РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАССЕ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Ближнеполубянская основная общеобразовательная школа




Рассмотрено

на заседании МО

Протокол № 1

от "26" 08. 2014 г.


"Согласовано"

Руководитель МС_____

Л.В. Гуржиева

от "27" 08. 2014 г.

"Утверждаю"

Директор школы ________

Н. В. Санина

Приказ №102 от "31"08.2014 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

В 3 КЛАССЕ



Уровень обучения: базовый



Автор программы:


Учитель Матяшова Л.И.,

1 квалификационная категория.





2014 - 2015 учебный год

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир» 2011 г. М., «Просвещение».


Место предмета в базисном учебном плане Рабочая программа рассчитана на 68 часов, из расчета 2 часа в неделю. Программа полностью соответствует программе «Окружающий мир» А. А. Плешаков.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества Основными задачами реализации содержания курса являются: 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Формы и методы обучения Диалог, беседа, экскурсия. Применяются варианты группового и коллективного способа обучения. В рабочей программе в соответствии с требованиями Программы запланированы следующие виды контроля:практические работы, тесты, проверочные работы. Используемый учебно-методический комплект :

  1. Сборник рабочих программ А.А. Плешаков «Школа России» 1-4 классы 2011 Москва «Просвещение».
  2. Учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир» 3 класс в двух частях М.: «Просвещение» 2013 + электронное приложение к учебнику.
  3. Окружающий мир. 3 класс: рабочая тетрадь № 1, 2 А.А.Плешаков 2013 Москва «Просвещение».
  4. Окружающий мир. 3 класс: проверим себя № 1, 2 А.А.Плешаков 2013 Москва «Просвещение».
  5. Окружающий мир. 2 класс: тесты А.А.Плешаков 2013 Москва «Просвещение».

Результаты изучения курса Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования: Регулятивные УУД:
  1. определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,
  2. учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
  3. учиться планировать практическую деятельность на уроке;
  4. под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи;
  5. учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
  6. работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
  7. определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД:
  • наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
  • сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
  • учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практ. упражнений для открытия нового знания и умения;
  • находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике - словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
  • с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
  • самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
  • уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
  • уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
  • вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе. При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Содержание рабочей программы Как устроен мир - 5 ч Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии - царства живой природы.Связи в природе. Роль природы в жизни людей. Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память,мышление, воображение - ступеньки познания человеком окружающего мира.Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек - часть общества.Человечество.Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы. Эта удивительная природа - 18 ч Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые, жидкие, газообразные тела и вещества.Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии воды при ее использовании.Разрушение твердых пород в природе. Почва. Состав почвы. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений. Разнообразие животных. Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери или млекопитающие. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.«Великий круговорот жизни». Основные звенья этого круговорота: организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Роль почвы в круговороте жизни. Мы и наше здоровье - 9 ч Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств, их значение и гигиена.Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших повреждениях кожи (порез, ожог, ушиб, обморожение). Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания. Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья. Наша безопасность - 8 ч Огонь, вода и газ. Меры безопасности при обращении с огнем, газом. Действия во время пожара, аварии водопровода, утечки газа. Номера телефонов срочных служб.Меры безопасности на улице, дороге, общественном транспорте. Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные.Опасные места в доме и ближайших окрестностях. Правила поведения при встрече с незнакомцем.Меры безопасности при общении с природой. Опасные природные явления. Экологическая безопасность. Чему учит экономика - 13 ч Для чего нужна экономика. Потребности человека. Товары и услуги.Природные богатства - основы экономики. Три кита экономики: природные богатства, капитал, труд. Труд - главная потребность человека. Полезные ископаемые, их разнообразие, значение для человека. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.Растениеводство и животноводство - отрасли сельского хозяйства. Промышленность. Основные отрасли промышленности.Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Промышленность и загрязнение окружающей среды. Путешествие по городам и странам - 15 ч Города Золотого кольца России. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.Страны, граничащие с Россией - наши ближайшие соседи.Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики. Основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.Знаменитые места мира. Достопримечательности Азии, Африки, Австралии, Америки.Бережное отношение к культурному наследию человечества.

