Доклад «Актуализация субъектного опыта обучающихся»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Субъектный опыт обучающегося как основа исследовательской деятельности в области краеведения.

Бакалова Марина Михайловна,

учитель ОРКСЭ,

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

начальная общеобразовательная школа № 28 р.п. Чунский

Чунского района Иркутской области

(МОБУНОШ № 28 р.п.Чунский)


С 2000 года краеведение в нашей школе являлось предметом по выбору обучающихся вариативной части учебного плана. Уроки краеведения выстраивались таким образом, чтобы у детей возникало желание использовать в той или иной учебной ситуации имеющиеся знания: в том числе знания о себе как личности, о своей семье и малой родине. Один из используемых приёмов - задание рассказать о себе, семье, написать сочинение или нарисовать рисунок по этой теме. Как правило, дети с большим удовольствием выполняют такую работу. Неоднократно именно первоначальные сведения о семье ребенка становились основой его исследовательской работы по краеведению. В 2003 году моя ученица стала победителем областного конкурса «Моя малая родина» с сочинением «Моя семья в зеркале истории». Тема сочинения определила тему исследовательской работы обучающейся.1 В следующем году девочка выступила с докладом на районной краеведческой конференции «Живи, земля Чунская». По окончании нашей школы, ученица продолжила заниматься краеведением в средней школе. На каждом уроке краеведения звучал вопрос: « А что вы об этом уже знаете? Как вы связаны (непосредственно или опосредовано) с этим фактом?». Дети делали открытие, что информация, которую они считали несущественной, востребована ровесниками и взрослыми! При проведении уроков краеведения с опорой на субъектный опыт обучающегося содержание учебного материала становилось личностно значимым для учеников, возможность выступить публично способствовала самореализации, осознанию себя в окружающем мире. Под субъектным опытом мы понимаем единство целенаправленно передаваемого ребёнку опыта в обучении и опыта, накапливаемого им в широкой жизненной практике без специальных педагогических воздействий. В философском плане опыт определяется как процесс и результат взаимодействия человека с миром. Основным показателем успешности считаем не только результативное участие ребёнка в конкурсах, конференциях и других мероприятиях, но и внутреннюю активность обучающегося: желание узнать, понять, разобраться, поделиться находкой. Такой метод работы как встреча, беседа на уроке с родными и близкими обучающихся способствовал усилению интереса детей к исследовательской деятельности в краеведении, приобщал к истории малой родины. Более 10 лет я поддерживаю отношения с Рукосуевой Любовью Васильевной, коренной жительницей Чунского района. Добрая, любящая своих внуков, умеющая интересно рассказывать женщина была частым гостем на уроках краеведения. Благодаря собранному материалу, с докладами в период с 2003 по 2007 год выступали четыре её внука, все они учились в нашей начальной школе. Вместе со своей внучкой Екатериной Любовь Васильевна присутствовала и на районной краеведческой конференции «Живи, земля, Чунская», и на областной научно-практической конференции школьников «Байкальское кольцо». Особая тема - тема Великой Отечественной войны…Всегда в классе есть ученик, родные которого были участниками войны 1941-1945 года, поэтому уроки проводились не только с приглашением родственников - участников событий военных лет, но и с обязательным заслушиванием сообщения самого ученика о родном человеке. Зачастую, переходя в среднюю школу, обучающиеся возвращаются к этой теме, углубляя её, по-новому осознавая свою сопричастность к этому периоду истории нашей страны. Эффективный метод работы - экскурсия или экспедиция в населенный пункт нашего района, связанный с судьбой родных и близких ребенка. В результате происходило не только обогащение субъектного опыта обучающегося, но и формировалось его положительное отношение к человеку, обществу, родине, укреплялись семейные связи. В книге Шамовой Т.И и Давыденко Т.М. «Современные технологии обучения в практике учителей» говорится: «Главное в том, чтобы обеспечить актуализацию личностного смысла ребенка в образовательном процессе, обеспечить воспроизведение субъектного опыта обучающегося и его включение в содержание образовательного процесса. И тогда в рамках любой технологии ребенок будет реализовывать свои субъектные функции».2 Детям присуща жажда новизны, стремление исследовать окружающий мир. Задача учителя - опираясь на детское любопытство, сформировать у обучающихся устойчивую познавательную потребность. А. И. Савенков в книге «Психологические основы исследовательского подхода к обучению» утверждает, что в настоящее время развитое исследовательское поведение рассматривается как неотъемлемая характеристика личности, как стиль жизни современного человека. Если для середины ХХ века креативность - роскошь, позволительная немногим избранным (деятелям искусства и учёным), то для ХХI века это - необходимое условие выживания и достойного существования каждого. По мнению этого автора, каждый ребёнок становится совершенно особенным, если школа создаёт условия обучения, в которых он может проявить свою природную исследовательскую активность. Автор считает, что суметь услышать, понять, почувствовать интересы ребёнка - сложная, но вполне решаемая педагогическая задача. 