- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по изобразительному искусству. 1 класс, Начальная школа 21 века
Рабочая программа по изобразительному искусству. 1 класс, Начальная школа 21 века
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Очкасова С.И. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса и составлена в соответствии с требованиями: 1.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» п.3.6 ст.28;
2.Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009г. №373;
3.Авторской программы для 1 класса Л. Г. Савенкова, (концепция «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н.Ф.Виноградова) - Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» -М. : Вентана - Граф, 2015.
4.Федерального перечня учебников, рекомендованного (допущенного) к использованию в образовательном учреждении, реализующего программы общего образования на 2015-2016 учебный год;
5.Устава муниципального общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы №3 г. Красный Кут Саратовской области.
Формы организации образовательного процесса
Эффективнее учебная деятельность учащихся на занятиях, построенных на сочетании фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных)
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью формирования опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество учащихся нашло применение в оформлении школьных интерьеров. Выполненные на уроках художественные работы учащиеся могут использовать как подарки для родных и друзей. Приветствуется любое общественное приложение результатов художественной деятельности школьников.
Цели курса:
• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;
• овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи курса:
• совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
• развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
• формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Общая характеристика учебного предмета
Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования. В рамках стандарта понятие «результат образования» рассматривается с позиций деятельностного подхода. От того, какими понятиями, операциями наполнено содержание обучения, зависит успешность проектирования определенного типа мышления, способов восприятия окружающего мира, возможности самореализации личности ученика.
Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, а также способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию. Это означает, что результаты общего образования должны иметь характер универсальных (метапредметных) умений, обеспечивающих общекультурную направленность общего образования, универсализацию и интеграцию знаний и представлений. Универсальные учебные действия, приобретенные учеником в результате обучения, должны обеспечить его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Что касается требований, предъявляемых к результатам освоения основных образовательных программ, то они структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим, индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.
Таким образом, предполагается решение важнейшей стратегической национальной задачи - преобразование образовательного стандарта в инструмент опережающего развития образования.
Новизна стандарта второго поколения образовательной области «Искусство» заключается в том, что в нем предлагается развернутое определение целей художественного образования, для которых приоритетом является формирование художественных и культурных компетенций обучающихся, расширение кругозора, развитие образного, ассоциативно-критического мышления, приобретение личностного художественно-творческого опыта, а также выбора путей собственного культурного развития. Приобретенные на базе учебного предмета «Изобразительное искусство» компетенции в комплексе могут стать основой для духовно-нравственного, гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей.
Сегодня в начальной школе закладывается основа формирования учебной деятельности школьника - система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно в начальной школе формируется готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, закладываются основы нравственного поведения, определяющего в дальнейшем отношение личности с обществом и окружающими людьми.
Изучение изобразительного искусства в начальной школе направлено на формирование основ художественной культуры: представлений о специфике изобразительного искусства, потребности в художественном творчестве, общении с искусством, первоначальными понятиями о выразительных возможностях его языка; развитие образного мышления, воображения, учебно-творческих способностей, формирование основ анализа произведений искусства, эмоционально-ценностного отношения к миру; овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и различных видов художественно-творческой деятельности (рисунок, живопись, скульптура, народное и декоративно-прикладное творчество, художественное конструирование); развитие толерантного мышления учащихся; воспитание культуры межнационального общения в процессе системного, комплексного освоения связей отечественной истории и культуры (с учетом регионального; этнокультурного компонента) и культуры других народов; формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска.
Включение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс является мощным средством повышения эффективности познавательной и практической деятельности обучающихся при изучении изобразительного искусства.
Место учебного предмета в учебном плане
В федеральном базисном учебном плане в 1 классе на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 33 часа (33 учебные недели).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).
К концу обучения в начальной школе у младших школьников формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Полученные знания и умения учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценке произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.
Личностные результаты освоения курса ИЗО:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых
поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Содержание тем учебного курса
Мир изобразительных (пластических) искусств Изобразительное искусство - диалог художника и зрителя; особенности художественного творчества. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, отношений к природе, человеку на примере произведений отечественных художников. Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: пейзаж (на примере произведений И. И. Левитана, А. Куинджи, Винсента ван Гога); натюрморт (в произведениях русских и зарубежных художников - по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой. Патриотическая тема в произведениях отечественных художников. Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Государственной Третьяковской галереей.
