Внеклассное мероприятие по русскому языку

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









«СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА РУССКОГО ЯЗЫКА»

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 4 класса













Провела: Тарбеева Татьяна Сергеевна,

учитель второй квалификационной категории











Иркутск 2013г

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 4 класса «СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА РУССКОГО ЯЗЫКА».

Учитель: Тарбеева Татьяна Сергеевна, учитель второй квалификационной категории

Тип. Интеллектуальная игра.

Форма. Состязание.

Педагогические возможности.

  • Повышение уровня мышления;

  • Углубление теоретических знаний;

  • Расширение кругозора;

  • Возникновение интереса к русскому языку;

  • Воспитание стремления к совершенствованию своих знаний;

  • Способ организации свободного досуга учащихся;

  • Формирование умений коллективного поиска ответов на вопросы;

  • Сплочение коллектива;

  • Формирование дружеских, товарищеских отношений;

  • Выявление творческих и организаторских способностей детей.



Цель: прививать любовь к родному языку через игру.

Задачи:

1) развивать творческое воображение детей, вырабатывать свободную и выразительную речь; прививать любовь к родному языку.

2) показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты, формировать подлинные познавательные интересы; поддерживать желание учиться и получать удовольствие от преодоления познавательных трудностей; 3)развивать пытливость, любознательность каждого ученика, творческие способности учащихся, расширить кругозор и словарный запас. 4) воспитывать стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь; воспитывать чувство товарищества, умения работать в коллективе.

Оборудование: чистые листы для решений, карточки, ручки, листы с заданиями, компьютер, проектор.

Ход занятия:

Организационный момент.

Вступительное слово учителя

Учитель: (2 слайд).
Язык, на котором мы говорим, красив и богат. На уроках русского языка и литературы мы учимся понимать красоту и силу русского слова. К слову нужно относиться бережно. О красоте и богатстве русского языка высказывались многие писатели. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести», - писал поэт Вадим Сергеевич Шефнер.

- Как вы понимаете эти слова? Великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев писал: "Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным оружием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса… Берегите чистоту языка, как святыню!"

Чтобы увидеть, насколько красив и богат наш язык, надо его хорошо знать.

Сегодня у нас необычное занятие - занятие-«Справочная служба русского языка», на котором мы постараемся расширить свои знания в области русского языка.

Итак, начинаем наше занятие.

- Что такое «Справочная»?

Это служба, в которую мы обращаемся за некоторыми сведениями, мы можем позвонить и получить ответ на интересующий нас вопрос.

В течение 40 минут к нам в класс тоже будут поступать звонки. Звонки от героев Корней Иванович Чуковского. Они нам будут задавать различные вопросы, а мы им будем отвечать. Сегодня я - дежурная «Справочной службы». Звонков будет много, мне нужны помощники. Для этого нам нужно распределиться на 2 команды. Эти команды будут выполнять просьбы дозвонившихся и в то же время будут соревноваться между собой. Выбор названия и капитана команды.

-А теперь команды поприветствуют друг друга. (3 слайд)

Приветствие команд: 1 команда: Мы - веселые ребята, и не любим мы скучать, С удовольствием на вопросы будем отвечать. Мы ответим дружно, и здесь сомнений нет. Сегодня будет дружба владычицей побед.
2 команда: И пусть острей кипит борьба, сильней соревнование, Успех решает не судьба, а только наши знания. И, соревнуясь, вместе с вами мы останемся друзьями. Пусть борьба кипит сильней и наша дружба крепнет с ней.

Все вместе поют песню (на мотив песни «Улыбка»)

Любит игры наш веселый класс,

Вот начнётся состязание сейчас,

Вот болельщик, а вот и жюри,

Путь к победе труден, что не говори.

Припев: Нам доверено с тобой провести удачно бой,

Чтоб находчивость и знания проверить.

Ты велик, родной язык,

Ты могуч, родной язык,

Ты наш друг, и в это все мы будем верить.

Учитель: Работу команд будут оценивать учителя. За каждый правильный ответ жюри будет начислять вам баллы. Команда, набравшая наибольшее количество баллов , является победителем и знатоком русского языка. Если команда готова дать ответ, капитан поднимает руку и объявляет участника, который даёт ответ. Выкрики с места, хоровой ответ на вопросы не засчитываются. Первой отвечает команда, в которой раньше поднимет руку капитан (либо по очереди).

Вы готовы поработать в «Справочной службе»? Если вы готовы, то в добрый путь! Желаю успехов!

А вот и первый звонок. У меня зазвонил телефон. -Кто говорит? - Слон. -Откуда? -От верблюда. -Что вам надо? Помогите, уважаемые, спасите. Вчера сыну задали домашнее задание. Как его делать - не пойму.

Первый звонок «Проще простого» ( 5 слайд)

(по 1 баллу за каждый правильный ответ)

I команда: Некоторые люди не умеют правильно петь. Найдите в этих словах то, на что им наступил медведь:

Мухомор, духовка, суховей, пуховик, чепуховина (ухо)

II команда: В словах найдите растение, из которого получают прядильное волокно и масло:

Клён, плёнка, паслён, маслёнка, пелёнка (лён)

Задание обеим командам: "В каких словах ЕЛЬ растет?"

