Урок Познание мира Народные герои

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цель: познакомить детей с народными героями: Богенбай-батыром, Кабанбай-батыром и Райымбек -батыром.

Задачи:

- расширить знания учащихся о джунгарской войне, формировать представление о священном долге - защите Родины;

-развивать логическое, творческое мышление, любознательность, память, речь, умение работать в группе, умение делать выводы;

-воспитывать патриотизм, любовь к Родине, гражданские чувства.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: карта, слайды, дополнительный материал о батырах.

Ход урока

  1. Орг. момент.

  2. Психологический настрой.

-Поприветствуем друг друга, пожелаем удачи!

-В течении урока мы будем играть в игру «Ұран». «Ұран» - это клич по традиции у казахского народа, у каждого рода были воинские кличи, что придавало им дух, веру в победу. Для клича выбирали имя предков, святых людей своего рода. С таким ұраном бросались в атаку, защищать свои земли. По кличу можно было определить, какого рода батыр.

-Вы, какого рода батыры? («Райымбек», «Кабанбай», «Богенбай»)

3.Проверка д/з:

-Сейчас я буду задавать вопросы, если вы знаете ответ, то быстро выкрикивайте свой клич.

-Итак, слушайте.

*Где находилось джунгарское ханство?

*В каком веке была жестокая война с джунгарскими захватчиками?

*Был ли готов казахский народ к войне?

*Как поступали враги с людьми, когда нападали на аулы?

*Назовите основные виды оружия, использовавшиеся на войне?

*Какие правила сражения тогда существовали?

(слайд «Поединок батыров»)

*Почему поединок батыров имело большое психологическое значение?

-Победа в таких битвах зависела от настроя каждого воина.

*Какие батыры отличились в этой войне?

*Как называли казахи войну против джунгар? Почему?

*Какой росла молодежь тех военных лет?

*Только ли мужчины участвовали в сраженьях с врагами?

-А теперь вы должны ответить на такой вопрос:

(слайд вопрос: «Почему казахский народ выстоял в этой жестокой войне?»)

-Но чтобы ответить на этот вопрос послушайте информацию, подготовленную учащимися.

1 ученик: Казахский ученый -просветитель Шокан Уалиханов говорил, что период джунгарского нашествия был «ужасным временем» в жизни казахов. Преследуемые свирепыми джунгарами, киргизы, подобно стадами испуганных сайгаков , бегут на юг, оставляя на пути своем имущество, детей, стариков, домашний скарб, исхудалый скот, и останавливаются в Средней Азии. Не найдя в среднеазиатских степях пастбищ и вступив во вражду с новыми соседями, они обращаются к границам России, чтобы искать ее помощи.

(Слайд «Портреты ханов Абулхаира и Абылая»)

2 ученик: Наиболее дальновидные ханы понимали, что для победы надо собрать воедино все силы казахов. Предание гласит, что у горы Орда-Басы собрались представители от трех жузов. Предводителем казахов был избран Абулхаир. Единственный выход видели в том, чтобы принять русское подданство. Поэтому они обратились к России.

- Итак, ответьте на поставленный вопрос.

4.Работа над новым материалом.

-Сегодня мы будем говорить о героизме, о долге каждого гражданина. Познакомимся с народными героями: Богенбай-батыром, Кабанбай-батыром и Райымбек- батыром. Послушаем дополнительную информацию о батырах, подготовленную учащимися.

- Определим, кто такой батыр?

- Ребята, давайте вспомним батыров, богатырей из легенд, эпосов, сказаний.

(слайд картины с изображениями Алпамыса, Ер Таргына, Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича, Золотого воина)

- Во все времена батыры (богатыри),воины, герои всегда любили защищали свою Родину, свой народ-это и есть священный долг каждого гражданина.

(слайд . Статья 36)

- И в Конституции, в статье 36. говорится о защите Родины каждым гражданином.

- Давайте хором прочитаем эту статью.

- А какой долг есть у вас, ребята?

- А вот ответить на вопрос, кто же такой батыр? Помогут нам пословицы.

( слайд пословицы)

-Прочитайте и объясните смысл пословиц.

- А теперь сделаем вывод: Кто же такой батыр- это жигит, имеющий честь, а честь- это любовь к своему народу, это готовность помочь своей Родине в тяжелое время.

(слайд с изображениями батыров Райымбека, Богенбая, Кабанбая)

- Перед вами картины с изображениями батыров. Посмотрите внимательно и попробуйте определить качества их характеров.

-А теперь послушайте и посмотрите материалы о трех батырах.

5.Работа с учебником.

- Откройте учебники на странице 101, читаем текст.

*Назовите имена батыров, сражавшихся с джунгарами.

*Почему казахский народ свято чтит память о великих батырах?

6. Чтение учащимися стихов о батырах.

7. Итог урока:

- Что нового вы узнали?

-Есть ли в нашей современной жизни батыры, герои?

- Кто же такой герой?

8. Оценивание.

9. Д/з: пересказ.







Тема: «Народные герои»

(познание мира 4 класс)

Провела: Кушанова Н.А.

© 2010-2022