Художественный язык изобразительного искусства Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); декоративно-прикладного искусства на примерах произведений отечественных и зарубежных художников. Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.
Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Участие в различных видах изобразительной (живопись, графика), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи) деятельности. Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж). Использование в индивидуальной деятельности различных художественных техник и материалов: гуашь, акварель, графические материалы, фломастеры. Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, орнамента (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов. Расширение кругозора: экскурсии в краеведческий музей, музей народного быта и т. д. (с учетом местных условий).
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся получат возможность научиться:
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения предмета «Изобразительное искусство» обеспечиваются условия для достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучающихся являются:
• в ценностно-эстетической сфере - эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эсте-тической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни;
• в познавательной (когнитивной) сфере - способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
• в трудовой сфере - навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для со-здания красивых вещей или их украшения.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
• умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
• желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
• активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
• обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
• формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
• формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметными результатами обучающихся являются:
• в познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
• в ценностно-эстетической сфере - умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
• в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особен-ностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
• в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Обучающиеся научатся:
знать/понимать:
- значение слов: художник, народный мастер; краски, палитра, композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно;
- некоторые жанры (пейзаж, натюрморт) и виды (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство) произведений изобразительного искусства;
- отдельные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, каргопольская игрушка);
- ведущие художественные музеи России (Третьяковская галерея);
- отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
- основные средства выразительности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства;
- основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
- эмоциональное значение теплых и холодных цветов;
уметь:
- организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой;
- применять элементарные способы (техники) работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (карандаш, тушь, фломастер) материалами для выражения замысла, настроения;
- передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- составлять композиции с учетом замысла;
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в сюжетно-тематических и декоративных композициях;
- рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии) и растительные (листок, травка, усики, завиток);
- различать теплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи (с натуры, по памяти и воображению);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- проявления эмоционального отношения к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- проявления нравственно-эстетического отношения к родной природе, Родине, защитникам отечества, национальным обычаям и культурным традициям;
- проявления положительного отношения к процессу и результатам труда - своего и других людей.
Список литературы
1. Савенкова, Л. Г. Изобразительное искусство. Интегрированная программа. 1-4 классы [Текст] / Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. - М. : Издательский центр «Вентана-Граф», 2015.
2. Савенкова, Л. Г. Изобразительное искусство. 1 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. - М. : Вентана-Граф, 2014.
3. Савенкова, Л. Г. Изобразительное искусство: 1 класс [Текст] : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская, Н. В. Богданова. - М. : Вентана-Граф, 2015.
4. Ермолинская, Е. А. Изобразительное искусство. 1 класс. органай-зер для учителя [Текст] : методические разработки уроков / Е. А. Ермолинская. - М. : Издательский центр «Вентана-Граф», 2015.
5. Примерное поурочное планирование по программе «Изобразительное искусство» для 1 класса [Электронный ресурс]. - Режим доступа : vgf.ru/tabid/197/Default.aspx.
Интернет-ресурсы
1. Википедия : свободная энциклопедия. - Режим доступа : ru.wikipedia.org/wiki
2. Педсовет. Живое пространство образования. - Режим доступа : pedsovet.org
3. Клуб учителей начальной школы. - Режим доступа : 4stupeni.ru
4. Фестиваль педагогических идей. - Режим доступа : festival.1september.ru
5. Педагогическое сообщество. - Режим доступа : pedsovet.su
Информационно-коммуникативные средства.
1. Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM).
2. Большая электронная энциклопедия (CD-ROM).
3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM).
4. Аудиозаписи. Классическая музыка.
