- Преподавателю
- Начальные классы
- Внеклассное мероприятие Урок доброты
Внеклассное мероприятие Урок доброты
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Черешнева М.Н. |
Дата | 09.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости;
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженной солнце достать
И подарить его людям.
- Уважаемые гости, ребята! Нашу встречу, мы посвятим самым важным качествам человека.
Песня «Если добрый ты».
- Какому же качеству человека посвящёна наша ? (Доброте).
Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным:
«С добрым утром!»
«Добрый вечер!»
«Доброй ночи!» - говорим.
И живется вроде лучше,
И на сердце веселей,
Коль другим благополучья
Пожелаешь на земле.
Вспомните, с чего вы начинаете каждое утро? Правильно, вы своим родным и близким говорите «Доброе утро!». Вы желаете им добра. Вспомните глаза мамы - они сияют счастьем, потому, что вы подарили ей радость. Мне хотелось бы, чтобы вы всегда были приветливыми, внимательными, научились дарить людям радость. Не только своим родным и близким, но и всем людям. Но по секрету вам скажу - это не совсем просто. Потому, что, чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть. Наш праздник так и называется«ЧТОБЫ РАДОСТЬ ЛЮДЯМ ДАРИТЬ,
НАДО ДОБРЫМ И ВЕЖЛИВЫМ БЫТЬ»
Поднимите руки те, кому нравится получать подарки и доставлять радость себе. А теперь поднимите руки те, кому нравится дарить подарки и доставлять радость другим. А ведь это одинаково приятно и доставлять радость другим и радовать себя.
- Мы будем сегодня доставлять радость друг другу.
- Доброта! Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает. Какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу.
Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной,
Озарится душа красотой…
- Ребята, как вы думаете, где живёт доброта?
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
- Доброта в первую очередь должна жить в наших сердцах.
Добрые сердца - это сады.
Добрые слова - корни.
Добрые мысли - цветы.
Добрые дела - плоды.
- Сегодня мы с вами попробуем создать сад доброты. Но для этого потребуется ваша доброта, любовь, доверие. Вместе, дружно, сообща, дерево за деревом, мы создадим этот сад.
- Ребята, а как думаете вы, что такое доброта?
- В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение людям, стремление делать добро другим».
- Вот и посадили мы с вами первое дерево нашего сада доброты. Продолжим создавать этот сад.
- Вы сегодня дружно работаете в группах.
- Какие однокоренные слова можно подобрать к слову доброта? Поработайте в группах и запишите эти слова на листочках.
1 группа
1.Я хочу рассказать об однокоренных словах к слову доброта.
Добро - всё положительное, полезное, хорошее.
Добряк - добрый человек.
Доброжелатель - человек, желающий всем добра.
Добросердечность - ласковое, доброе сердце.
Добродушный - добрый и мягкий по характеру человек.
Добросовестный - честно выполняющий обязанности.
2. Мне хочется объяснить для чего нужна доброта?
- Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Уже в 4 веке до нашей эры древнегреческий философ Платон утверждал: « Стараясь о счастье других, мы находим, своё собственное счастье». Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым.
3. Следующее дерево нашего сада знакомит нас с высказываниями великих людей о доброте.
Лев Толстой говорил:«Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других».
«Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям»,- писал
Жан Жак Руссо, французский писатель.
И опять Лев Толстой: «В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для других».
4. Почему выдающиеся люди так много внимания уделяли именно этому качеству человека, спросите вы? Я вам отвечу.
- Доброта очень ценилась на Руси.
Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта - не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
5.В народе всегда относились к доброте по-особому. Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно». Существует множество пословиц и поговорок о добре. Вот некоторые из них.
Добрый человек добру и учит.
Добро помни, а зло забывай.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
За добро добром плати.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Жизнь дана на добрые дела.
Сделаешь худо, не жди добра.
Добро, сделанное в тайне, оплатится явно.
Вежливый человек приветлив и всегда внимателен к людям.
От вежливых слов язык не отсохнет.
