Первый раз в первый класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1 сентября - день особенный. Тем более для первоклассников. Организация праздника День знаний в 1 классе, в первую очередь, необходима для того, чтобы познакомить первоклассников со своим учителем и друг с другом. И учителям и родителям, конечно, хочется, чтобы этот день оставил в памяти ребенка только самые светлые эмоции и стал поводом для внимательного отношения к учебе. А для этого нужно создать малышам настоящий праздник. Как же устроить праздник? А также вызвать интерес детей к школе, к учёбе, и даже выявить способности новоиспеченных школьников.

Данный сценарий подходит для первого классного урока для первоклассников.



Сценарий праздника "Первый раз, в первый класс!"

- Здравствуйте, дорогие ребята! Какие вы сегодня красивые, счастливые, нарядные! Сегодня настоящий праздник! - Как называют человека, который учит детей? (учитель) - Я ваша учительница, и зовут меня…...

Я очень ждала встречи с вами, думала о вас. Я передам вам, мои дорогие ученики, все свои знания, чтобы вы росли умными, добрыми, трудолюбивыми.

Я тоже первоклассница,
Беру я новый класс.
Волнуюсь, сердце бьётся
Сильнее, чем у вас!
Но я с волненьем справлюсь.
И вам, друзья, понравлюсь.
С огромным удовольствием
Я стану вас учить.
Чтоб всё у нас сложилось,
Нам надо дружными быть.
-Целых 4 года мы будем неразлучны с вами в учёбе, играх, походах. Надеюсь, мы станем с вами большими друзьями.

-Вас так много, мне хочется познакомиться с вами. -Прошу встать всех мальчиков (12)(замечательные у нас мальчики, подтянутые, спортивные…) -Прошу встать всех девочек (10 ) (Ах, какие красавицы, настоящие леди) -Прошу похлопать в ладоши всех, кто любит читать книги, рисовать, шить, клеить, лепить. -Прошу потопать ногами тех, кто любит спорт, танцы, кто любит петь. Какие у нас талантливые дети. -Прошу поднять руки вверх и помахать тех, у кого сегодня прекрасное настроение… Создание классного солнышка. (На доске солнышко, но оно без лучиков.) -Но солнышка не может существовать без лучиков. Давайте создадим наше классное солнышко. (Нужно вырезать ладошку и написать свое имя, ладошки приклеиваем к солнцу.) Посмотрите, какое лучистое солнышко у нас получилось. (на доску дети прикрепляют лучики сердцевина заготовлена заранее, на ней 1 «Б»)

На части не делится солнце лучистое.

И вечную землю нельзя разделить.

Но искорку счастья - луча серебристого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

- Ребята, у вас сегодня удивительный и незабываемый день - вы первый раз переступили порог класса, в котором будете учиться.

- А кто из вас знает, чему учат в школе?
- Правильно, в школе учат и писать, и читать, и рисовать, и уважать друг друга и ещё многому хорошему и полезному.

1.Девочки с бантами,
Мальчики с цветами,
Мамы - наряжены,
Папы - наглажены.
Дедушки и бабушки
Суетятся рядышком.

2.Все волнуются, шумят,
Охают, вздыхают -
В школу все попасть хотят,
Но не всех пускают!

3.Вот звонок позвал ребят
Голоском хрустальным.
И веселых взрослых взгляд
Стал чуть-чуть печальным.

4.Мамы смотрят детям вслед,
Мамы понимают:
Только тех, кому 7 лет
В школу принимают.

5. У меня сегодня праздник.
Не бывало лучше дня,
Потому что "первоклассник"
Называют все меня.

6 Месяц-два тому назад
Мы ходили в детский сад,
Много ели, много пели,
Очень вырасти хотели.

7.Наконец сбылись мечты,
Впереди - учеба,
Всюду яркие цветы,
Нынче - день особый!

8.Мы должны теперь учиться,
Не зевать и не лениться,
На "четыре" и на "пять"
На уроках отвечать.


