- Преподавателю
- Начальные классы
- Внеклассное мероприятие по русскому языку
Внеклассное мероприятие по русскому языку
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Тарбеева Т.С. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
«СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА РУССКОГО ЯЗЫКА»
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 4 класса
Провела: Тарбеева Татьяна Сергеевна,
учитель второй квалификационной категории
Иркутск 2013г
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 4 класса «СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА РУССКОГО ЯЗЫКА».
Учитель: Тарбеева Татьяна Сергеевна, учитель второй квалификационной категории
Тип. Интеллектуальная игра.
Форма. Состязание.
Педагогические возможности.
-
Повышение уровня мышления;
-
Углубление теоретических знаний;
-
Расширение кругозора;
-
Возникновение интереса к русскому языку;
-
Воспитание стремления к совершенствованию своих знаний;
-
Способ организации свободного досуга учащихся;
-
Формирование умений коллективного поиска ответов на вопросы;
-
Сплочение коллектива;
-
Формирование дружеских, товарищеских отношений;
-
Выявление творческих и организаторских способностей детей.
Цель: прививать любовь к родному языку через игру.
Задачи:
1) развивать творческое воображение детей, вырабатывать свободную и выразительную речь; прививать любовь к родному языку.
2) показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты, формировать подлинные познавательные интересы; поддерживать желание учиться и получать удовольствие от преодоления познавательных трудностей; 3)развивать пытливость, любознательность каждого ученика, творческие способности учащихся, расширить кругозор и словарный запас. 4) воспитывать стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь; воспитывать чувство товарищества, умения работать в коллективе.
Оборудование: чистые листы для решений, карточки, ручки, листы с заданиями, компьютер, проектор.
Ход занятия:
Организационный момент.
Вступительное слово учителя
Учитель: (2 слайд).
Язык, на котором мы говорим, красив и богат. На уроках русского языка и литературы мы учимся понимать красоту и силу русского слова. К слову нужно относиться бережно. О красоте и богатстве русского языка высказывались многие писатели. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести», - писал поэт Вадим Сергеевич Шефнер.
- Как вы понимаете эти слова? Великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев писал: "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным оружием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса… Берегите чистоту языка, как святыню!"
Чтобы увидеть, насколько красив и богат наш язык, надо его хорошо знать.
Сегодня у нас необычное занятие - занятие-«Справочная служба русского языка», на котором мы постараемся расширить свои знания в области русского языка.
Итак, начинаем наше занятие.
- Что такое «Справочная»?
Это служба, в которую мы обращаемся за некоторыми сведениями, мы можем позвонить и получить ответ на интересующий нас вопрос.
В течение 40 минут к нам в класс тоже будут поступать звонки. Звонки от героев Корней Иванович Чуковского. Они нам будут задавать различные вопросы, а мы им будем отвечать. Сегодня я - дежурная «Справочной службы». Звонков будет много, мне нужны помощники. Для этого нам нужно распределиться на 2 команды. Эти команды будут выполнять просьбы дозвонившихся и в то же время будут соревноваться между собой. Выбор названия и капитана команды.
-А теперь команды поприветствуют друг друга. (3 слайд)
Приветствие команд: 1 команда: Мы - веселые ребята, и не любим мы скучать, С удовольствием на вопросы будем отвечать. Мы ответим дружно, и здесь сомнений нет. Сегодня будет дружба владычицей побед.
2 команда: И пусть острей кипит борьба, сильней соревнование, Успех решает не судьба, а только наши знания. И, соревнуясь, вместе с вами мы останемся друзьями. Пусть борьба кипит сильней и наша дружба крепнет с ней.
Все вместе поют песню (на мотив песни «Улыбка»)
Любит игры наш веселый класс,
Вот начнётся состязание сейчас,
Вот болельщик, а вот и жюри,
Путь к победе труден, что не говори.
Припев: Нам доверено с тобой провести удачно бой,
Чтоб находчивость и знания проверить.
Ты велик, родной язык,
Ты могуч, родной язык,
Ты наш друг, и в это все мы будем верить.
Учитель: Работу команд будут оценивать учителя. За каждый правильный ответ жюри будет начислять вам баллы. Команда, набравшая наибольшее количество баллов , является победителем и знатоком русского языка. Если команда готова дать ответ, капитан поднимает руку и объявляет участника, который даёт ответ. Выкрики с места, хоровой ответ на вопросы не засчитываются. Первой отвечает команда, в которой раньше поднимет руку капитан (либо по очереди).
Вы готовы поработать в «Справочной службе»? Если вы готовы, то в добрый путь! Желаю успехов!
А вот и первый звонок. У меня зазвонил телефон. -Кто говорит? - Слон. -Откуда? -От верблюда. -Что вам надо? Помогите, уважаемые, спасите. Вчера сыну задали домашнее задание. Как его делать - не пойму.
Первый звонок «Проще простого» ( 5 слайд)
(по 1 баллу за каждый правильный ответ)
I команда: Некоторые люди не умеют правильно петь. Найдите в этих словах то, на что им наступил медведь:
Мухомор, духовка, суховей, пуховик, чепуховина (ухо)
II команда: В словах найдите растение, из которого получают прядильное волокно и масло:
Клён, плёнка, паслён, маслёнка, пелёнка (лён)
Задание обеим командам: "В каких словах ЕЛЬ растет?"