Доброе слово и кошке приятно.
Песня «Азбука любви и добра»
Слово предоставляется 2 группе.
2 группа
1.Доброта и вежливость рядом идут. Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека. До 16 века слово «вежа» означало «знаток» - тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям.
- Попробуем определить, знаете ли вы правила вежливости. Поиграем в игру «Вежливо - невежливо». Я называю ситуацию, а вы определяете вежливыми или нет были действия в ней. Если вежливыми, то поднимаете весёлое личико, если нет - грустное.
Поздороваться при встрече …
Толкнуть, не извиниться …
Помочь поднять упавшую вещь …
Не уступить место пожилому …
Уходя, попрощаться …
Перебивать говорящего …
Кричать в помещении …
Поблагодарить за помощь …
Отнять игрушку у малыша …
Пропускать старшего в дверях …
2.Для посадки следующего дерева, мы должны прочитать правила вежливости и будем стараться их всегда выполнять.
Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
Вежливый человек всегда здоровается и прощается.
Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.
Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
- А сейчас проверим вашу смекалку. Послушайте вредные советы из книги Григория Остера «Вредные советы» и скажите, что в них неправильного, вредного и как по-настоящему нужно поступить в данных ситуациях.
Бей друзей без передышки
Каждый день по полчаса,
И твоя мускулатура
Станет крепче кирпича.
А могучими руками,
Ты, когда придут враги,
Сможешь в трудную минуту
Защитить своих друзей.
- Можно ли бить друзей? А как нужно защищать своих друзей?
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
Пусть он видит, лёжа в луже, -
Ты ничуть не огорчён.
Настоящий друг не любит
Огорчать своих друзей.
- Как нужно поступить в данной ситуации?
Девчонок надо никогда
Нигде не замечать.
И не давать прохода им
Нигде и никогда.
Им надо ножки подставлять,
Пугать из-за угла,
Чтоб сразу поняли они:
До них вам дела нет.
3.А теперь обсудим ситуации, которые встречаются в нашей жизни на каждом шагу. Каковы должны быть поступки с позиции вежливого человека.
Сценка1.
Жили две неразлучные подружки. Они были очень похожи, обе учились на пятёрки. Но однажды Соня прибежала домой и похвасталась маме:
- Я получила по математике «пять», а Вера только «три». Мы стали уже неодинаковые.
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно.
- Да, ты стала хуже…
- Я? Но ведь «три» получила не я!
- «Три» получила Вера, но она ведь получила её потому, что болела. А ты обрадовалась - это значительно хуже.
- За что мама осудила Соню?
Сценка2.
- Кто кого обидел первым?
- Он меня…
- Нет, он меня.
- Кто кого ударил первым?
- Он меня…
- Нет, он меня.
- Вы же раньше так дружили.
- Я дружил.
- И я дружил.
- Что же вы не поделили?
- Я забыл.
- И я забыл.
- Что неправильно сделали дети? Как надо решать спорные вопросы?
4.Нельзя причинять даже самого маленького страдания ни одному живому существу, а нужно оберегать друг друга, заботиться, не обижать словом и поступком.
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
То день не напрасно был прожит,
Значит, живёшь ты не зря.
Песня «О доброте»
3 группа
1.Одна из пословиц гласит: «Доброе слово лечит, а злое калечит».
Следующее дерево «Добрые слова».
В течение столетий человечество выработало правила культурного поведения, чтобы всем было легче жить, общаться с людьми, чтобы это общение приносило радость. Значит, чтобы научиться дарить людям радость, нужно, прежде всего, научиться общаться.
Извини,
Пожалуйста,
Прости и разреши.
Это не слова, а ключик от души.
Кроме нашей спутницы -
Таблицы умножения -
Есть еще таблица -
Таблица уважения!
Помните как азбуку,
Как дважды два:
«Спасибо» и «пожалуйста» -
Волшебные слова.
Послушайте стихотворение Ю. Мориц, с кем разговаривает этот смешной и милый ежик? Как он обращается к елкам, птицам?
