Рабочая программа по окружающему миру, 1 класс, УМК Гармония

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по окружающему миру для 1 В класса МБОУ педагогический лицей составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по русскому языку и написана на основании следующих нормативных документов:

  • Закон «Об образовании»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт;
  • примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта;
  • Основная образовательная программа начального общего и основного общего образования МБОУ педагогический лицей;
  • учебный план МБОУ педагогический лицей;
  • Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;
  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  • нормативные документы Министерства образования РФ и Министерства образования Ульяновской области, регулирующие учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях;
  • О.Т. Поглазова. Окружающий мир: программа 1-4 классы.

Целью изучения данной программы являются: - формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; - воспитание гармо­нично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою при­надлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохран­ной, здоровьесберегающей и творческой деятель­ности.

В рабочей программе нет отличий от авторской программы.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
  1. О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин. Окружающий мир: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  2. О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин. Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012


Согласно Федерального базисного учебного плана на изучение окружающего мира в 1 классе отводится не менее 66 часов, из расчета 2 ч в неделю. Авторской программой предусмотрено для изучения окружающего мира в 1 классе 66 часов, из расчета 2 часа в неделю. Учебным планом МБОУ педагогический лицей предусмотрено для изучения окружающего мира в 1 классе В 66 часов (2 часа в неделю). Рабочая программа составлена в соответствии с примерным тематическим планированием, предложенным авторами программы, и рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю). Расположение тем полностью соответствует программе и соответствует их распределению в учебнике О.Т. Поглазовой, В.Д. Шилина «Окружающий мир: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 2-х частях» - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011. Календарно-тематическое планирование составлено на 66 учебных часов, включает 10 часов для проведения практических работ, 2 часа для проведения контрольных работ и 8 часов для проведения экскурсий. Рабочая программа строится на следующих принципах:
  • личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности;
  • культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематич­ности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировоч­ной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип;
  • деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к само­стоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формиро­вания потребности в творчестве и умений творчества.
Подбираются такие методы, организационные формы и технологии обучения, которые бы обеспечили владение учащимися не только знаниями, но и предметными и общеучебными умениями и способами деятельности. Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и проблемно-поисковый. Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и навыки учащихся комплексно по следующим компонентам: - система знаний; - умения и навыки (предметные и общие учебные); - способы деятельности (познавательная, информационно-коммуникативная и рефлексивные); -включенность учащегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ею (репродуктивный, конструктивный и творческий); - взаимопроверка учащимися друг друга при комплексно-распределительной деятельности в группах; - содержание и форма представленных реферативных, творческих, исследовательских и других видов работ; - публичная защита творческих работ, исследований и проектов. Промежуточный контроль проводится в форме тестов, самостоятельных работ.

























ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса «Окружающий мир» по данной програм­ме у учеников будут сформированы предметные знания, умения, навыки и пред­ставления, предусмотренные программой курса, а также лич­ностные, регулятивные, познавательные, коммуникатив­ные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные результаты освоения предмета «Окружающий мир»

У ученика начнут формироваться:

• положительное отношение к процессу учения, к приоб­ретению знаний и умений;

• готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;

• ориентация на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;

• умение выделять нравственный аспект поведения, соот­носить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами;

• навыки безопасного, экологически грамотного, нрав­ственного поведения в природе, в быту, в обществе;

• понимание важности бережного отношения к своему здоровью;

• бережное отношение к природе, культуре родного края.

У ученика могут быть сформированы:

• желание открывать новое знание, новые способы дей­ствия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать;

• стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности;

• эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;

• осознание важности сохранять своё здоровье.

