Урок русского языка по теме Местоимение как часть речи

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка

4 класс

«Местоимение как часть речи»



Цель урока - знакомство с личными местоимениями и их ролью в речи.

Задачи:

Ознакомить обучающихся с понятием личные местоимения.

Развивать умения находить их в тексте, правильно употреблять в речи. Развивать внимание память, мышление, речь, творческие способности.

Воспитывать интерес к русскому языку.

Ожидаемые результаты :

Предметные: формирование представлений о местоимении, как части речи; знакомство с личными местоимениями, их особенностями; с ролью местоимений в речи; развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.

Метапредметные :

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы; уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения.

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную задачу, контролировать и оценивать свои действия.

коммуникативные - учитывать разные мнения и формулировать собственное при работе в паре, умение сотрудничать



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент


Актуализация знаний

Здравствуйте, ребята. Я думаю, что мы с вами сегодня хорошо поработаем и получим удовольствие от совместного труда.

- Давайте запишем число, классная работа.

- Мы с вами в преддверии первого весеннего праздника, (какого?)

- Да, действительно, в этот день мы поздравляем всех женщин - мам, бабушек, подружек, сестренок и дарим подарки. Я предлагаю вам выпустить праздничную газету. Оформляя ее, мы сможем пополнить наши знания о частях речи.

- Как выдумаете, что должно быть на поздравительной газете?

- Открывает доску

8 марта

(поздравления, стихи, рисунки,)

Давайте начнем оформлять нашу газету.

СЛАЙД 2

Послушайте стихотворение:

Солнце ласково смеется,
Солнце стало горячей,
И с пригорка звонко льется
Разговорчивый ручей.

Ручей лучистый, серебристый,
Ручей сверкает и дрожит,
А другой, такой же чистый,
Рядом весело бежит.

-О чем это стихотворение?

(_ Давайте поместим их на нашу газету)

- Какие допущены речевые ошибки?

- Как их исправить?

- Прочитайте, что получится?

СЛАЙД 3

-Как вам больше нравится?

- Назовите слова, которые помогло нам исправить ошибку.

- Какой частью речи являются эти слова?

- Как вы думаете, какова тема урока?

Местоимение - как часть речи.

СЛАЙД 4

- Что вы знаете о местоимении?

-Какие задачи поставим на урок?

Открывать задачи

(- Как мы отличаем одну часть речи от другой?

- Что мы должны знать о местоимении, чтобы отличить его от других частей речи? )

-Познакомиться с новой частью речи - местоимением.

- находить местоимения в тексте.

- Узнать какую роль выполняют они в речи.

Вот это и предстоит нам сегодня узнать.)

- Какие местоимения вы знаете?

-Почему эта часть речи получила такое название?

(- Вместо какой части речи мы употребили местоимение в тексте? какого?)

ВМЕСТО ИМЕНИ, т.е. заменяет имена.

- На какие вопросы отвечают местоимения?

СЛАЙД 5

Вывод: Местоимения отвечают на те же вопросы, что и имена существительные.

СЛАЙД 6

- Выясним, какова роль местоимения в речи? Вернемся к тексту, в котором исправляли ошибки. Какую речевую ошибку помогли исправить местоимения?

- Для чего мы используем в речи местоимение?

- Итак , следующий вывод:

СЛАЙД 7

( открыть на слайде)

Местоимение делает нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов.

- Раз местоимение заменяет имена существительные , может у местоимения такое же значение как и у существительного? Как вы думаете? Давайте выясним?

Очень молодая

Модная такая

Торт печет чудесный

И поет все песни

Славно шьет и вяжет

Обо всем расскажет

Танцы обожает

И не обижает никогда меня

-Кто же это она!

-Почему вы по- разному отвечаете?

( В тексте не называется предмет, а только на него указывается)

.-В чем же отличие значение местоимения и имени существительного.

( открыть на слайде)

Вывод : Местоимение - это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.


Прикрепляют солнышко и ручеек на газету

Повторяется слово ручей

заменить словами ОН, ОНО

ОНО, Он

Местоимением

Местоимение - как часть речи.

по вопросам и по значению?

Что обозначает, на какие вопросы отвечает, почему так называется?

Вместо существительного

они употребляются вместо имен существительных

повтор

Чтобы избежать повтора



Бабушка, мама, сестра.

Потому что в стихотворении нет слова, которое называет предмет, о котором идет речь в тексте, а есть местоим., которое не называет предмет, а только на него указывает

Изучение нового материала

У вас на партах лежат карточки с местоимениями. Вам необходимо поднять карточку с тем словом, которое является ответом на мой вопрос.

СЛАЙД 8

- Какое местоимение вы употребите, говоря о себе?( открыть на слайде)

- Какое местоимение употребляем, говоря не только о себе, но и других, включая себя в их число? ( открыть на слайде)

- Назовите местоимение, которое употребляем, когда обращаясь к другому лицу? А к нескольким лицам? ( открыть на слайде)

- В каких случаях еще употребляем местоимение ВЫ? ( открыть на слайде)

( Это форма вежливого обращения к человеку старше тебя по возрасту, к незнакомому человеку). В письменной речи в таком случае местоимение вы пишется с большой буквы.