2.Ежик резиновый
По роще калиновой, По роще осиновой На именины к щенку
В шляпе малиновой Шел ежик резиновый С дырочкой в правом боку.
Были у ежика Зонтик от дождика, Шляпа и пара галош.
Божьей коровке, Цветочной головке, Ласково кланялся еж.
- Здравствуйте, елки! На что вам иголки? Разве мы - волки вокруг?
Как вам не стыдно? Это обидно, Когда ощетинился друг.
Милая птица, Извольте спуститься - Вы потеряли перо.
На красной аллее, Где клены алеют, Ждет вас находка в бюро.
Небо лучистое, Облако чистое, На именины к щенку
Ежик резиновый Шел и насвистывал Дырочкой в правом боку.
Много дорожек Прошел этот ежик, А что подарил он дружку?
Об этом он Ване Насвистывал в ванне Дырочкой в правом боку.
3. А вот как говорил о слове известный педагог В А Сухомлинский: «Вы живете среди людей, проверяйте свои поступки сознанием-не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».
В книге Владимира Солоухина «Слово о словах» мы читаем:
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай - не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя,
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
4.Будь слову своему хозяин.
Дядя Саша огорчен, рассказал он вот о чем:
- Видел Настю я на улице сейчас,
Настя - славная девчонка, Настя ходит в первый класс.
Но давно уже от Насти, я не слышал слова... (хором). Здравствуйте!
Слово-то какое, очень дорогое.
. Встретил Витю я, соседа,
Встреча грустная была, на меня он, «как торпеда»,
Налетел из-за угла.
Но представьте - зря от Вити ждал я слова... Извините.
А слово-то какое - очень дорогое.
Он про внучку говорил: экая досада,
Я портфель ей подарил, вижу, очень рада.
Но нельзя ж молчать как рыба,
Ну, сказала бы... Спасибо!
Вопрос. Какой вывод вы сделали из этого стихотворения
5. А сейчас послушайте стихотворение А. Барто. Какие слова употребляет герой стихотворения при встрече и прощании?
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут... а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: «Добрый день!»
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит.
А в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуй» говорит.
А вместо слово «до свидания»
Не говорит он ничего
Иль заявляет на прощание: «Ну, я пошел... Пока! Всего!»
6. Все добрые дела хороши тогда, когда человеку действительно желают добра, здоровья. Это почему-то никак не получается у Петруся из стихотворения И.Кульской.
Обещал отцу Петрусь:
- Я за вежливость возьмусь:
- Буду всех благодарить,
Первым «здравствуй» говорить!
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит - утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только, только задремал.
А Петрусь как заорет:
- С добрым утром дед Федот! -
Дед ругнул его спросонок:
- Убирайся постреленок!
Вот Петрусь догнал Аринку
Да как дернет за косынку:
- Ты куда, Арина, стой,
Я здороваюсь с тобой! -
Та отпрянула в сторонку…
Как невежлива девчонка!
Нес вожатый гору книг,
А Петро с ограды - прыг!
Чуть не сел ему на плечи:
- Извините, добрый вечер!
- Ты, - вожатый закричал, -
И невежа, и нахал!
Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он?
Частушки
1.Заиграй-ка, балалайка, 2. Лида в круг вбежала смело
Балалайка, три струны, Завертелась, как юла,
Подпевайте, не зевайте, И под музыку запела
Выходите, плясуны. Про знакомые дела
3.Тетя Сима попросила 4. Коля ссорится с друзьями,
Витю слазить на чердак. Вход пускает кулаки,
-Извините, тетя Сима, У задиры под глазами
Я вам вовсе не батрак. Не проходят синяки.
5.В поезд входят три юнната, 6.Говорит лентяйке мать:
Ух, народу сколько тут! - Убери свою кровать.
Занимай места, ребята, - Я бы, мама, убрала,
А то бабушки займут. Только я еще мала.
7.Мы пропели вам частушки,
Как ребята сделали,
А попросим вас, ребята,
Чтоб вы так не делали.
