- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа и КТП кружка «Этика: азбука добра»
Рабочая программа и КТП кружка «Этика: азбука добра»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Уралёва Т.М. |
Дата | 11.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.
Основная цель программы - формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.
Общая характеристика курса.
Нравственное развитие личности учащегося как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности в форме занятий кружка «Этика: азбука добра».
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Он направлен, прежде всего, на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
-
Личностно-направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
-
стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
-развивающе- нравственное сознание;
-активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу.
Содержание факультатива ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю прибегать к эмоционально-образной форме народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Место курса в учебном плане.
Кружок «Этика: азбука добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 33 ч в каждом классе: с 1 по 4, 1ч занятий в неделю. Общее количество часов - 132 ч.
Ценностные ориентиры содержания программы.
Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).
Развитие нравственного сознания младшего школьника формируется от класса к классу в следующей логике.
-
класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация - поведение - правило; от правила - к поведению. Оценка нравственных поступков.
-
класс. Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.
-
класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка - мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, знакомятся с нравственными качествами человека, формирующимися на основе нравственных норм.
-
класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка. В процессе освоения материалов программы ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы - всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей), в материалах программы содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме - о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных универсальных учебных действий (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.
Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4 классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.
Содержание программы
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе)
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия:
-
воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
-
оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.
Универсальные учебные действия:
-
использовать в речи слова вежливости;
-
участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
-
высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);
-
создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
-
описывать сюжетную картинку (серию);
-
оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
-
самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.
Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия:
- проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;
- оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
Культура внешнего вида
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия:
-
воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
-
оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия:
-
использовать доброжелательный тон в общении;
-
оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Тематическое планирование
1 класс
Школьный этикет
Мы пришли на урок. Зачем нужны перемены? Мы в школьной столовой.
Правила общения
Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)? Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. Мой учитель.
Думай о других: сочувствие, как его выразить? Моя семья.
О трудолюбии
Что помогает учиться лучше (старательность)? Как мы трудимся: в школе и дома.
Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи).
Культура внешнего вида
Основные правила Мойдодыра. Каждой вещи своё место.
Внешкольный этикет
Правила поведения на улице, в транспорте. «Спасибо» и «пожалуйста».
2 класс
Школьный этикет
Дисциплина в школе и классе. В библиотеке: люби книгу.
Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка.
Правила общения
Сопереживание, помощь друзьям. Дал слово - держи его. Диалоги со сверстниками.
О трудолюбии
Учусь всё делать сам. Взаимопомощь дома и в школе. Беречь результаты труда.
Культура внешнего вида
Внешкольный этикет
Правила поведения на улице, в транспорте. «Спасибо» и «пожалуйста».
3 класс
Школьный этикет
Взаимопомощь: учёба и труд. Школьное имущество надо беречь.
Правила общения
Время надо беречь. Слово лечит, слово ранит.
Я и мои друзья (справедливость, коллективизм).
О трудолюбии
Труд кормит, а лень портит. Как организовать свой труд.
Культура внешнего вида
Уход за своими вещами.
Одежда будничная и праздничная.
Внешкольный этикет
Разговор по телефону. Поведение в гостях. Я пишу письмо. Поведение на природе.
4 класс
Школьный этикет
Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим. Забота о младших.
Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль.
Правила общения
Игра «Город вежливости». Вежливый ли я дома?
О трудолюбии
Основные правила Мойдодыра. Каждой вещи своё место.
Внешкольный этикет
Правила поведения на улице, в транспорте. «Спасибо» и «пожалуйста».
1 класс.
№
Разделы, тема занятий
Кол-во
часов
Дата
План
Факт
Школьный этикет.
7 ч
1-2
Правила поведения в школе.1
2
3-4
Правила поведения на уроке.1
2
5-6
Правила поведения на перемене.1
2
7
Правила поведения в школьной столовой.1
1
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).
8 ч
8
Правила вежливости.
1
9
Знакомство с образами этих поступков с помощью фильмов.
1
10
Доброе терпимое отношение к сверстнику.
1
11
Доброе терпимое отношение к другу.
1
12
Доброе терпимое отношение к младшим.
1
13
Добрые и вежливые отношения в семье.
1
14
Проявление уважения к родителям, близким.
1
15
Практическое знакомство с правилами коллективных игр.
1
О трудолюбии.
6 ч
16
Значение труда в жизни людей.
1
17
Виды труда детей в школе.
1
18
Виды труда детей дома.
1
19
Прилежание и старательность в учении и труде
1
20
Способы бережного отношения к вещам.
1
21
Пути и способы преодоления лени.
1
Культура внешнего вида.
3 ч
22
Культура внешнего вида как чистота, опрятность в человеке.
1
23
Правила опрятности и их значение для здоровья.
1
24
Правила опрятности и их значение для уважения окружающих.
1
Внешкольный этикет.
9 ч
25
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.
1
26
Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях: на улице.
1
27
Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях: в транспорте.
1
28
Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях: во время прогулок.
1
29
Уступи место маленьким и пожилым.
1
30
За причинённые неудобства и неприятности надо извиняться.
1
31
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым.
1
32
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: взрослых называть на «Вы».
1
33
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т д.
1
ИТОГО
33 ч
2 класс.
