Рабочая программа по изобразительному искусству. 1 класс, Начальная школа 21 века

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по изобразительному искусству. 1 класс, Начальная школа 21 века



Пояснительная записка


Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса и составлена в соответствии с требованиями: 1.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» п.3.6 ст.28;

2.Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009г. №373;

3.Авторской программы для 1 класса Л. Г. Савенкова, (концепция «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н.Ф.Виноградова) - Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» -М. : Вентана - Граф, 2015.

4.Федерального перечня учебников, рекомендованного (допущенного) к использованию в образовательном учреждении, реализующего программы общего образования на 2015-2016 учебный год;

5.Устава муниципального общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы №3 г. Красный Кут Саратовской области.


Формы организации образовательного процесса

Эффективнее учебная деятельность учащихся на занятиях, построенных на сочетании фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных)

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью формирования опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество учащихся нашло применение в оформлении школьных интерьеров. Выполненные на уроках художественные работы учащиеся могут использовать как подарки для родных и друзей. Приветствуется любое общественное приложение результатов художественной деятельности школьников.

Цели курса:

воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;

овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Задачи курса:

• совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

• развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

• формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Общая характеристика учебного предмета

Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования. В рамках стандарта понятие «результат образования» рассматривается с позиций деятельностного подхода. От того, какими понятиями, операциями наполнено содержание обучения, зависит успешность проектирования определенного типа мышления, способов восприятия окружающего мира, возможности самореализации личности ученика.

Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, а также способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию. Это означает, что результаты общего образования должны иметь характер универсальных (метапредметных) умений, обеспечивающих общекультурную направленность общего образования, универсализацию и интеграцию знаний и представлений. Универсальные учебные действия, приобретенные учеником в результате обучения, должны обеспечить его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Что касается требований, предъявляемых к результатам освоения основных образовательных программ, то они структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим, индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.

Таким образом, предполагается решение важнейшей стратегической национальной задачи - преобразование образовательного стандарта в инструмент опережающего развития образования.

Новизна стандарта второго поколения образовательной области «Искусство» заключается в том, что в нем предлагается развернутое определение целей художественного образования, для которых приоритетом является формирование художественных и культурных компетенций обучающихся, расширение кругозора, развитие образного, ассоциативно-критического мышления, приобретение личностного художественно-творческого опыта, а также выбора путей собственного культурного развития. Приобретенные на базе учебного предмета «Изобразительное искусство» компетенции в комплексе могут стать основой для духовно-нравственного, гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей.

Сегодня в начальной школе закладывается основа формирования учебной деятельности школьника - система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно в начальной школе формируется готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, закладываются основы нравственного поведения, определяющего в дальнейшем отношение личности с обществом и окружающими людьми.

Изучение изобразительного искусства в начальной школе направлено на формирование основ художественной культуры: представлений о специфике изобразительного искусства, потребности в художественном творчестве, общении с искусством, первоначальными понятиями о выразительных возможностях его языка; развитие образного мышления, воображения, учебно-творческих способностей, формирование основ анализа произведений искусства, эмоционально-ценностного отношения к миру; овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и различных видов художественно-творческой деятельности (рисунок, живопись, скульптура, народное и декоративно-прикладное творчество, художественное конструирование); развитие толерантного мышления учащихся; воспитание культуры межнационального общения в процессе системного, комплексного освоения связей отечественной истории и культуры (с учетом регионального; этнокультурного компонента) и культуры других народов; формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска.

Включение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс является мощным средством повышения эффективности познавательной и практической деятельности обучающихся при изучении изобразительного искусства.

Место учебного предмета в учебном плане

В федеральном базисном учебном плане в 1 классе на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 33 часа (33 учебные недели).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).

К концу обучения в начальной школе у младших школьников формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Полученные знания и умения учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценке произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.

Личностные результаты освоения курса ИЗО:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых

поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Содержание тем учебного курса


Мир изобразительных (пластических) искусств Изобразительное искусство - диалог художника и зрителя; особенности художественного творчества. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, отношений к природе, человеку на примере произведений отечественных художников. Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: пейзаж (на примере произведений И. И. Левитана, А. Куинджи, Винсента ван Гога); натюрморт (в произведениях русских и зарубежных художников - по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой. Патриотическая тема в произведениях отечественных художников. Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Государственной Третьяковской галереей.