4 группа
1.Мы много времени проводите в школе. А в школе тоже есть свои правила поведения. Послушайте стихотворение и ответьте - какие правила нарушил Вова?
Б.Заходер «Перемена»
«Перемена, перемена!» -
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог -
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели это Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним - бо-о-ольшая перемена!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он подставил три подножки
(Ваське, Кольке и Сережке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом.
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил.
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи -
Словом, сделал все, что мог!
Не угонишься за Вовой!
Ну а тут - опять звонок.
Вова в класс плетется снова.
Бедный! Нет лица на нем.
Он, гляди, какой бедовый!
- Ничего, - вздыхает Вова,
- На уроке отдохнем.
Так какие же правила нарушил Вова?
2. Вежливый человек всегда внимателен к людям, он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом. Иногда ребята ведут себя грубо, им кажется, что в этих случаях они поступают как самостоятельные, независимые, взрослые люди.
Поди узнай, поди пойми,
Что стало с парнем лет восьми?
Он всех в один несчастный день
Чуть не довёл до слёз,
Его зовут - стоит как пень,
Как будто в землю врос.
- Смотри, не пей воды сырой! -
Советует сосед.
Один стакан, потом второй
Андрюша пьёт в ответ.
Поди узнай, поди пойми,
Что стало с парнем лет восьми?
- Придёшь обедать к трём часам, -
Ему сказала мать.
Он пробурчал:
- Я знаю сам …
А сам явился в пять.
- Ну что с тобой, Андрюшенька?
И сын признался ей:
- Когда я вас не слушаюсь,
Я выгляжу взрослей!
3. Прав ли мальчик? Грубость, неуважительное отношение к людям - признак плохого воспитания. Невоспитанными, злыми, грубыми с родителями, со своими товарищами и совсем незнакомыми людьми бывают не только мальчики, но и девочки.
Синенькая юбочка.
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка,
И ленточка в косе.
Все глядят на Любочку,
Радуются все.
Но если к этой Любочке
Вы придёте в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.
Она кричит ещё с порога,
Объявляет на ходу:
- У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае -
Она билета не берёт.
Всех локтями раздвигая,
Продвигается вперёд.
Говорит она, толкаясь:
- Фу, какая теснота! -
Говорит она старушке:
- Это детские места!
- Ну, садись, - вздыхает та.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка
Во всей её красе.
Случается, что девочки
Порой бывают грубыми,
Хотя не обязательно
Они зовутся Любами.
4.Сценка «Синие листья».
(дети ставят сценку)
У Кати было два зелёных карандаша, а у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
- Дай мне зеленый карандаш Катя.
- Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена.
- Позволила мама?
- Мама то позволила, а брата я не спросила.
- Ну что ж, спроси ещё и брата.
Приходит Катя на следующий день.
- Ну что, позволил брат?
- Брат то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
- Я осторожненько.
- Смотри не ломай, не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
- Мне только листочки на деревьях нарисовать да травку зеленым цветом.
- Это много
Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя побежала за ней:
- Ну, бери, что же ты? Бери!
- Не надо.
На уроке учитель спрашивает:
- Так ребятки покажите мне ваши работы..
Леночка, а отчего у тебя листья на деревьях синие? Разве такие бывают?
- Карандаша зелёного нет.
- А почему же ты у своей подружки не взяла?
- Я ей давала, а она не берёт?
Посмотрела учительница на обеих:
- Надо так давать, чтобы можно было взять.
- Ребятки, правильно ли поступила Катя? Как вы думаете, стало ли ей стыдно за свой поступок? А вы бы с такой девочкой стали дружить?
Для того, чтобы быть вежливыми, мы должны пользоваться "волшебными" добрыми словами, от которых становится теплее и радостнее.
5.Добрые слова
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
"С добрым утром!" - я кричу.
"Добрый день!" - кричу я вслед
Всем идущим на обед.