9.В большой и светлой школе
Для нас открыта дверь.
Мы все пришли учиться,
Мы школьники теперь!

10.Мы идем в первый класс, -
Всей гурьбой веселой!
Принимай, школа, нас!
Здравствуй, здравствуй, школа!


- А как называется комната, в которой вы находитесь?
- Посмотрите вокруг себя. Какой красивый и уютный кабинет вас ждёт, его помогли подготовить мамы и папы 2 класса .
Думаю, что учиться в таком кабинете будет очень приятно вам всем. 4 года вы будете приходить в этот класс и постарайтесь сохранить его таким же чистым и уютным. А сделать это поможет игра «Да-Нет».

  1. Будем ходить в грязной обуви?

  2. Будем вытирать руки о шторы?

  3. Нельзя писать прямо на стенах?

  4. Нужно носить сменную обувь?

  5. Нужно драться на переменах?

  6. Не будем опаздывать на урок?

  7. Будем хорошо учиться?

-ХОРОШО. Молодцы! Что же нужно брать в школу? Сейчас проверим. -Я начинаю, вы - заканчиваете.

1. Новый дом несешь в руке. Дверцы дома на замке. Школьник, не забудь, проверь, Что кладешь ты в свой (портфель)

2. Чтобы ручкой в ней писать Приготовим мы… (тетрадь) 3. Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно (карандаш) 4. Чтобы вдруг он не пропал, Убери его в … (пенал)

5.Я люблю прямоту, Я сама прямая. Сделать ровную черту Всем я помогаю. Что - нибудь без меня Начертить сумей - ка. Угадайте - ка, друзья, Кто же я? - … (линейка)

Игра «Собери портфель»
Итак, ребята, если я назову предмет, который нужно взять в школу, вы хлопаете в ладоши. Если этот предмет не нужен в школе, вы топаете ногами. Готовы?!!!

Учебники и книжки,
Игрушечная мышка,
Паровозик заводной,
Пластилин цветной,
Кисточки и краски,
Новогодние маски,
Ластик и закладки,
Степлер и тетрадки,
Расписание, дневник,
Собран в школу ученик!






- Молодцы, ребята! Вы действительно готовы к школе.

Когда заканчивается урок, то звенит… (звонок).

А это значит, началась. . . (перемена) -Перемена! Перемена!Нужен отдых непременно! Поиграем игру!!

Как живешь? А плывешь? Вдаль глядишь? Как бежишь? Утром спишь? А шалишь? На урок спешишь? На часы глядишь?

(Дети после каждого вопроса отвечают, подняв вверх большой палец: «Вот так!» и имитируют движения. )

- Молодцы, а теперь пришло время дать клятву первоклассника и быть верным данной клятве все 4 года учёбы.


1.Клянусь перед всеми здоровым я быть,
И в свою школу исправно ходить!

2.Всегда приходить в класс на первый урок
Ещё до того, как проснётся звонок.

3.Быть на уроке активным и дружным,
Запоминать и учить всё, что нужно.

4.Чтоб грамотным и умным стать,
Будем учиться читать и писать.

5.Клянусь читать и писать я прилично
И в ранце носить «хорошо» и « отлично».

6.Учебники, книжки, пенал и тетрадки
Всегда содержать в идеальном порядке.

7.Друзьями хорошими, верными стать,
Друг другу во всём и всегда помогать.

8.Клянусь я, что буду стараться
С друзьями моими впредь больше не драться!

9.Клянусь я ребёнком воспитанным быть,
Не бегать по школе, а шагом ходить!

10.А лень, неопрятность, подсказки, враньё
Мы в класс не возьмём никогда, ни за что.

11.Ребёнком всегда идеальным я буду
И клятвы моей никогда не забуду!

- Вижу, что вы и вправду очень хотите учиться! Но в школе есть правила , послушайте внимательно.


