Статья для выступление на городском семинаре

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитание младших школьников в современном этнокультурном пространстве Известно, что человек не может существовать, не общаясь с другими людьми, а нации не могут развиваться обособленно, вне общения друг с другом. Поэтому проблема взаимоотношения различных народов, особенно в пределах одного государства, одной республики, присутствовала во все времена. В основе образовательной политики современной России лежит идея толерантности, многокультурности общества, которая диктует необходимость обновление содержания образования, реализуя этнокультурную функцию, придавая ему национального характера. В младшем школьном возрасте закладываются основы личностной культуры, формируются ценностные ориентации, усваиваются правила человеческого общежития, развиваются элементы национального самосознания, воспитывается дружеское отношение к окружающим людям. Эффективность этих процессов определяется специально организованной деятельностью, образовательной средой, созданием этнопедагогических технологий, которые базируются на концепциях гуманистического воспитания, на признании детства как культурно - исторического феномена. Целью этнопедагогического воспитания в младшем школьном возрасте является приобщение детей к культуре своего народа; развитие национального самосознания; воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп; развитие устойчивого интереса к познанию и принятию культурно-национальных ценностей, формирование этнокультурной компетентности. Мы постарались взять такие методы воспитания, которые формируют у детей уважение прав и свобод других людей, а так же формирует толерантное сознание. С целью формирования этнокультурной компетентности у учащихся 2 класса нами были разработаны методические рекомендации для проведения уроков и внеклассных мероприятий с использованием этнокультурной составляющей.

Методические рекомендации по организации деятельности на уроках и внеклассной работе с использованием этнокультурной составляющей, направленных на воспитание нравственных чувств у учащихся 2 класса Тема занятий Исследовательская деятельность учащихся Задания Форма организации Для художника любой материал выразительный. Панно «Праздник в городе» История названия города Абакана Работа в группах по 4 человека Изображение и фантазия. Сказочные птицы и звери. Улицы нашего города. Самое красочное здание. Работа в парах. Украшение и фантазия. Ремесло моей семьи(выставка рассказ) Индивидуальная Человек и его украшение(мужской образ) Рассказ и фотомонтаж «Герои в моем доме» Индивидуальная Выражение характера через украшения (женский образ) Бабушкин сундук. История женских украшений семьи. Индивидуальная Природа в разных состояниях. Кедр - символ Хакасии. Береза - богиня хакасского народа. Работа в группах по 4 человека Весенняя земля.

Особенности хакасских степей - курганы. Менгиры. Работа в группах по 4 человека Пейзажи Хакасии. Леса, реки Хакасии, заповедные места. Работа в группах по 4 человека Можно определить некоторые направления, характеризующие этнокультурной компетентности младших школьников. Прежде всего, они связаны с навыками сотрудничества со сверстниками и взрослыми, эмоциональными проявлениями, знаниями, характеризующими эмоционально - побудительной направленностью, способами творческого преобразования. Для младшего школьника этнокультурная компетентность - характеристика развивающаяся. Говорить о полной готовности ребенка к осознанному восприятию, взаимодействию, сотрудничеству в полиэтнической действительности не приходится. В большей степени этнокультурная компетентность связана с наличием у детей представлений о своей национальной культуре, специфике поликультурного окружения, с дифференциацией основных понятий, с характером проявляемых чувств и отношений. Для формирования этнокультурной компетентности мы составили и реализуем программу внеурочной деятельности для детей начальной школы «Я - гражданин». Цели и задачи данной программы:

