- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка в 3 классе по теме «Имя существительное. Обобщение»
Урок русского языка в 3 классе по теме «Имя существительное. Обобщение»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Николаева С.В. |
Дата | 17.10.2012 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема: Имя существительное. Обобщение.
Цель: Способствовать обобщению и систематизации изученного по теме «Имя существительное»
Задачи:
- Совершенствование практических навыков в определении основных признаков данной части речи.
- Развитие памяти, логического мышления, устной и письменной речи, умения работать индивидуально и в группе; расширение кругозора учащихся.
- Воспитание интереса к изучению русского языка, патриотизма.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы: словесные, наглядные, практические, частично-поисковый, стимулирования и мотивации учения.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: компьютер с интерактивной доской, раздаточный материал, Презентация, фильм «Зимние мотивы», медальки за хорошую работу, белые листы бумаги, разрезанная на части эмблема Азиады, оценочные листы.
Ход урока
- Организационный момент.
- Введение в тему.
- Сегодняшний урок я хочу начать словами К.Г. Паустовского. (Слайд № 1)
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.»
Каждый урок русского языка - это постижение тайн одного из великих языков мира. Надеюсь, что и этот урок станет для вас открытием. О чём же пойдёт сегодня речь? (Слайд № 2)
Все учащиеся получают карточку:
Расшифруй запись, поставив буквы в соответствии с цифрами:
3, 4, 1, 5, 12, 10, 2, 5, 13, 6, 3, 13, 2, 7, 11, 8, 9, 2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Я
Е
И
М
С
В
Л
Н
О
Щ
Ь
У
Т
-
Сообщение темы и цели урока
- Да, вы совершенно правы. Сегодня мы подведём итог нашей работы по теме «Имя существительное». (Слайд № 3)
Поговорим с вами о
-
Значении существительных
-
Признаках существительных
-
Синтаксической роль в предложении
- Работа по теме урока
2) - А знаете ли вы, историю слова «существительное»? Давайте заглянем на следующую страницу. (Слайд № 6) Ученица зачитывает информацию: «Во многих грамматиках - французской, немецкой, итальянской, английской, датской, шведской, норвежской - имя существительное обозначается словом, происходящим от латинского «субстантивум», которое было в прямом родстве с существительным [субстанция], означающим: сущность, существо. Языковеды древнего мира полагали не без основания, что слова, называющие предметы, вещи и живые существа, имеют дело как раз с самой сущностью мира. Слово оказалось удобным и было заимствовано всеми теми языками, которые принадлежали народам, связанным с древнеримской культурой. Многие народы Европы сочли более подходящим для себя перевести слово [субстантивум] на свой язык. У русских получилось существительное - родственное, как у римлян, словом, означающим «сущность» и «существо». 3) Работа в тетрадях (Слайд № 7) Записываем число, классная работа. Минута чистописания - 3 минуты
4) Словарная работа (Слайд № 8)
Каждому выдаётся карточка с заданием. Время, отведённое на работу 5 минут
Для спикеров Для участников
М…роз
Ф…враль
Ин…й
Хол…д
Сн…ж…нка
Вет…р
К…ньки
В…юга
М…тель
Д…кабрь
5) Физминутка для глаз (Слайд № 9)
6) Составь предложение и выполни синтаксический разбор (Слайд № 10) В, снежинки, воздухе медленно, пушистые, кружились с.П.п. нар. гл. прил. с.Им.п. Запись в тетрадь: В воздухе медленно кружились пушистые снежинки. (Повест., невоскл., простое, полное, двусост., распр.)
7) Выполни морфологический разбор (Слайд № 11) Кружились в воздухе³ (в чём?) в воздухе - им. сущ. н.ф. - воздух, неодуш., нариц., м.р., 2 скл.; П.п., ед.ч.; Кружились (в чём?) в воздухе
8) Запишите строку, в которой все существительные одушевлённые: (Слайд № 12) а) пароход, лошадь, кино, кнопка; б) лес, окно, табун, стекло; в) белка, лисица, детвора, Снегурочка. Запишите строку, в которой все существительные неодушевлённые: а) снег, зима, лыжи, ёлка; б) стадо, иволга, веретено, медведь; в) ученик, карандаш, рассвет, год. - Какие из существительные стоят во множественном числе? (детвора, лыжи)
9) Просклоняйте по падежам эти существительные (Слайд № 13) Им.п. (кто? что?) детвора, лыжи Р.п. (кого? чего?) детворы, лыж Д.п. (кому? чему?) детворе, лыжам В.п. (кого? что?) детвору, лыжи Т.п. (кем? чем?) детворой, лыжами П.п. (о ком? о чём?) о детворе, о лыжах
8) Цифровой диктант. - Укажите только склонение существительных Земля, снег, метель, снеговик, облако, шуба, Снегурочка, лес, погода, ветер, лёд, солнышко, ночь, природа, январь, стадион, столица. Проверка (Слайд № 14) 1, 2, 3, 2, 2, 1, 1, 2, 1, 2, 2, 2, 3, 1, 2, 2, 1. - Сложите между собой все числа. Какое число у вас получилось? 30 января впервые в нашей стране проводится «Азиада» и посвящена она главному событию года - 20-летию независимости Республики Казахстан. На участие подали заявки 31 страна. Свыше тысячи спортсменов будет участвовать в борьбе за 69 медалей по 11 видам зимнего спорта. Зимние игры будут проходить в северной и южной столицах - Астане и Алматы. В связи с этим событием в нашем городе тоже пройдёт ряд мероприятий по зимним видам спорта. Прикрепите последнюю деталь мозаики и вы узнаете, какое животное станет символом Азиады-2011.
9) Составьте и запишите предложения, используя следующие словосочетания (Слайд № 15): зимняя олимпиада пройдёт в Алматы и Астане примут участие представители многих стран казахстанским спортсменам желаем победы
-
Рефлексия урока.
- У каждого есть разноцветные листочки. Выберите стикер по цвету и прикрепите его на лесенку знаний:
1 - если вам было интересно - жёлтый;
2 - если вам было интересно, но трудно - оранжевый;
3 - если вы ничего не поняли, вам было неинтересно - зелёный;
4 - вы не знаете, что можно сказать об уроке - красный.
- Я очень рада, что большинство ребят поднялись на верхние ступеньки.
6. Выставление оценок. Спикеры каждой команды оглашают результаты работы и оценивают ребят.
5 - Пятёрку получить не просто. Пятёрка - самый высший бал. Ты всех сегодня лучше. А это больше всех похвал.
4 - Это хорошо и до пятёрки близко. Ещё старанье приложи и будет всё отлично.
3 - Получил оценку 3, не печалься, не грусти. Нужно будет постараться, дома лучше почитать. И получишь ты 4, а быть может даже 5.
Всем большое спасибо!
7. Домашнее задание. Написать сочинение «Зимний день».