"Добрый вечер!" - так встречаю
Всех домой спешащих к чаю.
Слова "До свиданья!",
"Спасибо!", "Простите!",
"Пожалуйста!", "Здравствуйте!"
Щедро дарите.
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым,
В троллейбусе, в парке,
И в школе, и дома.
Слова эти очень
И очень важны,
Они человеку,
Как воздух, нужны.
Без них невозможно
На свете прожить.
Слова эти нужно
С улыбкой дарить.
Танец под песню «Доброта»
5 группа
Урок в лесной школе.
Инсценировка стихотворение «Урок вежливости»
Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести;
-В гостях, Медведь, нельзя реветь,
Нельзя грубить и чваниться.
Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу.
Не наступать на лапу,
И не ловить зубами блох,
И не ходить на четырёх.
Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает всласть.
Тот должен лапой прикрывать
Разинутую пасть.
Послушен будь и вежлив будь
И уступай прохожим путь,
А старших уважай.
И бабушку - медведицу
В туман и гололедицу до дома провожай
Так Мишку лет пяти-шести
Учили как себя вести…
Хоть с виду стал он вежливым,
Остался он медвежливым.
Он кланялся соседям-
Лисицам и медведям.
Знакомым место уступал,
Снимал пред ними шляпу,
А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу.
Совал куда не нужно нос,
Топтал траву и мял овёс.
Наваливался брюхом
На публику в метро.
И старикам, старухам
Грозил сломать ребро.
Медведя лет пяти - шести
Учили как себя вести,
Но видно воспитатели
Напрасно время тратили.
-Можно ли назвать медведя вежливым? Что он делал плохо?
Мы подготовили инсценировку по стихотворению А. Барто «Ку-ку». Она поможет задуматься как себя вести, если опоздал на урок.
Действующие лица: Сережа, его одноклассники.
1-й ученик. Уже конец урока, уже десятый час,
Открылась дверь широко - вошел Сережа в класс.
(В класс входит Сережа)
2-й ученик. Почему же, отчего же опоздал на час Сережа?
Сережа. Мы в трамвае ехали - собаку переехали,
от испуга бледная собака лает, бедная,
и вокруг все бледные, и все рыдают бедные.
Но я рукою твердой беру иголок дюжину
и пришиваю морду и хвост туда, где нужно.
Собака, оживая, встает из-под трамвая,
встает из-под трамвая.
«Привет, - говорит, - жива я».
3-й ученик. Он расскажет сто историй.
4-й ученик. Он найдет пятьсот причин. (Передразнивая Сережу)
Я, во-первых, болен корью.
1-й ученик. Во-вторых, я зуб лечил.
2-й ученик. В-третьих, умер я, ребята. (Все хохочут).
3-й ученик. А в-четвертых, вру не я:
У меня во рту запрятан аппаратик для вранья.
Я не врать бы очень рад - врет проклятый аппарат.
(Все смеются. Сережа сидит за партой, что-то быстро пишет в тетради. Группа школьников выходит на авансцену. Они озабочены.)
4-й ученик. Как Сережу отучать?
1-й ученик. Приложить ко рту печать?
2-й ученик. Ключ приделать к языку?
3-й ученик. Нет, кричать ему: «Ку-ку!»
Все (обрадованно). Ку-ку! Ку-ку!
Сережа (встает). Была в трамвае давка, я кролика везу.
Я сижу на лавке, а он сидит внизу.
Ехали мы, ехали… Охали мы, эхали…
Наконец приехали - я и двадцать кроликов…
Все. Сколько?
Сережа. Я и двадцать кроликов!..
Я сел у площади Свердлова,
он один был, честное слово;
пока доехал до вокзала,
их гораздо больше стало.
Поглядел я под скамейку,
вижу целую семейку;
друг на друга все похожи,
все с хвостами на боку…
4-й ученик. Ой, ку-ку, ку-ку!..
Сережа (горячо). Я не мог явиться к сроку:
я удил в реке сороку,
Помогал я рыбаку…
Все (со зрителями). Ой, ку-ку, ку-ку!