- Какие местоимения употребляем вместо существительного, сообщая о чем -либо, или о ком -либо?

( открыть на слайде)

Все названные местоимения называются личными.

-Как вы думаете, почему?

СЛАЙД 9

Перечислим их еще раз:

Я и мы

Ты и вы

Он, она, оно, они

Все слова отличные, важные и личные

Это без сомнения - все местоимения.

-Запишите все местоимения в тетрадь.

-Подведем итог:

-Что мы узнали о местоимении?

-Давайте подтвердим свои выводы.

Чтение правила в учебнике с. 49, 50

Я

мы

ты, вы

когда

обращаемся к взрослым людям

он, она, оно

они


Они заменяют имена существительные, отвечают на те же вопросы, что и существительные

Физкульт

минутка

СЛАЙД 10

Спал цветок и вдруг проснулся,

(туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел,

(туловище в перед, назад.)

Шевельнулся, потянулся,

(руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел,

(руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружится, вьется.

(покружиться)Приклеиваем бабочки - украшения

СЛАЙД 11


Закрепление знаний

Все полученные знания мы сможем применить, оформляя праздничные поздравления.

СЛАЙД 12

Первое поздравление - это открытка нашим мамам. Вам нужно выписать местоимения из текста поздравления. Каждый выполняет здание на своих открытках.

Мама дорогая,

Я тебя люблю!

Все цветы весенние

Я тебе дарю.

Солнце улыбается,

Глядя с высоты,

Как же это здорово

У меня есть ты!

Проверка: я, ты (тебя, тебе)

- Вы можете свои открытки подарить своим мамам, а одну с таким же поздравлением давайте поместим на нашу газету.

- В этот день поздравляют не только мам, но и бабушек, девочек , сестренок.

- Ребята, а учительницу, свою вы хотите поздравить?

- Я предлагаю поместить в газету поздравления учительнице , девочкам и бабушкам. Поработаем парами: Вам нужно вставить подходящие по смыслу местоимения.

Учительнице

С днем 8 марта! С праздником весенним!

С радостным волненьем в этот светлый час,

Светлана Александровна, любимая Вы наша,

Мы от всего сердца поздравляем Вас!

Вы - лучший педагог на свете!

Мы Вам спасибо говорим

За наши знания в предмете!

Вас от души благодарим.

Бабушке

С праздником, бабушки, вы- тоже мамы.

Женское сердце не может стареть,

Пусть не тревожат душевные раны.

Мы вас обещаем любить и жалеть!


С Днем восьмого марта, бабушка моя!

Я тебя целую и скажу, любя:

Ты мне всех роднее и дороже ты,

Принимай, бабуля, первые цветы!


Девочкам

Поздравляем вас, девчата,

Очень вы счастливые,

Потому что мы у вас

Самые красивые.

Вам желаем только счастья,

И откроем мы секрет.

Вы на свете всех чудесней.

Лучше вас девчонок нет.

СЛАЙД 12

Давайте проверим выполнение задания и поместим ваши поздравления на газету. (Дети поочередно читают поздравления и прикрепляют на газету.)

Вписывают местоимения в текст открытки



Работают в парах




Проверяют себя

Контроль усвоения

- В нашей газете есть солнышко, поздравительная открытка, стихи, а чем можно украсить? (цветами)

СЛАЙД 13

- Каждому из вас предстоит выполнить задания на лепестке цветка.

Я предлагаю вам такие задания :

  1. Заменить выделенные существительные местоимением. (это красный лепестки)

Я с бабушкой своею дружу давным давно. Бабушка во всех затеях со мною заодно.

В горшочек посажу росток, поставлю на окне.
Скорей, росток, раскрой цветок -
Цветок очень нужен мне.


  1. Найти лишнее слово в каждой строчке и зачеркнуть его (это желтые лепестки)


  1. Я, он, ты, по.

  2. В, оно, мы, вы.

  3. Я, перед, они, она.

  4. Мы, он, о, ты.


  1. Найти какие местоимения спрятались в словах и подчеркнуть их. (это желтые лепестки)

Хризантемы, пион, красивые, лилия, цветы.

Время выполнения - 2 мин.

СЛАЙД 14

Проверьте себя, исправьте ошибки. Если вы выполнили все правильно, приклейте лепесток к сердцевинке.


Выполняют дифференцированные задания на лепестках разного цвета



Проверяют себя, прикрепляют лепестки к сердцевинкам цветов

Вывод

Газета наша готова и мы можем подвести итоги.

-Какие задачи мы ставили на урок?

Все ли они были решены или что-то мы еще не успели.

Подведем итог:

- Что вы узнали нового о местоимении.:

Местоимение - часть речи, которая отвечает на те же вопросы, что и имена существительные, указывает на предмет, но не называет его.

СЛАЙД 16

- Назовите местоимения, с которыми мы работали.

Рефлексия

. СЛАЙД 17

-Сегодня на уроке мне было…

-Самым интересным было задание…..

- Я себя похвалил бы….

- Вот и я хочу вас поблагодарить за активную работу на уроке и хочу подарить небольшие подарки: блокнотики с интересными заданиями - вопросами, ответить на которые вы сможете , зная личные местоимения.









© 2010-2022