-Ну, ребята, чур, молчок!
Начинается урок!
Чтобы стать учеником,
Нужно знать вот о чём.
-На уроке ты сидишь
Тихо, тихо, словно мышь.
Если хочешь ты сказать,
Или выйти, или встать,
Надо руку так держать.
-Ответить хочешь - не шуми.
А только руку подними.
Ответить хочешь - надо встать,
Когда же сесть позволят - сядь.
-Парта - это не кровать
И на ней нельзя лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
- Какие правила вы запомнили?

Стук в дверь, почтальон Печкин вручает письмо 1 «б» классу.
- Ребята, как выдумаете, от кого это письмо?
- А письмо-то из дремучего леса от бабы Яги, интересно, что она пишет?
- Прочитаем?

«Дети, «здрасте!»Это я
Ваша бабушка Яга!
Вам пишу я письмецо,
Скоро к вам дойдёт оно.
У меня вопросик есть,
В школу ходите зачем?
А не лучше ли вам всем
Ко мне в гости заявиться,
То-то будем веселиться!
Мы с кощеюшкой споём
И поганок пожуём.
С вами я согласная -
Зачем вам эти гласные?
Какие-то ударные,
Ещё и безударные.
Научу вас обзываться,
Ябедничать, больно драться
Зачем книжки вы читаете,
Только глазки напрягаете?
Эта школа - прямо беда,
Не годиться никуда.
И зачем в неё ходить?
Время зря лишь проводить?
Вас учительница учит,
Много вам задаст, замучит.
Я же двоечки люблю,
Получать их научу.
Что хотела - написала.
Письмецо вам отослала.
Я теперь не лягу спать.
Буду в гости всех вас ждать.
Каждому из вас я лично
Вручу красивую табличку:
«Я учиться не хочу!
К бабе Ёжке я лечу,
Буду жить я на болоте
И забуду о работе».


- Ребята, ну кто из вас хочет жить на болоте и остаться безграмотным,без верных друзей, без этой красивой школы? Никто! я рада, что вы все решили учиться в нашей школе, в этом классе.

-А кто же вам будет помогать на протяжении всех лет обучения? (Родители)

-Уважаемые родители! Настала и ваша очередь дать клятву родителей первоклассников!
Клянусь (будь я мать или отец)
Ребёнку всегда говорить «Молодец»! (Клянусь)

Клянусь я в учёбе не «строить»,
Клянусь вместе с ним иностранный освоить. (Клянусь)

За двойки клянусь я его не ругать
И делать уроки ему помогать. (Клянусь)

Тогда идеальным родителем буду
И клятвы моей никогда не забуду! (Клянусь)

А теперь наказ первокласснику от родителей.


1.Ты в этот чудесный сентябрьский денёк
Впервые шагнул за школьный порог…
Как много тебя интересного ждёт!
Ведь радость открытий учёба несёт.
2.Пусть будет твой путь, первоклассник, успешным!
Для этого надо стараться, конечно:
Дружить с букварём, с интересом учиться,
Стремиться вперёд, никогда не лениться!
3.Обойди хоть целый свет, Лучше деток наших нет! 4.В первый класс идите смело, Впереди большое дело! Вам желаем мы добра! Мы вас любим, детвора! (вместе).

-И я хочу дать свою клятву «Клятву учительницы»

Клянусь
Детей ваших так буду я обучать,
Чтобы они могли много узнать.

Учеников своих не обижать,
Мальчишкам, девчонкам - всем помогать.

Любимчиков в классе не заводить,
Детей одинаково, ровно любить.

Всех научить и читать и писать,
Друг с другом дружить и стихи сочинять.

- Дорогие ребята, уважаемые родители! Я всех благодарю за участие в нашем первом учебном дне, благодарю за прекрасные цветы. Наш первый день подходит к концу, завтра мы продолжим наше путешествие по стране Знаний. Мы познакомимся с нашими друзьями учебниками и узнаем из них много интересного и увлекательного. С нетерпением буду ждать вас завтра. В добрый путь!





Часть 1

Когда человеку исполняется 7 лет, он должен пойти в школу.