№
Разделы, тема занятий
Кол-во часов
Дата
План
Факт
Школьный этикет.
3 ч
1
В школу без опозданий.
1
2-3
Организация работы на уроке.
2
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).
8 ч
4
Правила вежливости.
1
5
Знакомство с образами этих поступков с помощью фильмов.
1
6
Знакомство с образами этих поступков посредством анализа близких детям жизненных ситуаций.
1
7
Добрые и вежливые отношения в семье.
1
8
Проявление уважения к родителям, близким.
1
9
Практическое знакомство с правилами коллективных игр.
1
10-11
Нравственное содержание ситуации, оценка ситуации.
2
О трудолюбии.
6 ч
12
Значение труда в жизни людей.
1
13
Учение как основной труд и обязанность школьника.
1
14
Виды труда детей дома.
1
15
Трудолюбие как главная ценность человека.
1
16
Способы бережного отношения к вещам.
1
17
Пути и способы преодоления лени.
1
Культура внешнего вида.
3 ч
18
Культура внешнего вида как чистота, опрятность в человеке.
1
19
Правила опрятности и их значение для здоровья.
1
20
Правила опрятности и их значение для уважения окружающих.
1
Внешкольный этикет.
14 ч
21
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.
1
22
Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях: на улице.
1
23-24
Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях: в транспорте.
2
25
Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях: во время прогулок.
1
26-27
За причинённые неудобства и неприятности надо извиняться.
2
28-29
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: доброжелательно отвечать на вопросы.
2
30-31
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т д.
2
32
Правила поведения в магазине.
1
33
Правила поведения в библиотеке.
1
34
Правила поведения в театре и т д.
1
ИТОГО
34 ч
3 класс.
№
Разделы, тема занятий
Кол-во часов
Дата
План
Факт
Школьный этикет.
4 ч
1-2
Школьные перемены - время активного отдыха.
2
3-4
Школьные перемены - время игры.
2
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).
17 ч
5
Правила вежливости.
1
6
Представления о добрых поступках.
1
7
Представления о недобрых поступках.
1
8
Знакомство с образами этих поступков с помощью художественных произведений.
1
9
Знакомство с образами этих поступков с помощью сказок.
1
10
Знакомство с образами этих поступков с помощью фильмов.
1
11
Знакомство с образами этих поступков посредством анализа близких детям жизненных ситуаций.
1
12-13
Освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов.
2
14
Значение вежливых слов в установлении добрых отношений с окружающими.
1
15
Добрые и вежливые отношения в семье.
1
16
Проявление уважения к родителям, близким.
1
17
Практическое знакомство с правилами коллективных игр.
1
18-19
Пути выхода из конфликтных ситуаций.
2
20-21
Нравственное содержание ситуации, оценка ситуации.
2
О трудолюбии.
6 ч
22
Значение труда в жизни людей.
1
23
Виды труда детей дома.
1
24
Элементы культуры труда.
1
25
Способы бережного отношения к вещам.
1
26
Пути и способы преодоления неумения трудиться
1
27
Анализ и оценка своих действий во время уроков.
1
Культура внешнего вида.
3 ч
28
Культура внешнего вида как чистота, опрятность в человеке.
1
29
Оценка внешнего вида человека.
1
30
Критерий такой оценки: аккуратность, удобство, соответствие ситуации.
1
Внешкольный этикет.
4 ч
31
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.
1
32
Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях: на улице.
1
33
Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях: в транспорте.
1
34
Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях: во время прогулок.
1
ИТОГО
34 ч
4 класс.
№
Разделы, тема занятий
Кол-во часов
Дата
План
Факт
Школьный этикет.
6 ч
1-2
Учебное сотрудничество.
2
3-4
Поведение в столовой.
2
5-6
Правила поведения за столом.
2
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).
14 ч
7
Правила вежливости.
1
8
Представления о добрых поступках.
1
9
Представления о недобрых поступках.
1
10
Знакомство с образами этих поступков с помощью художественных произведений.
1
11
Знакомство с образами этих поступков с помощью сказок.
1
12
Знакомство с образами этих поступков с помощью фильмов.
1
13-14
Освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов.
2
15
Значение вежливых слов в установлении добрых отношений с окружающими.
1
16
Добрые и вежливые отношения в семье.
1
17
Проявление уважения к родителям, близким.
1
18
Практическое знакомство с правилами коллективных игр.
1
19-20
Пути выхода из конфликтных ситуаций.
2
О трудолюбии.
6 ч
21
Значение труда в жизни людей.
1
22
Виды труда детей дома.
1
23
Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду.
1
24
Способы бережного отношения к вещам.
1
25
Пути и способы преодоления неумения трудиться
1
26
Анализ и оценка своих действий во время труда и дежурства.
1
Культура внешнего вида.
3 ч
27
Правила опрятности и их значение для собственного хорошего самочувствия.
1
28
Оценка внешнего вида человека.
1
29
Критерий такой оценки: аккуратность, удобство, соответствие ситуации.
1
Внешкольный этикет.
5 ч
30
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.
1
31
Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях: на улице.
1
32
Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях: в транспорте.
1
33
Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях: во время прогулок.
1
34
За причинённые неудобства и неприятности надо извиняться.
1
ИТОГО
34 ч