Художественный язык изобразительного искусства Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); декоративно-прикладного искусства на примерах произведений отечественных и зарубежных художников. Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.

Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Участие в различных видах изобразительной (живопись, графика), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи) деятельности. Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж). Использование в индивидуальной деятельности различных художественных техник и материалов: гуашь, акварель, графические материалы, фломастеры. Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, орнамента (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов. Расширение кругозора: экскурсии в краеведческий музей, музей народного быта и т. д. (с учетом местных условий).

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся получат возможность научиться:

На первой ступени школьного обучения в ходе освоения предмета «Изобразительное искусство» обеспечиваются условия для достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами обучающихся являются:

в ценностно-эстетической сфере - эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эсте-тической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни;

в познавательной (когнитивной) сфере - способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере - навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для со-здания красивых вещей или их украшения.

Метапредметными результатами обучающихся являются:

умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);

обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметными результатами обучающихся являются:

в познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

в ценностно-эстетической сфере - умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;

в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особен-ностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

Обучающиеся научатся:

знать/понимать:

- значение слов: художник, народный мастер; краски, палитра, композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно;

- некоторые жанры (пейзаж, натюрморт) и виды (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство) произведений изобразительного искусства;

- отдельные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, каргопольская игрушка);

- ведущие художественные музеи России (Третьяковская галерея);

- отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

- основные средства выразительности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства;

- основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;

- эмоциональное значение теплых и холодных цветов;

уметь:

- организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой;

- применять элементарные способы (техники) работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (карандаш, тушь, фломастер) материалами для выражения замысла, настроения;

- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;

- составлять композиции с учетом замысла;

- применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в сюжетно-тематических и декоративных композициях;

- рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии) и растительные (листок, травка, усики, завиток);

- различать теплые и холодные цвета;

- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи (с натуры, по памяти и воображению);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для самостоятельной творческой деятельности;

- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

- проявления эмоционального отношения к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;

- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

- проявления нравственно-эстетического отношения к родной природе, Родине, защитникам отечества, национальным обычаям и культурным традициям;

- проявления положительного отношения к процессу и результатам труда - своего и других людей.

Список литературы

1. Савенкова, Л. Г. Изобразительное искусство. Интегрированная программа. 1-4 классы [Текст] / Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. - М. : Издательский центр «Вентана-Граф», 2015.

2. Савенкова, Л. Г. Изобразительное искусство. 1 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. - М. : Вентана-Граф, 2014.

3. Савенкова, Л. Г. Изобразительное искусство: 1 класс [Текст] : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская, Н. В. Богданова. - М. : Вентана-Граф, 2015.

4. Ермолинская, Е. А. Изобразительное искусство. 1 класс. органай-зер для учителя [Текст] : методические разработки уроков / Е. А. Ермолинская. - М. : Издательский центр «Вентана-Граф», 2015.

5. Примерное поурочное планирование по программе «Изобразительное искусство» для 1 класса [Электронный ресурс]. - Режим доступа : vgf.ru/tabid/197/Default.aspx.

Интернет-ресурсы

1. Википедия : свободная энциклопедия. - Режим доступа : ru.wikipedia.org/wiki

2. Педсовет. Живое пространство образования. - Режим доступа : pedsovet.org

3. Клуб учителей начальной школы. - Режим доступа : 4stupeni.ru

4. Фестиваль педагогических идей. - Режим доступа : festival.1september.ru

5. Педагогическое сообщество. - Режим доступа : pedsovet.su

Информационно-коммуникативные средства.

1. Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM).

2. Большая электронная энциклопедия (CD-ROM).

3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM).

4. Аудиозаписи. Классическая музыка.