Первоклассник. Как много ожиданий и тревог! В интернете и других источниках можно прочитать очень много статей о том, что должны знать родители первоклассников о подготовке ребёнка к школе, о первых днях пребывания в школе, об уроках, взаимоотношениях, заданиях и т.д. Но я не встретила ни одной статьи, посвящённой родителям первоклассников. Только им. Их чувствам, переживаниям, настроениям, мыслям и поступкам. Это потому, что считается - они люди взрослые, поэтому и так всё знают и понимают. А вот и нет.

Для самих родителей их ребёнок-первоклассник - большой стресс. И тому есть серьёзные причины… Поделюсь с вами наблюдениями и выводами, которые мы, учителя, сделали за долгие годы работы. Для родителей - это всё равно, что оказаться по ту сторону зеркала. Здесь вы, уважаемые мамы и папы, увидите себя «со стороны». Может быть вам станет понятнее, почему говорят, что учителя и родители находятся по разные стороны баррикад.

Итак, ваш ребёнок идёт в 1 класс. Это повод для волнения и самого маленького человека, считающего себя взрослым, и для его родных, и для учительницы. (Вы почему-то всегда забываете, что учительница тоже человек, что она только что рассталась со своим классом, с любимыми детьми, с которыми была трудных и счастливых 4 года. Сразу их «забыть» и «полюбить» других детей нереально. Нужно время, которого вы, родители, иногда не даёте).

Школа (класс) - это объединение трёх единств: семья, первоклассник и учительница. Каждый по-своему видит эту новую жизнь, исходя из своего опыта. Никто не задумывается, что это объединение случайное. Вспомните, пожалуйста, как вы, мамы, выбирали себе спутника жизни, как вы, папы, выбирали себе жену. Бабушки и дедушки! А вы помните, как ваш взрослый ребёнок привёл домой нового человека и сказал: «Я люблю её (его), и вы полюбите». И сколько времени вы все притирались, чтобы жить ладно да складно? А тут волею судьбы под одной крышей собралось большое количество людей, которые до этого момента даже и не знали о существовании друг друга.

А чужой человек, о котором вы знаете только, как её зовут, станет и для вашего ребёнка (но вот здесь-то и кроется краеугольный камень будущих тихих или открытых конфликтов), и для вас направляющей и руководящей. А вы-то совсем об этом не думали. Как! Для вас, взрослых людей, которые «сами с усами», кроме мамы, свекрови и тёщи ещё один указатель и руководитель!!! Хорошо, если первые встречи расположат членов семьи первоклассника к учительнице. А если нет? Что же мы ждём друг от друга?

Учителя знают содержание государственных документов. В одних говорится, что ответственность за воспитание детей до 18 лет несут родители. Из книг по возрастной психологии, педагогики и медицины известно, что количество клеток головного мозга накапливается к 3-ём годам (с этим и жить дальше), а характер формируется к 5 годам. В 7 лет в школу приходит человек со сформированными чертами характера, которые будут проявляться в зависимости от возраста и накопления нового жизненного опыта. Что-то кардинально изменить не получится, можно только скорректировать. Учителя имеют право надеяться, что семья выполняет свой гражданский долг и приводит в школу человека, знакомого с правилами поведения в обществе, адаптивного к социуму, в котором он живёт, знающему, что такое хорошо и что такое плохо для своего возраста. А если помечтать, то, может быть, эти дети будут добрыми, любознательными, трудолюбивыми, внимательными … А если нет? …

Часть 2

А родители о чём мечтают?! Учительница должна быть хорошей - какой?

25-30 родителей разные люди. Для каждого из них понятие «хороший учитель» своё. А она одна. И такая, какая есть. И вот встречаются учительница и дети. А они не только разные, но и своеобразные. За последние годы много говорят о проблемах детей, как последствие проблем со здоровьем родителей. И в классе вместе дети: гиперактивные, заторможенные, боящиеся любого громкого звука, говорливые, «всезнайки», носители хронических болезней, которые должны быть под особым контролем. С каждым из них учительница должна найти свой индивидуальный язык общения, чтобы расположить ребёнка к себе, чтобы он начал доверять, понимать и прислушиваться к рекомендациям и требованиям. 2-3 десятилетия назад психика детей была крепче. Если у ребёнка наблюдались проблемы по каким-либо причинам, что для них были школы, в которых учителя работали по особым программам, и помогали им медики-специалисты.