Метапредметные результаты


Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик начнёт учиться: • организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, прак­тической работы с гербарием, коллекцией и др.);

• принимать (с помощью учителя, сорегуляция) учебно-познавательную задачу;

• планировать (в сотрудничестве с учителем, с одно­классниками, сорегуляция) свои действия в соответствии с ре­шаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, задачами;

• действовать согласно плану, составленному учителем;

• оценивать (с помощью учителя, сорегуляция) результа­ты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Ученик получит возможность научиться:

• оценивать своё знание и незнание, умение и неумение (с помощью учителя, сорегуляция);

• попробует проявлять инициативу (с помощью учите­ля, или на интуитивном уровне) в постановке задач, предлагать собственные способы решения.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик начнёт учиться:

• осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради (из рисун­ков, фотографий, учебного текста, литературного произведения и др.), собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

• применять для решения задач (под руководством учите­ля) логические действия анализа, сравнения, обобщения, клас­сификации, построения рассуждений и выводов;

• подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных призна­ков природных объектов;

• целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки;

• использовать готовые модели для изучения строения природных объектов;

• пользоваться простыми условными обозначениями.

Ученик получит возможность научиться:

• осмысливать познавательные и практические задачи, цель наблюдений;

• осуществлять поиск информации, необходимой для ре­шения учебных задач, понимать информацию, представленную в вербальной и наглядной формах;

• классифицировать объекты окружающего мира на осно­ве внешних существенных признаков.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик начнёт учиться:

• строить речевое высказывание в устной форме;

• кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы;

• адекватно использовать речевые средства для реше­ния задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);

• вступать в учебное сотрудничество с учителем и од­ноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

• проявлять доброжелательное отношение к партнё­рам.

Ученик получит возможность научиться:

• допускать возможность существования у людей раз­личных точек зрения;

• проявлять терпимость по отношению к высказывани­ям других.




ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

1-ГО КЛАССА

Ученик начнёт учиться:

• выполнять правила культурного поведения в школе, в общественных местах, в транспорте; правила безопасного перехода улиц, поведения у водоёма, при встрече с опасны­ми животными; правила экологически грамотного поведения в природе;

• различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;

• определять с помощью наблюдений отличительные признаки предметов окружающего мира (цвет, размер, форма и др.);

• сравнивать, находить сходства и различия предметов, объединять их в группы;

• различать объекты природы и изделия человека; объ­екты живой и неживой природы; дикорастущие, культурные, комнатные растения; деревья, кустарники и травянистые растения; хвойные и лиственные деревья; домашних и диких животных, млекопитающих, птиц, рыб, насекомых, земно­водных, пресмыкающихся; наиболее распространенные рас­тения и животных своей местности, ядовитые растения, грибы;

• называть признаки живых существ; существенные при­знаки (внешние) изучаемых групп объектов окружающего мира, растений, грибов, животных;

• различать на основе наблюдений, с помощью иллю­страций, словесного описания представителей различных групп растений, грибов, животных;

• приводить примеры представителей разных групп рас­тений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (млекопитающих, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);

• описывать, характеризовать изученные группы рас­тений, грибов, животных, называя их существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (по плану, предло­женному учителем и на примере своей местности);

• сравнивать растения, грибы, животных, предметы окружающего мира, называя их сходства и различия;

• различать внешние части дерева, цветкового растения, тел млекопитающих, птиц, насекомых, рыб;

• называть части тела человека;

• характеризовать признаки времён года;

• объяснять значение используемых условных знаков (в учебнике, в рабочей тетради, дорожных знаков и др.);

• находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде;

• оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу;

• участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);

вести наблюдения за растениями и животными, сезон­ными изменениями в природе.

Ученик получит возможность научиться: • ориентироваться в социальных ролях и межличност­ных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;

• соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах; правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;

• соблюдать нормы безопасного и культурного поведе­ния в транспорте и на улицах города;

• выполнять режим дня;

• рассказывать о растениях, грибах, животных, объясняя условия их жизни, способы питания, защиты и другие их осо­бенности; по результатам экскурсий о достопримечательностях родного города (села);

• объяснять отличия дикорастущих и культурных расте­ний, связи растений и животных, приспособляемость живот­ных к среде обитания, необходимость бережного отношения к редким видам растений и животных, значение Красной книги;

классифицировать растения, грибы, животных по су­щественным признакам, выявлять их сходства и различия, рас­пределять на группы по выделенным (учителем) основаниям;

• объяснять роль растений, животных в природе и в жиз­ни человека;

• моделировать дерево, цветковое растение, гриб, насе­комое и др.;

