Урок окружающего мира Россия - многонациональное государство Защита проектов

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ ООШ № 20











Урок окружающего мира

во 2 классе

«Россия - многонациональное государство»

Защита проектов























Учитель: Кучменко М. В. Здравствуйте, дорогие гости! Добро пожаловать на наш урок окружающего мира, посвящённый защите проектов на тему «Россия - многонациональное государство».

Клип «Россия - родина моя» Мы живём с вами в маленьком уголке России (ст. Суворовская), который находится на Северном Кавказе. У нас проживает большое количество разных народов, но все мы живём в мире и согласии. Не зря, не зря седой Кавказ Всегда слыл благодатным краем И все, кто здесь побывал Земным его считали раем. Кавказа щедрая природа Влекла людей из всех народов Селиться здесь, был рад любой И карачаевец лихой Черкес, чеченец, осетин, Ингуш и гордый армянин И жизнь кипела здесь всегда Цвели поля, паслись стада!
Ребята нам расскажут о традициях, обычаях народов Кавказа. Покажут костюмы, расскажут о художественных промыслах. Прочтут стихи и станцуют, а также познакомят с кухней некоторых народов. Всё это они отразили в своих проектных работах.
Поприветствуем участников: Русские, армяне, цыгане, грузины.
Итак, начинаем:
1 группа «Русские» (на фоне рассказа презентация)

  1. Много на свете народов, много и различных национальных промыслов, но мне больше близко по духу наше, русское искусство. Я хотела бы не только узнать сама, но и рассказать другим об изумительном наследие русского народа. Все, что окружает человека, за исключением творений самой природы, создано его руками. На протяжении многих веков абсолютное большинство населения составляли крестьяне. Они вели натуральное хозяйство, обеспечивая себя всем, включая одежду.
  2. Игрушка - важнейшее составляющее любой культуры. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение. Игрушки - носитель сакральных ценностей, родовой информации. Одной из наиболее любимых игрушек детей всегда была кукла. Было время, когда куклы спасали жизнь, заменив человека в обрядах жертвоприношения. Куклы - чучела, которых приносили в жертву разным богам носили свои имена: Кострома, Морена, Купало, Ярило… А взамен просили счастливой любви, хороших урожаев, здоровья.
На изготовление кукол шли в основном подручные материалы. Делали кукол из соломы, из глины, из дерева, из мочала, из камыша, из початков кукурузы, из корней травы, золы, из сучьев и веток деревьев.
  1. Вепсская кукла
Такую куклу изготавливали из старых вещей матери без использования ножниц и иглы. Это правило соблюдали с той целью, чтобы жизнь ребёнка была «не резаная и не колотая».
До рождения малыша куколку клали в колыбельку, чтобы «согреть» её. После же рождения ребёнка Вепсская кукла висела над колыбелькой, охраняя малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, её отдавали ему играть.
  1. ПЕЛЕНАШКА (помещается на ладони)
В старинной русской деревне крестьяне считали, что злые духи стараются всячески навредить беззащитным людям. Чтобы сбить злых духов с толку, спелёнутую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребёнка, чтобы принимать на себя все напасти, угрожавшие незащищённому крестом чаду. Только после крещения, которым за младенцем утверждается статус человека, кукла убиралась из колыбели. Куклу хранили в доме наравне с крестильной рубахой ребёнка.
2 группа «Цыгане»
  1. Цыгане - это многоликий и разнообразный народ, вмещающий в себя целый ряд субэтносов. Это нация, разбросанная по всему миру и даже говорят на разных языках.

    Как у всех наций, у цыган есть национальный праздник, флаг и гимн.

    Национальный праздник цыган - 8 апреля, это день всех цыган мира. Этот праздник был утверждён в Польше в 1990 году на четвёртом всемирном конгрессе цыган, в честь первого конгресса, прошедшего в Великобритании в 1971 году, 8 апреля.
  2. Флаг цыган разделён на две горизонтальных полосы. Верхняя, синяя, символизирует небо; нижняя, зелёная - траву поля. В центре флага располагается красное восьмиспицевое колесо, которое одновременно символизирует собой традиционное кочевье и «вечное кочевье духа». Кроме того, оно напоминает рисунок чакры, намекая на индийское происхождение цыганского народа2.
  3. У цыган есть свои пословицы и поговорки:
Бог ум дал, чёрт - хитрость Был конь белый, за ночь почернел Был конь ка огонь, стал - как железо Были бы деньги, а кони найдутся Вина не пили, а песни поют Гитара без струн никому не нужна Дарёное не хают
  1. У цыган есть такой обычай (примета). Мальчики изготавливали скворечники и переезжая с одного места на другое, вешали скворечник в лесу. Возвращаясь на прежнее место кочевания, они проверяли, поселилась ли в скворечнике птица или нет. Если поселилась, то у мальчика в жизни всё будет хорошо.
  2. Цыганская сказка. (пересказ)
  1. Сказки
    Цыганские сказки
    Волшебное ружье