Иногда в школах открывали классы коррекции, в которых было небольшое количество детей, а учительница работала почти индивидуально с каждым ребёнком. А ещё в последнее время появилось большое количество детей, которых почти не было в школах лет 30 назад и ещё раньше. Я говорю о левшах, о детях с запущенными проблемами в логопедии, с дисфлексией и дисграфией. Если раньше присутствие в классе одного левши было маленьким событием, потому что все остальные были правшами, то сегодня в классах несколько ребят, пишущих и работающих левой рукой, а «скрытых» левшей ещё больше. Специалисты открыто говорят: «переученный левша это не правша». Они имеют в виду, что восприятие левши иное, чем у правши. А посмотрите, сколько неудобств, сначала практических, а потом эмоциональных, создает отсутствие школьных вещей для левшей, как они мучаются, приспосабливаясь к работе инструментами для правшей. И это тоже, но пока для ребёнка на бессознательном уровне, накладывает свой отпечаток на настроение, поведение и успеваемость первоклассника. И с этим тоже учительница должна справляться.

Есть ещё один очень важный момент во взаимоотношениях родители-учительница. Из-за отсутствия всесторонней государственной помощи детям с логопедическими проблемами, в класс приходит большое количество малышей с неправильным произношением звуков и фонетической глухотой. У учителей начальных классов голос «поставлен», как у артистов. Они спокойно и чётко произносят звуки, разговаривая на уроке или во внеурочное время. Методика преподавания требует неоднократного повторения названия букв, звуков, которые они обозначают, слогов и слов. Но эти дети «не слышат» этих звуков, повторяют вслух или про себя звуки неправильно и закрепляют, сначала звуковые, а потом и графические, ошибки. Отсюда проблемы и неудовлетворительные отметки по русскому языку. Просьбы учителей к родителям о срочной необходимой помощи логопеда часто остаются без внимания, так как родителям «некогда» тратить дополнительное время на посещение врача и тренировочные упражнения дома. И у родителей виновата учительница, которая «не может» научить первоклассника правильно писать.

Новым явлением нашей жизни стали дисграфия и дисфлексия у учеников начальной школы. Этому тоже есть причины: ранее увлечение компьютерными играми, телевизором, гаджетами. Но самое главное - отсутствие раннего общения родных и детей. Причина - всем некогда. А также, на первое место у взрослых встали внешние доказательства социального благополучия, ради которых тратятся время, силы, нервы. На ребёнка уже не остаётся. Ушло из нашего быта домашнее чтение, когда родители при каждом удобном моменте читали хорошие добрые книжки. Ученики 1-го класса не могут сказать и нескольких слов по изображённой иллюстрации (они с детства больше молчали, играя с техникой), не знают, из каких произведений (сказок) иллюстрации в букваре (взрослые им их не читали и не обсуждали), не могут составить 1-2 предложения для продолжения данного сюжета (речь не развита). И в этих проблемах виновата учительница… Родителям первоклассников.

Часть 3

Вопрос поведения - ещё один камень преткновения.

Поведение - это умение вести себя в обществе так, чтобы всем вокруг было комфортно, спокойно, приятно. В каждой стране, в каждой культуре свои нормы. Такие же нормы поведения и в мини сообществах - школе, классе. Дети «несут» в это сообщество годами сформированные манеры поведения, принятые в семье. Часто взрослые не отдают себе отчёта в том, что их скрытая за бронированной дверью жизнь становится понятной любому учителю с многолетней практикой буквально через несколько недель. Первоклассники привычно повторяют слова и поступки своих родных и близких. А взрослые считают себя всегда правыми, а других нет. Но если они могут иногда уйти от конфликта, то у ребёнка ещё нет такого опыта.

