Урок ОРКСЭ (ОПК) по теме

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Разработка урока по предмету

«Основы религиозных культур и светской этики»

модуль «Основы православной культуры»

Срок реализации - 1 год

Возраст детей - 9-10 лет







Гартман Надежда Ивановна,

учитель начальных классов, преподаватель ОРКСЭ













с. Подгорное



2015г







Модуль: Основы православной культуры Класс: 4 класс Тема: Христианская семья Тип урока: изучение нового материала Цель: формирование осознанного отношения к семье, как одной из важнейших ценностей бытия человека. Задачи:

  • Формировать уважительное и бережное отношение к своей семье, умение общаться в кругу семьи;
  • Познакомить с составляющими компонентами, необходимыми для создания семьи; раскрыть сущность таинства венчания;
  • Развивать коммуникативные способности, кругозор, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока.
Формирование УУД Познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из текстов, словарей; выявлять сущность, особенности; на основе обобщения знаний делать выводы. Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание на основе поставленной задачи; оформлять свои мысли в устной речи, используя термины и понятия; умение работать в группе. Личностные результаты: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; оценивать свои поступки с определённой ситуацией. Регулятивные УУД: научатся совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; развиваем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Оборудование: учебное пособие А.В.Кураева «Основы православной культуры», мультимедийная презентация урока, толковые словари, карточки, ромашки, лучики, аудиозапись.

1.Организационный момент. -Здравствуйте, ребята. Возьмите друг друга за руки и образуйте круг. Почувствуйте тепло рук вашего соседа. Пусть это тепло сохранится в вашем сердце на протяжении всего урока. Слайд №2 2.Мотивация к учебной деятельности. -Послушайте песню «Родительский дом». -Какие чувства пробудила в вас эта песня. -О чем или о ком вы думали, когда слушали её? 3.Сообщение темы урока. Формулировка целей. -Как вы думаете, о чём же пойдёт речь на этом уроке? (Слайд №3) -Что бы вы хотели узнать о семье? - Да, на уроке мы должны будем выяснить: Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Чем семья отличается от другой группы людей? (Слайд №4) 4.Актуализация имеющихся знаний по теме. - Скажите, с чего начинается Родина для каждого человека? ( С родного дома, с семьи). (Слайд №5) - На бумажных кирпичиках запишите слова-ассоциации связанные со словом семья? (Мама, тепло, улыбка, доброта, любовь и т.д.) -Что можно построить из кирпичей? (Дом). (На доске выстраивается дом) 5.Работа со словарем. -Давайте обратимся к толковым словарям и найдем значение этого слова там. Прочитайте значение слова «семья» в словаре.

Словарь Ожегова С.И.: (Слайд №6)
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Ушаков Д.Н.: (Слайд №7)
Семья - группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. 6.Изучение нового материала. Работа с учебником. - А сейчас мы с вами узнаем, с чем сравнивает семью автор учебного пособия. (Читают на странице 86 в учебнике первый абзац). - Итак, с чем же сравнивает семью автор учебника? - Почему он использует именно это сравнение? - Почему дети являются очень важной частичкой семьи? (Рождение ребёнка наполняет жизнь семьи светом, радостью и смыслом) - В народе говорили: «Семья без детей, что цветок без запаха». (Слайд №8) - Как вы понимаете смысл этой пословицы? Это слово можно разделить на «СЕМЬ» и «Я», т.е. семеро таких же, как я. - Что это значит? (В семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом, характером. Могут быть общие увлечения и любимые занятия). Чтение басни Л. Толстого «Отец и сыновья» (текст на карточках) (Слайд №9) - Какова основная мысль басни? - На парте у вас есть солнечные лучики, напишите на них названия человеческих отношений, необходимых для крепкой и дружной семьи. ( На доске собирается солнышко. Понимание. Любовь. Уважение. Доверие. Доброта. Забота. Помощь. Дружба). -Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир, согласие. А значит, все будут счастливы. -Что же объединяет всех членов семьи? ( Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством).
-Кто помнит, в какой христианской заповеди говорится о почитании родителей? (Слайд №10) - Как вы ее понимаете? -Если заповедь эта исполняется, то семья хорошая, крепкая и дружная. (Слайд №11) Физкультминутка (Слайд №12) (Имитируют движения) Мы семья - всегда мы вместе, Нам нельзя стоять на месте И друг другу если можем, Мы всегда во всём поможем. Маме дружно помогаем- С полок пыль мы вытираем, Моем гладкие окошки, Со стола смахнём мы крошки, Протрясём половики, Чисто вымоем полы. Потрудились, отдохнули, Сели разом за столы. Взяли книжки, взяли ручки И дождались тишины.

Рассказ учителя. -Ещё в древние времена китайский мудрец Конфуций говорил: «Семья - это маленькое государство, и держится оно на любви». (Слайд №14) Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Издавна на Руси православные люди, решившие создать семью, совершали одно из важнейших таинств православной церкви. Работа с учебником - Как называется это таинство, прочитаем в учебнике на странице 86 второй абзац. -Венчание будущих супругов совершается священником, который благословляет жениха и невесту на счастливую семейную жизнь. Молодые люди обещают любить друг друга, заботиться друг о друге, никогда не оставлять ни в беде, ни в болезни, и никогда не нарушать священного брачного союза. (Слайд №13) - Почему заключение брака в церкви называется «венчание»? (Слайд №15) В самых бедных храмах, где нет специальных венцов, на голову жениха и невесты иногда надевают венки из полевых цветов. -Что означает венец над молодоженами? -Почему венец имеет форму кольца? - Жить в семье - это великий труд, ведь надо быть внимательными и тактичными по отношению к родным и уметь нести бремя друг друга. - Найдите определения слов тактичность и бремя в учебнике. -Что удивило вас из прочитанного? (Слайд №16) Работа с пословицами в парах. (Вспомнить правила работы в паре). -Создать семью нелегко, а сохранить её еще труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но как правильно поступить знает не каждый. Именно этому учат пословицы и поговорки. -Соотнесите начало пословиц с продолжением и объясните их смысл.

В семье согласно, так идет и дело прекрасно. В своём доме и стены помогают. Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Вся семья вместе, так и душа на месте. Человек без семьи, что дерево без плодов. В хорошей семье хорошие дети растут.

Дитя хоть криво, да отцу-матери мило. В гостях хорошо, а дома лучше. Семья - печка: как холодно все к ней собираются. 7.Рефлексия и оценка деятельности. -В России есть праздник, посвящённый семье. Праздник «День семьи, любви и верности» в честь Святых Петра и Февронии. Петр - это князь, который правил в давние времена в городе Муроме, Феврония - его супруга, которая когда-то исцелила его от страшной болезни. И с тех пор они были неразлучны и даже умерли в один день. (Слайд №17) - Когда отмечается этот праздник? - Кто знает, какой цветок является символом этого праздника? (Слайд№18) -Посадите свои ромашки рядом с нашим домом. (Если Вам урок понравился, было интересно, все у Вас получилось - ромашка с желтой серединкой. Если испытывали трудности, осталось что-то непонятно - ромашка с красной серединкой).

8.Итог урока. - Что же такое христианская семья? В чем ее особенность?
9.Домашнее задание. По выбору: - Составить синквейн со словом семья. - Придумать и записать несколько заповедей (правил) семьи. - Нарисовать эмблему или родословное древо своей семьи и обосновать.







Использованные материалы: Методическое обеспечение экспериментальных уроков по Основам православной культуры для 4-5 классов experiment-opk.pravolimp.ru/lessons/21





8


© 2010-2022