Урок на тему: Роль существительного в речи 4 класс

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Роль имени существительного в речи.

Цель: 1. Расширить представление учащихся о номинативной, коммуникативной,

эмоционально- выразительной роли имён существительных в речи.

2. Развивать умения различать имена существительные в тексте.

3. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: таблица, плакат, иллюстрации.

Содержание:

1.Организационный момент. Оформление записи в тетради.

2.Орфографическая минутка.

-Ребята, я получила письмо с заданиями для вас.

Задание 1: Отгадайте загадку и проверьте, нет ли в записи орфографических ошибок.

(Дети отгадывают загадку, находят орфографические ошибки и называют данную орфограмму)

Запись на плакате. Шумит он в поле и соду,

А в дом не пападаит.

И никуда я неиду,

Покуда он шагает. (Дождь)

3.Повторение пройденного.

- Скажите, как называются слова, которые обозначают действия предметов?

- Найдите в данном тексте глаголы.

Глаголы: шумит, не попадает, не иду, шагает.

(Дети называют их, записывают в тетрадь, разбирают по составу и называют грамматические признаки.)

4.Объяснение нового материала.

- Сегодня мы переходим к новой теме. Какой? Вы скажете мне сами после выполнения следующего задания. Вместе с загадкой я получила вот этоттекст.

(Раздаю карточки с текстом, в нём имена существительные заменены картинками.)

Задание 2: Пересмешник.

Отправился Дима в дремучий лес. Вот где я зверей увижу!

Спрятался за деревом и уши навострил. Чудеса в лесу. Петух домашний вдруг где-то закукарекал. Собака тихонько потявкала иумолкла. Корова вдруг вдали промычала - уж не заблудилась ли? Гуси прогоготали домашние: эти - то как в лес попали? Курица где-токлохчет - цыплят своих созывает. Даже кошка мяучит! Да что же это такое?

А вот что! Сидит у Димы над головой скворец и на разные голоса щебечет! Повторяет то, что в деревне слышал. Скворец - самыйлучший в лесу пересмешник!

-Нас спрашивают, что объединяет данные картинки? Но прежде, чем ответить,

прочитаем текст. (Чтение, определение темы текста, ответ на вопрос.)

- Да, ребята, лес, звери, дерево, петух, собака, корова, голова, курица, цыплята, кот, деревня - это имена существительные.

(открываю заранее написанную на доске цитату и читаю)

«Имя существительное - хлеб языка». (Л.Успенский)

Слово учителя:

Сегодня мы поговорим о роли имени существительного в речи. Цель урока - доказать справедливость утверждения Льва ВасильевичаУспенского, что «имя существительное - хлеб языка». К.Г.Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и нашем сознании, что нельзя былобы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепоти шорох морского гравия».

Эти слова Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имёнсуществительных. Недаром поэт говорит: «Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам».

-Какие же названия предметам даёт имя существительное?

Запись на доске:

живые существа: девочка,…

явления природы: гроза,…

явления общественной жизни: митинг,..

признак как предмет: синь,…

действие как предмет: бег,…

Дети читают её и добавляют свои примеры.

- Послушайте отрывок из стихотворения А.Фета.

Шепот, робкое дыханье, Свет ночной. Ночные тени.

Трели соловья. Тени без конца.

Серебро и колыханье Ряд волшебных изменений

Сонного ручья. Милого лица.

- Из 22 слов стихотворения - 14 существительных, 6 прилагательных и 2 служебных слова, а получается удивительная, чудесная картина ночи,ночного пейзажа.

- Прослушайте отрывки из стихотворений других поэтов. Какие картины могут нарисовать имена существительные?

1. Вечер. Поле. 2.Опять дожди, опять туманы,

Огоньки. И листопад, и голый лес,

Дальняя дорога. И потемневшие поляны,

(В.Маяковский) И низкий серый свод небес. (С.Аксаков.)

Вывод: с помощью существительных можно «нарисовать» картину природы, портрет и т.д.

- Очень часто имена существительные несут в себе и эмоциональную оценку.

Докажите это на примере слов:

БЕЗДЕЛЬНИК, ТРУЖЕНИК, ПРОГУЛЬЩИК.

- В чём особенности этих слов? Какой оттенок они несут?

(Запись слов в тетрадь, выделение суффиксов)

- Что, кроме самого значения слова, может придавать существительному

эмоциональную окраску?

- Запишите слова под диктовку: усище, хвостище, носик, столик, деревушка.

- Какую эмоциональную окраску придают суффиксы в данных существительных?

5.ФИЗМИНУТКА для глаз. (Выполнение упражнений по схеме.)

6.Закрепление материала.

- Откроем учебники. Прочитаем задание вслух.

Что нужно выполнить? (Дети отвечают.)

1.Записать слова, распределяя их в две группы: а) имена существительные;

б) глаголы.

2. Обозначить в словах корни и окончания.

(Под цифра 1,2 - объясняем по цепочке; 3,4 - самостоятельно)

7.Проверка знаний.

- Закрасьте в таблице имена существительные красным цветом.

Парта

школьник

Ветер

Запел

птица

книга

Писать

нарисовали

спит

Солнышко

Проверка и оценивание работ учащихся.

8. Подведение итогов урока.

-Мы выполнили все задания. Скажите, над какой темой мы работали? Доказали ли мы справедливость утверждения Льва Васильевича Успенского,что «имя существительное - хлеб языка»? Объясните.

9.Домашнее задание.

Творческое задание: сочинить стихотворение, состоящее из имён существительных.



© 2010-2022