- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок Познание мира Народные герои
Урок Познание мира Народные герои
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кушанова Н.А. |
Дата | 20.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Цель: познакомить детей с народными героями: Богенбай-батыром, Кабанбай-батыром и Райымбек -батыром.
Задачи:
- расширить знания учащихся о джунгарской войне, формировать представление о священном долге - защите Родины;
-развивать логическое, творческое мышление, любознательность, память, речь, умение работать в группе, умение делать выводы;
-воспитывать патриотизм, любовь к Родине, гражданские чувства.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: карта, слайды, дополнительный материал о батырах.
Ход урока
-
Орг. момент.
-
Психологический настрой.
-Поприветствуем друг друга, пожелаем удачи!
-В течении урока мы будем играть в игру «Ұран». «Ұран» - это клич по традиции у казахского народа, у каждого рода были воинские кличи, что придавало им дух, веру в победу. Для клича выбирали имя предков, святых людей своего рода. С таким ұраном бросались в атаку, защищать свои земли. По кличу можно было определить, какого рода батыр.
-Вы, какого рода батыры? («Райымбек», «Кабанбай», «Богенбай»)
3.Проверка д/з:
-Сейчас я буду задавать вопросы, если вы знаете ответ, то быстро выкрикивайте свой клич.
-Итак, слушайте.
*Где находилось джунгарское ханство?
*В каком веке была жестокая война с джунгарскими захватчиками?
*Был ли готов казахский народ к войне?
*Как поступали враги с людьми, когда нападали на аулы?
*Назовите основные виды оружия, использовавшиеся на войне?
*Какие правила сражения тогда существовали?
(слайд «Поединок батыров»)
*Почему поединок батыров имело большое психологическое значение?
-Победа в таких битвах зависела от настроя каждого воина.
*Какие батыры отличились в этой войне?
*Как называли казахи войну против джунгар? Почему?
*Какой росла молодежь тех военных лет?
*Только ли мужчины участвовали в сраженьях с врагами?
-А теперь вы должны ответить на такой вопрос:
(слайд вопрос: «Почему казахский народ выстоял в этой жестокой войне?»)
-Но чтобы ответить на этот вопрос послушайте информацию, подготовленную учащимися.
1 ученик: Казахский ученый -просветитель Шокан Уалиханов говорил, что период джунгарского нашествия был «ужасным временем» в жизни казахов. Преследуемые свирепыми джунгарами, киргизы, подобно стадами испуганных сайгаков , бегут на юг, оставляя на пути своем имущество, детей, стариков, домашний скарб, исхудалый скот, и останавливаются в Средней Азии. Не найдя в среднеазиатских степях пастбищ и вступив во вражду с новыми соседями, они обращаются к границам России, чтобы искать ее помощи.
(Слайд «Портреты ханов Абулхаира и Абылая»)
2 ученик: Наиболее дальновидные ханы понимали, что для победы надо собрать воедино все силы казахов. Предание гласит, что у горы Орда-Басы собрались представители от трех жузов. Предводителем казахов был избран Абулхаир. Единственный выход видели в том, чтобы принять русское подданство. Поэтому они обратились к России.
- Итак, ответьте на поставленный вопрос.
4.Работа над новым материалом.
-Сегодня мы будем говорить о героизме, о долге каждого гражданина. Познакомимся с народными героями: Богенбай-батыром, Кабанбай-батыром и Райымбек- батыром. Послушаем дополнительную информацию о батырах, подготовленную учащимися.
- Определим, кто такой батыр?
- Ребята, давайте вспомним батыров, богатырей из легенд, эпосов, сказаний.
(слайд картины с изображениями Алпамыса, Ер Таргына, Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича, Золотого воина)
- Во все времена батыры (богатыри),воины, герои всегда любили защищали свою Родину, свой народ-это и есть священный долг каждого гражданина.
(слайд . Статья 36)
- И в Конституции, в статье 36. говорится о защите Родины каждым гражданином.
- Давайте хором прочитаем эту статью.
- А какой долг есть у вас, ребята?
- А вот ответить на вопрос, кто же такой батыр? Помогут нам пословицы.
( слайд пословицы)
-Прочитайте и объясните смысл пословиц.
- А теперь сделаем вывод: Кто же такой батыр- это жигит, имеющий честь, а честь- это любовь к своему народу, это готовность помочь своей Родине в тяжелое время.
(слайд с изображениями батыров Райымбека, Богенбая, Кабанбая)
- Перед вами картины с изображениями батыров. Посмотрите внимательно и попробуйте определить качества их характеров.
-А теперь послушайте и посмотрите материалы о трех батырах.
5.Работа с учебником.
- Откройте учебники на странице 101, читаем текст.
*Назовите имена батыров, сражавшихся с джунгарами.
*Почему казахский народ свято чтит память о великих батырах?
6. Чтение учащимися стихов о батырах.
7. Итог урока:
- Что нового вы узнали?
-Есть ли в нашей современной жизни батыры, герои?
- Кто же такой герой?
8. Оценивание.
9. Д/з: пересказ.
Тема: «Народные герои»
(познание мира 4 класс)
Провела: Кушанова Н.А.