Требования к уровню подготовки учащихся


К концу 3 класса учащиеся должны знать:

  • человек - часть природы и общества;

  • что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;

  • основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;

  • основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;

  • взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными); между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);

  • строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме; правила гигиены; основы здорового образа жизни;

  • правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;

  • потребности людей; товары и услуги;

  • роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;

  • некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).

Учащиеся должны уметь:
  • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;

  • проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;

  • объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

  • выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;

  • выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;

  • владеть элементарными приемами чтения карты;

  • приводить примеры городов России, стран - соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.


Нормы оценок по окружающему миру.

Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Знания и умения учащихся по природоведению оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи учащихся. Целесообразно поэтому тестовые задания типа:
- поиск ошибки; выбор ответа;
- продолжение или исправление высказывания.
Задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения учащихся.
Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Оценка тестов.
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.
Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов. Как один из вариантов оценивания:
"ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно;
"СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями;
"НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания.
Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске 1-2 задания,
аналогичные включенным в тест и выполнить их вместе с учащимися.



Базовый уровень 0 - 60%

60 - 77%

77 - 90%

90 - 100%

менее 17 баллов

18 - 22 балла

23 -26 баллов

27-30 баллов

"2"

"3"

"4"

"5"

Учебно - тематическое планирование


№ раздела

Название раздела

Кол-во часов

1

Как устроен мир

5

2

Эта удивительная природа

18

3

Мы и наше здоровье

9

4

Наша безопасность

8

5

Чему учит экономика

13

6

Путешествия по городам и странам

15


ИТОГО

68

Календарно - тематическое планирование уроков окружающего мира в 3 классе

п/п

Дата

Тема урока

Содержание

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные

результаты

Характеристика деятельности учащихся

ИКТ, ТСО,

нагл.

план

факт

«Как устроен мир» 5 ч

1

Природа.

Разнообразие природы. Как классифицируют объекты природы. Биология - наука о живой природе. Царства живой природы (растения, грибы, бактерии, животные). Ценность природы для людей

Разнообразие природы, ее классификацию, значение природы для человека.

Научатся

классифицировать природу, видеть взаимосвязи в природе и значение природы для человека.

Регулятивные

- выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос. Познавательные

- взаимосвязь природы и человека.

Коммуникативные

- способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке.

Формирование личного отношения к окружающему миру.

-Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир», понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна, раскрывать ценность природы для людей, анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию, сравнивать объекты неживой и живой природы, предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников, классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку, работать в паре, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения.

ЭП к учебнику, презентация по теме

2

Человек.

Проект «Богатства отданные людям»

Человек - часть природы. Отличия человека от других живых существ. Внутренний мир человека. Ступеньки познания человеком окружающего мира

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Отличие человека от других объектов живой природы;

- проявлять дружбу и уважение к любому народу, бережно относится к людям

Научатся выступать с подготовленным сообщением; расширят и углубят знания по выбранной теме.

Р: - выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос

П: - взаимосвязь природы и человека

К:- способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке

Мотивация учебной деятельности и навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных,

- различать внешность человека и его внутренний мир, анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе, оценивать богатство внутреннего мира человека, моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр, работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения.

В ходе выполнения дети учатся:

- определять цель проекта, распределять обязанности по проекту в группах,- собирать материал в дополнительной литературе, ИНТЕРНЕТЕ, подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (ФОТОГРАФИИ, рисунки), оформлять стенд, презентовать проект, оценивать результаты работы

ЭП к учебнику, презентация по теме, тесты

Р: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки; навыки сотрудничества в разных ситуациях.

П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из фильмов, стихотворений, рассказов, сказок).

К: ставить вопросы членам своей группы, обращаться за помощью к учителю и одноклассникам Овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире


ЭП к учебнику, презентация по теме, информация из ИН.

3

Общество.

Человек как член общества. Человечество. Семья как часть общества, многообразие народов Земли. Страна (государство). Символы государства. Глава государства. Представление о гражданстве. Мы - граждане России.

Иметь представление о людях, населяющих планету;

проявлять дружбу и уважение к любому народу, бережно относится к людям

Знание основных моральных норм , осознание себя членом общества; формирование основ российской гражданской идентичностиосознание этнической принадлежности.