Наглядные пособия (в электронном виде)
Произведения изобразительного искусства:
Е. Волошинов. Лук; С. Куприянов. Золотая осень; И. Левитан. Золотая осень; Т. Маврина. Дубы; Г. Попов. Щедрая земля; И. Машков. Снедь; В. Поленов. Золотая осень; И. Остроухов. Золотая осень; В. Серов. Октябрь. Домотканово; И. Шишкин. Травы; Л. Романова. Осенний букет. Текстильный коллаж; И. Григорьев. Полосатый кот. Мозаика (речной камень); Т. Маврина. За каменкой; А. Журавлева. Рисунок к месяцеслову; С. Никиреев. Зима; В. Васнецов. Снегурочка; Н. Рерих. Лес; Е. Чарушин. Иллюстрации к русской народной сказке «Заяц и лиса»; К. Воробьев. Волшебный мир. Вырезанки; К. Юон. Русская зима. Мартовское солнце; И. Грабарь. Февральская лазурь; И. Билибин. Русский Север; А. Дейнека. Девочка у окна; В. Фаворский. Иллюстрация к рассказу Л. Н. Толстого «Русак»; Т. Маврина. По дороге на Балахну. Река Тара; Е. Зверьков. Луг цветет; Н. Рерих. Весна священная; В. Васнецов. Богатыри; Н. Гончарова. Воины. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»; П. Корин. Александр Невский; В. Суриков. Взятие снежного городка; А. Венецианов. На пашне. Весна; А. Куинджи. Березовая роща; Ф. Васильев. Мокрый луг; П. Кончаловский. Сирень; С. Куприянов. Купавки; А. Зарянов. Осень. Весенняя аллея; Е. Ширяева. Батик; И. Айвазовский. Лунная ночь; Н. Рерих. Сеча под Керженцем; Заморские гости; И. Машков. Ягоды на фоне красного подноса; В. Телегин. Осенний вечер; К. Бритов. Мстёра. Голубая весна; В. Юкин. Ранний снег; В. Крылов. Новодевичий монастырь; Е. Жуков. Натюрморт с незабудками.
Произведения народного декоративно-прикладного искусства:
Н. Гончарова. Поднос. Жостово; Н. Гончарова. Петух среди ягод. Жостово; И. Маркичев. Жнитво. Палех; С. Веселов. Ковш-утица; Рыбица. Хохлома; А. Карпова. Тарелка с травным орнаментом. Хохлома; И. Голиков. Перевозка хлеба; И. Ливанова. Капустница. Палех; произведения мастеров Хохломы; С. Буторин. Жар-птица. Палех; И. Голиков. Сказочные звери. Палех; Н. Сулоева. Людмила в саду Черномора. Палех; произведения лаковой миниатюры Федоскино; Е. Ельфина. Поющее дерево. Кружево; И. Щуркин. Илья Муромец и Калин-царь. Палех; У. Бабкина, В. Шевелев, И. и Е. Дружинины. Каргопольские игрушки; А. Петухов. Щепная птица; А. Лезнов. Поднос. Жостово; Е. Кошкина, А. Мезрина, Е. Косс-Деньшина, З. Безденежных, М. Коковихина, Н. Суханова, Л. Докина. Дымковские игрушки; М. Чижов. Праздник русской зимы. Федоскино.
Технические средства обучения.
1. Компьютер.
2. Мультимедийная доска.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п
Наименование разделов или тем
Всего часов 1
Кто такой художник? 5 2 Искусство видеть и творить 10 3
Какие бывают картины? 5 4
Природа - великий художник 12
Календарно-тематический план
На каждом уроке применяются педагогические технологии: здоровьесберегающая, игровая, ИКТ, деятельностная.
На некоторых уроках присутствует групповая работа, работа в парах, метод проектов
№
п/п
Дата
Наименование разделов и тем
Формы и виды контрол
Универсальные учебные действия
Основные виды деятельности обучающихся
План
Факт
Кто такой художник?
1
02.09
Кто такой художник?
Освоение техники
работы кистью
и красками.
Комбинированный урок.
Фронтальная устная проверка
Личностные: стремление к красоте, бережное отношение к природе
Регулятивные: понимание учебной задачи, корректировка действий
Познавательные: выполнение действий в практической форме
Коммуникативные: умение слушать, отвечать на вопросы, формулировать свою мысль
Изучать окружающий предметный мир
и мир природы, наблюдать за
природными явлениями.
Различать характер и эмоциональные
состояния в природе и искусстве,
возникающие в результате восприятия
художественного образа (связь
изобразительного искусства с природой).
Создавать цветовые композиции на передачу характера светоносных стихий
в природе (грозы, огня, дождя, северного
сияния, радуги, цветущего луга).
Овладевать приёмами работы красками и кистью
2
9.09
Чем и как рисовали
люди.
Комбинированный урок.