Составить новые слова, используя слово «ель». Кто больше слов составит. (Карамель, кисель, писатель, водитель, учитель, мебель, капель, портфель, картофель, мель, мельница, понедельник и т.д..)


А потом позвонил Крокодил И со слезами просил: -Мой милый, хороший, Ты знаешь пословицы? Пришли мне пословицы - хочу их отгадать. - Постой, не тебе ли на прошлой неделе Я выслала 10 отличных пословиц? -Ах, те, что ты выслала На прошлой неделе, я давно уже отгадал! -Ребята, вы знаете пословицы?

Второй звонок «Знаешь ли ты пословицы?»

(по 1 баллу за каждый правильный ответ)

Учитель: Как богат наш язык! Пословицы - одно из свидетельств живописности, выразительности нашей устной речи. Они учат честности и доброте, смелости, мудрости, внимательности. Они же могут высмеивать жадность, трусость, глупость. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь, делает ее очень выразительной, заостряет ум и память.

Вот ваше следующее задание: закончите пословицу по ее началу. Участники команд по очереди читают начало пословицы и заканчивают её по памяти.

1 команде: ( 6 слайд)

1. Не сиди сложа руки… (не будет скуки).

2. В гостях хорошо, … (а дома лучше).

3. Один за всех - … (все - за одного).

4. Не имей 100 рублей, … (а имей 100 друзей).

5. Без труда не вынешь … (и рыбку из пруда).

2 команде:

1. Скучен день до вечера, … (коли делать нечего).

2. Семь раз отмерь, … (один отрежь).

3. За двумя зайцами погонишься, … (ни одного не поймаешь)

4. Поспешишь - … (людей насмешишь).

5. Любишь кататься … (люби и саночки возить).

Учитель: Пословицы и поговорки прочно вошли в нашу жизнь. Мы очень часто употребляем их, чтобы точнее выразить свою мысль.

А потом позвонили мартышки:

- Найдите, пожалуйста, синонимы!

Третий звонок «Назови одним словом».

Назови одним словом, придумайте синонимы с удвоенными согласными. ( 9 слайд)

1 команда:
Обучение животных - дрессура
Рисунки в газете, журнале - иллюстрация
Помещение в школе - класс
Свидетельство об окончании средней школы - аттестат

день недели - суббота

2 команда:

асфальтированная дорога - шоссе

Товарищ по работе - коллега
Вид городского транспорта - троллейбус
Популярная игра на льду - хоккей
Спортивный бег - кросс


А потом позвонил медведь Да как начал, как начал реветь. - Погодите, медведь, не ревите, Объясните, чего вы хотите?

Четвертый звонок «Потерялись»

Слова разбежались, их надо собрать. Из слов составить новые слова.

(по 1 баллу за каждый правильный ответ). На доске. ( 10 слайд)

ГОРИ ДУХ ГОРИЗОНТ

ГАЗ ОСЫ МАК ГАЗЕЛЬ

ТОЧКА МАКУШКИ

ВОЛ ЗОНТ ВОЛОСЫ

ВЕС ЕЛЬ ВЕСТОЧКА

ВОЗ УШКИ ВОЗДУХ

А потом позвонили цапли: - Помогите, пожалуйста, назвать детенышей животных: Мы лягушками нынче объелись , И у нас животы разболелись.

Пятый звонок «Игра - кричалка». Назвать детенышей животного мира.

(по 1 баллу за каждый правильный ответ). ( 11 слайд)

1 команда 2 команда

Кошка - котёнок Собака - щенок

Гусыня - гусёнок Лошадь - жеребёнок

Скворец - скворчонок Свинья - поросёнок

Корова - телёнок Овца - ягнёнок

Индюшка - индюшонок Курица - цыплёнок

Змея - змеёныш Лягушка - лягушонок

А потом позвонила свинья:

- Нельзя ли ответить на вопросы?

Шестой звонок «Вопрос - ответ».

Каждой команде поочерёдно предлагается вопрос, на который она должна дать ответ без обдумывания. Количество очков, заработанных в этом конкурсе, будет определяться количеством правильных ответов на прозвучавшие вопросы

Команды по очереди отвечают на 6 вопросов. Максимальное количество баллов в этом конкурсе - 6.

1 команда:

  • Как называют звуки, состоящие только из голоса? (гласные)

  • Как можно превратить слово мел в мелкое место, а угол - в топливо, шест - в число? (сделать мягким конечный согласный).

  • Какую часть слова можно в земле найти? (корень)

  • Как каплю превратить в цаплю? (поменять первую букву)

  • В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? ( суббота)

  • В начале слова буква ё обозначает? (два звука)

2 команда

  • Имя девочки состоят из двух букв а и удвоенных согласных. Как зовут девочку? (Алла, Анна)

  • Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека?( гость)

  • Гласных букв 10, а гласных звуков (6)

  • Как можно превратить слово семя в слово семья?

  • Сколько слогов в слове да? (1)

  • Как называется знак, которым рисуется на письме звук? (Буква.)