Наглядные пособия (в электронном виде)

Произведения изобразительного искусства:

Е. Волошинов. Лук; С. Куприянов. Золотая осень; И. Левитан. Золотая осень; Т. Маврина. Дубы; Г. Попов. Щедрая земля; И. Машков. Снедь; В. Поленов. Золотая осень; И. Остроухов. Золотая осень; В. Серов. Октябрь. Домотканово; И. Шишкин. Травы; Л. Романова. Осенний букет. Текстильный коллаж; И. Григорьев. Полосатый кот. Мозаика (речной камень); Т. Маврина. За каменкой; А. Журавлева. Рисунок к месяцеслову; С. Никиреев. Зима; В. Васнецов. Снегурочка; Н. Рерих. Лес; Е. Чарушин. Иллюстрации к русской народной сказке «Заяц и лиса»; К. Воробьев. Волшебный мир. Вырезанки; К. Юон. Русская зима. Мартовское солнце; И. Грабарь. Февральская лазурь; И. Билибин. Русский Север; А. Дейнека. Девочка у окна; В. Фаворский. Иллюстрация к рассказу Л. Н. Толстого «Русак»; Т. Маврина. По дороге на Балахну. Река Тара; Е. Зверьков. Луг цветет; Н. Рерих. Весна священная; В. Васнецов. Богатыри; Н. Гончарова. Воины. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»; П. Корин. Александр Невский; В. Суриков. Взятие снежного городка; А. Венецианов. На пашне. Весна; А. Куинджи. Березовая роща; Ф. Васильев. Мокрый луг; П. Кончаловский. Сирень; С. Куприянов. Купавки; А. Зарянов. Осень. Весенняя аллея; Е. Ширяева. Батик; И. Айвазовский. Лунная ночь; Н. Рерих. Сеча под Керженцем; Заморские гости; И. Машков. Ягоды на фоне красного подноса; В. Телегин. Осенний вечер; К. Бритов. Мстёра. Голубая весна; В. Юкин. Ранний снег; В. Крылов. Новодевичий монастырь; Е. Жуков. Натюрморт с незабудками.

Произведения народного декоративно-прикладного искусства:

Н. Гончарова. Поднос. Жостово; Н. Гончарова. Петух среди ягод. Жостово; И. Маркичев. Жнитво. Палех; С. Веселов. Ковш-утица; Рыбица. Хохлома; А. Карпова. Тарелка с травным орнаментом. Хохлома; И. Голиков. Перевозка хлеба; И. Ливанова. Капустница. Палех; произведения мастеров Хохломы; С. Буторин. Жар-птица. Палех; И. Голиков. Сказочные звери. Палех; Н. Сулоева. Людмила в саду Черномора. Палех; произведения лаковой миниатюры Федоскино; Е. Ельфина. Поющее дерево. Кружево; И. Щуркин. Илья Муромец и Калин-царь. Палех; У. Бабкина, В. Шевелев, И. и Е. Дружинины. Каргопольские игрушки; А. Петухов. Щепная птица; А. Лезнов. Поднос. Жостово; Е. Кошкина, А. Мезрина, Е. Косс-Деньшина, З. Безденежных, М. Коковихина, Н. Суханова, Л. Докина. Дымковские игрушки; М. Чижов. Праздник русской зимы. Федоскино.

Технические средства обучения.

1. Компьютер.

2. Мультимедийная доска.

Учебно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов или тем

Всего часов 1

Кто такой художник? 5 2 Искусство видеть и творить 10 3

Какие бывают картины? 5 4

Природа - великий художник 12






Календарно-тематический план

На каждом уроке применяются педагогические технологии: здоровьесберегающая, игровая, ИКТ, деятельностная.

На некоторых уроках присутствует групповая работа, работа в парах, метод проектов

п/п

Дата

Наименование разделов и тем


Формы и виды контрол

Универсальные учебные действия

Основные виды деятельности обучающихся

План

Факт

Кто такой художник?

1

02.09

Кто такой художник?

Освоение техники

работы кистью

и красками.

Комбинированный урок.

Фронтальная устная проверка

Личностные: стремление к красоте, бережное отношение к природе
Регулятивные: понимание учебной задачи, корректировка действий
Познавательные: выполнение действий в практической форме
Коммуникативные: умение слушать, отвечать на вопросы, формулировать свою мысль

Изучать окружающий предметный мир

и мир природы, наблюдать за

природными явлениями.

Различать характер и эмоциональные

состояния в природе и искусстве,

возникающие в результате восприятия

художественного образа (связь

изобразительного искусства с природой).

Создавать цветовые композиции на передачу характера светоносных стихий

в природе (грозы, огня, дождя, северного

сияния, радуги, цветущего луга).

Овладевать приёмами работы красками и кистью

2

9.09

Чем и как рисовали

люди.