• анализировать иллюстрации, сопоставлять их со сло­весным описанием в тексте;

• интерпретировать значение используемых условных знаков для обозначения природных объектов;

• осознавать необходимость бережного и сознательного отношения к своему здоровью (одежда, движение, здоровое пи­тание, здоровый сон, соблюдение режима дня и др.);

• осознать, что многообразие предметов окружающего мира можно классифицировать, распределять на группы по су­щественным признакам;

• создавать творческие работы на заданную тему (ри­сунки, аппликации, модели, небольшие сообщения); • понимать, что в окружающем мире огромное разноо­бразие живых существ, и каждое из них не только красиво, но и полезно природе и человеку; что среди растений, грибов, жи­вотных есть опасные для жизни человека; что важно сохранить разнообразие растений, грибов, животных, бережно и заботли­во относиться к ним.



































УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№ раз-дела, темы

Темы

Общее количество часов

Практическая часть

практическая

работа

экскурсия

контрольная работа

1

Младший школьник

14


2


2

Окружающий мир и его изучение

8

2

1


3

Разнообразие и красота растений

14

4

1

1

4

Разнообразие грибов

3

1



5

Разнообразие и красота животных

17

2

1


6

Творения людей вокруг нас

10

1

3

1

Итого:

66

10

8

2











































ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории российского государства. Человек предстаёт перед учениками как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества: член семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного края, гражданин государства. Это позволяет объединить и едином курсе знания о природе и социальной действительности, что создаёт условия для формирования у учащихся необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений. В содер­жание интегрируются на доступном данному возрасту уровне обществоведческие, исторические, физические, химические, биологические, географические, астрономические, экологические знания, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного и гуманитарного циклов в основной школе. Интегративный подход даёт возможность ученику воспринять окружающий мир как единое целое, в котором все компоненты связаны, осознать богатство и сложность этого мира, узнать разные способы взаимодействия с ним. Интегрированный курс «Окружающий мир» предоставляет ши­рокие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы. В процессе его изучения, рас­ширяя и углубляя представления об объектах и явлениях окружа­ющего мира, учащиеся могут объединять информацию, использу­емую в разных дисциплинах, разные способы и средства её ото­бражения: в слове, в естественно-научном, историческом, матема­тическом понятии, в рисунке, в мелодии, в рукотворном изделии. Например, понятие «симметричный предмет» изучается на уроках математики и окружающего мира - закрепляется на уроке тех­нологии при создании изделий симметричной формы. На уроках окружающего мира изучаются сезонные изменения в природе - на уроке литературного чтения ученики знакомятся, как отражают их писатели и поэты, на уроках музыки - композиторы, на уроке изо­бразительного искусства - художники. При отборе содержания курса были положены следующие кон­цептуальные идеи: разнообразие и красота объектов окружающего мира, их изменчивость и её закономерности, взаимосвязи и взаимо­зависимости в природе и обществе. Учебный материал, тематиче­ски повторяющийся в разные годы обучения, служит основой для интеграции в него последующих знаний и умений в системе разви­тия, с обогащением новыми сведениями, связями и зависимостя­ми, с изменением уровня сложности. При этом в процессе «откры­тия» нового знания осуществляется переход от разрозненных фак­тов к их системе согласно принципам системности (целостности, структурности, взаимозависимости, иерархичности) и спиральной структуре (каждый следующий виток расширяет и углубляет зна­ния). Исторический и обществоведческий материал в курсе представ­лен на макроуровне - государство Россия (его прошлое и настоя­щее) и микроуровне - семья, родной край (город, село, область). Согласно культурологическому подходу учащиеся приобщаются к культурному наследию народов нашей страны, воплощённому в искусстве, религиозных верованиях, фольклоре, народных традици­ях, обычаях. В содержание курса интегрированы сведения об образе жизни наших предков, их материальной культуре (жилищах, одежде, предметах быта и др.), о старинных ремёслах и способах обработки природных материалов. При этом учащиеся знакомятся с нравствен­ными