Сережа (отчаянно). У меня живет жирафа,
я кормил ее со шкафа,
Прыгал прямо к потолку…
Все (со зрителями). Ой, ку-ку, ку-ку!
Сережа (кричит). Что придрались к пустяку?
(Сдаваясь, тихо). Ну, проспал я на боку…
Все. Ах, вот это не «ку-ку!».
Учитель. Какую же ошибку допустил Сережа? А как правильно вести себя, если вы опоздали на урок? (Ответы детей)
Песня « В этом мире огромном»
6 группа
1. Доброта - это лекарство от многих болезней, и, прежде всего от дурных. Это чудесное, светлое свойство помогает людям жить, творить, делает жизнь красивой и прекрасной. Как же оно возникает? Ведь в сердце человека не заглянешь. Нет прибора, который мог бы определить - чего там больше, зла или добра.
Добро начинается с любви ко всему живому.
Добрый человек - тот, кто уважает людей, помогает им; он любит и охраняет природу. А любовь и доброта согревают, как солнце. А если человек добр, он спокоен, весел, от него исходит тепло.
Наша группа приготовила для всех примеры доброты в литературе и в нашей жизни.
У вас на столах лежат листочки с мексиканской сказкой. Прочитайте её и попробуйте приготовить мини-спектакль.
Мексиканская сказка «Вежливый кролик».
Жил - был Кролик. Он был очень воспитанный и вежливый. Однажды кролик шел из чащи леса домой, как вдруг небо потемнело, на солнце надвинулись тучи, и полил дождь. На его пути была огромная пещера, в которой Кролик решил укрыться от дождя. Но он не знал, что в этой пещере живет старая ядовитая змея. Она редко выползала из нее, потому что не любила солнце, свет, зелень. Красоту вокруг. Кролик не сразу вошел в пещеру. Он вежливо спросил:
-Уважаемая пещера, разрешите мне войти и переждать под вашими сводами дождь?
Услышав голос Кролика, змея радостно ответила:
- Заходи. Кролик!
От голоса змеи Кролик испугался, но не подал вида. Он вежливо сказал:
-Простите, я не знал, что здесь занято, и что здесь кто-то живет, всего доброго, до свидания, не смею вас беспокоить, и со всех ног бросился бежать домой.
Змея, разозлившись, с ужасом зашипела:
- Ох, уж эти вежливые кролики.
2. - А вас когда-нибудь выручала вежливость? (ответы детей)
Папа разбил
Драгоценную вазу.
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.
Но папа нашелся:
Взглянул им в глаза
Робко и тихо
«Простите» сказал.
И мама молчит,
Улыбается даже.
- Мы купим другую,
Есть лучше в продаже…
«Простите!» -
Казалось бы,
Что в нем такого?
А ведь вот какое
Чудесное слово!..
3.Следующая сказка «Белка и волк» Давайте её прочитаем. Прочитайте себе.Нашак группа прочитает сказку по ролям. Послушайте.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на спящего Волка. Волк вскочил и захотел ее съесть. Белка стала просить: «Пусти меня», на что Волк ответил: «Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас посмотришь, вы там наверху - все играете и прыгаете». Белка сказала: « Пусти меня прежде на дерево, я тебе оттуда скажу, а то я боюсь тебя». Волк отпустил ее, белка ушла на дерево и оттуда сказала:
Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем.
Давайте поговорим об отношениях человека и животных. У кого из вас есть домашние животные? Какие? Как вы друг к другу относитесь? Чем платят вам ваши любимцы за вашу доброту? (Ответы детей).
Но бывают такие случаи, когда сердце у некоторых людей черствеет, и он предает друга.
Стихотворение Э. Асадова «Стихи о рыжей собаке»
Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
- Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
Но все, же тебя я покину.
Швырнул под скамейку ошейник.
И скрылся под гулким навесом,
Где пестрый людской муравейник,
Вливался в вагоны экспресса.
Собака не взвыла ни разу.
