Рабочая программа по внеурочной деятельности Разговор о правильном питании (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 12 Краснооктябрьского района Волгограда»

«Рассмотрено»

Председатель МО

___________/ Сетямина Е.А./

Протокол № _____

от «__»__________2015 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР

_____________/Ковалева Г. Б./

«__»____________2015 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ гимназии №12

________________/Барышникова Н.В./

Приказ № ______

от «__»______________2015 г.





Программа

внеурочной деятельности

«Разговор

о правильном питании»

для 2 класса



Составила:

учитель начальных классов

Сетямина Е.А.


2015 год

Пояснительная записка. Программа учебного курса «Разговор о правильном питании» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (начального 1-4), утверждённого приказом МО РФ № 373 от 06.10.2009 года, письма Министерства образования и науки РФ № 03-296 от 12.05.2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования», образовательной программы разработанной специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования под руководством М.М. Безруких, директора института, академика РАО, планом внеурочной деятельности МОУ гимназии №12 на 2015/2016 учебный год, Положением о внеурочной деятельности. Программа «Разговор о правильном питании» допущена министерством образования Российской Федерации. Программа рассчитана для обучения на уровне начального общего образования. В соответствии с планом внеурочной деятельности на занятия отводится 34 часа (1 час в неделю). Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается увеличение числа больных детей по стране, по региону. Необходимо формировать ЗОЖ, начиная с раннего возраста. Цель программы: сформировать у детей представление о необходимости заботы о своем здоровье, о значении важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья; осознание ими личностной и социальной значимости здоровья, как жизненной ценности. Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач: • формирование и развитие представления детей о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье; • формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила; • освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания; • формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека; • информирование детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов; • развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности; • развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы; • просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.

Общая характеристика учебного предмета. Научить человека быть здоровым с детства - самое главное. Это достигается через организацию правильного питания. Эта программа практических умений и навыков в области питания реально может помочь укрепить здоровье каждому ребенку. Ее направленность - внедрение в массы правил питания, его рациональное использование в семье, школе, сбалансированность питания, соблюдение режима питания; формирование личностной позиции учащихся по сохранению и укреплению здоровья; осознание каждым человеком социальной значимости его здоровья. А здоровье - самая большая жизненная ценность. Программа включает теоретические знания и практические умения и навыки, которые помогут в жизни каждому ребенку, чтобы сохранить здоровье. Выбор содержания программы не случаен, ведь правильное питание - один из «краеугольных камней», на котором базируется здоровье человека. Реализация программы невозможна также без следующих принципов:

  • Важнейший из принципов здоровьесберегающих технологий «Не навреди!» - одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов.
  • Принцип сознательности - нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Повышению сознательности способствует применение педагогом специальных методических приемов, решающих проблемы здоровьесберегающих технологий педагогики оздоровления.
  • Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Регулярность, планомерность, непрерывность в учебно-воспитательном процессе на протяжении всего периода обучения в гимназии обеспечивают принцип систематичности. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучают учащихся постоянно соблюдать оздоровительный режим.
  • Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. С учетом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечаются пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам познавательной деятельности. Используя природные данные ребенка, педагог направляет и стабилизирует его всестороннее развитие.
  • Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах деятельности учащихся повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.
  • Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.
  • Принцип наглядности - обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности предназначен для связи чувственного восприятия с мышлением. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе. У младших школьников зрительные анализаторы быстрее и эффективнее воспринимают информацию, чем слуховые.
  • Принцип активности - предполагает у учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества. Соблюдение принципа активности в педагогической практике позволяет организовать занятия таким образом, чтобы не навредить здоровью детей.
  • Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника в процессе обучения.
  • Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.
  • Принцип связи теории с практикой - призывает настойчиво приучать учащихся применять свои знания на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.
Преимущество курса заключается в том, что его материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня. Курс носит интерактивный характер, стимулирующий непосредственное участие школьников в процессе обучения, пробуждающий интерес и желание соблюдать правила питания и заботиться о собственном здоровье. Для организации процесса обучения используются различные типы игр (ролевые, ситуационные), создание проектов, проведение мини-тренингов, дискуссий. Большое значение уделяется самостоятельной творческой деятельности школьников (поиску новой информации, подготовке заданий и т.д.). Одно из важнейших условий эффективного проведения курса - поддержка родителей. Поэтому в «Разговоре о правильном питании» часть заданий ориентирована на совместную деятельность детей и взрослых. Родители также участвуют в подготовке и проведении различных мероприятий - праздников, конкурсов, викторин. В ходе изучения курса используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающие возможность проявить свои творческие способности. Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания и формирования ЗОЖ, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Поскольку игра является ведущей деятельностью для младших школьников, то и игровые методы являются основой организации обучения по программе. Можно выделить несколько типов игр, комбинация которых обеспечит эффективность процесса обучения: сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра. Формы работы:
  • Групповая работа. Работа в парах.(сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).
  • Фронтальная работа - это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.
  • Индивидуальная работа - большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований.
Методы:
  • Репродуктивный - (беседа, вопросы, тесты, анкетирование).
  • Проблемный
  • Частично-поисковый - (творческие задания: Режим для моей семьи. Любимые блюда мамы. Чем тебя накормит лес).
  • Объяснительно-иллюстративный.
При организации занятий у каждого ребёнка должна быть своя рабочая тетрадь, в которой бы он мог выполнять задания. Не допускается использование одной тетради несколькими учениками.


Содержание факультативного курса «Разговор о правильном питании» Тематика курса охватывает различные аспекты рационального питания: - разнообразие питания: «Что нужно есть в разное время года». «Огород круглый год» «Что и как приготовить из рыбы» - гигиена питания: «Где и как готовят пищу. Правила гигиены на кухне» «Свежие и несвежие продукты» - режим питания: «Как правильно питаться, если занимаешься спортом» - рацион питания: «Из чего состоит наша пища» «Меню жаркого летнего дня» «Меню холодного зимнего дня» - культура питания: «Как правильно накрыть стол»

Формы контроля Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий. Подведение итогов реализации программы проводится в виде выставок работ учащихся, праздников, игр, викторин. В том числе: - оформление выставок работ учащихся в классе, гимназии; - оформление выставки фотографий «Мы - за здоровое питание».

Ожидаемые результаты изучения курса

В результате изучения курса «Разговор о правильном питании» младшие школьники получат представления: - о правилах и основах рационального питания, - о необходимости соблюдения гигиены питания; - о полезных продуктах питания; - о структуре ежедневного рациона питания; - об ассортименте наиболее типичных продуктов питания; - об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания; - об основных группах питательных веществ - белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме; умения: Полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные. Дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия; Дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми.

Личностные результаты.

- осознавать роль речи в жизни людей;

- оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;

- объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

Метапредметные результаты.

- соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

- реализовывать простое высказывание на заданную тему;

- ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;

- самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

- учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

- делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Предметные результаты.

- организовать рациональное сбалансированное питание в семьях учащихся;

- охранять здоровье и организовать здоровый образ жизни;

-выполнять санитарно-гигиенические требования;

- пропагандировать здоровый образ жизни в жизненной ситуации своей и других людей.

- организовать правильное питание учащихся в школе;

- привлечение внимания учащихся, семьи, школы, общественности к организации правильного питания.

Перечень учебно-методического обеспечения

1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании./ Методическое пособие для учителя. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013.




Календарно-тематическое планирование

2 класс

Тема занятия

Содержание и форма занятия

Дата

План

Факт

1

Вводное занятие. Здоровьем дорожить.

Беседа, конкурс загадок, игра «Что? Где? Когда?»



2

Из чего состоит наша пища. Основные группы питательных веществ.

Игра «Третий лишний», инсценирование, практическая работа, игра - путешествие по сказке «Мороз Иванович», творческое задание.



