Технологическая карта к уроку окружающего мира по теме Какие бывают растения

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Этап урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов (содержание деятельности)

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1. Организация начала урока

Выходят из-за парт.

Здравствуйте.

Стоит перед учениками, проверяет готовность учащихся и приветствует их:

Здравствуйте, дети!

Садитесь.

Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, зовут меня Галина Сергеевна.



развитие навыков сотрудничества с учителем

2. Актуализация знаний

22 октября

Осень

(выслушиваю мнения учащихся)

Город Шахты

Шахтинцы

В Ростовской области

Да, река Дон

Россия

Россияне

Город Москва

Россия-многонациональная страна. в ней живет более 150 народов. У них есть свои обычаи и традиции. Россия богата своими ресурсами.

Дети, назовите сегодняшнюю дату.

Какое время года?

Охарактеризуйте его.

Молодцы. Осенью природа «Засыпает»: начинаются первые похолодания, желтеет и опадает листва, звери подготавливаются к спячке, наступают первые заморозки.

Скажите, в каком городе вы живете?

Как называют жителей, которые живут в городе Шахты?

В какой области вы живете?

Есть ли в этой области реки?

Верно, в какой стране вы живете?

Как называют тех людей, которые живут в России?

Назовите столицу России.

Охарактеризуйте страну Россию.

Молодцы. Россия- это самая большая стра-на в мире, в ней очень много сел и городов, гор и низменностей, областей и округов, морей и озер. Это многонациональная страна. Ее прославляли многие фамилии. Я желаю вам любить свою страну, гордиться, что вы в ней живете и прославить ее в будущем своим именем.

Дети вспоминают признаки осени и называют их, затем учитель обобщает знания учащихся.

Связь с жизнью: данное время года, принадлежность к родной стране.

Проверка раннее изученных знаний учащихся; концентрация внимания на патриотические чувства (любовь к родине, осознание принадлежности к России, чувство гордости за страну)

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности

3. Сообщение темы и цели урока

Лес

Мы совершим путешествие в лес.

Какие бывают растения.

Сегодня мы совершим путешествие, а куда оно будет- вы узнаете отгадав загадку:

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом -

Чудеса увидишь в нем!

Куда мы совершим путешествие?

Что вы хотите узнать, побывав в лесу?

Верно. Сегодня мы совершим путешествие в лес, но мы будем не просто путешественниками, а исследователями. Цель нашего путешествия- узнать, какие бывают растения.

Дети раскрывают тему урока, самостоятельно ставят перед собой цель урока. Учитель обобщает сказанное.

Продолжить работать с учащимися над умением самостоятельно формулировать тему и цель урока.

Понимать и принимать учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации.

4. Операционно- исполнительский этап


Они имеют корень, стебель и листья.

Самая «высокая» группа- деревья, средняя- кустарники, а самая низкая- травы


Какие бывают растения

Узнаем, на какие группы можно разделить растения. Научимся выделять и сравнивать признаки этих групп. Будем учиться замечать и ценить красоту мира растений.


Стебель у дерева- твердый, одревесневший. У дерева от корня отходит один толстый стебель- ствол. Деревья бывают лиственные и хвойные. У лиственных деревьев листья в виде пластинок, а у хвойных в виде- иголок.

Стебель у кустарника- твердый, одревесневший. У кустарников несколько довольно тонких стеблей- стволиков. кустарники бывают лиственные и хвойные. У лиственных кустарников листья в виде пластинок, а у хвойных в виде- иголок.

У трав, или травянистых растений, стебли мягкие и сочные.


Группа 1:

  1. Береза

  2. Лиственные

  3. Ствол имеет бело-желтый цвет и черные «вкропления»

  4. Форма листьев округло-продолговатая, края листьев зубчатые

  5. У берез есть сережки

Группа 2:

  1. Можжевельник

  2. Хвойные

  3. Несколько маленьких стеблей растут от корня

  4. Листья- игловидные

  5. Плоды (ягоды) синего цвета.

Группа 3:

  1. Чабрец

  2. Лиственные

  3. Несколько упругих стеблей растут от корня

  4. Листья имеют округло-продолговатую форму

  5. Цветки имеют розовато-сиреневую окраску.


