Пою тебя, мое Отечество»
- Встреча с ветеранами ВОВ и локальных войн, вахта памяти и др…
6