И снова медведь:

- О, спасите моржа!

Вчера он не составил имена девочек!

Седьмой звонок «Имена девочек» (12 слайд)

Из набора букв составьте имена девочек. (по 1 баллу за каждый правильный ответ).

ИЯЮЛ (Юлия) ВАРЕ (Вера)

ЬАГОЛ (Ольга) РИНАИ (Ирина)

ЕЕАЛН (Елена) АРМЯИ (Мария)

АТЕЛСАНВ (Светлана) ЖДАДНЕА (Надежда)

ТИААРЕКЕН (Екатерина) ЕВТАИНЛАН (ВАЛЕНТИНА)

И такая дребедень

Целый день:

Динь- ди-лень,

Динь- ди-лень,

Динь- ди-лень,

То тюлень позвонит, то олень.

Учитель: Пока наши команды выполняют задание, мы поиграем с нашими учителями.

Игра с учителями.

ЗАКОНЧИ ФРАЗУ

От радости матросы пели

Ура! Они достигли … (цели)

Живет у нас дремотное,

Пушистое … (животное)

Сколько солнца на опушке!

На носах у нас … (веснушки)

Я утром вышел рано-рано,

Гляжу, пасутся два ... (барана)

Ребята смеются, купаясь в реке

Плакучая … стоит вдалеке (ива)

Среди ветвей туман повис,

В траву слетает рыжий ... (лист)

2. « Найди пару».

Найди, к каждому устойчивому сочетанию (фразеологизму) в левой колонке, антоним в правой.

Сидеть - сложа руки. - Работать не покладая рук.

Держать в ежовых рукавицах. - Отбиться от рук.

Сидеть на чужой шее. - Своим горбом жить.

Лясы точить.- Воды в рот набрать.

Рукой подать. - У черта на куличках.

Не ударить в грязь лицом.- Сесть в калошу.

А недавно две газели

Позвонили и запели:

-Неужели

В самом деле

Падежи все позабыли?

-Ах, в уме ли вы, газели?

Не забыли падежи мы,

И вопросы вспомнили!

Восьмой звонок «Падежи»

(по 1 баллу за каждый правильный ответ)

Задание 1 команде.
1. В каком ряду все имена существительные стоят в предложном падеже?
а) на асфальте, при болезни, без халата
б) около стены, по городу, о повести
в) на машине, при гордости, в вагоне
г) о подруге, при товарище, над полем

2. В каком ряду все имена существительные имеют окончание «и»
а) у бабушк.., в тайг…, на ромашк…
б) по ел…, без сорок…, на деревн…
в) в деревн…, к сирен…, для Кол…
г) по местност…, около тропк…, на скатерт…

Задание 2 команде.
1. В каком ряду все имена существительные стоят в родительном падеже?
а) на суше, по улице, без радости
б) для кровати, на картине, в злобе
в) через метель, от мудрости, навстречу судьбе
г) мимо деревни, из зависти, для важности
2. В каком ряду все имена существительные имеют окончание «е»
а) на перин…, на окраин…, из жалост…
б) на елк…, у ветк…, благодаря известност…
в) на ферм…, по яблон…, на грядк…
г)на топол…, о волк…, по окрестност…

А вчера поутру Кенгуру:

Не знаете ли задание «Кто больше?»

Девятый звонок «Кто больше».

(по 1 баллу за каждый правильный ответ). ( 13 слайд)

Составь из слова «наборщик» как можно больше слов.

(набор, щи, кино, бор, банщик, барон, барин, икра, роща, ар, бак.)

Учитель: Пока жюри совещается,

Я называю вам существительное в единственном числе, а вы мне в ответ - во множественном: ( 14 слайд)

I команда II команда

Нога - … (ноги) Рука - … (руки)

Дуга - … (дуги) Мука - … (не имеет мн. числа)

Ведро - … (вёдра) Бедро - … (бёдра)

Метро - … (не имеет мн. числа) День - … (дни)

Цыплёнок - … (цыплята) Козлёнок - … (козлята)

Физминутка.

«Верно - неверно»
Командам необходимо прослушать утверждение и поднять карточку «ДА» или «НЕТ»
1. Слова состоят из звуков? (да)
2. Звуки мы можем увидеть? (нет)
3. Звуки мы слышим и произносим? (да)
4. Буквы нужны, чтобы записывать звуки? (да)
5. Гласные бывают твердые и мягкие? (нет)
6. Некоторые согласные звучат звонко, а некоторые глухо? (да)
7. Ударный гласный слышится ясно? (да)
8. Парные согласные на конце слова проверять не надо? (нет)

Подведение итогов.

Учитель: Ребята, сегодня вы молодцы! На столько вопросов ответили! Всем героям помогли! Вы показали свои знания о русском языке, свою любовь к изучению этого предмета, проявили смекалку. А главное - вы узнали много интересного материала и ещё больше полюбили русский язык. Успехов вам в дальнейшем изучении русского языка!



Электронные ресурсы


  1. infourok.ru/

  2. n-shkola.ru/

  3. nachalka.info/

  4. mat-reshka.com/

© 2010-2022