Определять место человека в мире, -характеризовать семью, народ, государство как части общества,обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества, сопоставлять формы правления в государствах мира, работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации. Описывать по фотографиям достопримечательности разных стран, соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку, рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения.

ЭП к учебнику, презентация по теме, тесты

4

Что такое экология.

.

Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, ее роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие

Понятие об экологии

- строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков

Регулятивные

- выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос

Познавательные

- взаимосвязь природы и человека

Коммуникативные

- способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Анализировать текст учебника, извлекать необходимую информацию о взаимосвязях в природе, между природой и человеком, рассказывать о них опираясь на схему, работать в паре: анализировать схемы учебника, классифицировать экологические связи, приводить примеры взаимосвязей живого и неживого, растений и животных, человека и природы; моделировать связи организмов с окружающей средой, обсуждать и оценивать предложенные модели; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы,оценивать достижения.

ЭП к учебнику, презентация по теме, тесты

5

Природа в опасности.

.

Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Морская корова, странствующий голубь - примеры животных исчезнувших по вине человека. Охрана природы. Заповедники и национальные парки - особо охраняемые территории

Как человек влияет на природу и с какой целью создана Красная книга;

- правила поведения в природе.

Называть представителей флоры и фауны, занесенных в Красную книгу; выполнять правила поведения в природе.


Р: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки; навыки сотрудничества в разных ситуациях.

П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной формеосуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из фильмов, стихотворений, рассказов, сказок).

К: ставить вопросы членам своей группы, обращаться за помощью к учителю и одноклассникам

Формирование

целостного, социальноориентированного

взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

Устанавливать причинно - следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды, различать положительное и отрицательное влияние человека на природу, сравнивать заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых природных территорий, работать в группе: сопоставлять примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу; рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств;объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным, приводить примеры такого отношения из современной жизни; моделировать в виде схемы воздействие человека на природу; обсуждать, как каждый может помочь природе, готовить сообщение о заповедниках и национальных парках в своём регионе; участвовать в природоохранной деятельности, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения.

ЭП к учебнику, презентация по теме, итоговые тесты по разделу

«Эта удивительная природа» 18 ч.


6

Тела, вещества, частицы.

Знакомство с целями и задачами раздела. Естественные и искусственные тела. Твердые, жидкие, газообразные вещества.

Понятия: тела, вещества, частицы; свойства веществ;

Научатся различать тела, вещества, частицы; правильно пользоваться этими веществами

Р:- умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы

П:- осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему

К:-умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

Формирование образа Я

тесно связано миром природы, культуры окружающих людей

Характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», классифицировать тела и вещества,

- приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ, наблюдать опыт с растворением вещества,- высказывать предположения объясняющие результат опыта, -доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц, работать в группе: проверять с помощью учебника правильность приведённых утверждений; различать тела и вещества, осуществлять самопроверку, моделировать процесс растворения, расположение частиц в твердом, жидком и газообразном веществах, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы.

ЭП к учебнику, презентация по теме, тесты

7

Разнообразие веществ.

Химия - наука о веществах. Наиболее распространенные в быту вещества (соль ,сахар, крахмал, кислоты). Кислотные дожди.

Понятия: тела, вещества, частицы; свойства веществ

Различать тела, вещества, частицы; правильно пользоваться этими веществами


Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П: - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме;

-осуществление поиска существенной информации (из собственного жизненного опыта). К: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач: освоение деятельности моделирования Этические чувства, добро желательность, эмоционально-нравственная отзывчивость


Наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты.практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради, работать в паре: описывать изучаемые вещества по предложенному плану; использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков; работать со взрослыми: различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам формулировать выводы из изученного материала.

ЭП к учебнику, презентация по теме, тесты

8

Воздух и его охрана.

Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Охрана чистоты воздуха.

Состав и свойства воздуха;

-проводить опыты по определению свойств воздуха

Развитие мотивов

учебной деятельности и личностного смысла учения

Анализировать схему с целью определения состава воздуха

- исследовать с помощью опытов свойства воздуха, -различать цель опыта, ход опыта, вывод; фиксировать результаты исследования в рабочей тетради, работать в паре: объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять самопроверку; извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием

ЭП к учебнику, презентация по теме, тесты

9

Вода.

Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды.

Свойства воды, значение экологически чистой воды для жизни всего живого на Земле; явление в природе ,

проводить опыты по определению свойств воды

Р: формулировать

и удерживать учебную задачу.

П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме, осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов и т. д.).

К: использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы собеседнику с целью более прочного усвоения материала

Формирование образа Я

тесно связано миром природы, культуры окружающих людей

Характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы», практическая работа:исследование свойств воды по инструкции учебника фиксировать результаты исследования в рабочей тетради, работать в паре:находить главные мысли учебного текста, раскрывать их, используя информацию из текста, анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды, рассказывать об использовании в быту воды как растворителя, , обобщать информацию, проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье

ЭП к учебнику, презентация по теме, тесты

10

Превращения и круговорот воды.

Три состояния воды. Круговорот воды в природе.

Круговорот воды; причины загрязнения водоемов, меры охраны водоемов от загрязнения

Формирование целостно го, социальноориентирован ного

взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

Наблюдать в ходе научного эксперимента образование капель при охлаждении пара, высказывать предположения о состояниях воды в природе, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя, работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью особенности образования льда, рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, моделировать его, осуществлять само и взаимопроверку, формулировать выводы из изученного материала.

ЭП к учебнику, презентация по теме, тесты

11

Берегите воду.

.

Использование воды человеком. Источники загрязнения воды. Меры по охране чистоты воды и её экономному использованию

Бережно относится к воде и экономить ее; меры охраны водоемов от загрязнения

Р:Понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать оценку учителя.

П:Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания.

К:Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра.

Формирование образа Я

тесно связано миром природы, культуры окружающих людей

Наблюдать опыт фильтрация воды

-высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду, находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника, доказывать на основе опыта необходимость бережного отношения к водным ресурсам, работать в паре: работать с текстом учебника с целью извлечения необходимой информации, моделировать в виде схемы источники загрязнения воды, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

ЭП к учебнику, презентация по теме, тесты

12

Что такое почва.

Процесс разрушения горных пород, причины, последствия

Увеличение расстояний между частицами твердых тел при нагревании и уменьшение - при охлаждении


Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

Высказывать предположения о причинах разрушения горных пород в природе; наблюдать процесс расширения твердых тел в ходе учебного эксперимента, моделировать в виде схемы увеличение расстояний между частицами твердых тел при нагревании и уменьшение - при охлаждении, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

ЭП к учебнику, презентация по теме, тесты

13

Разнообразие растений.

Почва как верхний плодородный слой земли. Состав почвы. Значение плодородия почвы для жизни растений. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы.

Основные свойства почвы, состав почвы;

отличать почву от глины и песка

Формирование образа Я

тесно связано миром природы, культуры окружающих людей

Характеризовать процессы образования и разрушения почвы, анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам, схему связей почвы и растения, на основе схемы моделировать связи почвы и растений; обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, обсуждатьрассказ «Уважайте жизнь дождевого червя из книги «Великан на планете», практическая работа: исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента.

ЭП к учебнику, презентация по теме, тесты

14

Солнце, растения и мы с вами.

Группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Ботаника - наука о растениях.

Основную классификацию растений, особенности каждой группы; различать группы растений по их особенностям; отличать семена у растений; бережно относиться к растениям

Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П: - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме;

-осуществление поиска существенной информации (из собственного жизненного опыта). К: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач: освоение деятельности моделирования

Учебно-познавательный интерес к новому учебному м-лу;способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Доказывать, используя свои знания и рисунок, что растения очень разнообразны, знакомиться с группами растений по материалам учебника

-работать в группе: классифицировать растения из предложенного списка, знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»; использовать предложенную информацию прихарактеристики групп растений, приводить примеры растений разных групп и видов используя книгу «Зелёные страницы», подготавливать сообщение об одном из видов растений любой группы.

ЭП к учебнику, презентация по теме, тесты

15

Размножение и развитие растений.

Дыхание и питание растений, связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных и человека.

