Программа курса по выбору для 1 класса Делаем сами своими руками

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Утверждаю

Директор МАОУ «Бондюжская ООШ»

Е.Б.Мелкомукова / ________________/

Программа курса по выбору

"Делаем сами - своими руками» (эколога - эстетическое направление) для 1 класса

Составитель: учитель биологии

Кошелева Татьяна Витальевна



























Бондюг - 2014г

Пояснительная записка

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения; быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.

Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Работа с разными бросовыми материалами, бумагой, имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится. Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы. Результат этих увлекательных занятий не только конкретный - поделки, но и невидимый для глаз - развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.

Данная программа курса «Делаем сами своими руками» рассчитана на 5 часов обучения детей в возрасте 7 лет, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.

Краткая характеристика процесса обучения

В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения), формы, приемы обучения.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, разметку, раскрой, крепеж и оформление поделок.

Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых поделок.

Особенностью данного курса программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.

Программа курса: удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности.

позволяет организовать досуг учащихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.

Цель программы: Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально - образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения, обогащать знания детей об окружающем мире.

Воспитывать у детей чувство ответственности за своё поведение в природе.

Задачи:

Расширить запас знаний детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

Развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей.

Развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.

Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма.

Воспитывать любовь к народному искусству, бережному отношению к окружающей природе.

Формы контроля:

Рейтинг готового изделия.

Наблюдение

Беседа, объяснения учащихся.

Практический контроль.

Условия реализации курса программы

Чтобы успешно обучить детей педагог, прежде всего сам, должен владеть необходимыми, знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость.

Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно - гигиеническим требованиям и оборудованным необходимым количеством мест из расчета 3,5кв.м. на одного обучающегося.

До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.

В наличие должны быть разные материалы и инструменты, необходимые для работы. В процессе обучения обучающиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.

Формы и методы работы

Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.

Беседа - метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.

В обучении используется разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.

Практические упражнения - целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.

Учебно - тематический план

к рабочей программе курса «Делаем сами - своими руками»

Название разделов

Количество часов

1

Вводное занятие

1

2

Рассказ о человеке и его делах в природе

1

3

Поделка из бросового материала - старых журналов «Кукла».

1

4

Аппликация из открыток «Ваза с цветами»

2

Итого:

5







Поурочное планирование занятий

к

Раздел, тема

Количество часов

Дата

По разделу

По теме

1.

Вводное занятие

1

Общие сведения о творческом курсе, об организации работы коллектива, о технике безопасного труда при работе с различными инструментами, о программе курса.

2.

Рассказ - сказка о человеке и его делах в природе. Беседа о правилах поведения в природе.

1

3.

Беседа о том, как можно сделать куклу из старых журналов.

Поделка из бросового материала - старых журналов - «Кукла».

1

4.

Беседа об открытках и их использовании.

1

5.

Изготовление аппликации «Ваза с цветами»

1

Знания и умения, которые должны быть получены обучающимися по окончании курса

Должны знат

Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда.

Названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки.

Правила организации рабочего места. Технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами.

Правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными материалами.

Начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях.

Инструменты и приспособления.

Технологию выполнения изделий в технике аппликации.

Приемы оформления работы в рамку; приемы изготовления паспарту.

Технологию изготовления аппликации.

Должны уметь:

Правильно организовать свое рабочее место.

Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике.

Выполнять правила техники безопасности.

Приобрести навыки работы по изготовлению игрушек.

Соблюдать последовательность работ при выполнении аппликации.

Выполнять самостоятельно изученные изделия в технике аппликации.

Изготавливать игрушки из бумаги.

Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя умения и навыки, полученные по курсу.

Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.

Литература

1. Артамонова Е. В. Соломка, скорлупка, цветочек - подарки для мам и для дочек: Секреты-самоделки - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 64 с.

2. Борисова А.В. Вышивка. Макраме. Филейное вязание: 500 узоров и модных аксессуаров для вашего дома.- М.: РИПОЛ классик, 2005.-320 с.: ил.-(Советы для дома).

3. Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика / авт.-сост. О.Я.Воробьева. - Волгоград: Учитель, 2009 - 140 с.: ил.

4. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации \ авт.-сост. Л.В. Горнова и др. - Волгоград? Учитель, 2008 - 250 с.

5. А.М.Гукасова «Рукоделие в начальных классах», М.Просвещение,1985г,190с.

6. А.М.Гукасова «Внеклассная работа по труду», М.Просвещение, 1981г, 174с.

7. Г.И.Перевертень «Самоделки из бумаги», М.Просвещение,1983г,с132.

8. Г.И.Перевертень «Самоделки из разных материалов»,М.Просвещение,1985г,110с.

9. Н.Е.Цейтлин «Справочник по трудовому обучению», М.Просвещение,1983г,191с.



Приложение

Интегрированное занятие экологического содержания "Сказка о человеке"


Цель: Обогащать знания детей об окружающем мире. Формировать знание о нормах и правилах поведения в природе, вырабатывать потребность в общении с природой. Совершенствовать навыки ручного труда, умение выполнять работу по словесному описанию: скручивать лист бумаги в трубочку, изготовлять шарик из смятой бумаги, дополнять игрушку характерными деталями. Развивать творческое воображение и фантазию при использовании бросового материала для изготовления поделки. Воспитывать у детей чувство ответственности за своё поведение в природе.

