Рабочая программа и КТП кружка «Этика: азбука добра»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.

Основная цель программы - формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.

Общая характеристика курса.

Нравственное развитие личности учащегося как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности в форме занятий кружка «Этика: азбука добра».

Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Он направлен, прежде всего, на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

  • Личностно-направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;

  • стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;

-развивающе- нравственное сознание;

-активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу.

Содержание факультатива ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю прибегать к эмоционально-образной форме народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

Место курса в учебном плане.

Кружок «Этика: азбука добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 33 ч в каждом классе: с 1 по 4, 1ч занятий в неделю. Общее количество часов - 132 ч.

Ценностные ориентиры содержания программы.

Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).

Развитие нравственного сознания младшего школьника формируется от класса к классу в следующей логике.

  1. класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация - поведение - правило; от правила - к поведению. Оценка нравственных поступков.

  2. класс. Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.

  3. класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка - мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, знакомятся с нравственными качествами человека, формирующимися на основе нравственных норм.

  4. класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка. В процессе освоения материалов программы ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы - всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.

Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение,

классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей), в материалах программы содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме - о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

В целях формирования коммуникативных универсальных учебных действий (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.

Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4 классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.

Содержание программы

Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе)

Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Универсальные учебные действия:

  • воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;

  • оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)

Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.

Универсальные учебные действия:

  • использовать в речи слова вежливости;

  • участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;

  • высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);

  • создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);

  • описывать сюжетную картинку (серию);

  • оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;

  • самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

О трудолюбии

Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.

Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.

Универсальные учебные действия:

- проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;

- оценивать свои действия во время уроков, дежурств.

Культура внешнего вида

Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные учебные действия:

  • воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;

  • оценивать внешний вид человека.

Внешкольный этикет

Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.

Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия:

  • использовать доброжелательный тон в общении;

  • оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Тематическое планирование

1 класс

Школьный этикет

Мы пришли на урок. Зачем нужны перемены? Мы в школьной столовой.

Правила общения

Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)? Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. Мой учитель.

Думай о других: сочувствие, как его выразить? Моя семья.

О трудолюбии

Что помогает учиться лучше (старательность)? Как мы трудимся: в школе и дома.

Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи).

Культура внешнего вида

Основные правила Мойдодыра. Каждой вещи своё место.

Внешкольный этикет

Правила поведения на улице, в транспорте. «Спасибо» и «пожалуйста».

2 класс

Школьный этикет

Дисциплина в школе и классе. В библиотеке: люби книгу.

Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка.

Правила общения

Сопереживание, помощь друзьям. Дал слово - держи его. Диалоги со сверстниками.

О трудолюбии

Учусь всё делать сам. Взаимопомощь дома и в школе. Беречь результаты труда.

Культура внешнего вида

Внешкольный этикет

Правила поведения на улице, в транспорте. «Спасибо» и «пожалуйста».

3 класс

Школьный этикет

Взаимопомощь: учёба и труд. Школьное имущество надо беречь.

Правила общения

Время надо беречь. Слово лечит, слово ранит.

Я и мои друзья (справедливость, коллективизм).

О трудолюбии

Труд кормит, а лень портит. Как организовать свой труд.

Культура внешнего вида

Уход за своими вещами.

Одежда будничная и праздничная.

Внешкольный этикет

Разговор по телефону. Поведение в гостях. Я пишу письмо. Поведение на природе.

4 класс

Школьный этикет

Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим. Забота о младших.

Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль.

Правила общения

Игра «Город вежливости». Вежливый ли я дома?

О трудолюбии

Основные правила Мойдодыра. Каждой вещи своё место.

Внешкольный этикет

Правила поведения на улице, в транспорте. «Спасибо» и «пожалуйста».































1 класс.

Разделы, тема занятий

Кол-во

часов

Дата

План

Факт

Школьный этикет.

7 ч

1-2

Правила поведения в школе.1

2

3-4

Правила поведения на уроке.1

2

5-6

Правила поведения на перемене.1

2

7

Правила поведения в школьной столовой.1

1

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).

8 ч

8

Правила вежливости.

1

9

Знакомство с образами этих поступков с помощью фильмов.

1

10

Доброе терпимое отношение к сверстнику.

1

11

Доброе терпимое отношение к другу.

1

12

Доброе терпимое отношение к младшим.

1

13

Добрые и вежливые отношения в семье.

1

14

Проявление уважения к родителям, близким.

1

15

Практическое знакомство с правилами коллективных игр.

1

О трудолюбии.

6 ч

16

Значение труда в жизни людей.

1

17

Виды труда детей в школе.

1

18

Виды труда детей дома.

1

19

Прилежание и старательность в учении и труде

1

20

Способы бережного отношения к вещам.

1

21

Пути и способы преодоления лени.

1

Культура внешнего вида.

3 ч

22

Культура внешнего вида как чистота, опрятность в человеке.

1

23

Правила опрятности и их значение для здоровья.

1

24

Правила опрятности и их значение для уважения окружающих.

1

Внешкольный этикет.

9 ч

25

Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.

1

26

Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях: на улице.

1

27

Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях: в транспорте.

1

28

Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях: во время прогулок.

1

29

Уступи место маленьким и пожилым.

1

30

За причинённые неудобства и неприятности надо извиняться.

1

31

Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым.

1

32

Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: взрослых называть на «Вы».