Проект (фото разных состояний природы)
Личностные: приобретение новых знаний, участие в творческом процессе
Регулятивные: понимание задачи и планирование деятельности
Познавательные: использование материалов, выполнение практических действий
Коммуникативные: умение работать совместно, помогая друг другу
Представлять, откуда и когда появилось искусство. Изучать природные объекты
(камни, листья, ракушки, кору деревьев и др.).
Использовать в работе тонированную бумагу; работать, подражая неведомому художнику.
Выбирать материал и инструменты для изображения.
3
16.09
Знакомство с палитрой.
Создание своих цветов и оттенков.
Комбинированный урок.
Рисунок
Личностные: внутренняя позиция школьника; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Познавательные: использование материалов, выполнение практических действий
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;
Развивать способность наблюдать и замечать разнообразие цвета и формы
в природе. Передавать в цвете своё настроение,
впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности.
Изображать по памяти и
представлению.
4
23.09
Взаимосвязь
изобразительного искусства
с природой,
жизнью и
другими
видами
искусств.
Комбинированный урок.
Фронтальная устная проверка
Личностные: внутренняя позиция школьника; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Познавательные: использование материалов, выполнение практических действий
Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет
Иметь представления об
изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью;
высказывать свои представления
и объяснять их.
5
30.09
Художник-
живописец.
Первые
представления
о композиции
Комбинированный урок.
Фронтальная устная проверка
Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности:
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Познавательные: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в
процессе их рассматривания (наблюдения);
Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
Воспринимать и эмоционально
оценивать образную характеристику
произведений художника.
Различать средства художественной
выразительности. Высказывать своё эстетическое отношение к работе.
Наблюдать, воспринимать и
эмоционально оценивать картину.
Выражать своё отношение и объяснять роль и значение искусства в жизни.
Участвовать в беседах о красоте
пейзажа в природе и искусстве; об
отображении времён года в пейзажной живописи, в музыке и поэзии
Искусство видеть и творить
6
7.10
Художник-
график.
Знакомство
с разными
художественными материалами
(гуашью,
пастелью,
тушью,
карандашом).
Комбинированный урок.
Рисунок
Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности:
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Познавательные: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в
процессе их рассматривания (наблюдения);
Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
Передавать с помощью линии и цвета нужный объект.
Представлять и передавать в рисунке направления: вертикально,
горизонтально, наклонно.
Размещать на рисунке предметы в разных положениях. Работать по наблюдению (выполнять упражнения на
проведение различных линий
графическими материалами).
7
14.10
Фломастеры.
Придумываем,
сочиняем,
творим
Проект
Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;
Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в
процессе их рассматривания (наблюдения);
Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Импровизировать на темы контраста и нюанса (сближенные цветовые
отношения). Сравнивать контраст и нюанс в музыке и танце, слове;
повседневные звуки с музыкальными
(нахождение различий и сходства).
8
21.10
Идем в музей.
Художник -
скульптор.
Скульптура в
музее и вокруг
нас.
Открытие новых знаний
Фронтальная устная проверка
Личностные:стремление к красоте, бережное отношение к окружающему миру
Регулятивные: понимание учебной задачи, корректировка действий
Познавательные: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в
процессе их рассматривания (наблюдения);
Коммуникативные: умение слушать, отвечать на вопросы, формулировать свою мысль
Участвовать в обсуждениях на темы: «Какие бывают художники: живописцы, скульпторы, графики».
Проводить коллективные исследования
о творчестве художников.
Представлять особенности работы скульптура, архитектора, игрушечника, дизайнера.
Называть и объяснять понятия: форма, силуэт, пропорции, динамика в скульптуре.
Воспринимать и оценивать скульптуру
9
28.10
Лепка рельефа
на свободную
тему.
Комбинированный урок.
Изготовление рельефа из пластилина
Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Познавательные: выполнение действий в практической форме
Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия
Изображать предметы в рельефном
пространстве: ближе - ниже, дальше - выше.
Передавать простейшую плановость пространства и динамику (лепка в рельефе с помощью стеки).
10
11.11
Времена года.
Теплые и
Холодные цвета
Комбинированный урок.
Рисунок
Личностные: стремление к красоте, бережное отношение к окружающему миру
Регулятивные: понимание учебной задачи, корректировка действий
Познавательные: выполнение действий в практической форме
Коммуникативные: умение слушать, отвечать на вопросы, формулировать свою мысль
Наблюдать природные явления,
особенности объектов природы,
настроения в природе. Уметь замечать и передавать в рисунке разнообразие
цвета, форм и настроений в природе
11
18.11
Времена года.