Оборудование: фланелеграф, силуэт Человека, Золотой Рыбки, консервной банки, полиэтиленового пакета, ведёрка под мусор; старые журналы, ножницы, клей, салфетки, нитки, наглядное пособие "Лента времени".

I часть.

-Ребята, сегодня я расскажу вам интересную сказку. Герой нашей сказки-Человек. Просто Человек.

А теперь слушайте сказку.(Показываю на фланелеграфе)

"Жил на свете Человек. Жил на краю леса, в маленькой бревенчатой избушке. На зверей охотился, рыбу ловил, свежим воздухом дышал, воду родниковую пил.

Вот однажды пошел Человек на рыбалку и не узнал своего леса - повсюду было много мусора: бумаги, стекла, банок. Пришел Человек к реке. Долго сидел у воды, а рыба не клюёт. Вдруг чувствует, что-то есть! Вытянул!

-Как вы думаете, что вытянул Человек? (Ответы детей )

-А вытянул Человек… консервную банку. Вздохнул Человек, положил банку около себя. Опять закинул удочку. Во второй раз вытащил Человек полиэтиленовый пакет с бумагой…

Совсем грустно стало Человеку. И закинул он удочку последний раз. Вдруг чувствует Человек, крючок кто-то в глубину тянет. Вытянул и глазам своим не поверил…

-Как вы думаете, кто ему на удочку попался? (Дети высказывают свои предположения)

-Смотрит Человек - перед ним Золотая Рыбка! Человек как воды в рот набрал: ничего сказать от удивления не может. Говорит ему Рыбка: " Ты - Человек! Значит, будешь требовать, чтобы я желания твои исполнила. Загадывай свои желания. А за это ты меня, как водится, отпустишь в реку.

-Ладно,- говорит Человек. - Раз уж так заведено, исполни одно единственное желание. И я тебя отпущу.

- Ребята, как вы думаете, какое желание попросил исполнить Человек? (Ответы детей)

- Сделай так, Золотая Рыбка, чтобы не попадались в реке вместо рыбы консервные банки.

И отвечает Человеку Золотая Рыбка:

- Человек! Ты сам губишь природу. Сам попробуй и спасти её!

- Дети, как можно спасти природу? (Ответы детей)

- И понял Человек, что не нужно волшебной силы, чтобы очистить природу от мусора. Нужно только большое желание любить и беречь природу. Отпустил он Золотую Рыбку. Собрал весь мусор в ведёрко и больше никогда ничего не бросал в лесу, и детям своим наказал любить и беречь природу.

- Послушайте, что может произойти с нашей планетой, если мы будем бросать мусор.

Стихотворение А. Усачева.

1-й ребёнок: Не бросайте никогда корки, шкурки, палки -

Быстро наши города превратятся в свалки.

Если мусорить сейчас, то довольно скоро

Могут вырасти у нас Мусорные горы.

2-й ребёнок: Но когда летать начнут в школу на ракете -

Пострашней произойдут беды на планете…

Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты

Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты…

3-й ребенок: Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,

А посыплются, как град, старые ботинки.

А когда дожди пойдут из пустых бутылок -

На прогулку не ходи: береги затылок!

4-й ребенок: Что же вырастет в саду или в огороде,

Как пойдёт круговорот мусора в природе?

И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,

Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!

- Хотели бы вы жить на такой планете?(Ответы детей)

- Никому не хотелось бы жить на такой планете. Поэтому нужно отвыкать мусорить. Ведь бумага, брошенная вами, будет лежать более 2-х лет, консервная банка - 30 лет, полиэтиленовый пакет - более 200 лет, стекло - 1000 лет.(Наглядное пособие "Лента времени").

- Ребята, мы уже много знаем о том, как нужно вести себя в природе. А что вы делаете с мусором, собирающимся у вас на прогулке и дома?(Оветы детей).

- А куда ещё можно использовать мусор?(Ответы детей).

- А что можно сделать, например, из пластиковых бутылок?(Ответы детей).

- Куда можно использовать бумагу - старые газеты и журналы? (Ответы детей).

- Правильно, сдать на переработку, использовать как топливо в домах.

II часть: - А я предлагаю сделать из листов старого журнала игрушку - куклу. Ей вы можете играть сами, а можете подарить малышам. Но главное, что эта старая бумага не будет засорять природу.

Посмотрите, вот здесь на столе у меня старые ненужные журналы. Из них мы и будем делать куколку.

Рассаживайтесь и приступим к работе.(рис.1)


Программа курса по выбору для 1 класса Делаем сами своими руками

Надо взять лист и хорошенько смять его. Потом развернуть и расправить. Из другого листа скатать большой комок и положить его на середину первого развёрнутого листа. Края бумаги собрать, завязать узелками под получившимся шариком - это будет голова куклы. Обязательно оставить длинные свисающие концы бумажного листа.

Следующий лист скручиваем в трубочку - это будущие руки куколки. Длинные концы под головкой раздвоить и вложить туда трубочку-скрутку. Ещё раз снизу перевязать концы. Руки готовы. Теперь следует обрезать длину рук по размерам куклы и дополнить игрушку характерными деталями: из цветного листа старого журнала мастерим юбку, нарезаем волосы - паричок и приклеиваем его. Наклеиваем глаза, нос, рот. Куколка готова!

Как вы назовете свою куколку? Сами будите играть или подарите малышам?(Ответы детей).

Программа курса по выбору для 1 класса Делаем сами своими руками



Результаты курса

Программа курса по выбору для 1 класса Делаем сами своими руками



© 2010-2022