Комбинированный урок.

Проект (фото разных состояний природы)

Личностные: приобретение новых знаний, участие в творческом процессе
Регулятивные: понимание задачи и планирование деятельности
Познавательные: использование материалов, выполнение практических действий
Коммуникативные: умение работать совместно, помогая друг другу

Представлять, откуда и когда появилось искусство. Изучать природные объекты

(камни, листья, ракушки, кору деревьев и др.).

Использовать в работе тонированную бумагу; работать, подражая неведомому художнику.

Выбирать материал и инструменты для изображения.

3

16.09

Знакомство с палитрой.

Создание своих цветов и оттенков.

Комбинированный урок.

Рисунок

Личностные: внутренняя позиция школьника; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Познавательные: использование материалов, выполнение практических действий

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;

Развивать способность наблюдать и замечать разнообразие цвета и формы

в природе. Передавать в цвете своё настроение,

впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности.

Изображать по памяти и

представлению.

4

23.09

Взаимосвязь

изобразительного искусства

с природой,

жизнью и

другими

видами

искусств.

Комбинированный урок.

Фронтальная устная проверка

Личностные: внутренняя позиция школьника; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные: использование материалов, выполнение практических действий

Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет

Иметь представления об

изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью;

высказывать свои представления

и объяснять их.

5

30.09

Художник-

живописец.

Первые

представления

о композиции

Комбинированный урок.

Фронтальная устная проверка

Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности:

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в

процессе их рассматривания (наблюдения);

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

Воспринимать и эмоционально

оценивать образную характеристику

произведений художника.

Различать средства художественной

выразительности. Высказывать своё эстетическое отношение к работе.

Наблюдать, воспринимать и

эмоционально оценивать картину.

Выражать своё отношение и объяснять роль и значение искусства в жизни.

Участвовать в беседах о красоте

пейзажа в природе и искусстве; об

отображении времён года в пейзажной живописи, в музыке и поэзии

Искусство видеть и творить

6

7.10

Художник-

график.

Знакомство

с разными

художественными материалами

(гуашью,

пастелью,

тушью,

карандашом).

Комбинированный урок.

Рисунок

Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности:

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в

процессе их рассматривания (наблюдения);

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

Передавать с помощью линии и цвета нужный объект.

Представлять и передавать в рисунке направления: вертикально,

горизонтально, наклонно.

Размещать на рисунке предметы в разных положениях. Работать по наблюдению (выполнять упражнения на

проведение различных линий

графическими материалами).

7

14.10

Фломастеры.

Придумываем,

сочиняем,

творим

Проект

Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Познавательные: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в

процессе их рассматривания (наблюдения);

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Импровизировать на темы контраста и нюанса (сближенные цветовые

отношения). Сравнивать контраст и нюанс в музыке и танце, слове;

повседневные звуки с музыкальными

(нахождение различий и сходства).

8

21.10

Идем в музей.

Художник -

скульптор.

Скульптура в

музее и вокруг

нас.

Открытие новых знаний

Фронтальная устная проверка

Личностные:стремление к красоте, бережное отношение к окружающему миру
Регулятивные: понимание учебной задачи, корректировка действий
Познавательные: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в

процессе их рассматривания (наблюдения);

Коммуникативные: умение слушать, отвечать на вопросы, формулировать свою мысль

Участвовать в обсуждениях на темы: «Какие бывают художники: живописцы, скульпторы, графики».

Проводить коллективные исследования

о творчестве художников.

Представлять особенности работы скульптура, архитектора, игрушечника, дизайнера.

Называть и объяснять понятия: форма, силуэт, пропорции, динамика в скульптуре.

Воспринимать и оценивать скульптуру

9

28.10

Лепка рельефа

на свободную

тему.

Комбинированный урок.

Изготовление рельефа из пластилина

Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные: выполнение действий в практической форме

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия

Изображать предметы в рельефном

пространстве: ближе - ниже, дальше - выше.

Передавать простейшую плановость пространства и динамику (лепка в рельефе с помощью стеки).

10

11.11

Времена года.

Теплые и

Холодные цвета

Комбинированный урок.

