- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по ОРКСЭ. Основы светской этики
Рабочая программа по ОРКСЭ. Основы светской этики
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Колмакова Е.Г. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа комплексного курса
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
(ОРКСЭ)
Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Рабочая программа составлена на основе: 1. Требований Стандарта (п. 12.4); 2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] - М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения). 3. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е.С.Савинов].-2-е изд., перераб. - М. Просвещение, 2010. - п.5.2.6 - (Стандарты второго поколения). 4. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий]. Информационно-методическое сопровождение внедрения курса ОРКСЭ осуществляет Федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Цель учебного курса ОРКСЭ Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Задачи учебного курса ОРКСЭ 1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; 2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; 3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; 4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни. Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
- формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
- формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
- формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса - «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность»- являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную). Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина. Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
- общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;
- единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений;
- Патриотизм
- Социальная солидарность
- Гражданственность
- Семья
- Труд и творчество
- Наука
- Традиционные российские религии
- Искусство и литература
- Природа
- Человечество
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших школьников. Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули: 1. Основы православной культуры; 2. Основы исламской культуры; 3. Основы буддийской культуры; 4. Основы иудейской культуры; 5. Основы мировых религиозных культур; 6. Основы светской этики. Учащимися изучается один из модулей с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей). В учебном плане на изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» отводится 17 часов в третьей и четвёртой четверти в 4 классе и 17 часов в первой и второй четверти в пятом классе. Всего 34 часа. На протяжении всего периода изучения выбранного модуля занятия проводятся одним педагогом в 4 и в 5 классе. . Планируемые результаты изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» Личностные результаты: Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; Метапредметные результаты: Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера). Предметные результаты: Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; Осознание ценности человеческой жизни. Содержание учебного предмета ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ 4 класс, четвертая четверть (17 часов) Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов) 5 класс, первая четверть (17 часов) Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов) Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов) Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся. Блок 4 - итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
1 ч в неделю (34 часа)
4 класс (17 часов). 5 класс (17 часов)
Уроки
Учебные модули
Основы право-славной культуры
Основы исламской культуры
Основы буддийской
культуры
Основы иудейской культуры
Основы мировых религиоз-ных
культур
Основы светской этики
4 класс 17 часов
Урок 1
Россия - наша Родина
Урок 2
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства.
Культура и религия
Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия
Ведение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия
Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия
Культура и религия
Что такое светская этика?
Урок 3
Священное Писание
Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности. Жизнеописание
Будда и его Учение
Тора - главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля»
Культура и религия
Мораль и культура
Урок 4
Священное Писание и Священное Предание
Пророк Мухаммад - проповедническая миссия
Будда и его Учение
Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма
Возникновение религий. Древнейшие верования
Особенности морали
Урок 5
Во что верят православные христиане
Прекрасные качества Пророка Мухаммада
Буддийский священный канон
Патриархи еврейского народа
Возникновение религий. Религии мира и их основатели
Добро и зло
Урок 6
Что говорит о Боге и мире православная культура
Священный Коран и Сунна как источники нравственности
Буддийский священный канон
Евреи в Египте: от Йосефа до Моше
Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака
Добро и зло
Урок 7
Что говорит о человеке православная культура
Общие принципы ислама и исламской этики
Буддийская картина мира
Исход из Египта
Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран
Добродетели и пороки
Урок 8
Христианское учение о спасении
Столпы ислама и исламской этики
Буддийская картина мира
Получение Торы на горе Синай
Хранители предания в религиях мира
Добродетели и пороки
Урок 9
Добро и зло в православной традиции
Исполнение мусульманами своих обязанностей
Добро и зло
Пророки и праведники в иудейской культуре
Человек в религиозных традициях мира
Свобода и моральный выбор человека
Урок 10
Христианская этика. Заповеди блаженства
Обязанности мусульман
Ненасилие и доброта
Пророки и праведники в иудейской культуре
Священные сооружения
Свобода и ответственность
Урок 11
Христианская этика. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему
Обязанности мусульман
Любовь к человеку и ценность жизни
Храм в жизни иудеев
Священные сооружения
Моральный долг
Урок 12
Христианская этика. Добродетели и страсти. Отношение к труду
Обязанности мусульман
Милосердие и сострадание
Назначение синагоги и ее устройство
Искусство в религиозной культуре
Справедливость
Урок 13
Христианская этика. Долг и ответственность.