Дети, как их родители, начинают «качать права» в классе по отношению к другим детям. Но таких «качающих» в классе несколько, поэтому начинаются конфликты. Учительница разговаривает с ребятами, выясняет, объясняет. Конфликт исчерпан, но не изменён взгляд человека на другого человека и на ситуации, связанные с ним. Через некоторое время при других обстоятельствах снова возникает конфликт. Обращение к родителям или бабушкам с дедушками большого эффекта не дают, так как ребёнок, наблюдая поведение своих родных, очень быстро понимает, что разговор родителей с учительницей или с ними в присутствии учительницы - это одно, а «домашние» характеристики тех же самых обстоятельств - это совсем другое. И тогда у простых и прямолинейных ребят формируется тактика во время «разборки» больше молчать и делать вид, а вот у человека с «двойным дном» - вести себя в классе и школе, как он хочет, но в присутствии мамы - это несчастное, незаслуженно обиженное всеми (и учительницей) существо, которое глядит вокруг себя широко открытыми глазами, полными слёз, жалующееся на всё и вся. А если ещё и последует вопрос: «Мамочка, ты мне не веришь?». Полный нокаут. Ну и кому поверит мама? Виновата учительница, что не может разобраться в людях и обстоятельствах… Родителям первоклассников.

Часть 4

Сейчас в школах не просто «модно», а вышестоящие организации требуют внедрения новых образовательных программ. Современная школа «ушла» от единой государственной программы, а распространение получили разные УМК (учебно-методические комплексы) со своими авторами и учебниками. И всё бы ничего бы, если бы … Многие из этих программ называют развивающими, углубляющими. Что? Основой обучения и обученности являются мышление, логика и память. Вот их-то и предполагается развивать и углублять и применять в обучении.

Но развивать и углублять можно только то, что уже сформировано. А если не сформировано? Школьная программа не даёт время на формирование. Она построена на продолжение развития и углубления МЛП. Значит, формировать нужно в детском саду или дома.

И кто же будет формировать дома? Бабушки и дедушки, которые учились в советские времена и вопрос об этих нюансах даже не стоял? Или мамы и папы, которым всё время некогда, потому что на первом месте другие интересы, да и собственных знаний и опыта не хватает? Детские сады, в которых по 25-30 детей, за которыми только глаз да глаз, да и не у всех воспитателей есть соответствующая квалификация? Тогда как? А очень просто.

Есть школы, в которых идёт отбор детей - уже умеющих читать, с развитыми МЛП. В таких школах работать, как песню петь. А в остальных школах учителя работают с теми, кто пришёл. А государственные диагностические для всех школ и для всех детей одни и те же. Поэтому и уроки при наличии одного УМК в разных школах строятся по-разному. Но и это ещё не всё. Бабушки и дедушки сегодняшних первоклассников знают, что в советские времена государственные программы для школ тоже были не одинаковыми: для детей с ослабленным здоровьем - одна программа, для общеобразовательных школ - другая программа, для специальных физико-математических школ - третья программа. У школ, которые были созданы под патронатом конкретного большого учёного - свои индивидуальные программы, утверждённые Министерством образования. Так или иначе, дети попадали в школы и учились по программам, соответствующим их способностям и возможностям. А современные УМК (с каким бы набором учебников они не были) по уровню сложности равны программам физико-математических школ советского периода. Многие ли дети могут «взять» легко и просто такой материал?

Перенагрузки, сначала практические, а потом и эмоциональные, приводят к тому, что складываются ситуации, которые каждый учитель, каждая школа решает по-своему. Но если ученик начальной школы не успешен, то снова виноват учитель… Мне есть ещё, что сказать (как говорит в своей передаче Алексей Пушков), но об этом после. И последнее: посмотрите сюжет программы «Бесогон» Никиты Михалкова «Об образовании» в Ю-Тьюбе. Это не реклама. Это информация, что проблемы современного образования волнуют многих людей нашего общества.



© 2010-2022