ценностями и заповедями наших предков, которые определяли их отношение к природе, семье, людям. При отборе компонентов учебной деятельности положен личностно-ориентированный подход в обучении. Объектом внима­ния и деятельности ученика служит не только внешний мир в его многообразии, взаимосвязях и способы его изучения, но и по­знании самого себя, своих способностей и возможностей, оценка некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу, саморазвитию и регуляции своих отношений с миром природы и людьми. Процесс образования организуется как про­цесс становления личности (обретения себя, своего образа), готовой к выполнению разных видов деятельности, способной рассуждать, критически мыслить, применять знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Представление целостной картины мира, раскрытие общих взаимосвязей её компонентов, обучение разным спо­собам познания мира развивает познавательный интерес ученика его интеллектуальные и творческие способности, эмоционально-эстетическое восприятие мира природы и культуры. Принцип вариативности реализуется через включение в со­держание курса не только основного материала, соответствующе­го образовательному минимуму, но и дополнительного, расширя­ющего кругозор ученика, предоставляющего ему возможность вы­брать собственную траекторию учения. Система заданий диффе­ренцирована по степени сложности, объёму, что предоставляет воз­можность активно включаться в процесс учения на разных уровнях (репродуктивном, продуктивном, креативном), применять знания к нестандартной ситуации. В соответствии с общими дидактическими принципами системности, доступности, наглядности, преемственности, с учётом краеведческого, экологического, сезонного принципов обучения перед учениками разворачивается картина окружающей их живой и не­живой природы в её многогранности и многообразии. Они узна­ют о разнообразии растений, грибов, животных. С целью формирования экологического мышления учебно-познавательная деятельность младшего школьника, осуществляе­мая в процессе восприятия, осмысления, запоминания, овладения знаниями и способами деятельности, направляется на многосторон­нее рассмотрение и изучение свойств явлений и объектов окружаю­щего мира, выявление их взаимосвязей и взаимозависимостей. При этом внимание учащихся акцентируется на том, что человек может неразумно загрязнять окружающую его среду, но может сохранять красоту и многообразие природы, беречь наследие предков и мировой культуры. В результате формируется желание следовать безопасному, экологически грамотному и здоровому образу жизни, соблюдать чистоту и красоту среды обитания. Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, комму­никативных. В процессе изучения окружающего мира учащиеся осу­ществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию в вербальной и наглядной формах); планируют и выполняют небольшие исследова­нии по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов и др. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов. Одновремен­но школьники учатся сотрудничать с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших груп­пах, осваивают различные способы взаимной помощи партнёрам по общению. В процессе изучения курса учащиеся ведут наблюдения за природными объектами и явлениями, экспериментируют с ис­пользованием лабораторного оборудования, выполняют практические работы. Анализируя информацию о природных объектах, выявляя их существенные признаки, объединяя в группы, учащиеся овладевают приёмами умственной деятельности (анализ, синтез, cpaвнение, обобщение и др.), осваивают метод классификации - один из основных способов упорядочения информации об окружающем мире. При реализации интегрированного курса «Окружающий мир» используются разно­образные формы организации учебного процесса: дидактические игры, уроки на пришколь­ном участке, в парке, на улицах города; уроки исследования и экспериментальной проверки каких-либо гипотез. В 1 классе учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах и фронтальной. Формированию универсальных учебных умений способствует и проектная деятельность учащихся, осуществляемая в урочное и во внеурочное время. Учащиеся осуществляют поиск информа­ции из разных источников, учатся объединять знания из разных образовательных областей, обобщать их и представлять в разных формах (вербальной и наглядной). Предусмотрено выполнение краеведческих проектов. Участие в проектной работе способствует самореализации и самовыражению учащихся, развивает их личност­ные качества. Таким образом, в основе отбора и структурирования учеб­ного содержания, формы его