Доклад на тему Нестандартные формы обучения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








Доклад на тему:







«Нестандартные формы обучения»













Подготовила:

учитель начальных классов Новоколутонской средней школы Филина С.В.

2013 год В наше время очень много внимания уделяется личности ребенка, поэтому учитель должен ставить перед собой следующие задачи - развивать в детях умение слушать друг друга, излагать свои мысли, критически оценивать свои ответы и ответы товарищей, работать в коллективе, учить детей ставить цели и достигать их; предоставить им возможность саморазвития, формировать личность школьника высококультурной, интеллектуальной. В соответствии с этим урок должен строиться так, чтобы главным действующим лицом при изучении нового материала становился ученик, который под руководством учителя путем логических рассуждений приходил бы к усвоению необходимых понятий и навыков. Проблема современной школы - потеря многими учащимися интереса к учению. Причины такого негативного явления неоднозначны. Это и перенагрузка однообразным учебным материалом, и несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса, и недостаточная объективность оценки знаний и умений, и утомляющая детей неорганизованность и не сложившиеся межличностные отношения. Отрицательно сказываются также и весьма ограниченные возможности для творческого самопроявления. Для осмысленного усвоения знаний и умений учащимся необходима собственная познавательная деятельность. Активизация ее - важнейшая задача учителей. С целью формирования познавательного интереса к предмету и дальнейшего совершенствования урока можно использовать различные формы, приёмы и методы обучения, потому что традиционные не всегда приводят к желаемому результату. Один из факторов активизации познавательной деятельности учащихся - разнообразие форм организации обучения. Нетрадиционные организационные формы оживляют процесс обучения, повышают интерес к изучаемому и активизируют деятельность учащихся, способствуют повышению качества знаний, умений и навыков учащихся, развитию их личности. Нетрадиционный урок- это ипровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную (неустановленную) структуру. Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Опыт школьных преподавателей и исследования педагогов - новаторов показали, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету, повышают мотивацию учения. Рекомендуется проводить нестандартные уроки не чаще одного-двух раз в четверть при обобщении и повторении темы. Лучше всего в форме игры: урока - сказки, игры-путешествия, ролевой игры и т.д. Наиболее охотно дети участвуют в разнообразных соревнованиях и конкурсах (викторины, КВН, брейн-ринги и т.д.). Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке .Подобная смена привычной обстановки , носящая игровой , увлекательный характер занятий , снижает стрессовый фактор проверки уровня развития; создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер , возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку , позволяет детям , отличающимся повышенной тревожностью , в более полной мере продемонстрировать свои истинные возможности. Методически высоко эффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются дидактические игры , урок - спектакль , урок - интервью , урок -праздник ,урок - экскурсия, видео - урок, интегрированный урок , урок -проект , урок -мюзикл. В научно - педагогической литературе нетрадиционные уроки классифицируют таким образом: Типы уроков Варианты нетрадиционных уроков Уроки формирования новых знаний Интегрированные (межпредметные) уроки; Учебные конференции (пресс-конференции); Уроки-экскурсии (экспедиции, путешествия); Уроки исследования. Уроки обучения умениям и навыкам Практикумы; уроки - диалоги ; уроки с ролевой, деловой игрой. Уроки повторения и обобщения знаний , закрепления умений Повторительно- обобщающие диспуты; Семинары внеклассного чтения; Игровые уроки: »КВН»,»Что? Где? Когда? » , «Поле чудес», «Счастливый случай»; Уроки-инсценировки (урок-суд, урок- концерт); Уроки-конкурсы; Уроки-соревнования Уроки проверки и учета знаний и умений Уроки - консультация; Зачетные уроки; Уроки викторины; Смотр знаний; Защита творческих работ, проектов.
Также существует и типология нетрадиционных уроков: 1. Уроки с использованием современных технических и аудиовизуальных средств обучения. А) интернет-урок Б) видео - урок В) интегрированный урок Г) урок - игра Д) урок - проект 2. Уроки творчества А) урок - экскурсия Б) урок - спектакль В) урок - праздник Г) урок - интервью Д) урок - мюзикл Е) дидактическая игра Игра - один из самых увлекательных видов работы, которая всегда вызывает у учащихся бурю эмоций, пробуждает интерес друг к другу, тем более, что игра - это основной вид деятельности младшего школьника, играя дети лучше воспринимают изучаемый материал. Содержание, принятые обязательства, правила игры способствуют развитию познавательной активности, повышают внимательность и работоспособность. Игровые формы могут применяться не только в начальной школе, но и в основной, и в старшей школе, а также использоваться при проведении нетрадиционных уроков. Нетрадиционные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения , больше нравятся учащимся , чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Я, как и все учителя, использую нетрадиционные формы обучения. В первую очередь, конечно, на уроках применяю дидактические игры. Детям нравится играть и они даже не осознают того, что в процессе игры выполняют упражнения, запоминают, учатся чему-то, т.е. совершают серьезную умственную работу. Игру применяю на любом уроке: и на уроке формирования новых знаний, и на уроке обучения умениям и навыкам, и на уроке повторения, и при проверке знаний и умений. Мною был проведен нестандартный урок - урок математики в форме сказки. Дети помогали сказочному герою Ивану - Царевичу преодолевать препятствия, которые встречались на его пути к Василисе, решая задачи, примеры, сравнивая числа и выражения. Ученики чувствовали себя сказочными героями, с интересом включались в работу и урок был очень продуктивным. Также я проводила уроки с использованием ТСО. Ребятам очень нравится смотреть подготовленные презентации. Презентация уместна на всех этапах урока и на любом уроке. С интересом дети разыгрывают небольшие спектакли на литературе, инсценируют фрагменты изученных произведений. На уроке познания мира мы разделились на группы и каждая группа разыгрывала сценку, а затем все вместе разбирали поведение героев. Считаю, что практиковать такие уроки следует всем учителям .Но превращать нетрадиционные уроки в главную форму работы , вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени и отсутствия серьезного познавательного труда.





















1. Синягина М.Ю. Кузнецова И.В.Как сохранить и укрепить здоровье детей. Психологические установки и упражнения. 2. revolution allbest.ru\pedagogics\000-12295 o httml. 3. kursovya - online.ru 25161 html 4. CoolReferat.com

© 2010-2022