- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта к уроку окружающего мира по теме Какие бывают растения
Технологическая карта к уроку окружающего мира по теме Какие бывают растения
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Артемова Г.С. |
Дата | 17.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Этап урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов (содержание деятельности) | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
1. Организация начала урока | Выходят из-за парт. Здравствуйте. | Стоит перед учениками, проверяет готовность учащихся и приветствует их: Здравствуйте, дети! Садитесь. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, зовут меня Галина Сергеевна. |
|
| развитие навыков сотрудничества с учителем |
2. Актуализация знаний | 22 октября Осень (выслушиваю мнения учащихся) Город Шахты Шахтинцы В Ростовской области Да, река Дон Россия Россияне Город Москва Россия-многонациональная страна. в ней живет более 150 народов. У них есть свои обычаи и традиции. Россия богата своими ресурсами. | Дети, назовите сегодняшнюю дату. Какое время года? Охарактеризуйте его. Молодцы. Осенью природа «Засыпает»: начинаются первые похолодания, желтеет и опадает листва, звери подготавливаются к спячке, наступают первые заморозки. Скажите, в каком городе вы живете? Как называют жителей, которые живут в городе Шахты? В какой области вы живете? Есть ли в этой области реки? Верно, в какой стране вы живете? Как называют тех людей, которые живут в России? Назовите столицу России. Охарактеризуйте страну Россию. Молодцы. Россия- это самая большая стра-на в мире, в ней очень много сел и городов, гор и низменностей, областей и округов, морей и озер. Это многонациональная страна. Ее прославляли многие фамилии. Я желаю вам любить свою страну, гордиться, что вы в ней живете и прославить ее в будущем своим именем. | Дети вспоминают признаки осени и называют их, затем учитель обобщает знания учащихся. Связь с жизнью: данное время года, принадлежность к родной стране. | Проверка раннее изученных знаний учащихся; концентрация внимания на патриотические чувства (любовь к родине, осознание принадлежности к России, чувство гордости за страну) | формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности |
3. Сообщение темы и цели урока | Лес Мы совершим путешествие в лес. Какие бывают растения. | Сегодня мы совершим путешествие, а куда оно будет- вы узнаете отгадав загадку: Дом со всех сторон открыт. Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом - Чудеса увидишь в нем! Куда мы совершим путешествие? Что вы хотите узнать, побывав в лесу? Верно. Сегодня мы совершим путешествие в лес, но мы будем не просто путешественниками, а исследователями. Цель нашего путешествия- узнать, какие бывают растения. | Дети раскрывают тему урока, самостоятельно ставят перед собой цель урока. Учитель обобщает сказанное. | Продолжить работать с учащимися над умением самостоятельно формулировать тему и цель урока. | Понимать и принимать учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации. |
4. Операционно- исполнительский этап
| Они имеют корень, стебель и листья. Самая «высокая» группа- деревья, средняя- кустарники, а самая низкая- травы
Какие бывают растения Узнаем, на какие группы можно разделить растения. Научимся выделять и сравнивать признаки этих групп. Будем учиться замечать и ценить красоту мира растений.
Стебель у дерева- твердый, одревесневший. У дерева от корня отходит один толстый стебель- ствол. Деревья бывают лиственные и хвойные. У лиственных деревьев листья в виде пластинок, а у хвойных в виде- иголок. Стебель у кустарника- твердый, одревесневший. У кустарников несколько довольно тонких стеблей- стволиков. кустарники бывают лиственные и хвойные. У лиственных кустарников листья в виде пластинок, а у хвойных в виде- иголок. У трав, или травянистых растений, стебли мягкие и сочные.
Группа 1:
Группа 2:
Группа 3:
Клен
Сирень Колокольчик Ива Барбариса Ландыши
Да (выслушиваю ответы уч-ся) (выслушиваю ответы уч-ся)
(выслушиваю ответы уч-ся) (выслушиваю ответы уч-ся) (выслушиваю ответы уч-ся) (выслушиваю ответы уч-ся) (выслушиваю ответы уч-ся) (выслушиваю ответы уч-ся) (выслушиваю ответы уч-ся) (выслушиваю ответы уч-ся) (выслушиваю ответы уч-ся) Эта пословица учит нас тому, что нужно беречь растения. Даже если много растений- их не нужно истреблять, если мало леса- то нужно беречь его, а если его нет, то нужно посадить деревья. | Что общего у разных растений? На какие 3 большие группы можно разделить все растения? Растительный мир планеты очень богат, более 300 тысяч видов растений населяют землю. Поэтому исследовать столько- одному человеку не под силу. Наука, которая изучает растения, называется ботаникой, а ученых, которые изучают растения, называют ботаниками. Для нашего исследования нам понадобятся 3 группы исследователей: первый ряд- первая лаборатория будет исследовать деревья, второй ряд- вторая - кустарники и третий ряд- третья лаборатория- травы. Откройте свои учебники на странице 56. Прочитайте тему урока. Прочитайте ниже цель урока, которую предлагает нам автор. Задание для исследования по группам: прочитайте текст на странице 56 под картинкой и найдите характеристику: 1 группа- дерева 2 группа- кустарника 3 группа- травы. Итак, подведем итог исследования. Группа 1. Группа 2.
Группа 3. Молодцы, с первым заданием-исследованием вы справились. Итак, мы узнали, что у всех растений есть стебель, у трав- он мягкий, а у кустов и деревьев жёстче. У дерева один толстый стебель, а у кустарников их несколько. Деревья и кустарники мы можем разделить на две большие группы: лиственные, у которых листья в форме пластинок и хвойные, у которых листья в форме иголок. Исследование № 2. По полученной иллюстрации вам нужно составить маленький рассказ всей группой должны, в котором вы опишите растение по плану.