Основные и
составные
цвета. Понятие
оттенка.
Комбинированный урок.
Фронтальная устная проверка
Личностные: стремление к красоте, бережное отношение к окружающему миру
Регулятивные: понимание учебной задачи, корректировка действий
Познавательные: выполнение действий в практической форме
Коммуникативные: умение слушать, отвечать на вопросы, формулировать свою мысль
Получать сложные цвета путём
смешения двух красок (жёлтый-красный,
синий-жёлтый, красный-синий);
составлять оттенки цвета, используя белую и чёрную краски.
Передавать с помощью цвета
настроение, впечатление в работе, создавать художественный образ.
12
25.11
Освоение
техники
бумажной
пластики.
Аппликация
Комбинированный урок.
Изготовление аппликации
Личностные: внутренняя позиция школьника; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
Регулятивные: понимание учебной задачи, корректировка действий
Познавательные: выполнение действий в практической форме
Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
Уметь наблюдать и замечать
изменения в природе и окружающей жизни.
Вносить свои изменения в декоративную
форму. Работать с готовыми формами.
Создавать коллективные работы.
13
2.12
Мастерская
Художника
Комбинированный урок.
Фронтальная устная проверка
Личностные:стремление к красоте, бережное отношение к окружающему миру
Регулятивные: понимание учебной задачи, корректировка действий
Познавательные:
Коммуникативные: умение слушать, отвечать на вопросы, формулировать свою мысль
Наблюдать за работой художника (в мастерской, используя фильм, описание в книге). Коллективные рассуждения о художниках и их работе.
Участвовать в обсуждениях на темы: «Какие бывают художники: живописцы, скульпторы, графики», «Что и как
изображает художник-живописец
14
9.12
Художник-
архитектор.
Конструирование замкнутого
пространства.
Комбинированный урок.
Фронтальная устная проверка
Личностные:стремление к красоте, бережное отношение к окружающему миру
Регулятивные: понимание учебной задачи, корректировка действий
Познавательные: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в
процессе их рассматривания (наблюдения);
Коммуникативные: умение слушать, отвечать на вопросы, формулировать свою мысль
Работать с крупными формами.
Конструировать замкнутое
пространство, используя большие
готовые формы (коробки, упаковки, геометрические фигуры, изготовленные
старшеклассниками или родителями).
Конструировать из бумаги и создавать народные игрушки из ниток и ткани.
Создавать глубинно пространственную
композицию, в том числе по мотивам литературных произведений.
15
16.12
Идем в музей.
Комбинированный урок.
Фронтальная устная проверка
Личностные:стремление к красоте, бережное отношение к окружающему миру
Регулятивные: понимание учебной задачи,
Познавательные: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в
процессе их рассматривания (наблюдения);
Коммуникативные: умение слушать, отвечать на вопросы, формулировать свою мысль
Понимать и объяснять роль и значение музея в жизни людей.
Комментировать видеофильмы, книги по искусству. Выполнять зарисовки по впечатлению от экскурсий, создавать композиции по мотивам увиденного.
Какие бывают картины?
16
23.12
Художник-прикладник.
Комбинированный урок.
Фронтальная устная проверка
Личностные:стремление к красоте, бережное отношение к окружающему миру
Регулятивные: понимание учебной задачи,
Познавательные: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в
процессе их рассматривания (наблюдения);
Коммуникативные: умение слушать, отвечать на вопросы, формулировать свою мысль
Иметь представление о стилизации: перевод природных форм в декоративные.
Создавать несложный орнамент из элементов, подсмотренных в природе цветы, листья, трава, насекомые, например жуки, и др.)
Уметь работать с палитрой и
гуашевыми красками.
Понимать взаимодействие цвета и
формы в декоративном искусстве; цвета и настроения.
Создавать подарки своими руками. Уметь видеть и передавать необычное.
17
13.01
Делаем игрушки сами.
Комбинированный урок.
Изготовление игрушек из ниток
и пластилина
Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Познавательные: выполнение действий в практической форме
Коммуникативные: умение работать совместно, помогая друг другу
Передавать в объёме характерные
формы игрушек по мотивам народных промыслов.