3 Зачастую темой исследования становилось случайно, в процессе беседы, выявленное на уроке увлечение ребёнка, его внешкольные знания, умения и навыки. С 2007 года в нашей школе проводится общешкольная исследовательская конференция школьников «Весёлый ветер», где и мои воспитанники с успехом представляют результаты своей работы. Последние шесть лет на базе нашей школы ежегодно проводится районная конференция «Юниор», и это ещё один шанс для младших школьников продемонстрировать личные достижения. В 2011 году мой ученик стал лауреатом заочного этапа VII Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке». Важны не только и не столько полученные обучающимися результаты, сколько сам процесс поиска, приобретенный опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности. Обучение, нацеленное на развитие ума, воли и чувств, наблюдательности и мышления ребенка, пробуждает глубинные задатки детей, их творческие способности, побуждает с детства принимать решения, отстаивать свою точку зрения. В недавнем прошлом с возникновением новых требований к реализации учебного плана краеведение из вариативной части перешло в раздел дополнительного образования. Появилась возможность уделять больше внимания практическим формам работы с обучающимися. Открытие краеведческого музея в нашем районе способствовало расширению кругозора обучающихся. Совместные мероприятия с районным музеем, который находится поблизости от нашей школы, позволили детям более осознанно воспринимать информацию о родном крае, ощущать себя жителями района. Посещение музея, ознакомление с его экспонатами стало дополнительной объектной областью исследования обучающихся. В 2010 году работа моей воспитанницы «Нет обуви теплее (изготовление унтов в Чунском районе)» была отмечена дипломом областной научно-практической конференции школьников «Байкальское кольцо», опубликована во всероссийском журнале «Юный краевед».4 Летом этого же года вместе с директором музея С.К. Плющенковым мы побывали в исчезающей деревне Чунского района - Мироново. Родственники одного из учеников показали нам, как искать старинные монеты. При помощи металлоискателя дети нашли монету и несколько предметов быта конца XIX- начала XX века. Восторгу детей не было предела… В книге Е.В. Коротаевой «Директор - учитель - ученик: пути взаимодействия» подчеркивается, что положительные эмоции в деятельности способствуют повышению уровня активности и творчества субъекта. 5 На занятиях творческого объединения «Юный краевед» стали частыми встречи с известными людьми нашего района, особенно местными поэтами. От родственных связей дети смогли сделать шаг к общественным, ощутить сопричастность к жизни другого человека, его судьбе. Не случайным на занятиях стало обращение к детскому фольклору. Игры, считалки, загадки, жеребьёвки и другие жанры стали предметом исследования младших школьников, приобретения ими опыта творческой деятельности. В результате обучающиеся успешно представляли свои исследовательские работы на областных Виноградовских чтениях 2006 и 2009 года, областной конференции «Байкальское кольцо», публиковали свои работы в местных и областных СМИ. Близкой по духу стала книга Ф.Г. Багаутдиновой «Туристско - краеведческая деятельность в начальной школе», где сказано: «У нас краеведение начинается с самого доступного для детей - с личности самого ребёнка». 6 Многие методические рекомендации этого автора были успешно использованы не только в деятельности творческого объединения по краеведению, но и в воспитательном процессе в целом. Импонирует мысль автора о том, что краеведческая деятельность является основой воспитательной работы в современных условиях. Тем более, что перед школой и педагогами в соответствии с ФГОС НОО стоит задача - актуализировать процесс воспитания гражданственности на уроках и во внеурочное время. Разнообразные формы внеурочной деятельности по краеведению способствуют получению младшими школьниками воспитательных результатов разного уровня: от приобретения социальных знаний и формирования ценностного отношения к социальной реальности до получения опыта самостоятельного общественного действия. Большим подспорьем в работе является и учебно-методическое пособие А.Г. Озерова, в котором акцентируется значимость историко-этнографических исследований обучающихся.7 Усиление требований к программно-методическому обеспечению раздела дополнительного образования не способствовало сохранению творческого объединения по краеведению, и с 2010 по 2012 год краеведческая работа с обучающимися проводилась индивидуально, реализовывалась через внеурочную совместную деятельность с классными руководителями. Благодаря введению в учебный план нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики» с 2012-2013 учебного года, появилась перспектива возобновления краеведческой работы в школе. Одно из требований программы этого учебного курса - подготовка обучающимися исследовательских работ, проектов по темам изучаемого модуля. Новые, интересные темы, в частности по основам православной культуры, оживили и разнообразили краеведческую работу. В результате, работа «Вертоград» (растения на православных иконах) была признана одной из лучших на районной исследовательской конференции 2012-2013 учебного года. Подводя итоги вышесказанному, хочется отметить огромный потенциал краеведения и как учебного предмета, и как творческого объединения обучающихся, и как программы по реализации внеурочной деятельности.