Рисунок

Личностные: стремление к красоте, бережное отношение к окружающему миру
Регулятивные: понимание учебной задачи, корректировка действий
Познавательные: выполнение действий в практической форме
Коммуникативные: умение слушать, отвечать на вопросы, формулировать свою мысль

Наблюдать природные явления,

особенности объектов природы,

настроения в природе. Уметь замечать и передавать в рисунке разнообразие

цвета, форм и настроений в природе

11

18.11

Времена года.

Основные и

составные

цвета. Понятие

оттенка.

Комбинированный урок.

Фронтальная устная проверка

Личностные: стремление к красоте, бережное отношение к окружающему миру
Регулятивные: понимание учебной задачи, корректировка действий
Познавательные: выполнение действий в практической форме
Коммуникативные: умение слушать, отвечать на вопросы, формулировать свою мысль

Получать сложные цвета путём

смешения двух красок (жёлтый-красный,

синий-жёлтый, красный-синий);

составлять оттенки цвета, используя белую и чёрную краски.

Передавать с помощью цвета

настроение, впечатление в работе, создавать художественный образ.

12

25.11

Освоение

техники

бумажной

пластики.

Аппликация

Комбинированный урок.

Изготовление аппликации

Личностные: внутренняя позиция школьника; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Регулятивные: понимание учебной задачи, корректировка действий

Познавательные: выполнение действий в практической форме

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии

Уметь наблюдать и замечать

изменения в природе и окружающей жизни.

Вносить свои изменения в декоративную

форму. Работать с готовыми формами.

Создавать коллективные работы.

13

2.12

Мастерская

Художника

Комбинированный урок.

Фронтальная устная проверка

Личностные:стремление к красоте, бережное отношение к окружающему миру
Регулятивные: понимание учебной задачи, корректировка действий
Познавательные:
Коммуникативные: умение слушать, отвечать на вопросы, формулировать свою мысль

Наблюдать за работой художника (в мастерской, используя фильм, описание в книге). Коллективные рассуждения о художниках и их работе.

Участвовать в обсуждениях на темы: «Какие бывают художники: живописцы, скульпторы, графики», «Что и как

изображает художник-живописец

14

9.12

Художник-

архитектор.

Конструирование замкнутого

пространства.

Комбинированный урок.

Фронтальная устная проверка

Личностные:стремление к красоте, бережное отношение к окружающему миру

Регулятивные: понимание учебной задачи, корректировка действий
Познавательные: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в

процессе их рассматривания (наблюдения);

Коммуникативные: умение слушать, отвечать на вопросы, формулировать свою мысль

Работать с крупными формами.

Конструировать замкнутое

пространство, используя большие

готовые формы (коробки, упаковки, геометрические фигуры, изготовленные

старшеклассниками или родителями).

Конструировать из бумаги и создавать народные игрушки из ниток и ткани.

Создавать глубинно пространственную

композицию, в том числе по мотивам литературных произведений.

15

16.12

Идем в музей.

Комбинированный урок.

Фронтальная устная проверка

Личностные:стремление к красоте, бережное отношение к окружающему миру
Регулятивные: понимание учебной задачи,
Познавательные: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в

процессе их рассматривания (наблюдения);

Коммуникативные: умение слушать, отвечать на вопросы, формулировать свою мысль

Понимать и объяснять роль и значение музея в жизни людей.

Комментировать видеофильмы, книги по искусству. Выполнять зарисовки по впечатлению от экскурсий, создавать композиции по мотивам увиденного.

Какие бывают картины?

16

23.12

Художник-прикладник.

Комбинированный урок.

Фронтальная устная проверка

Личностные:стремление к красоте, бережное отношение к окружающему миру
Регулятивные: понимание учебной задачи,
Познавательные: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в

процессе их рассматривания (наблюдения);

Коммуникативные: умение слушать, отвечать на вопросы, формулировать свою мысль

Иметь представление о стилизации: перевод природных форм в декоративные.

Создавать несложный орнамент из элементов, подсмотренных в природе цветы, листья, трава, насекомые, например жуки, и др.)

Уметь работать с палитрой и

гуашевыми красками.

Понимать взаимодействие цвета и

формы в декоративном искусстве; цвета и настроения.

Создавать подарки своими руками. Уметь видеть и передавать необычное.

17

13.01

Делаем игрушки сами.

Комбинированный урок.