Передавать в декоративной объёмной форме характерные движения животного.
Проявлять интерес к окружающему предметному миру и разнообразию форм
в образах народного искусства.
Представлять соразмерность форм в объёме
Представлять и создавать несложные декоративные объёмные композиции из
цветного пластилина с использованием готовых форм.
Создавать коллективные композиции.
18
20.01
Кляксография. Освоение техники
работы «от пятна».
Комбинированный урок.
Рисунок
Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Познавательные: использование материалов, выполнение практических действий
Коммуникативные: умение работать совместно, помогая друг другу
Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки,
поэтического слова, художественного движения.
19
27.01
Какие бывают картины? Пейзаж
Комбинированный урок.
Рисунок
Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Познавательные: использование материалов, выполнение практических действий
Коммуникативные: умение слушать, отвечать на вопросы, формулировать свою мысль
Изображать предметы в рельефном пространстве: ближе - ниже, дальше - выше.
Передавать простейшую плановость пространства и динамику.
20
03.02
Какие бывают картины: портрет.
Комбинированный урок.
Фронтальная устная проверка
Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Познавательные: использование материалов, выполнение практических действий
Коммуникативные: умение слушать, отвечать на вопросы, формулировать свою мысль
Передавать характерные черты
внешнего облика человека.
Использовать пропорциональные
соотношения лица.
Изображать портреты, передавать свое отношение к персонажу
Природа - великий художник
21
10.02
Какие бывают
картины: сюжет.
Комбинированный урок
Рисунок
Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Познавательные: использование материалов, выполнение практических действий
Коммуникативные: умение слушать, отвечать на вопросы, формулировать свою мысль
предметами, деревьями, явлениями природы, настроением в природе и конструктивными особенностями природных объектов. Уметь замечать и
передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и настроений в природе и
окружающей действительности (формы вещей, звуки и запахи в природе, движения людей, животных, птиц).
22
17.02
Какие бывают
картины: натюрморт.
Комбинированный урок
Рисунок
Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Познавательные: использование материалов, выполнение практических действий
Коммуникативные: умение слушать, отвечать на вопросы, формулировать свою мысль
Наблюдать за окружающими
предметами, деревьями, явлениями природы, настроением в природе и конструктивными особенностями природных объектов. Уметь замечать и
передавать в рисунке разнообразие цвета, форм, настроений в природе и
окружающей действительности
23
2.03
Идем в музей.
Жанры
изобразительного искусства.
Комбинированный урок
Фронтальная устная проверка
Познавательные:
общеучебные - осуществление поиска необходимой информации в дополнительной литературе; осознанное и произвольное построение речевого высказывания
в устной форме о жанрах изобразительного искусства; формулирование ответов на вопросы учителя; логические - умение различать средства художественной выразительности; осуществление анализа, сравнения; группировки жанров изобразительного искусства; умение представлять и объяснять их.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее выполнение; адекватно воспринимать оценку учителя.
Коммуникативные: уметь строить монологические высказывания, обмениваться мнениями; вступать в коллективное учебное
сотрудничество; активно слушать учителя, одноклас-сников.
Личностные: выражают своё отношение к увиденному; эстетически воспринимают окружающий мир, произведения искусства; ориентируются на активное восприятие произведений живописи и красоты окружающего мира
Отличать материалы и инструменты
художников - живописца, графика, прикладника, архитектора, скульптора.
Понимать, каким образом художник изображает предметы и события Различать жанры изобразительного искусства и уметь их группировать,
представить и объяснить.
Воспринимать и эмоционально
оценивать образную характеристику произведений художника. Различать средства художественной выразительности.
Высказывать своё эстетическое
отношение к работе. Наблюдать,
воспринимать и эмоционально
оценивать картину, рисунок, скульптуру, декоративные украшения изделий
прикладного искусства. Выражать своё отношение и объяснять роль и значение искусства в жизни. Участвовать в беседах о красоте пейзажа в природе и искусстве;
24
9.03
Иллюстрация:
рисунок в книге.
Комбинированный урок
Фронтальная устная проверка
Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Познавательные: использование материалов, выполнение практических действий
Коммуникативные: умение слушать, отвечать на вопросы, формулировать свою мысль
Использовать материал литературных
образов в лепке (герои сказок,
декоративные мотивы).