Клен


Сирень

Колокольчик

Ива

Барбариса

Ландыши


Да

(выслушиваю ответы уч-ся)

(выслушиваю ответы уч-ся)


(выслушиваю ответы уч-ся)

(выслушиваю ответы уч-ся)

(выслушиваю ответы уч-ся)

(выслушиваю ответы уч-ся)

(выслушиваю ответы уч-ся)

(выслушиваю ответы уч-ся)

(выслушиваю ответы уч-ся)

(выслушиваю ответы уч-ся)

(выслушиваю ответы уч-ся)

Эта пословица учит нас тому, что нужно беречь растения. Даже если много растений- их не нужно истреблять, если мало леса- то нужно беречь его, а если его нет, то нужно посадить деревья.

Что общего у разных растений?

На какие 3 большие группы можно разделить все растения?

Растительный мир планеты очень богат, более 300 тысяч видов растений населяют землю. Поэтому исследовать столько- одному человеку не под силу. Наука, которая изучает растения, называется ботаникой, а ученых, которые изучают растения, называют ботаниками.

Для нашего исследования нам понадобятся 3 группы исследователей: первый ряд- первая лаборатория будет исследовать деревья, второй ряд- вторая - кустарники и третий ряд- третья лаборатория- травы.

Откройте свои учебники на странице 56. Прочитайте тему урока.

Прочитайте ниже цель урока, которую предлагает нам автор.

Задание для исследования по группам: прочитайте текст на странице 56 под картинкой и найдите характеристику:

1 группа- дерева

2 группа- кустарника

3 группа- травы.

Итак, подведем итог исследования. Группа 1.

Группа 2.


Группа 3.

Молодцы, с первым заданием-исследованием вы справились. Итак, мы узнали, что у всех растений есть стебель, у трав- он мягкий, а у кустов и деревьев жёстче. У дерева один толстый стебель, а у кустарников их несколько. Деревья и кустарники мы можем разделить на две большие группы: лиственные, у которых листья в форме пластинок и хвойные, у которых листья в форме иголок.

Исследование № 2.

По полученной иллюстрации вам нужно составить маленький рассказ всей группой должны, в котором вы опишите растение по плану.

  1. Название растения

  2. К какой группе относится

  3. Стебель (цвет, форма, углубление на коре)

  4. Листья (форма)

  5. Цветки/ плоды

Верно. Молодцы. Так же люди делают и пью березовый сок, который богатейший витаминами, но надрезать деревья можно только в определенное время.

Все правильно. Плоды можжевельника тоже используют люди в пищу, например, как специи.


Молодцы. Чабрец или как его еще называют тимьян, тоже применяют в пище, как приправу, а так же добавляют в чай, потому что он обладает полезными свойствами и является лекарственным растением.

Исследование № 3

сейчас я буду загадывать вам загадки и показывать части растений, ваша задача- подумать и ответить о каком растении я вам хотела сообщить.

Задание для первой подгруппы.

Под солнышком купался

И ладошкой умывался.

Осень красная пришла

Все ладошки обожгла.

Дождик пламя потушил,

Ветер ветки подсушил.

Желтые ладошки

К нам летят в окошки.

Задание для второй подгруппы.

Тонет куст в цветах махровых,

Словно в облачках лиловых.

В яркий теплый майский день

Глаз наш радует...

Задание для третьей подгруппы.

То фиолетовый, то голубой,

Он на опушке встречался с тобой.

Названье ему очень звонкое дали,

Но только звенеть он сумеет едва ли.

Задание для первой подгруппы.

Ветви в воду опустила

И о чем-то загрустила.

Посмотрите, как красиво

Над рекой склонилась...

Задание для второй подгруппы.

Кислый-кислый! Но - полезный!

И, наверно, всем известный.

Он - на даче, и в лесу.

Я нарву и принесу

Гладких, будто зёрна риса,

Красных ягод...

Задание для третьей подгруппы.

Даже ночью муравьишка

Не пропустит свой домишко:

Путь-дорожку до зари

Освещают фонари.

На больших столбах подряд

Лампы белые висят.

Молодцы, исследователи! Вы сегодня справились с заданиями, были активными исследователями и сделали открытия для себя.

Дети, вы любите наблюдать?

Каким было последнее ваше наблюдение?

Вы, наверное, знаете, что издавна люди наблюдали за природой, фиксировали свои наблюдения, а потом делали выводы, которые мы теперь называем пословицами.

Знаете ли вы пословицы о растениях?

Исследование №4

Сейчас я вам раздам пословицы, но это не просто пословицы, слова в ней «рассыпаны». Ваша задача соединить пословицу так, что бы она приобрела смысл и естественно объяснить ее смысл.