Изготовление игрушек из ниток
и пластилина

Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные: выполнение действий в практической форме

Коммуникативные: умение работать совместно, помогая друг другу

Передавать в объёме характерные

формы игрушек по мотивам народных промыслов.

Передавать в декоративной объёмной форме характерные движения животного.

Проявлять интерес к окружающему предметному миру и разнообразию форм

в образах народного искусства.

Представлять соразмерность форм в объёме

Представлять и создавать несложные декоративные объёмные композиции из

цветного пластилина с использованием готовых форм.

Создавать коллективные композиции.

18

20.01

Кляксография. Освоение техники

работы «от пятна».

Комбинированный урок.

Рисунок

Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные: использование материалов, выполнение практических действий

Коммуникативные: умение работать совместно, помогая друг другу

Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки,

поэтического слова, художественного движения.

19

27.01

Какие бывают картины? Пейзаж

Комбинированный урок.

Рисунок

Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные: использование материалов, выполнение практических действий

Коммуникативные: умение слушать, отвечать на вопросы, формулировать свою мысль

Изображать предметы в рельефном пространстве: ближе - ниже, дальше - выше.

Передавать простейшую плановость пространства и динамику.

20

03.02

Какие бывают картины: портрет.

Комбинированный урок.

Фронтальная устная проверка

Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные: использование материалов, выполнение практических действий

Коммуникативные: умение слушать, отвечать на вопросы, формулировать свою мысль

Передавать характерные черты

внешнего облика человека.

Использовать пропорциональные

соотношения лица.

Изображать портреты, передавать свое отношение к персонажу

Природа - великий художник

21

10.02

Какие бывают

картины: сюжет.

Комбинированный урок

Рисунок

Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные: использование материалов, выполнение практических действий

Коммуникативные: умение слушать, отвечать на вопросы, формулировать свою мысль

предметами, деревьями, явлениями природы, настроением в природе и конструктивными особенностями природных объектов. Уметь замечать и

передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и настроений в природе и

окружающей действительности (формы вещей, звуки и запахи в природе, движения людей, животных, птиц).

22

17.02

Какие бывают

картины: натюрморт.

Комбинированный урок

Рисунок

Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные: использование материалов, выполнение практических действий

Коммуникативные: умение слушать, отвечать на вопросы, формулировать свою мысль

Наблюдать за окружающими

предметами, деревьями, явлениями природы, настроением в природе и конструктивными особенностями природных объектов. Уметь замечать и

передавать в рисунке разнообразие цвета, форм, настроений в природе и

окружающей действительности

23

2.03

Идем в музей.

Жанры

изобразительного искусства.

Комбинированный урок

Фронтальная устная проверка

Познавательные:
общеучебные - осуществление поиска необходимой информации в дополнительной литературе; осознанное и произвольное построение речевого высказывания
в устной форме о жанрах изобразительного искусства; формулирование ответов на вопросы учителя; логические - умение различать средства художественной выразительности; осуществление анализа, сравнения; группировки жанров изобразительного искусства; умение представлять и объяснять их.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее выполнение; адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, обмениваться мнениями; вступать в коллективное учебное
сотрудничество; активно слушать учителя, одноклас-сников.

Личностные: выражают своё отношение к увиденному; эстетически воспринимают окружающий мир, произведения искусства; ориентируются на активное восприятие произведений живописи и красоты окружающего мира

Отличать материалы и инструменты

художников - живописца, графика, прикладника, архитектора, скульптора.

Понимать, каким образом художник изображает предметы и события Различать жанры изобразительного искусства и уметь их группировать,

представить и объяснить.

Воспринимать и эмоционально

оценивать образную характеристику произведений художника. Различать средства художественной выразительности.

Высказывать своё эстетическое

отношение к работе. Наблюдать,

воспринимать и эмоционально

оценивать картину, рисунок, скульптуру, декоративные украшения изделий

прикладного искусства. Выражать своё отношение и объяснять роль и значение искусства в жизни. Участвовать в беседах о красоте пейзажа в природе и искусстве;

24

9.03

Иллюстрация:

рисунок в книге.

Комбинированный урок

Фронтальная устная проверка

Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные: использование материалов, выполнение практических действий

Коммуникативные: умение слушать, отвечать на вопросы, формулировать свою мысль

Использовать материал литературных

образов в лепке (герои сказок,

декоративные мотивы).

