Урок русского языка 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок русского языка 3 классУрок русского языка 3 классУрок русского языка 3 классУрок русского языка 3 классУрок русского языка 3 классУрок русского языка 3 классУрок русского языка 3 классУрок русского языка 3 классУрок русского языка 3 классУрок русского языка 3 классУрок русского языка 3 класс

«Изменение глаголов прошедшего времени по родам

Тема: Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

Тип урока: открытие нового знания. Цель урока: 1) сформировать представление об изменении по родам глаголов прошедшего времени; 2) сформировать понятие о различном правописании окончаний глаголов прошедшего времени; 3) сформировать способность к определению рода и правописанию окончаний глаголов прошедшего времени. Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, абстрагирование, аналогия, сравнение. Демонстрационные материалы: таблицы с опорными схемами, образцы и эталоны для самопроверки, электронная презентация. Раздаточный материал: карточки для работы в группах, рисунки для этапа рефлексии, алгоритм каждому ученику.

Ход урока.

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: 1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; 2) определить содержательные рамки урока: изучение нового правила. Организация учебного процесса на этапе I. - Какой раздел русского языка мы изучаем? (Части речи). - С какой частью речи мы работали на последних уроках? (Глагол). - Что такое глагол? Что мы о нем узнали? - Как вы думаете, мы всё узнали об этой части речи? (Наверное, нет). Слайд - Как на уроке вы будете узнавать новое? (Сначала поймём, что не знаем, затем самостоятельно узнаем новое.)

- А что нужно сначала сделать, прежде чем узнавать новое? (Повторить, что мы уже знаем.)

- Вы будете повторять всё, что вы знаете? (Нет, мы повторим только те знания, которые нам могут помочь при открытии новых знаний.) - Хотите продолжить путешествие по стране «Глаголия»? Тогда в путь!

II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения

в пробном действии. Цель: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала: повторить алгоритм изменения глаголов по временам; 2) развивать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: анализ, синтез, абстрагирование; 3) зафиксировать повторяемое правило и алгоритм в виде опоры; 4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности при выполнении задания на новое правило. Организация учебного процесса на этапе II. Чистописание: е с ес се еесс ссее 2. Словарная работа: библиотека Слайд - Запишите слова с комментированием в столбик: зазеленел, поют, расцветут. - Что общего в словах? (Это глаголы). - Чем отличаются данные глаголы? (В разных временах.) - Можно ли глаголы изменять по временам? (Да.) Запишите глаголы, укажите время.

- Что вы повторили? (Изменение глаголов по временам.)

- Какое задание я вам сейчас предложу?

К солнцу подобрать глаголы

III. Выявление места и причины затруднения.

Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого пошагово восстанавливаются выполненные операции, и фиксируется операция, где возникло затруднение;

2) организовать соотнесение действий учащихся с используемым алгоритмом и на этой основе организовать выявление и фиксирование во внешней речи причины затруднения - тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходного задания такого типа. Организация учебного процесса на этапе III.

- - В какой грамматической форме стоит глагол сияло? (Глагол прошедшего времени единственного числа.)

- Почему не смогли выполнить задание? (У нас нет способа проверки таких окончаний.)

- Сформулируйте цель сегодняшнего урока. (Найти способ правописания окончаний глаголов прошедшего времени.)

Слайд - Сформулируйте тему урока. (Правописание глаголов прошедшего времени.)

- Проверьте, пожалуйста, как ученики в индивидуальной работе на доске изменили глагол шуметь по временам и согласовали его с существительными ветер и гроза.

Н. вр. - шумит ветер, шумит гроза

Пр. вр. - шумел ветер, шумела гроза

Б. вр. - будет шуметь ветер, будет шуметь гроза

Слайд - У глаголов какого времени форма меняется? (У глаголов прошедшего времени.)

- Почему форма меняется? (Имена существительные разного рода.)

- Может ли глагол изменяться по родам? (Да, но только в прошедшем времени.)

- Если глагол шумели используется без существительного, можно определить его род? (Нет.)

- Что из этого следует? ( По родам изменяются глаголы прошедшего времени в единственном числе.)

Слайд - От чего зависит род глаголов прошедшего времени в единственном числе? (Глагол такого же рода, что и имя существительное, с которым он связан.) - В какой части слова разные буквы? (В окончании). - Окончание в слабой или сильной позиции? (В слабой - оно безударное.) - Попытаемся исследовать эту проблему. Какие есть у кого идеи? - Можно понаблюдать за ударными окончаниями глаголов прошедшего времени и попробовать применить для безударной позиции. Физкультминутка: гимнастика для глаз. V. Реализация построенного проекта.

Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний: алгоритма правописания окончаний глаголов прошедшего времени;

2) зафиксировать в речи и в знаковой форме (с помощью эталона) открытый способ правописания окончаний глаголов прошедшего времени, сформировать умение использовать его на практике;

3) организовать уточнение общего характера нового знания. Организация учебного процесса на этапе V. - Предлагаю поработать в группах. Составьте предложения, дополнив их данными словами: время, дождь, весна, осадки. Шёл … . Шла … . Шло … . Шли … . - Проверим, что получилось. (Шёл дождь. Шла весна. Шло время. Шли осадки.) - Что заметили? (Глаголы связаны с существительными разного рода и числа). - Построим схему. М.р. Ж.р. Л + Ср.р. Мн.ч. - Какие окончания вы выделяете у глаголов прошедшего времени? (Дополнения в схему). - В чем же разница? Какие предложения? Ваше мнение? - Посмотрите на схему, сравните окончания и попробуйте сформулировать правило. (Ответы детей). - Будет ли отличаться безударная позиция окончания от ударной? (Нет.) - А теперь попробуем построить алгоритм. (Предложения детей).

Слайд Алгоритм правописания окончаний глаголов прошедшего времени 1. Найдите имя существительное, с которым связан данный глагол. 2. Определите число и род этого существительного. 3. Допишите окончание глагола прошедшего времени. - Вернемся к началу урока. Проверим с помощью алгоритма слово, которое написали на планшете. (Комментарий с использованием схемы, на доске графический комментарий). VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: зафиксировать правило правописания окончаний глаголов прошедшего времени во внешней речи. Организация учебного процесса на этапе VI. - Как думаете, чем дальше займемся? (Потренируемся в написании слов на новое правило). 1. Комментированное письмо у доски. - Определите род данных глаголов прошедшего времени и допишите их окончания. звездочка зажгл.сь месяц появил.ся облако спрятал.сь травы притихл. 2. Комментированное письмо в парах. 1 вариант: пламя кидал.сь 2 вариант: дым поднимал.ся деревья закачал.сь земля покрыл.сь Слайд - Проверьте, пожалуйста, правильность выполнения задания по образцу на слайде. VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: 1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке; 2) проверить свое умение применять изученное правило. Организация учебного процесса на этапе VII. Физкультминутка. - А теперь вы можете поработать самостоятельно. Выберите себе задание по силам. Желаю успеха! Слайд I уровень. Определите род данных глаголов: тлела, разгоралось, кричали, полыхал. II уровень. Запишите глаголы прошедшего времени с данными существительными: роща догорал., дерево полыхал., пенёк тлел., птицы замолчал.; определите их род. - Кто допустил ошибки при выполнении задания? - Над чем надо поработать? На что нужно обратить внимание? (Запомнить правило правописания окончаний глаголов прошедшего времени, пользоваться схемой). - Молодцы и те, кто нашел и исправил ошибки. Поставьте на полях знак «+». - У кого ошибок нет? Молодцы! VIII. Включение в систему знаний и повторение. Цель: тренировать способность к применению нового правила. Организация учебного процесса на этапе VIII.

  1. Творческая работа.
- Используя опорные слова и словосочетания из задания второго уровня, составьте и запишите несколько связных по смыслу предложений на тему «Пожар». Слайд Опорные слова: резкий, направление, по небу, на высокие сосны, хвою, едкого дыма, посёлок. 2. Чтение и обсуждение записанных предложений. IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: 1) оценить результаты собственной деятельности; 2) согласовать домашнее задание. Организация учебного процесса на этапе IX. 1. - Что нового узнали про глагол? - Какую цель ставили перед собой? (Узнать правило правописания окончаний глаголов прошедшего времени). - Достигли мы цели? (Да). - Как пишутся такие слова? (Ученики рассказывают правило). - Оцените свою деятельность. - Кого из ребят вы можете поблагодарить сегодня за помощь? Слайд - Прочитайте данные высказывания. 1) Я всё понял, но у меня остались вопросы. 2) Я всё понял, могу работать по алгоритму. 3) Я всё понял, могу работать по алгоритму, могу объяснять другому. - Если вы согласны с первым утверждением, нарисуйте месяц, если со вторым - звездочку, а если с третьим - солнышко. звездочка зажгл.сь месяц появил.ся облако спрятал.сь травы притихл.


звездочка зажгл.сь месяц появил.ся облако спрятал.сь травы притихл.


© 2010-2022