  1. Растенье - земли украшенье.

  2. Зелёный наряд радует взгляд.

  3. Дорого дерево не только плодами, но и листами.

  4. Сломать дерево - секунда, а вырастить - года.

  5. Срубили деревья - прощай птицы.

  6. Срубленное дерево вновь не вырастет.

  7. Морковь прибавляет кровь.

  8. Чеснок да лук от семи недуг.

  9. Лук и капуста болезнь не пустят.

Обратите внимание на слайд, прочитайте пословицу:

Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади.

Подумайте минуту над ее смыслом.

Молодцы.

Учащиеся заполняют «иерархическую» лестницу растений

Учащиеся объединяются в группы по эмблемам: деревья, кустарники, травы.


Поиск информации по тексту учащимися. Учитель подходит к группам и помогает, при возникших затруднениях. Затем совместно проверяют.




Учащиеся выполняют следующее задание-исследование, в котором самостоятельно составляют рассказ-описание по определенному растению. Учитель подходит к группам и помогает, при возникших затруднениях. Затем совместно проверяют.




Учащиеся вместе с учителем выполняют следующее задание-исследование, в котором через описание признаков растения понимают о каком растении идет речь








Учащиеся выполняют следующее задание-исследование, в котором самостоятельно составляют «рассыпанные» пословицы о растениях. Учитель подходит к группам и помогает, при возникших за-труднениях. Затем совместно проверяют.


Задание для коллективного обсуждения


Формирование у детей понятия «растения» какие бывают растения. В ходе исследования учащиеся должны научиться:



находить необходимую информацию в тексте,





самостоятельно составлять рассказ-описание по подготовленному плану;





через «успешные» формы понимать о каком растении идет речь, через описание его признаков,








ознакомиться с народными мудростями, касающимися растительного мира планеты.

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; уметь аргументировать свою позицию; уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; уметь устанавливать аналогии; уметь сравнивать объекты окружающего мира; уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.

  1. Подведение итогов урока


Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы. Описание некоторых растений.

Тополя, каштаны, березы, можжевельник, и т.д.

(выслушиваю ответы уч-ся)

Дети, наше путешествие в осенний лес подходит к концу, я предлагаю вам обобщить наше исследование, в форме теста. Раздаю уч-ся тесты

Проводим коллективную проверку. Кто на все вопросы ответил верно- поставьте себе пять баллов, у кого одна ошибка- четыре балла и у кого 2 ошибки- 3 балла.

Что нового вы узнали на уроке?

Назовите растения, которые растут в нашем городе.

Назовите пословицу о растениях.

Ученики выполняют самостоятельно тест, что способствует выявить уровень усвоения темы урока.

Использование метода контроля, который способствует выявлению качества полученных знаний

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

  1. рефлексия

Дети выходят к доске и приклеивают лучи.

Ребята, на доске висит круг, сейчас я раздам вам по 2 полоски бумаги: 1-синяя, которая будет обозначать, что вам не понравился урок, потому что у вас возникли какие либо затруднения или вы что-то не поняли; 2- оранжевая, будет сообщать вам о том, что вам урок понравился и он не вызвал у вас никаких затруднений.

Выявление эмоционального состояния детей на конец урока

Снять эмоциональное напряжение учащихся, расслабить их умственное напряжение.

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности


Тема

Какие бывают растения

Тип урока

урок- исследование

Цели

познакомить детей с разнообразием растений по внешнему виду (дерево, кустарник, трава); учить детей различать травянистые и древесные формы растений; воспитывать бережное отношение к окружающему нас миру

Планируемый результат

  • Предметные:

  • формирование знаний о растительном мире планеты, о цели его существования

  • Метапредметные:


  • личностные УУД (формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций)

  • регулятивные УУД (понимать, принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации)


  • коммуникативные УУД (договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; уметь аргументировать свою позицию)

  • познавательные УУД (уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; уметь устанавливать аналогии; уметь сравнивать объекты окружающего мира; уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах)

Основные понятия

Растения, деревья, кустарники, травы

Ресурсы

  • основные:


  • ФГОС НОО

  • Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. Носителе. В 2 ч. Ч. 1 / А.А.Плешаков.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2012.- с. 56-59.

  • дополнительные:

  • gigabaza.ru

  • festival.1september.ru

  • nsportal.ru

Формы организации обучения


индивидуально- групповая



© 2010-2022