Создавать из работ коллективные

композиции

25

16.03

Природа - великий

Художник.

Комбинированный урок

Рисунок

Личностные:стремление к красоте, бережное отношение к природе
Регулятивные: понимание учебной задачи,
Познавательные: использование материалов, выполнение практических действий
Коммуникативные: умение слушать, отвечать на вопросы, формулировать свою мысль

Уметь наблюдать и замечать

изменения в природе и окружающей жизни.

Передавать в рисунке форму, цвет

предметов и явлений, наблюдаемых в природе

26

23.03

Времена года.

Комбинированный урок

Рисунок

Личностные:стремление к красоте, бережное отношение к природе
Регулятивные: понимание учебной задачи,
Познавательные: использование материалов, выполнение практических действий
Коммуникативные: умение слушать, отвечать на вопросы, формулировать свою мысль

Передавать контрастные и нюансные цветовые отношения в небольших композициях в технике отрывной аппликации, с помощью гуаши или акварели.

Привносить свой предмет в создаваемое пространство, не нарушая его целостности

27

06.04

Акварель.

Комбинированный урок

Рисунок

Личностные:стремление к красоте, бережное отношение к природе
Регулятивные: понимание учебной задачи,
Познавательные: использование материалов, выполнение практических действий
Коммуникативные: умение слушать, отвечать на вопросы, формулировать свою мысль

Понимать связь между звуками в

музыкальном произведении, словами в поэзии и в прозе.

Различать звуки природы (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, гул падающей воды, жужжание насекомых и др.) и окружающего мира (шум на

улице, звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу).

Работать графическими материалами: акварель, пастель

28

13.04

Сказка с помощью

линии.

Комбинированный урок

Рисунок

Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные: понимание задачи и планирование деятельности

Познавательные: использование материалов, выполнение практических действий

Коммуникативные: умение работать совместно, помогая друг другу

Создавать свободные композиции по представлению с помощью

разнообразных линий. Развивать

представление о различии цвета в

искусстве и окружающем предметном мире. Уметь работать графическими

материалами: карандашом, фломастером

29

20.04

Рисование животных из клякс.

Комбинированный урок

Рисунок

Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные: понимание учебной задачи,

Познавательные: использование материалов, выполнение практических действий
Коммуникативные: умение слушать, отвечать на вопросы, формулировать свою мысль

Работа на плоскости

Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки,

поэтического слова, художественного движения.

30

27.04

Лепим животных.

Комбинированный урок

Изготовление игрушек из пластилина

Личностные:стремление к красоте, бережное отношение к природе
Регулятивные: понимание учебной задачи,
Познавательные: использование материалов, выполнение практических действий
Коммуникативные: умение слушать, отвечать на вопросы, формулировать свою мысль

Вычленять в окружающем пространстве художественно-организованные

объёмные объекты.

Улавливать и передавать в слове свои впечатления, полученные от восприятия скульптурных форм

31

4.05.

Разноцветный мир природы. Времена года.

Комбинированный урок

Промежуточная аттестация (тест)

Личностные:стремление к красоте, бережное отношение к природе
Регулятивные: понимание учебной задачи,
Познавательные: использование материалов, выполнение практических действий
Коммуникативные: умение слушать, отвечать на вопросы, формулировать свою мысль

Передавать контрастные и нюансные цветовые отношения в небольших композициях в техники отрывной

аппликации, с помощью гуаши или акварели. Привносить свой предмет в создаваемое пространство, не нарушая

его целостности.

32

11.05

Изготовление птиц из бумаги на основе

наблюдения.

Комбинированный урок

Изготовление игрушек из бумаги

Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные: понимание учебной задачи,

Познавательные: использование материалов, выполнение практических действий
Коммуникативные: умение слушать, отвечать на вопросы, формулировать свою мысль

Конструировать из бумаги и создавать народные игрушки из ниток и ткани. Создавать глубинно-пространственную

композицию, в том числе по мотивам литературных произведений. Использовать в работе готовые объёмные формы, цветную бумагу, гуашь.

Украшать изделие аппликацией или росписью

33

18.05

Повторение и закрепление пройденного

Выставка рисунков

Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Коммуникативные: умение слушать, отвечать на вопросы, формулировать свою мысль

Представление своего портфолио портфолио





© 2010-2022