Составить новые слова, используя слово «ель». Кто больше слов составит. (Карамель, кисель, писатель, водитель, учитель, мебель, капель, портфель, картофель, мель, мельница, понедельник и т.д..)
А потом позвонил Крокодил И со слезами просил: -Мой милый, хороший, Ты знаешь пословицы? Пришли мне пословицы - хочу их отгадать. - Постой, не тебе ли на прошлой неделе Я выслала 10 отличных пословиц? -Ах, те, что ты выслала На прошлой неделе, я давно уже отгадал! -Ребята, вы знаете пословицы?
Второй звонок «Знаешь ли ты пословицы?»
(по 1 баллу за каждый правильный ответ)
Учитель: Как богат наш язык! Пословицы - одно из свидетельств живописности, выразительности нашей устной речи. Они учат честности и доброте, смелости, мудрости, внимательности. Они же могут высмеивать жадность, трусость, глупость. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь, делает ее очень выразительной, заостряет ум и память.
Вот ваше следующее задание: закончите пословицу по ее началу. Участники команд по очереди читают начало пословицы и заканчивают её по памяти.
1 команде: ( 6 слайд)
1. Не сиди сложа руки… (не будет скуки).
2. В гостях хорошо, … (а дома лучше).
3. Один за всех - … (все - за одного).
4. Не имей 100 рублей, … (а имей 100 друзей).
5. Без труда не вынешь … (и рыбку из пруда).
2 команде:
1. Скучен день до вечера, … (коли делать нечего).
2. Семь раз отмерь, … (один отрежь).
3. За двумя зайцами погонишься, … (ни одного не поймаешь)
4. Поспешишь - … (людей насмешишь).
5. Любишь кататься … (люби и саночки возить).
Учитель: Пословицы и поговорки прочно вошли в нашу жизнь. Мы очень часто употребляем их, чтобы точнее выразить свою мысль.
А потом позвонили мартышки:
- Найдите, пожалуйста, синонимы!
Третий звонок «Назови одним словом».
Назови одним словом, придумайте синонимы с удвоенными согласными. ( 9 слайд)
1 команда:
Обучение животных - дрессура
Рисунки в газете, журнале - иллюстрация
Помещение в школе - класс
Свидетельство об окончании средней школы - аттестат
день недели - суббота
2 команда:
асфальтированная дорога - шоссе
Товарищ по работе - коллега
Вид городского транспорта - троллейбус
Популярная игра на льду - хоккей
Спортивный бег - кросс
А потом позвонил медведь Да как начал, как начал реветь. - Погодите, медведь, не ревите, Объясните, чего вы хотите?
Четвертый звонок «Потерялись»
Слова разбежались, их надо собрать. Из слов составить новые слова.
(по 1 баллу за каждый правильный ответ). На доске. ( 10 слайд)
ГОРИ ДУХ ГОРИЗОНТ
ГАЗ ОСЫ МАК ГАЗЕЛЬ
ТОЧКА МАКУШКИ
ВОЛ ЗОНТ ВОЛОСЫ
ВЕС ЕЛЬ ВЕСТОЧКА
ВОЗ УШКИ ВОЗДУХ
А потом позвонили цапли: - Помогите, пожалуйста, назвать детенышей животных: Мы лягушками нынче объелись , И у нас животы разболелись.
Пятый звонок «Игра - кричалка». Назвать детенышей животного мира.
(по 1 баллу за каждый правильный ответ). ( 11 слайд)
1 команда 2 команда
Кошка - котёнок Собака - щенок
Гусыня - гусёнок Лошадь - жеребёнок
Скворец - скворчонок Свинья - поросёнок
Корова - телёнок Овца - ягнёнок
Индюшка - индюшонок Курица - цыплёнок
Змея - змеёныш Лягушка - лягушонок
А потом позвонила свинья:
- Нельзя ли ответить на вопросы?
Шестой звонок «Вопрос - ответ».
Каждой команде поочерёдно предлагается вопрос, на который она должна дать ответ без обдумывания. Количество очков, заработанных в этом конкурсе, будет определяться количеством правильных ответов на прозвучавшие вопросы
Команды по очереди отвечают на 6 вопросов. Максимальное количество баллов в этом конкурсе - 6.
1 команда:
-
Как называют звуки, состоящие только из голоса? (гласные)
-
Как можно превратить слово мел в мелкое место, а угол - в топливо, шест - в число? (сделать мягким конечный согласный).
-
Какую часть слова можно в земле найти? (корень)
-
Как каплю превратить в цаплю? (поменять первую букву)
-
В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? ( суббота)
-
В начале слова буква ё обозначает? (два звука)
2 команда
-
Имя девочки состоят из двух букв а и удвоенных согласных. Как зовут девочку? (Алла, Анна)
-
Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека?( гость)
-
Гласных букв 10, а гласных звуков (6)
-
Как можно превратить слово семя в слово семья?
