«Пути решения проблемы развития креативности личности обучающихся в начальной школе»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»

с. Киевка











«Пути решения проблемы развития креативности личности обучающихся в начальной школе»













Подготовила

учитель МКОУ СОШ №4 с. Киевка

Сурнева Светлана Григорьевна

2012 г.


Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то».

Антуан де Сент-Экзюпери. Эти слова обращены к каждому из нас, к каждому, кто в ответе за наших детей. В этих словах - призыв и предупреждение - надо «лепить» «человеческую глину» пока ум ребёнка гибок и сам он восприимчив ко всему открытому перед ним богатству мира. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство со стороны взрослых. Вот как об этом говорил Плутарх: «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими - это в нашей власти». И в нашей власти направить все усилия на активизацию познавательного интереса учащихся, развитие их творческих способностей. Способность и готовность к творчеству должно стать чертой личности человека, креативностью (от латинского - "сотворение"). Поэтому в деле воспитания и образования понятие "творчество" обычно связано с понятиями "способности", "развитие", "одарённость". Развитие креативных способностей школьников подразумевает развитие четырёх само-: самостоятельности, самоконтроля, возможности для самореализации и самовыражения, интереса к предмету, активности. Творчество обязательно в игровых формах обучения, наиболее привлекательных для школьников. В качестве главного условия развития креативности педагог должен рассматривать выбор и реализацию соответствующих технологий. У каждого творчески работающего учителя вырабатывается свой педагогический почерк. Успех и уверенность в обучении зависят от того, как учитель сможет помочь раскрыть индивидуальные способности, качества и таланты каждого. Ведь современные школьники не склонны слушать слишком подробные объяснения учителя. Они ждут новых форм знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. В решении данной проблемы учителю может помочь комплекс творческих заданий, тестов, индивидуальные программы и нетрадиционные уроки. Элементы креативности на уроках должны стать нормой как для детей, так и для учителей. Стараться не давать детям готовое, а ориентировать на развитие мышления, связной речи, развитие творчества, и интереса к предмету, применять игровую форму на ежедневных, обычных уроках: викторины, блиц-турниры, головоломки, ребусы и т. д. «Не мыслям надобно учить, а учить мыслить» (Э. Кант). Продуктивным считаю методы чередования задач, решаемых разными способами, преобразования, способствующие упрощению или усложнению; создание проблемных ситуаций, ориентирующие учащихся на поиск. В результате ученик выступает в роли исследователя, который открывает для себя новые знания. В основе применяемых мною элементов современных технологий лежит принцип предоставления учащимся высокой степени свободы в поисках возможного решения с использованием нестандартных способов действий, самостоятельность в выборе средств и путей решения, поставленных перед учащимися проблем. Ежеурочно подбираю такой материал, который бы мог заинтересовать учащихся на уроках. Общественная значимость и новизна могут вызывать положительную мотивацию творчества, как у учителя, так и у учеников. Кроме того, у учащихся может быть сформирован мотив самоутверждения. Какие же методы и приёмы необходимо использовать для развития творческой личности?

  • проблемные;
  • поисковые;
  • исследовательские;
  • практические; ориентированные на реальные практические результаты и способствующие активизации познавательной и творческой деятельности;
  • создание ситуации успеха. (Тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех)
За годы работы пришла к выводу, что наиболее благоприятными условиями для развития творческих способностей учащихся являются творческие задания, которые содержатся и на страницах учебника, в тетрадях на печатной основе и придуманные мною в процессе обучения, а также самими учащимися. Но эти творческие задания выполняют сразу не все учащиеся, так как у всех детей разныуровень подготовки к школе, разные интеллектуальные способности, разная скорость понимания и переработки изучаемого материала. Поэтому, сначала даю творческие задания на сугубо добровольных началах. Включение в структуру урока таких подготовительных заданий создаёт возможность вовлечь в посильную для них творческую деятельность, которая является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления. После выполнения первых работ, видя, как это интересно, какую похвалу учителя и аплодисменты товарищей можно заслужить, начинают в работу втягиваться все. Обязательность выполнения домашнего творческого задания для детей постепенно переходит в норму. Учащиеся готовят карточки и тесты для уроков русского языка, литературного чтения, окружающего мира, математики для своего соседа. Но задания должны соответствовать определенным требованиям: выглядеть привлекательно и соответствовать нашим знаниям (если не можешь выполнить задание сам - не предлагай его товарищу). Творческие задания возбуждают "умственный аппетит", формируют положительное отношение к учебной деятельности, но их следует давать систематически, так как нельзя "завести" детей на какую - то интересную работу, а потом взять и бросить. Начинаю эту работу с выявления того, что знают мои ученики, каков их кругозор, насколько широки их интересы. Компоненты урока должны содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, комического, вызывать интерес у учащихся к учебному предмету и способствовать созданию положительной эмоциональной обстановки учения. «Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить этой работы в забаву - это одна из труднейших и важнейших задач дидактики». (К.Д. Ушинский) Отобрала следующие формы организации учебного пространства:
  • индивидуальные (сочинение, "рифмованные строки", стихи, отзыв о книге и др.)
  • индивидуально-групповые (микро-групповое взаимодействие, практическая ситуация, исследовательский проект);
  • парные (парное взаимодействие, в парах сменного состава: рассуждение в доказательствах);
  • групповые (групповое взаимодействие: разрешение противоречий в мнениях);
  • коллективные (межгрупповое взаимодействие: для отработки алгоритма творческого мышления и организации творческой деятельности вообще).

Таким образом, развитию креативности личности учащихся способствуют многие приёмы и формы. Успех обеспечен в том случае, если налажено сотрудничество учителя и ученика, где ученик является субъектом своей деятельности, а сотрудничество в отношениях "учитель-ученик" принимает различные формы (соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления). Важно помочь раскрыться креативности школьника, помня при этом о возрастных, личностных особенностях, а также о том, что проблемы не интересны для учащихся, если они не связаны с жизнью, имеют общий характер, не выводят школьников на общечеловеческие ценности. Считаю, что девизом работы любого учителя должны стать слова Г. Лихтенберга: «Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения».






© 2010-2022