становился у реки небольшой цыганский табор. Распрягли цыгане коней, шатры поставили, костры разожгли, а женщины пошли на речку белье постирать. Вожаком этого табора был один старик по кличке Корча. Носил он седую бороду до пояса, брови у него были косматые, волосы всклокочены, ну колдун колдуном. И взгляд какой-то острый, пронзительный. Ходил он в шелковой рубашке, подпоясанной красным расшитым кушаком.
И вот пошла жена Корчи стирать его одежду. Постирала, на куст повесила сушиться. А потом отправились цыганки в деревню, а мужчины своими делами стали заниматься, все как обычно. Под вечер все вместе собрались. Начали женщины одежду с кустов снимать. Пошла жена Корчи за одеждой, все сняла, что постирала, глядь, а кушака-то и нет. Кинулись искать кушак, шум поднялся. Мужиков как будто никто не видал возле табора. Обычно ребятишки из деревни на цыган прибегают смотреть, могли бы они ненароком кушак стянуть, так и их тоже не было, никто деревенских ребятишек в глаза не видел.
Стал Корча своих спрашивать:
- Куда кушак делся? А ну-ка, ребята, отдавайте по-доброму.
- Мы не брали, ей-богу, не брали, - закричали цыганята.
И цыганки принялись клясться и божиться, что они кушака не брали.
И мужчины клянутся, что не брали:
- Тэ хав мэ дадэскиро мас!
- Глядите, ребята, - проговорил еще раз Корча и поглядел цыганам в глаза, - потом можете пожалеть, что сразу не признались. Только зря думает тот, кто украл, что удастся ему от меня скрыться. Все равно я свой кушак найду. А вору не быть живому.
- А как ты его найти собираешься?
- Есть у меня ружье волшебное. Никого оно не тронет, а вора убьет. Так что лучше отдайте кушак подобру-поздорову.
Цыгане пожали плечами, мол, делай Корча, что знаешь, мы здесь ни при чем.
Зашел Корча в шатер и вытащил старинное кремневое ружье: огромное, тяжелое, ствол длинный такой, как у пушки. Соорудил он небольшие козелки для ружья из двух связанных кольев, приладил к ним ружье, зарядил его, насыпал на полку пороха и курок взвел.
- Идите, - говорит, - все мимо ружья этого. Кто кушака не брал, тот может быть спокоен, ружье молчать будет, а если вор пройдет - пристрелит на месте. Да вы не смотрите на меня, я и близко к этому ружью не подойду.
Засмеялись цыгане, как это, мол, ружье может без человека выстрелить? Да в то же время им и боязно: кто его знает, а вдруг пальнет ружье ненароком, от этого колдуна Корчи всего можно ожидать. А Корча все предупреждает:
- Если кушака не брал, иди смело, не бойся ничего.
Известное дело, цыгане ни бога, ни черта не боятся. А, пускай меня убьют, - думал каждый, - но все же перед ружьем я пройду, уж больно посмотреть хочется, как ружье само палить будет. Интересно!
И весь табор прошел перед ружьем. Однако не пальнуло оно, как Корча обещал, не пристрелило никого.
Тут цыгане совсем осмелели. Если раньше у них и были какие-то сомнения, мол, кто его знает, выстрелит или нет, то теперь решили они, что все это - пустая болтовня, что просто их вожак проверяет: а вдруг вор струсит идти перед ружьем. Засмеялись цыгане:
- Что, Корча, видать, улетел твой кушак. Мы все прошли перед ружьем, больше идти некому. Может, проржавело ружье в кочевье? А может, порох сырой?
С этого дня только и разговоров было в таборе что о пропавшем кушаке Корчи да о волшебном ружье. А Корча на эти разговоры внимания не обращает, знай ходит да трубку свою покуривает. Однако предупредил цыган:
- Все равно ружье не троньте. А того, кто взял кушак, оно убьет обязательно.
То-то была потеха для цыганских ребятишек. Если по первому разу у них перед ружьем душа в пятки уходила, то теперь словно для них игра новая появилась: пробегут мимо ружья и кричат, заливаются:
- А не стреляет, Корча, ружье-то твое! А кушак-то твой ахнули...
Так или иначе, как-то раз легли цыгане спать, до трех часов ночи пели, плясали у костра, а потом угомонились да по шатрам разошлись. И только сон начал глаза смыкать у цыган, вдруг слышат: выстрел раздался. Тут все сразу из шатров долой.
- Кого убило?! - кричат цыгане друг другу. - Ты жив?
- Жив! - отвечает. - А ты?
- И я жив! А кого же убило?
Посчитались цыгане, видят: вроде бы все живы.
- Так в кого же ружье жахнуло?
Стали искать. Искали, искали, а перед рассветом нашли в кустах корову убитую. Тут цыгане чуть со смеху не поумирали:
- Ха-ха-ха! Корова кушак украла.
- На шее у коровы кушак.
- Смотри, смотри, кушак на хвосте привязан.
- Глядите-ка, ребята, у коровы ноги кушаком спутаны. Короче говоря, каждый старался как мог, один только Корча, как только увидал убитую корову, нахмурился, черкнул глазами и приказал:
- Чтобы ни один человек к корове не подходил, чтобы никто к ней не прикасался.
Оседлал Корча своего серого коня и поехал в поле, где пастух коров пас. Привел пастуха к убитой корове:
- Узнаешь, чья скотина?
- Узнаю, как не узнать, - ответил пастух. - Ведь это Ивана нашего корова. Самый что ни есть бедняк он у нас на деревне - голь перекатная. Детишек дома уйма, одна только радость была - корова! Хоть как-то помогала век вековать. Теперь совсем им жизни не будет. Помрут детишки с голоду.
Побежал пастух в деревню и объявил мужикам, что, мол, убил цыган корову из ружья. Всполошились мужики. Жена Ивана в слезы ударилась, а Иван за топор схватился. Прибежали мужики в табор. Выходит Корча навстречу и говорит:
- Зачем, мужики, на меня напраслину возводите? Я не убивал Ивановой коровы. Ружье само выстрелило.
- Что ты мелешь, старик, как может ружье само выстрелить?
Объяснил Корча, как было дело, мол, так и так, пропал, дескать, его кушак, вытащил тогда он свое ружье волшебное да заставил поначалу всех цыган перед ружьем пройти, но только не выстрелило ружье, а ведь знали цыгане, что, если кто из них кушак украл, того смерть ждет. И вот сегодня утром выстрел раздался, сбежались все, глядят - корова убитая.
- Да что ты чепуху городишь? Что ты от ответа увиливаешь?
- И это вы напрасно говорите, ответа я не боюсь. А тебе, Иван, я за корову заплачу, так заплачу, что век помнить будешь да добрым словом станешь поминать меня.
- А мы сейчас посмотрим, что это за корова, - промолвил Корча, вынул из-за голенища цыганский нож и вспорол корове брюхо. Когда желудок разрезали, глядят: а там кушак Корчи, золотом расшитый, лежит цел целехонек.
Щедро заплатил Корча Ивану за убитую корову, а скотину велел закопать и к мясу ее не притрагиваться, мол, нечистое животное.
С той поры цыгане поверили в силу волшебного ружья.Урок окружающего мира Россия - многонациональное государство Защита проектовУрок окружающего мира Россия - многонациональное государство Защита проектов 3 группа «Армяне»