Формирование образа Я

тесно связано миром природы, культуры окружающих людей

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений, -моделировать процессы питания и дыхания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы; выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений, доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека, формулировать выводы из изученного материала.

ЭП к учебнику, презентация по теме, тесты

16

Охрана растений.

Опыление. Роль насекомых в опылении растений. Приспособленность растений к разным способам распространения семян. Развитие растений из семян.

О размножении растений из семени; различать группы растений по их особенностям; отличать семена у растений; бережно относиться к растениям

Р: формулировать

и удерживать учебную задачу.

П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме, осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов и т. д.).

К: использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы собеседнику с целью более прочного усвоения материала

Формирование образа Я

тесно связано с миром природы, культуры окружающих людей

Характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»,

- характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения, наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев;

- выявлять роль животных в размножении и развитии растений; характеризовать с помощью схем стадии развития растений из семени, работать с терминологическим словариком; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

ЭП к учебнику, презентация по теме, тесты

17

Разнообразие животных.

Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Растения, нуждающиеся в охране. Меры охраны растений. Правила поведения в природе

Различать группы растений по их особенностям; отличать семена у растений; бережно относиться к растениям


Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, актуализировать сведения, полученные в 1 -2 классах, об исчезающих и редких растениях, Красной книге, правилах поведения в природе, характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений, обсуждать материалы книги «Великан на поляне» с целью выяснения правил поведения человека в природе, оформлять памятку «Берегите растения», формулировать выводы из изученного материала.

ЭП к учебнику, презентация по теме, тесты

18

Кто что ест

Проект: «Разнообразие природы нашего края».

Многообразие животного мира, классификация животных: Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Зоология - наука о животных.

Классификацию животных и их групповые признаки; - определять к какой группе относится животное по его признакам

Р:Понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать оценку учителя.

П:Осуществлять поиск необходимой информации для

Формирование образа Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, актуализировать знания о животном мире, полученные в 1-2 классах; характеризовать группы животных

-классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками, приводить примеры животных разных групп, работать с электронным приложением к учебнику, обсуждать рассказ «История с пиявкой» из книги «Великан на поляне»; формулировать выводы из изученного материала.

ЭП к учебнику, презентация по теме, тесты


19

Размножение и развитие животных.

Классификация животных по способу питания: Цепи питания.

Приспособление животных к добыванию пищи, к защите от врагов. Подготовка к выполнению проекта.

Составлять цепи питания; классификацию животных и их групповые признаки;

определять к какой группе относится животное по его признакам


выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания.

К: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Характеризовать животных по типу питания, приводить примеры животных по типу питания,

-анализировать схемы цепей питания,

- характеризовать защитные приспособления растений и животных, обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети учатся: определять цель и этапы работы, распределять обязанности,

- находить материалы о природе родного края, составлять и презентовать «Книгу природы родного края»

ЭП к учебнику, презентация по теме, тесты

20

Охрана животных.

Размножение и развитие животных разных групп.

Способы размножения и развития животных;

составлять цепи питания

Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; осуществление поиска существенной информации (из собственного жизненного опыта).

К: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач: освоение деятельности моделирования

Формирование образа Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей.

Характеризовать животных разных групп по способу размножения, моделировать стадии размножения животных разных групп. Рассказывать, как заботятся домашние животные о своем потомстве

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения.

ЭП к учебнику, презентация по теме, тесты

21

В царстве грибов.

Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные, внесенные в Красную книгу России. Правила поведения в природе. Меры по охране животных.

Бережно относиться к животным

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деят-ти

Актуализировать знания о редких и исчезающих животных, Красной книге России, полученные в 1-2 классах

-характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир, обсуждать меры по охране животных, формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе,

-создать книжку - малышку «Береги животных, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

ЭП к учебнику, презентация по теме, тесты

22

Великий круговорот жизни.

Разнообразие и строение шляпоч ных грибов. Взаимосвязи грибов с деревья ми. Съедобные и несъедобные грибы, ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Лишайники.

Съедобные и несъедобные грибы, части гриба;

- различать съедобные и несъедобные грибы

Р: формулировать

и удерживать учебную задачу.

П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме, осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов и т. д.).