И лишь за знакомой спиною,
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.
Старик у вокзального входа
Сказал: - Что? Оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы...
А то ведь простая дворняга!
Огонь над трубой заметался,
Взревел паровоз, что есть мочи,
На месте, как бык потоптался
И ринулся в непогодь ночи.
В вагонах, забыв передряги,
Курили, смеялись, дремали...
Тут, видно, о рыжей дворняге,
Не думали, не вспоминали.
Не ведал хозяин, что где-то,
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит, задыхаясь!
Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой!
Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела.
Труп волны снесли под коряги...
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце - чистейшей породы!
Собака - это преданность, идущая до конца, преданность до последнего вздоха. Есть такие слова: «Если бы не было собаки, человек чувствовал бы себя одиноко». Добро начинается с любви к живому.
« Сейте разумное, доброе, вечное», - сказал когда-то поэт Н.Некрасов. Эти слова могут быть прекрасным девизом для нас.
«Давайте поклоняться доброте…»
На кладбище военном, на плите,
Я прочитал и в жизнь унёс когда-то.
И лучевой строкой в моём труде
Вдруг стала эта заповедь солдата
«Давайте поклоняться доброте…»
Давайте с думой жить о доброте,
Вся в голубой и звёздной красоте
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту.
Был 1985 год. Лилась человеческая кровь на земле Афганистана. Немало вернулось оттуда наших молоденьких ребят в цинковых гробах, многие покалечены физически и морально. А один вернулся - молодой, а белый как снег. Этот паренек вырос очень добрым человеком, любил защищать всяких зверят и, стоя на пост среди диких чужих камней, даже кобру подкармливал молоком. Кобра привыкла к нему. Попьет - и в нору. А то как-то кинулась на него, обвила вокруг, руки прижала ему к телу и смотрит в глаза... И так долго держала, замершего от страха солдата. А потом отпустила и уползла в нору. Тут заметил паренек, что смена ему не пришла, хотя давно должна была быть. Решил спуститься в лагерь. А там лежат его товарищи, убитые поголовно. Из всех он остался - один. И когда это понял, на месте поседел. А еще понял, что кобра жизнь ему спасла: то она, обвивши его, специально задержала, не пустила вниз, где в то время совершали расправу бандиты... Как бы вы назвали его спасение? Судьба? Воля бога? Случай?
Есть в святом писании слова, что без воли бога и волосинка с головы нашей не упадет. Но не надо понимать это буквально. Воля бога состоит в том, что человек наделен умом и волей. И от того, как поступает человек, чем он руководствуется, зависит его судьба. Юношу спасла его любовь ко всему живому, его человечность.
Не стойте в стороне равнодушно
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами.
А может не слова - дела нужны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Слайд «Сад добра».
- Вот наш сад и наполнился «добрыми деревьями». Так заботьтесь о своём саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его добрыми словами и добрыми делами, наполняйте солнечным светом.
Мини - спектакль о вежливости.
1.-Есть солнце большое, оно на небе. А есть маленькое солнце. Оно светит в каждом из нас
Это доброта. Добрый человек - тот, кто любит людей и помогает им.
2.У вас на столах маленькие сердечки.
Сердце добрым быть должно,
Так оно сотворено,
Чтоб дарить любовь и свет
Всем вокруг десятки лет.
Сердце может заболеть,
Перестанет сердце петь,
Если нет в нем состраданья,
Чуткости и пониманья.
Возьмите их в руки, представьте, что это сердце близкого вам человека, подумайте какие добрые дела вы можете совершить для других. Напишите свои добрые дела на сердечке. Давайте все сердечки опустим в копилку наших добрых дел.
3.На земле следит за солнцем такое растение как подсолнух, оно свою головку в течении дня поворачивает вслед за солнцем. Ему хочется на него быть похожим. У вас на столе тоже есть подсолнушки. Давайте на его лепестках напишем добрые слова и подларим подсолнухи нашим гостям.
Песня «Дорогою добра»