  • Воспитание любви к родному краю, уважение к боевым и трудовым традициям народа;
  • Формирование представлений о полиэтнической действительности, об общности культурно исторического прошлого народов;
  • Доведение до осознания детей своей этнокультурной принадлежности, положительного отношения к людям различных этнических групп;
  • Ознакомление обучающихся с русской и хакасской культурой;
  • Привлечение обучающихся к изучению мировой художественной культуры, воспитание уважения к культуре других народов;
  • Развитие социальных способностей и навыков поведения.
Конечный результат к которому мы стремились:
  • Учащиеся знакомы с историей и культурой хакасского и русского народов;
  • Дети любят и хранят национальную культуру;
  • Учащиеся любят дом, семью, Отечество.
Поскольку этнопедагогическое воспитание ориентировано на творческое развитие детей, то алгоритм прохождения каждого модуля предполагает несколько этапов:
  • Эмоциональное восприятие материала;
  • Осмысление материала (за счет использования процессов обобщения и сравнения элементов различных национальных культур);
  • Воспроизведение в различных видах деятельности: изобразительной, речевой, игровой, поисковой и т.д.
  • Творческое применение и использование усвоенного материала.
Первый модуль работы называется «Дом родной, живу я в нем, это самый лучший дом» Сюда мы включили такие направления и формы работы: Направление деятельности Вопросы Формы проведения работы Я - абаканец. Цель: приобщить детей к заботам абаканцев и к участию в жизни горожан, дать понятие о символике города, уточнять знания о достопримечательностях столицы Хакасии
  1. Знакомство с историческим прошлым города
  2. Работа по благоустройству школы, школьного двора, парка
  3. Принять участие в исследовательской деятельности: «История названия моей улицы»
  4. Учить ориентироваться в микрорайоне, выбирать наиболее безопасный путь в школу
  1. Экскурсии
  2. Посещение выставок, театров, музея, библиотек, станции юннатов
  3. Участие в субботниках, акциях

Второй модуль рассказывает о хакасской земле, которая испокон веков славится алыпами, мудрецами, умельцами, хайджи, народными песнями, богатыми традициями.

Направление деятельности Вопросы Формы проведения работы Моя малая родина - Хакасия. Хакасия, край мой любимый. Цель: привить любовь к малой родине, ее прошлому и настоящему, познакомить с культурой хакасского и русского народов, способствовать осознанию неразрывной связи истории родного города с историей страны
  1. История моего города
  2. Улица на которой я живу
  3. Мои славные земляки
  4. Мой любимый уголок
  1. Изучение летописи города
  2. Рассказ по фотографии «Мои знаменитые земляки»
  3. Викторина «Мой любимый город Абакан»
  4. Вечер «семейные династии»
  5. «Так жили наши деды»
  6. Народные игры(хакасские, русские)
Главная идея следующего модуля - забота. Забота о людях живущих рядом: о людях близких, родных. Направление деятельности Вопросы Формы проведения работы Откуда я родом? Цель: воспроизвести генеалогию своей семьи, знать ее историю, проследить развитие творческого человека от поколения к поколению
  1. Что обозначает имя мое? Откуда произошла фамилия?
  2. Моя семья.
  3. Традиции моей семьи.
  1. Беседа «Что в имени моем?»
  2. Семейные посиделки
  3. Составление генеалогического древа
  4. Цикл бесед «Профессии моих родителей», «Кем были мои предки»
Формы работы с детьми могут быть разнообразными:
  • Беседа «Любить свой город - значит быть ему полезным»
  • Благотворительные акции «Спешите делать добро»
  • Клубный час «Судьба России - наша судьба»
  • Посещение краеведческих музеев республики
  • Выставки детских рисунков «Люблю тебя мой Абакан!»
  • Сочинения «Абакан - город будущего», Сочинение стихов о родном городе
  • Музыкально - литературный журнал: «Пою тебя, мое Отечество»
  • Встреча с ветеранами ВОВ и локальных войн, вахта памяти и др…
Мы прилагаем все усилия, чтобы научить детей видеть в сегодняшнем дне то, что может представлять интерес для их будущего, ценить это; обращаем внимание на то,как относятся наши дети к природе, эмоционально ли они реагируют на ситуации, которые возникают в жизни класса, школы, проявляется ли у них интерес и желание принимать участие в экологической деятельности, а также контролировать и оценивать свое поведение, поступки. Мы уверены, что проводимая нами работа общественно значима. Это подготовит детей к вступлению во «взрослую жизнь» с ее нормами и требованиями. Важно помнить, что воспитывать детей на народных традициях бессистемно, от случая к случаю бессмысленно. Использование этнопедагогических идей и средств позволяет приобщить детей к вечным истинам и ценностям.

6


© 2010-2022