предъявления лежит системно-деятельностный подход, ориентированный на гармоничное развитие и духовно-нравственное воспитание младшего школьника. Учащиеся усваивают и используют предметные знания и умения, универсальные учебные действия в ходе решения учебно-познавательных, учебно-практических задач, обсуждая проблемы гармоничного взаимодействия человека и природы, человека и общества. Форми­руется личность, действующая согласно нравственным ценностям, принятым в обществе; любящая свою Родину, уважающая образ жизни, нравы и традиции народов, её населяющих; ценящая опыт предшествующих поколений, желающая беречь культурное и исто­рическое наследие предков; интеллектуально развитая личность, проявляющая интерес к знаниям, способная добывать их и приме­нять в учебных ситуациях и в повседневной жизни, владеющая универсальными коммуникативными, регулятивными, познавательны­ми учебными действиями для успешного продолжения обучения в основной школе. Курс «Окружающий мир» нацелен на становление ребёнка как личности. Содержательная база курса направлена на формирование ценностно-смысловой и нравственно-этической ориентации младших школьников (осознание ценности семьи, дружбы, понимание социальных ролей, важности межлич­ностных отношений), гражданской идентичности и воспитание пат­риотических чувств к своей Родине (осознание себя как граждани­на своего Отечества - Российской Федерации), исторической па­мяти (уважения к прошлому своих предков, желание сохранять культурное и историческое наследие). Личности, стремящейся ве­сти себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) и природ­ной среде; осознающей личную ответственность за здоровье - своё и окружающих, уважительно и заботливо относящейся к людям с нарушениями здоровья. Формирование универсальных личностных действий осуществляется разными методическими приёмами: через название темы, ориентирующей ученика на значимость изучаемого материала лично для него («Твои первые уроки», «Твоя семья», «Твоя Родина», «Твоё здоровье», «Твои друзья» и др.); через погружение ученика в различные социальные, межличност­ные, экологические (и другие) ситуации, разрешая которые ему предлагается высказать личное мнение по изучаемой пробле­ме («Как ты думаешь ... ?», «Согласен ли ты с мнением ... ?», «Оцени, как вели себя дети...», «Оцени поступки...», «Как ты посту­паешь в таких случаях?» и т. п.). Развитие познавательных интересов, положительного отноше­ния к учению, осознания своих способностей и желание их разви­вать формируется по-разному: через включение в содержание учеб­ников дополнительных материалов, не входящих в образовательный минимум; через задания разного уровня сложности, - репродуктив­ного, продуктивного и креативного (задания более сложного уров­ня помечены специальным значком); через предоставление возмож­ности выбора учеником своей траектории учения, что отражено в формулировках заданий («Можешь ли объяснить...», «Если хочешь, выполни творческую работу...», «Выбери три задания из тестовой работы...», «Придумай задание для одноклассников...» и др.). Развитие эмоционально-образного мышления, эстетического восприятия природы и объектов культуры осуществляется через содержание соответствующих тем («Творения людей вокруг тебя», «Кра­сота природная и рукотворная», «Путешествие по залам музеев»» и др.) и систему заданий, которые нацеливают учащихся на наблюдение прекрасного в окружающем их мире. При изучении курса у младших школьников развиваются следующие познавательные способности: извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.) и в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.); сравнивать, классифицировать природные объекты на основе их внешних признаков, характерных свойств; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой; проводить несложные наблюдения и опыты, делая выводы по результатам, фиксируя их в устной форме. С целью развития выше-упомянутых способностей учащимся предлагаются задания следующего рода: собрать информацию о предмете изучения (растении, животном), непосредственно наблюдая его, рассматривая иллюстрацию, рисунок-схему и др.; описать наблюдаемые объекты и явления, выделяя их существенные и несущественные признаки, сравнить, распределить на группы изучаемые объекты (дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные), выявить взаимосвязи между объектами (живой и неживой природы, живых организмов в природном сообществе), приспособляемость живых организмов к среде обитания; обобщить, си­стематизировать информацию в словесной, табличной, схемати­ческой форме; преобразовать информацию, данную в изобразительной, схематической