1

33

Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т д.

1

ИТОГО

33 ч

2 класс.

Разделы, тема занятий

Кол-во часов

Дата

План

Факт

Школьный этикет.

3 ч

1

В школу без опозданий.

1

2-3

Организация работы на уроке.

2

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).

8 ч

4

Правила вежливости.

1

5

Знакомство с образами этих поступков с помощью фильмов.

1

6

Знакомство с образами этих поступков посредством анализа близких детям жизненных ситуаций.

1

7

Добрые и вежливые отношения в семье.

1

8

Проявление уважения к родителям, близким.

1

9

Практическое знакомство с правилами коллективных игр.

1

10-11

Нравственное содержание ситуации, оценка ситуации.

2

О трудолюбии.

6 ч

12

Значение труда в жизни людей.

1

13

Учение как основной труд и обязанность школьника.

1

14

Виды труда детей дома.

1

15

Трудолюбие как главная ценность человека.

1

16

Способы бережного отношения к вещам.

1

17

Пути и способы преодоления лени.

1

Культура внешнего вида.

3 ч

18

Культура внешнего вида как чистота, опрятность в человеке.

1

19

Правила опрятности и их значение для здоровья.

1

20

Правила опрятности и их значение для уважения окружающих.

1

Внешкольный этикет.

14 ч

21

Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.

1

22

Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях: на улице.

1

23-24

Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях: в транспорте.

2

25

Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях: во время прогулок.

1

26-27

За причинённые неудобства и неприятности надо извиняться.

2

28-29

Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: доброжелательно отвечать на вопросы.

2

30-31

Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т д.

2

32

Правила поведения в магазине.

1

33

Правила поведения в библиотеке.

1

34

Правила поведения в театре и т д.

1

ИТОГО

34 ч

3 класс.

Разделы, тема занятий

Кол-во часов

Дата

План

Факт

Школьный этикет.

4 ч

1-2

Школьные перемены - время активного отдыха.

2

3-4

Школьные перемены - время игры.

2

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).

17 ч

5

Правила вежливости.

1

6

Представления о добрых поступках.

1

7

Представления о недобрых поступках.

1

8

Знакомство с образами этих поступков с помощью художественных произведений.

1

9

Знакомство с образами этих поступков с помощью сказок.

1

10

Знакомство с образами этих поступков с помощью фильмов.

1

11

Знакомство с образами этих поступков посредством анализа близких детям жизненных ситуаций.

1

12-13

Освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов.

2

14

Значение вежливых слов в установлении добрых отношений с окружающими.

1

15

Добрые и вежливые отношения в семье.

1

16

Проявление уважения к родителям, близким.

1

17

Практическое знакомство с правилами коллективных игр.

1

18-19

Пути выхода из конфликтных ситуаций.

2

20-21

Нравственное содержание ситуации, оценка ситуации.

2

О трудолюбии.

6 ч

22

Значение труда в жизни людей.

1

23

Виды труда детей дома.

1

24

Элементы культуры труда.

1

25

Способы бережного отношения к вещам.

1

26

Пути и способы преодоления неумения трудиться

1

27

Анализ и оценка своих действий во время уроков.

1

Культура внешнего вида.

3 ч

28

Культура внешнего вида как чистота, опрятность в человеке.

1

29

Оценка внешнего вида человека.

1

30

Критерий такой оценки: аккуратность, удобство, соответствие ситуации.

1

Внешкольный этикет.

4 ч

31

Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.

1

32

Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях: на улице.

1

33

Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях: в транспорте.

1

34

Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях: во время прогулок.

1

ИТОГО

34 ч


4 класс.

Разделы, тема занятий

Кол-во часов

Дата

План

Факт

Школьный этикет.

6 ч

1-2

Учебное сотрудничество.

2

3-4

Поведение в столовой.

2

5-6

Правила поведения за столом.

2

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).

14 ч

7

Правила вежливости.

1

8

Представления о добрых поступках.

1

9

Представления о недобрых поступках.

1

10

Знакомство с образами этих поступков с помощью художественных произведений.

1

11

Знакомство с образами этих поступков с помощью сказок.

1

12

Знакомство с образами этих поступков с помощью фильмов.

1

13-14

Освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов.

2

15

Значение вежливых слов в установлении добрых отношений с окружающими.

1

16

Добрые и вежливые отношения в семье.

1

17

Проявление уважения к родителям, близким.

1

18

Практическое знакомство с правилами коллективных игр.

1

19-20

Пути выхода из конфликтных ситуаций.

2

О трудолюбии.

6 ч

21

Значение труда в жизни людей.

1

22

Виды труда детей дома.

1

23

Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду.

1

24

Способы бережного отношения к вещам.

1

25

Пути и способы преодоления неумения трудиться

1

26

Анализ и оценка своих действий во время труда и дежурства.

1

Культура внешнего вида.

3 ч

27

Правила опрятности и их значение для собственного хорошего самочувствия.

1

28

Оценка внешнего вида человека.

1

29

Критерий такой оценки: аккуратность, удобство, соответствие ситуации.

1

Внешкольный этикет.

5 ч

30

Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.

1

31

Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях: на улице.

1

32

Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях: в транспорте.

1

33

Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях: во время прогулок.

1

34

За причинённые неудобства и неприятности надо извиняться.

1

ИТОГО

34 ч

















© 2010-2022