Верно. Молодцы. Так же люди делают и пью березовый сок, который богатейший витаминами, но надрезать деревья можно только в определенное время. Все правильно. Плоды можжевельника тоже используют люди в пищу, например, как специи.
Молодцы. Чабрец или как его еще называют тимьян, тоже применяют в пище, как приправу, а так же добавляют в чай, потому что он обладает полезными свойствами и является лекарственным растением. Исследование № 3 сейчас я буду загадывать вам загадки и показывать части растений, ваша задача- подумать и ответить о каком растении я вам хотела сообщить. Задание для первой подгруппы. Под солнышком купался И ладошкой умывался. Осень красная пришла Все ладошки обожгла. Дождик пламя потушил, Ветер ветки подсушил. Желтые ладошки К нам летят в окошки. Задание для второй подгруппы. Тонет куст в цветах махровых, Словно в облачках лиловых. В яркий теплый майский день Глаз наш радует... Задание для третьей подгруппы. То фиолетовый, то голубой, Он на опушке встречался с тобой. Названье ему очень звонкое дали, Но только звенеть он сумеет едва ли. Задание для первой подгруппы. Ветви в воду опустила И о чем-то загрустила. Посмотрите, как красиво Над рекой склонилась... Задание для второй подгруппы. Кислый-кислый! Но - полезный! И, наверно, всем известный. Он - на даче, и в лесу. Я нарву и принесу Гладких, будто зёрна риса, Красных ягод... Задание для третьей подгруппы. Даже ночью муравьишка Не пропустит свой домишко: Путь-дорожку до зари Освещают фонари. На больших столбах подряд Лампы белые висят. Молодцы, исследователи! Вы сегодня справились с заданиями, были активными исследователями и сделали открытия для себя. Дети, вы любите наблюдать? Каким было последнее ваше наблюдение? Вы, наверное, знаете, что издавна люди наблюдали за природой, фиксировали свои наблюдения, а потом делали выводы, которые мы теперь называем пословицами. Знаете ли вы пословицы о растениях? Исследование №4 Сейчас я вам раздам пословицы, но это не просто пословицы, слова в ней «рассыпаны». Ваша задача соединить пословицу так, что бы она приобрела смысл и естественно объяснить ее смысл.
Обратите внимание на слайд, прочитайте пословицу: Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади. Подумайте минуту над ее смыслом. Молодцы. | Учащиеся заполняют «иерархическую» лестницу растений Учащиеся объединяются в группы по эмблемам: деревья, кустарники, травы.
Поиск информации по тексту учащимися. Учитель подходит к группам и помогает, при возникших затруднениях. Затем совместно проверяют.
Учащиеся выполняют следующее задание-исследование, в котором самостоятельно составляют рассказ-описание по определенному растению. Учитель подходит к группам и помогает, при возникших затруднениях. Затем совместно проверяют.
Учащиеся вместе с учителем выполняют следующее задание-исследование, в котором через описание признаков растения понимают о каком растении идет речь
Учащиеся выполняют следующее задание-исследование, в котором самостоятельно составляют «рассыпанные» пословицы о растениях. Учитель подходит к группам и помогает, при возникших за-труднениях. Затем совместно проверяют.
Задание для коллективного обсуждения
| Формирование у детей понятия «растения» какие бывают растения. В ходе исследования учащиеся должны научиться:
находить необходимую информацию в тексте,
самостоятельно составлять рассказ-описание по подготовленному плану;
через «успешные» формы понимать о каком растении идет речь, через описание его признаков,
ознакомиться с народными мудростями, касающимися растительного мира планеты. | формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; уметь аргументировать свою позицию; уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; уметь устанавливать аналогии; уметь сравнивать объекты окружающего мира; уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах. |
|
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы. Описание некоторых растений. Тополя, каштаны, березы, можжевельник, и т.д. (выслушиваю ответы уч-ся) | Дети, наше путешествие в осенний лес подходит к концу, я предлагаю вам обобщить наше исследование, в форме теста. Раздаю уч-ся тесты Проводим коллективную проверку. Кто на все вопросы ответил верно- поставьте себе пять баллов, у кого одна ошибка- четыре балла и у кого 2 ошибки- 3 балла. Что нового вы узнали на уроке? Назовите растения, которые растут в нашем городе. Назовите пословицу о растениях. | Ученики выполняют самостоятельно тест, что способствует выявить уровень усвоения темы урока. | Использование метода контроля, который способствует выявлению качества полученных знаний | развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи |
| Дети выходят к доске и приклеивают лучи. | Ребята, на доске висит круг, сейчас я раздам вам по 2 полоски бумаги: 1-синяя, которая будет обозначать, что вам не понравился урок, потому что у вас возникли какие либо затруднения или вы что-то не поняли; 2- оранжевая, будет сообщать вам о том, что вам урок понравился и он не вызвал у вас никаких затруднений. | Выявление эмоционального состояния детей на конец урока | Снять эмоциональное напряжение учащихся, расслабить их умственное напряжение. | договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности |
Тема | Какие бывают растения |
Тип урока | урок- исследование |
Цели | познакомить детей с разнообразием растений по внешнему виду (дерево, кустарник, трава); учить детей различать травянистые и древесные формы растений; воспитывать бережное отношение к окружающему нас миру |
Планируемый результат |
|
Основные понятия | Растения, деревья, кустарники, травы |
Ресурсы
|
|
| |
|
|
Формы организации обучения
| индивидуально- групповая
|