и модельной форме, в словесную и наоборот; расшифровать условные знаки (дорожные знаки и др.); сделать модель (дерева, гриба). Для развития коммуникативных способностей ученикам предлагаются задания, выполняя которые они получают возможность обогащать опыт общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одно­классниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению. При­глашение к сотрудничеству обозначено специальными значками («работаем в паре», «вместе со взрослыми», «в группе») и соот­ветствующими словами («обсудите», «предположите», «оцените», «выполните»), которые нацеливают учащихся на достижение ре­зультата именно через общение и сотрудничество друг с другом или с группой ребят («разыграйте сценки приветствия, прощания...», «составьте сообщение от имени...», «обсудите, какие события...» и др.).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
• Мир многогранен, интересен и всё время изменяется, необходимо наблюдать и познавать его. • Наука, искусство, практика - равноценные способы по­знания человеком природы, общества и самого себя. • Природа жизненно необходима и ранима, нужно знать об этом и беречь её красоту и гармонию. • Природа планеты - общее достояние человечества, её сохранение - важнейшая задача всех народов Земли. • В мире и в России живут разные народы, нужно ува­жать их обычаи и традиции, жить с ними в дружбе и согласии. • Опыт человечества и предков богат и пригодится в жизни, следует изучать и уважать его. • Личность, уважающая ценности семьи и общества, любящая своё Отечество, хранящая традиции своих предков, готовая к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, адекватно ориентирующаяся в современном конфликтном, динамично меняющемся мире, свободно выбирающая собственную жизненную позицию и уважающая мнения других, - основа жизнеспособности, духовно-нравственной консолидации, развития и бла­гополучия российского общества. • Разумная интеграция и дезинтеграция различных обла­стей знаний в мире. • Органичное объединение разных областей знания на основе межпредметных связей. • Соответствие предметным принципам обучения: эколо­гическому, сезонному, краеведческому, культурологическому, хронологическому. • Учёт возрастных, психофизиологических возможно­стей, особенностей восприятия, мышления с последу­ющим их развитием. • Совместная работа ума, сердца и рук - именно эта триада положена в основу учебных пособий по курсу «Окружающий мир».
Содержание курса полностью отвечает требованиям государ­ственного стандарта, в нём представлен обязательный базовый уровень содержания обучения по предмету «Окружающий мир». Материал сгруппирован по темам. В теме «Младший школьник» (14 часов) учащиеся знакомятся с изменениями, произошедшими в их жиз­ни с приходом в школу. Знакомятся с классом, рабочим местом, со школой и пришколь­ным участком, а так же с правилами поведения в классе, в школе, на пришколь­ном участке. Учащиеся рассуждают о необходимости учебного труда, разнообразии уроков, выясняют, какие предметы являются школьными принад­лежностями, выводят обязанности ученика, учатся организовывать рабочее место в шко­ле и дома (порядок, освещение, свежий воздух и др.). Дети учатся получать информацию, рассматривая условные знаки (способ обозначения предметов и явлений окружающего мира, указания способа действия, способ предупреждения и др.). Обсуждают безопасный маршрут от дома до школы, правила безопасного поведения на улице, в транспорте (сигналы светофора, дорожные знаки). Особое внимание уделяется навыкам культурного общения (в семье, в школе, в общественных местах), ценности добрых уважи­тельных отношений с окружающи­ми людьми. Последние уроки из темы посвящены здоровому образу жизни. При изучении темы предусмотрены экскурсии по школе, на при­школьный участок. На тему «Окружающий мир и его изучение» отводится 8 часов. Учащиеся учатся наблюдать предметы окружающего мира и ха­рактеризовать их признаки и свойства, сравнивать предметы по заданным основаниям (по цвету, форме, размеру и др.). Ученики учатся объединять предметы в группы по выделенным (заданным) признакам; рассматривать иллюстра­ции, извлекая нужную ин­формацию (по заданию учителя). Дети учатся задавать вопросы и отвечать на них, рабо­тать в паре (обсуждать ва­рианты ответов, распреде­лять работу), учатся работать с разрез­ными карточками из приложения к рабочей тетради; различать тела живой и неживой природы, назы­ваяя характерные признаки живых существ. При изучении темы предусмотрена экскурсия в школьный двор для наблю­дения объектов окружающего мира и сбора природно­го материала, а так же практические работы: 1) наблюдение раз­ных предметов с целью определе­ния с помощью органов чувств их внешних призна­ков, свойств; 2) работа с разрез­ными карточка­ми: распределение объектов окружа­ющего мира на группы (живая, неживая природа, изделия человека). 