Метод проектов как средство развития ключевых компетенций младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Елена Владимировна Петренко

КГУ «Кокпектинская средняя школа»

Казахстан, Кокпекты

[email protected]

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Главная идея компетентностного подхода заключена в том, что нужно не столько располагать знаниями как таковыми, сколько обладать определёнными личностными характеристиками и уметь в любой момент найти и отобрать нужные знания в созданных человечеством хранилищах информации. И именно проектная деятельность служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме,

• формируется научно-теоретическое, нестандартное мышление учащихся

• через проектную деятельность осваиваются основы исследовательской деятельности

• создаётся ситуация успеха (переживание радости от самостоятельных открытий);

Таким образом, проектная деятельность формирует:

1. социальный опыт учащихся в труде и общении;

2. способствует интеллектуальному росту школьников;

3. расширяет кругозор, как в области своего предмета, так и в окружающей действительности.

Учитель должен понимать, что:

• Строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и опыта невозможно.

• Главная задача - обеспечить максимум успеха для своих учеников.

• Учитель не единственный и главный источник знаний.

• Главным является не предмет, которому он учит, а личность, которую он формирует.

Готовясь к очередному уроку, каждый раз задаю себе вопросы:

- как организовать работу на уроке, чтобы умения и навыки стали необходимыми ученику в жизни;

- как сделать обучение интересным;

-как активизировать познавательную деятельность моих учеников;

- как включить в процесс обучения всех учащихся.

Ведь как сказал В.А.Сухомлинский: «Самая страшная опасность - безделье за партой. Это развращает человека, и ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником - в сфере мысли»

Всё это потребовало создания в моей работе определённых условий для включения младших школьников в познавательную деятельность, приносящую ребёнку радость открытия, преодоления.

Такие условия позволяет создать проектная деятельность. Ей я отвожу важную роль в своей работе. Проектная деятельность создаёт на уроке стихии заинтересованности, поиска, творчества, а также стихию доброжелательности, в которой мы с учениками выступаем в роли партнёров, единомышленников, соавторов, потому что моя главная задача организовать совместную работу, совместный поиск.

Учебно - проектная деятельность способствует формированию нового типа учащихся, обладающих набором умений и навыков самостоятельной работы, готового к сотрудничеству и взаимодействию. Проект в начальной школе может охватывать область одного предмета, а может быть межпредметным. Все учебные предметы в начальных классах обладают широкими возможностями для организации проектной деятельности.

В работе по методу проектов учитываю, прежде всего, психолого - педагогические особенности младших школьников:

• темы проектов должны быть тесно связаны с предметным содержанием.

• проблема проекта должна быть в области познавательных интересов ребёнка и лежать в зоне его ближайшего развития.

В своей работе я использую различные типы проектов:

• Исследовательско - творческие, где результат оформляется в виде газет, листовок, инсценировок. Такие проекты позволяет ученикам проявлять и развивать свои творческие способности.

• Информационные, предполагают аналитическую работу с информацией

• Практико - ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребёнку почувствовать свою значимость.

• Исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков исследовательского мышления.

С чего же начинается проект? Для начала - идея. Она должна быть значимой в исследовательском, творческом плане. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком.

Для мотивации я стараюсь поставить проблему. В этом хорошо помогают сказки, притчи, видеосюжеты.

На втором этапе - обсуждение вопросов, которые можно задавать, определение границ наблюдения, третий этап - подготовка выступлений и четвёртый этап - презентация проекта.

Постепенно начинаю задавать небольшие задания, требующие проведения микроисследований: «Почему желтеют листья?», «Куда улетают птицы?», «Для чего школьнику режим?».

Далее провожу уроки - тренинги, на которых мы учимся, как надо собирать всю доступную информацию и обрабатывать её, как делают настоящие учёные. Моя задача подвести ребят к идее, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. Чем их больше, тем интереснее пойдёт работа.

Определив последовательность работы, начинаем собирать материал. Но все сведения нам тяжело удержать в голове, записать некоторый раз трудно, приходим к выводу, что можно сделать рисунок, схему или условный знак.

Мини исследовательские работы ребята проводят с начала года, я ищу первых исследователей, а дети получают опыт публичного выступления.

Предлагаю задания и упражнения для умения видеть проблему, смотреть на объект исследования с разных сторон:

• продолжи неоконченный рассказ;

• расскажи от имени другого персонажа;

• опиши один день твоей воображаемой жизни, используя концовку: «нам так и не удалось выехать на природу», «а рыбы-то мы так и не наловили» и т.п.;

• придумай нетрадиционное использование обычных вещей.

Вслед за выявление проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее учимся выдвигать гипотезу, строить предположения.

Затем важно научить ребят:

• задавать вопросы;

• давать определения понятиям;

• обобщать;

• классифицировать;

• наблюдать;

• анализировать.