-
Сколько слогов в слове да? (1)
-
Как называется знак, которым рисуется на письме звук? (Буква.)
И снова медведь:
- О, спасите моржа!
Вчера он не составил имена девочек!
Седьмой звонок «Имена девочек» (12 слайд)
Из набора букв составьте имена девочек. (по 1 баллу за каждый правильный ответ).
ИЯЮЛ (Юлия) ВАРЕ (Вера)
ЬАГОЛ (Ольга) РИНАИ (Ирина)
ЕЕАЛН (Елена) АРМЯИ (Мария)
АТЕЛСАНВ (Светлана) ЖДАДНЕА (Надежда)
ТИААРЕКЕН (Екатерина) ЕВТАИНЛАН (ВАЛЕНТИНА)
И такая дребедень
Целый день:
Динь- ди-лень,
Динь- ди-лень,
Динь- ди-лень,
То тюлень позвонит, то олень.
Учитель: Пока наши команды выполняют задание, мы поиграем с нашими учителями.
Игра с учителями.
ЗАКОНЧИ ФРАЗУ
От радости матросы пели
Ура! Они достигли … (цели)
Живет у нас дремотное,
Пушистое … (животное)
Сколько солнца на опушке!
На носах у нас … (веснушки)
Я утром вышел рано-рано,
Гляжу, пасутся два ... (барана)
Ребята смеются, купаясь в реке
Плакучая … стоит вдалеке (ива)
Среди ветвей туман повис,
В траву слетает рыжий ... (лист)
2. « Найди пару».
Найди, к каждому устойчивому сочетанию (фразеологизму) в левой колонке, антоним в правой.
Сидеть - сложа руки. - Работать не покладая рук.
Держать в ежовых рукавицах. - Отбиться от рук.
Сидеть на чужой шее. - Своим горбом жить.
Лясы точить.- Воды в рот набрать.
Рукой подать. - У черта на куличках.
Не ударить в грязь лицом.- Сесть в калошу.
А недавно две газели
Позвонили и запели:
-Неужели
В самом деле
Падежи все позабыли?
-Ах, в уме ли вы, газели?
Не забыли падежи мы,
И вопросы вспомнили!
Восьмой звонок «Падежи»
(по 1 баллу за каждый правильный ответ)
Задание 1 команде.
1. В каком ряду все имена существительные стоят в предложном падеже?
а) на асфальте, при болезни, без халата
б) около стены, по городу, о повести
в) на машине, при гордости, в вагоне
г) о подруге, при товарище, над полем
2. В каком ряду все имена существительные имеют окончание «и»
а) у бабушк.., в тайг…, на ромашк…
б) по ел…, без сорок…, на деревн…
в) в деревн…, к сирен…, для Кол…
г) по местност…, около тропк…, на скатерт…
Задание 2 команде.
1. В каком ряду все имена существительные стоят в родительном падеже?
а) на суше, по улице, без радости
б) для кровати, на картине, в злобе
в) через метель, от мудрости, навстречу судьбе
г) мимо деревни, из зависти, для важности
2. В каком ряду все имена существительные имеют окончание «е»
а) на перин…, на окраин…, из жалост…
б) на елк…, у ветк…, благодаря известност…
в) на ферм…, по яблон…, на грядк…
г)на топол…, о волк…, по окрестност…
А вчера поутру Кенгуру:
Не знаете ли задание «Кто больше?»
Девятый звонок «Кто больше».
(по 1 баллу за каждый правильный ответ). ( 13 слайд)
Составь из слова «наборщик» как можно больше слов.
(набор, щи, кино, бор, банщик, барон, барин, икра, роща, ар, бак.)
Учитель: Пока жюри совещается,
Я называю вам существительное в единственном числе, а вы мне в ответ - во множественном: ( 14 слайд)
I команда II команда
Нога - … (ноги) Рука - … (руки)
Дуга - … (дуги) Мука - … (не имеет мн. числа)
Ведро - … (вёдра) Бедро - … (бёдра)
Метро - … (не имеет мн. числа) День - … (дни)
Цыплёнок - … (цыплята) Козлёнок - … (козлята)
Физминутка.
«Верно - неверно»
Командам необходимо прослушать утверждение и поднять карточку «ДА» или «НЕТ»
1. Слова состоят из звуков? (да)
2. Звуки мы можем увидеть? (нет)
3. Звуки мы слышим и произносим? (да)
4. Буквы нужны, чтобы записывать звуки? (да)
5. Гласные бывают твердые и мягкие? (нет)
6. Некоторые согласные звучат звонко, а некоторые глухо? (да)
7. Ударный гласный слышится ясно? (да)
8. Парные согласные на конце слова проверять не надо? (нет)
Подведение итогов.
Учитель: Ребята, сегодня вы молодцы! На столько вопросов ответили! Всем героям помогли! Вы показали свои знания о русском языке, свою любовь к изучению этого предмета, проявили смекалку. А главное - вы узнали много интересного материала и ещё больше полюбили русский язык. Успехов вам в дальнейшем изучении русского языка!
Электронные ресурсы
-
infourok.ru/
-
n-shkola.ru/
-
nachalka.info/
-
mat-reshka.com/