14 часов отводится на тему «Разнообразие и красота растений». В тече­ние года дети наблюдают растения в природе во время про­гулок и экскурсий, характеризуют условия, необходимые для жизни растений. На уроках учатся описывать внешний вид растений, извлекая инфор­мацию в ходе непосред­ственных наблюдений или работы с иллюстрациями; различать части цветко­вого растения (на живом растении, на рисунке, на плоскостной модели); сравнивать строение деревьев, кустарников, трав, листьев с целью вы­явления их отличительных признаков; различать хвойные и лиственные деревья, дикорастущие и культур­ные растения. Большое внимание уделяется умению группировать растения по заданным основаниям (культурные и дикорасту­щие; деревья, кустарники, травы; хвойные и листвен­ные деревья). Учащиеся рассказывают, что изготавливают из разных культурных растений. По желанию наблюдают за развитием растения из семени. При изучении темы предусмотрены практические работы: 1) рассматривание частей растения на комнатном рас­тении, простых и сложных листьев; 2) моделирование строения дерева (работа в паре); 3) работа с разрез­ными карточка­ми (распределение растений на груп­пы); 4) уход за комнатны­ми растениями. На тему «Разнообразие грибов» отводится 3 часа. На уроках ученики рассматривают муляжи (или картинки) шляпоч­ных грибов с целью выде­ления общего в их строе­нии, приводят примеры съе­добных и несъедобных грибов; сравнивают грибы, объе­диняют их в группы. При изучении темы предусмотрена практическая работа - лепка шляпочных грибов (работа в парах). При изучении темы «Разнообразие и красота животных» (17 часов) учащиеся проводят простейшие наблюдения за животными (во дворе дома, за домаш­ними питомцами), характеризуют условия, необходимые для жизни животных, описывают внешний вид, характерные особенности представителей насеко­мых, рыб, птиц, зверей (на примере животных своей местности). Дети сравнивают строение жи­вотных на иллюстрациях, находят их сходства и различия. Учатся выделять существенные признаки систематических групп животных (млекопи­тающих, птиц, насекомых, рыб), группировать живот­ных по заданным осно­ваниям (дикие и домаш­ние; млекопитающие, пти­цы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкаю­щиеся). На уроках будет предоставлена возможность рассказать о домашних питомцах и правилах ухода за ними. Дети попытаются объяснить необходимость создания Красной книги. При изучении темы предусмотрена практическая работа с разрез­ными карточка­ми (распределение животных на группы). Заключительная тема курса «Творения людей вокруг тебя» включает 10 часов. Учащиеся учатся наблюдать предметы, созданные людьми, и рас­сказывать, из каких мате­риалов они сделаны. Обсуждают, почему нужно экономно расходовать бумагу, и рассказывают по рисункам, как можно её вторично использовать. Рассматривают изделия народных мастеров (сами изделия или иллюстрации) и различают их узоры. Знакомятся с нацио­нальными узорами, кото­рые используются в одеж­де, предметах быта. Рассказывают о своих увлечениях, о своей кол­лекции, демонстрировать свои изделия. Наблюдают строения и растения на территории своего двора (школьного двора), на улицах родного города (села). Знакомятся с достопри­мечательностями родного города и святыми местами его жителей.

При изучении темы предусмотрены:

1) экскурсия в краеведческий музей;

2) заочная экскурсия в музей прикладного искусства;

3) экскурсия по ближайшим к школе улицам родного города, в парк.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ


Учебно-методический комплекс учителя:

  1. Медиа-презентации.
  2. Медиапроектор.
  3. Поглазова О.Т. Окружающий мир: программа 1-4 классы. Поурочно-тематическое планирование: 1 класс. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.

  4. Поглазова О.Т., Миронова М.В. Окружающий мир: методические рекомендации к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.

  5. Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Окружающий мир: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.

  6. Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.

7. umk-garmoniya.ru

Учебно-методический комплекс ученика:
  1. Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Окружающий мир: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.

  2. Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012

14

© 2010-2022