Милосердие и сострадание
Обязанности мусульман
Отношение к природе
Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал
Искусство в религиозной культуре
Альтруизм и эгоизм
Урок 14
Спаситель. Жертвенная любовь
Для чего построена и как устроена мечеть
Буддийские святые. Будды
Молитвы и благословения
в иудаизме
Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад
Дружба
Урок 15
Спаситель. Победа над смертью
Мусульманское летоисчисление и календарь
Семья в буддийской культуре и ее ценности
Добро и зло
Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад
Что значит быть моральным?
Урок 16
Творческие работы учащихся
Урок 17
Подведение итогов
5 класс 17 часов
Урок 18
Православие в России
Ислам в России
Буддизм в России
Иудаизм в России
Религии России
Род и семья - исток нравственных отношений в истории человечества
Урок 19
Православный храм
Семья в исламе
Основы буддийского Учения и этики
Основные принципы иудаизма
Религии России
Нравственный поступок
Урок 20
Православный храм и другие святыни
Нравственные основы семьи в исламе
Человек в буддийской картине мира
Основные принципы иудаизма
Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира
Золотое правило нравственности
Урок 21
Православные Таинства. Символический язык православной культуры
Нравственные ценности ислама:
сотворение добра, отношение к старшим
Человек в буддийской картине мира
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь
Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира
Стыд, вина и извинение
Урок 22
Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение,
прикладное искусство)
Нравственные ценности ислама:
дружба, гостеприимство
Буддийские символы
Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев
Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды
Честь и достоинство
Урок 23
Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение,
прикладное искусство)
Нравственные ценности ислама:
любовь к отечеству, миролюбие
Буддийский храм
Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей
Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды
Совесть
Урок 24
Православный календарь, его символическое значение
Забота о здоровье в культуре ислама
Буддийские святыни
Еврейский дом - еврейский мир: знакомство с историей и традицией
Религиозные ритуалы в искусстве
Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы
Урок 25
Православный календарь. Почитание святых
Ценность образования и польза учения в исламе
Буддийский календарь
Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности
Календари религий мира. Праздники в религиях мира
Джентльмен и леди
Урок 26
Православный календарь. Почитание святых
Ценность образования и польза учения в исламе
Праздники в буддийской культуре
Еврейские праздники: их история и традиции
Праздники в религиях мира
Образцы нравственности в культуре Отечества
Урок 27
Православный календарь. Почитание святых
Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения
Искусство в буддийской культуре
Еврейские праздники: их история и традиции
Семья, семейные ценности
Этикет
Урок 28
Православный календарь. Праздники
Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения
Священные буддийские сооружения
Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа
Долг, свобода, ответственность, учение и труд
Праздники
Урок 29
Христианская семья и ее ценности
Искусство ислама
Буддийские ритуалы
Ценности семейной жизни в иудейской традиции
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий
Жизнь человека - высшая нравственная ценность
Урок 30
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России
Урок 31
Подготовка творческих проектов
Урок 32 Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.
Урок 33 Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка - защитник Родины», «Мой друг» и т.д.
Урок 34 Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Реализация обозначенной цели курса ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении. Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики», должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения: Учебные пособия для комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Учебные пособия «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» подготовлены для экспериментального курса «Основы религиозной культуры и светской этики» для 4-5 классов основной школы. Каждый ученик получает одно из шести предлагаемых учебных пособий, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса указанными выше. В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие. Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков.
- оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
- технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);
- вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;
- экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию;
- электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
-
- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
- библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
-
- учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);
- нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;
- специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);
- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
- хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
- документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);
- энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
- религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);
- художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;
- печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.