Литература:

  1. Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе.-М.:ЦДЮТиК МО РФ, 2002.-160с.
  2. Байкальское кольцо: Материалы областной научно-практической конференции учащихся 27-30 ноября 2007г.- Иркутск, 2007. с.132-136.
  3. Коротаева Е.В. Директор - учитель - ученик: пути взаимодействия.- М.: «Сентябрь», 2000г.
  4. Начальная школа: опыт инновационного развития/Под ред. Л.А. Чистяковой.-Иркутск, 2003.-74с.
  5. Материалы областной научно-практической конференции учащихся 27-30 ноября 2007г.-Иркутск, 2007-136с.
  6. Озеров А.Г.Историко-этнографические исследования учащихся: Учебно-методическое пособие/Под ред. Е.Л. Галкиной.-М.:ФЦДЮТиК, 2007.-160с.
  7. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению.- М.: «Ось-89», 2006.-480 с.
  8. Чистякова Л.А. Реализация федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения: Учебно-методическое пособие. -Иркутск: ИИПКРО, 2010.-82с.
  9. Шамова Т.И. Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.- 384с.


1 Начальная школа: опыт инновационного развития/Под ред. Л.А. Чистяковой.-Иркутск, 2003.-с.31-33 2Шамова Т.И. Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. 84с.

3Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению.- М.: «Ось-89», 2006.-с.9

4 Большова В. Нет обуви теплее// Юный краевед.-2011.-№4.-с.11-14 5Коротаева Е.В. Директор - учитель - ученик: пути взаимодействия.- М.: «Сентябрь», 2000г.

6 Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе.-М.:ЦДЮТиК МО РФ, 2002.-с.17 7 Озеров А.Г.Историко-этнографические исследования учащихся: Учебно-методическое пособие/Под ред. Е.Л. Галкиной.-М.:ФЦДЮТиК, 2007.-160с.

5



© 2010-2022