Создавать из работ коллективные
композиции
25
16.03
Природа - великий
Художник.
Комбинированный урок
Рисунок
Личностные:стремление к красоте, бережное отношение к природе
Регулятивные: понимание учебной задачи,
Познавательные: использование материалов, выполнение практических действий
Коммуникативные: умение слушать, отвечать на вопросы, формулировать свою мысль
Уметь наблюдать и замечать
изменения в природе и окружающей жизни.
Передавать в рисунке форму, цвет
предметов и явлений, наблюдаемых в природе
26
23.03
Времена года.
Комбинированный урок
Рисунок
Личностные:стремление к красоте, бережное отношение к природе
Регулятивные: понимание учебной задачи,
Познавательные: использование материалов, выполнение практических действий
Коммуникативные: умение слушать, отвечать на вопросы, формулировать свою мысль
Передавать контрастные и нюансные цветовые отношения в небольших композициях в технике отрывной аппликации, с помощью гуаши или акварели.
Привносить свой предмет в создаваемое пространство, не нарушая его целостности
27
06.04
Акварель.
Комбинированный урок
Рисунок
Личностные:стремление к красоте, бережное отношение к природе
Регулятивные: понимание учебной задачи,
Познавательные: использование материалов, выполнение практических действий
Коммуникативные: умение слушать, отвечать на вопросы, формулировать свою мысль
Понимать связь между звуками в
музыкальном произведении, словами в поэзии и в прозе.
Различать звуки природы (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, гул падающей воды, жужжание насекомых и др.) и окружающего мира (шум на
улице, звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу).
Работать графическими материалами: акварель, пастель
28
13.04
Сказка с помощью
линии.
Комбинированный урок
Рисунок
Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Регулятивные: понимание задачи и планирование деятельности
Познавательные: использование материалов, выполнение практических действий
Коммуникативные: умение работать совместно, помогая друг другу
Создавать свободные композиции по представлению с помощью
разнообразных линий. Развивать
представление о различии цвета в
искусстве и окружающем предметном мире. Уметь работать графическими
материалами: карандашом, фломастером
29
20.04
Рисование животных из клякс.
Комбинированный урок
Рисунок
Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Регулятивные: понимание учебной задачи,
Познавательные: использование материалов, выполнение практических действий
Коммуникативные: умение слушать, отвечать на вопросы, формулировать свою мысль
Работа на плоскости
Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки,
поэтического слова, художественного движения.
30
27.04
Лепим животных.
Комбинированный урок
Изготовление игрушек из пластилина
Личностные:стремление к красоте, бережное отношение к природе
Регулятивные: понимание учебной задачи,
Познавательные: использование материалов, выполнение практических действий
Коммуникативные: умение слушать, отвечать на вопросы, формулировать свою мысль
Вычленять в окружающем пространстве художественно-организованные
объёмные объекты.
Улавливать и передавать в слове свои впечатления, полученные от восприятия скульптурных форм
31
4.05.
Разноцветный мир природы. Времена года.
Комбинированный урок
Промежуточная аттестация (тест)
Личностные:стремление к красоте, бережное отношение к природе
Регулятивные: понимание учебной задачи,
Познавательные: использование материалов, выполнение практических действий
Коммуникативные: умение слушать, отвечать на вопросы, формулировать свою мысль
Передавать контрастные и нюансные цветовые отношения в небольших композициях в техники отрывной
аппликации, с помощью гуаши или акварели. Привносить свой предмет в создаваемое пространство, не нарушая
его целостности.
32
11.05
Изготовление птиц из бумаги на основе
наблюдения.
Комбинированный урок
Изготовление игрушек из бумаги
Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Регулятивные: понимание учебной задачи,
Познавательные: использование материалов, выполнение практических действий
Коммуникативные: умение слушать, отвечать на вопросы, формулировать свою мысль
Конструировать из бумаги и создавать народные игрушки из ниток и ткани. Создавать глубинно-пространственную
композицию, в том числе по мотивам литературных произведений. Использовать в работе готовые объёмные формы, цветную бумагу, гуашь.
Украшать изделие аппликацией или росписью
33
18.05
Повторение и закрепление пройденного
Выставка рисунков
Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Коммуникативные: умение слушать, отвечать на вопросы, формулировать свою мысль
Представление своего портфолио портфолио