  1. Рассказ по презентации (флаг, герб, гимн, письменность, инструменты, природа Армении)
  2. Пословицы и поговорки:
Больше знай, да меньше болтай Больше делай, меньше говори Будет лето, будет и зима Была бы голова, будет и борода
  1. Из всех компонентов традиционной культуры наиболее полно сохраняется кухня. В основе традиционной пищи - зерновые продукты. Из пшеничной (в прошлом и ячменной) муки в тонирах выпекают тонкий хлеб - лаваш, делают сдобные печенья и другие мучные блюда, в том числе лапшу - аршта. Из круп варят каши, делают плов, заправляют ими супы. Распространены молочные продукты: сыры, масло, кислое молоко - мацун и пахта - тан, употребляющийся и как прохладительный напиток, и как основа для приготовления супов.
  2. Представление блюда «Назук»

4 группа «Грузины»



  1. Нодар ДУМБАДЗЕ, Грузия
    ОТГАДАЙ, КЕТИНО!

    Загадка

    Холод прогонит,
    Светло улыбнётся,
    Самая тёплая,
    Самая добрая.
    Если ушла -
    Пусть быстрее вернётся.

    Отгадка

    Самая тёплая,
    Добрая самая -
    Может, ты думаешь,
    Это весна?
    Не угадала,
    Совсем не она.
    Это моя и Мананина мама.

    Загадка

    Самый могучий
    И справедливый,
    С голосом громким
    И мягкою гривой.
    Нет никого сильнее на свете,
    Нет никого вернее на свете.

    Отгадка

    Самый могучий
    И справедливый,
    С голосом громким
    И мягкою гривой -
    Думаешь, лев
    С тяжёлою лапой?
    Нет, это мой и Мананин папа.


  1. Грузинские девушки, как вы, наверное, знаете, отличаются красивыми длинными черными волосами, горделивой осанкой, особым достоинством, которое выражается не только в национальных танцах, но и в повседневной жизни. Такие писатели как А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, С.Есенин воспевали в своих произведениях красоту и величавость грузинского народа.

В Грузии также изготовляют народные игрушки.

Для изготовления кукол в Грузии использовали самые разнообразные материалы: палочки, куски досок, ткани, глину, листья, стебли, почки, тыкву. Лицо обычно вышивали разноцветными нитками, а волосы делали из шерсти, кукурузных волокон. Прическа и одежда кукол может многое рассказать о жителях разных областей. По прическе также можно судить о « семейном положении» куклы. У «замужних» прическу укладывали в два локона, а у «не замужних» заплетали четыре косы. Наша грузинская девушка, по всем приметам, пока еще не замужем.

  1. "Добрый медвежонок" (перевод с грузинского Р. Заславского)

Идет
Медвежонок
Лохматый,
Несет
Бочонок
Пузатый,
Топленое масло в нем
Горит янтарным огнем.

Песенку
Медвежонка нашего
Знают в лесу наизусть:
"Сколько меня ни упрашивай,
Добычей не поделюсь!"

Но Мышка ему повстречалась.
- Послушай, - сказала ему, -
Дай маслица, самую малость,
Видишь, как я голодна!

Как Мышку не пожалеть?
- Возьми, - говорит Медведь.

Идет
Медвежонок
Лохматый,
Несет
Бочонок
Пузатый,
Топленое масло в нем
Горит янтарным огнем.

Песенку
Медвежонка нашего
Знают в лесу наизусть:
"Сколько меня ни упрашивай,
Добычей не поделюсь!"

Но вот на лесную дорогу
Выходит колючий Еж:
- Янтарного масла немного
Больному ежу не нальешь?

И Ежику Мишка отлил -
Пускай набирается сил.

Идет
Медвежонок
Лохматый,
Несет
Бочонок
Пузатый,
Топленое масло в нем
Горит янтарным огнем.

Песенку
Медвежонка нашего
Знают в лесу наизусть:
"Сколько меня ни упрашивай,
Добычей не поделюсь!"

И вдруг появилась Лисица:
- Дай масла разочек лизну! -
Пришлось и с ней поделиться,
Хоть ложка скребнула по дну.

Медведь и Лисица - друзья:
Никак отказать нельзя.

Идет
Медвежонок
Лохматый,
Несет
Бочонок
Пузатый,
Топленое масло в нем
Горит янтарным огнем.

Песенку
Медвежонка нашего
Знают в лесу наизусть:
"Сколько меня ни упрашивай,
Добычей не поделюсь!"

- Ну что ты песню заладил! -
Сказал, пролетая, Дятел. -
В бочонок скорей посмотри:
Что там осталось внутри? -

Сидит
Медвежонок
Лохматый,
А рядом
Бочонок
Пузатый:
Сколько в него ни смотри -
Нет ничего внутри,
Пусто-пусто внутри! Источник: Г. Чичинадзе. "Добрый медвежонок", "Детская литература", 1976 г.



  1. Фрагмент девичьего грузинского танца.

Клип «Мир, который нужен мне».

© 2010-2022