3

Дневник здоровья

«Пищевая тарелка».

Беседа по теме. Игра «Польза и вред»

Конкурс рисунков.



4

Что нужно есть в разное время года.

Конкурс «Кулинарной книги», игра, чтение по ролям, практическая работа «Мой напиток»



5

Меню жаркого летнего дня.

Практическая работа «Составление меню». Игра.



6

Меню холодного зимнего дня.

Экскурсия в столовую. Конкурс рисунков.

Практическая работа «Составление меню».



7

Как правильно питаться, если занимаешься спортом.

Конкурс загадок, игра «Что можно есть спортсмену», игра «Собери пословицу», игра «Полезные продукты», игра «Собери бонусы».



8

« Пищевая тарелка» спортсмена.

Исследование «Ценность зёрнышка». Практическая работа «Приготовление бутерброда». Рисунки.



9

Где и как готовят пищу. Правила гигиены на кухне.

Экскурсия в школьную столовую, игра «Знаток», самостоятельная работа, творческое задание (составить кроссворд).



10

Где и как готовят пищу. Правила безопасности на кухне.

Рассказ «Дары моря». Просмотр видеофильма.



11

Где и как готовят пищу. Свежие и несвежие продукты.

Рассказ, беседа, игра-конкурс.



12

Как правильно накрыть стол.

Сюжетно - ролевая игра «К нам идут гости», практическая работа «Сервировка стола», беседа о правилах поведения за столом.

Конкурс « Салфеточка».



13

Как правильно накрыть стол (практикум).

Рассказ, исследование, ролевая игра.



14

Молоко и молочные продукты.

Практическая работа «Молочное меню».

Игра - исследование « Это удивительное молоко».



15

«Ешьте, дети, молоко! Будете здоровы»

Рассказ, загадки, рисунки.



16

Блюда из зерна.

Отгадывание загадок, игры, практическая работа, составление рассказа по картинкам, викторина. Исследование «Ценность зёрнышка». Практическая работа «Приготовление бутерброда».



17

Блюда из зерна.

Отгадывание загадок.

Игра- конкурс « Хлебопеки» практическая работа. Составление рассказа по картинкам. Конкурс « Венок из пословиц». Викторина. Инсценирование.



18

Огород круглый год.

Практическое занятие по посадке зелени на подоконнике.



19

Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола.

Рассказ. Ролевая игра «Правила этикета». Практическая работа «Сервировка стола».



20

Какую пищу можно найти в лесу. Лекарственные растения.

Игра, конкурс рисунков по теме. Энциклопедии лекарственных трав.



21

Какую пищу можно найти в лесу. Грибы, ягоды, орехи.

Рассказ. Исследование. Практическая работа «Съедобное - несъедобное».



22

Что и как приготовить из рыбы.

Конкурс рисунков « В подводном царстве».

Конкурс пословиц и поговорок.



23

Что и как приготовить из рыбы.

Рассказ. Практическая работа. Конкурс рисунков и рецептов.



24

Дары моря.

Викторина « В гостях у Нептуна».

Экскурсия в рыбный магазин.

Работа с энциклопедиями.

Творческая работа.



25

В гостях у Нептуна.

Исследование. Продукты моря и блюда из них. Суши - вред или польза?



26

Кулинарное путешествие по России.

Конкурс рисунков « Вкусный маршрут».

Игра - проект « Кулинарный глобус».

Практическая работа.



27

Кулинарное путешествие по России.

Кулинария народов России. Заочное путешествие.



28

«Кулинарные книги».

Виды кулинарных книг. Практическая работа «Составление рецептов».



29

Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.

Практическая работа.

Дневник здоровья « Моё недельное меню».

Конкурс « На необитаемом острове».



30

Как правильно вести себя за столом.

Практическая работа.

Сюжетно - ролевая игра « О застольном невежестве»



31

Как правильно вести себя за столом.

Ролевая игра «Мы пришли в гости». Составление книги советов.



32-34

Резерв.





© 2010-2022