Выполняя исследования в группах, все дети имеют возможность развить лидерские качества. Участие в проектной деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешно учиться.

Далее важно привлечь в союзники родителей. Поэтому провожу родительское собрание «Почему детям полезно быть исследователями». С помощью презентации знакомлю родителей с проектно - исследовательской деятельностью. Её целями и задачами.

У каждого учителя начальных классов в своей копилке найдётся немало примеров применения метода проектов в обучении.

Для того, чтобы работа была эффективной, необходимо соблюдать следующие условия, которые сформулированы в памятке для учителя.

Памятка для учителя.

1. Работа по исследованию метода проектов должна быть целенаправленной и систематичной.

2. Работа должна быть личностно значимой, важной для школьника. Необходимо помогать учащемуся, видеть смысл их проектной деятельности, видеть возможность реализации своих возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

3. Учитель должен создать среду, атмосферу для проектной деятельности, поддерживать интерес к этой деятельности, ситуацию успеха.

4. Создать психологический комфорт:

а) дети не должны бояться совершить ошибку;

б) не подавлять желание, а поддерживать и направлять;

в) дать возможность раскрыться, поверить в себя каждому ученику.

5. Учитель должен быть примером для детей. Он должен показывать своё стремление ко всему новому, желание познавать мир.

6. Необходим учёт возрастных особенностей и педагогических условий при проектной деятельности. Проект должен быть интересным, посильным, полезным.

7. В начальной школе должен преобладать индивидуальный проект, где ребёнок преодолевает все ступени сам.

Памятка для родителей.

1. Покажите детям пример в своём стремлении к новому, неизвестному, к стремлению решать различные проблемы, задачи, с удовольствием, радостью.

2. Привлекайте детей к совместному решению информационных проблем взрослых, а затем и проблем детей.

3. Присматривайтесь, прислушивайтесь к детям. Не оставляйте их вопросы без внимания.

4. Помогайте детям осваивать новые знания, но не старайтесь всё сделать за них.

5. Меньше наставлений, прямых инструкций.

6. Не сдерживайте инициативу.

7. Не ленитесь и не бойтесь потратить время на работу с ребёнком в библиотеке, дома с книгой.

8. Не раздражайтесь.

9. Никаких отрицательных суждений, если что - то не получается.

10. Учите доводить дело до конца.

Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности - презентация (защита) проекта.

Правила презентации для ученика:

1. Установи спокойное, размеренное дыхание - это успокаивает.

2. Найди удобное положение тела и место для рук.

3. Спокойно посмотри на слушателей.

4. Назови тему.

5. Заинтересуй слушателей выступлением.

6. Говори свободно. Следи за жестами и мимикой.

7. Подчёркивай самые важные мысли в своей работе, меняя тон голоса. Тон делает музыку выступления.

8. Делай паузы, чтобы слушатели смогли осмыслить то, что услышали.

9. Логично закончи своё выступление.

Памятка для учителя по подготовке к презентации.

1. Помогите ученикам произвести самооценку проекта:

2. Почему начали работу над проектом?

3. Решили ли вы проблему?

4. Как оценили вашу работу люди, столкнувшиеся с ней?

5. Что не доделано, а что можно было изменить?

6. Помогите оценить процесс проектирования.

7. Помогите ученику подготовить проект к презентации. Разработать план выступления.

8. Не следует делать из презентации спектакль, это отвлекает от сути.

9. Оценка проекта должна носить стимулирующий характер.

10. Не следует превращать презентацию проектов в соревнование. Лучше выделить номинации.

В этом году мой класс выступал на научно - практической конференции в школе с исследовательским проектом «Моё имя», за подготовку проекта дети были награждены ценными призами.

Таким образом, проектно - исследовательская деятельность, одна из конкретных возможностей использовать жизнь для решения образовательных и воспитательных целей. Вот почему можно сказать, что она расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Показывает, как перейти от словесного обучения к обучению самой жизнью, что необходимо для развития ключевых компетенций учащихся.

Именно поэтому я использую в обучении проектно - исследовательскую деятельность. Эта педагогическая технология не заменяет традиционную систему, а удачно дополняет её, позволяя мне помочь каждому ученику пережить ситуацию успеха, раскрыть разные стороны его личности.

Литература

1.Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа -2006 №1

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ под ред. Е.С.Полат - М.,2000

3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.:АРКТИ,2008

4.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.

5.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. - 2005. - №6.

6.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М., 2000.

7.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. - 1995. - №6.

8.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. - Ростов н/Д.,2005.

9.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. - 2005. - №9.















КГУ «Кокпектинская средняя школа»













Доклад

«МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.»

Подготовила

Учитель начальных классов

Петренко Елена Владимировна













Кокпекты 2013



© 2010-2022