К: использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы собеседнику с целью более прочного усвоения материала

Формирование образа Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей

Характеризовать строение шляпочных грибов, различать съедобные, несъедобные, ядовитые грибы

-обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне»,

-моделировать различие грибов-двойников

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

ЭП к учебнику, презентация по теме, тесты

23

Оценка достижений по теме «Эта удивительная природа»

Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ.

О круговороте жизни на Земле;

- бережно относиться к природе


Формированиецелостного, социальноориентированноговзгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

Характеризовать организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители, рассказывать о круговороте веществ в природе, моделировать круговорот веществ в природе, наблюдать опыт, обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного звена цепи круговорота веществ в природе, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения

ЭП к учебнику, презентация, тесты по раздел

«Мы и наше здоровье» 9ч

24

Организм человека.

Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятие об органах и системе органов тела человека: нервная, кровеносная, пищеварительная системы.

Части организма; строении своего тела

Научатся прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать

Р: умение понимать и выполнять учебную задачу

П: характеризовать системы органов человека, выполнять правила по сохранению своего здоровья

К: отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарем, в паре

Конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире

Характеризовать системы органов человека (их части и значение)

-обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии, гигиены, анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения.

ЭП к учебнику, презентация по теме, тесты

25

Органы чувств.

Глаза, уши нос, язык, кожа, их роль в восприятии мира. Гигиена органов чувств.

Органы чувств и их значение для человека;

беречь органы чувств


Готовность следовать нормам здоровье- сберегающего поведения

Работать в группе: самостоятельно изучать материалы темы и готовить рассказ по предложенному плану, распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента, формулировать правила гигиены органов чувств

ЭП к учебнику, презентация тесты

26

Надежная защита организма.

Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Свойства кожи. Гигиена кожных покровов. Первая помощь при повреждении кожных покровов.

Правила закаливания организма, правила сохранения и укрепления здоровья


Р: формулировать

и удерживать учебную задачу.

П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме, осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов и т. д.).

К: использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы собеседнику с целью более прочного усвоения материала Самостоятельная и личная ответственностьза свои поступки, установка на здоровый образжизни

Характеризовать средства гигиены и уход за кожей, Характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи, работать в паре: осваивать приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи, подготовить рассказ об уходе за кожей,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения.

ЭП к учебнику, презентация по теме, тесты

27

Опора тела и движение.

Опорно-

двигательная система, её роль в организме человека. Осанка. Важность

выработки и сохранения правильной

осанки. Роль физической культуры.

Органы движения и опоры организма,

роль правильной осанки для здоровья человека

Конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма,

-раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека,

-следить за правильной осанкой на уроке и вне его, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения.

ЭП к учебнику, презентация по теме, тесты

28

Наше питание. Проект «Школа кулинаров».

Питательные вещества, необходимые организму, продукты, в которых они содержатся . Пищеварительная система, ее строение и функционирование. Гигиена питания.

Органы пищеварения, соблюдать правила здорового питания.

Научатся выступать с подготовленным сообщением; расширят и углубят знания по выбранной теме.

Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

П: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме;

-осуществление поиска существенной информации (из собственного жизненного опыта). К: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач: освоение деятельности моделирования

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основекритерияуспешности учебной деят-ти

Характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания, моделировать строение пищеварительной системы, обсуждать правила рационального питания,

-составлять меню здорового питания

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения.

ЭП к учебнику, презентация по теме, информация ИН.

29

Дыхание и кровообращение.

Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем.

Пульс и его частота

Органы дыхания, кровообращения и выделения; соблюдать правила здорового образа жизни


Самостоятельная и личная ответственностьза свои поступки, установка на здоровый образжизни

Характеризовать строение дыхательной системы и ее роль в организме, моделировать строение дыхательной системы и кровеносной системы, -характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме, обсуждать взаимосвязь кровеносной и дыхательной системы, работать в паре: измерять пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

ЭП к учебнику, презентация по теме, тесты

30

Умей преду

преждать болезни.

Закаливание -

предупреждение

заболеваний. Способы закаливания. Предупреждение инфекционных болезней и аллергии. Правила поведения в случае болезни.

Правила закаливания организма, правила сохранения и укрепления здоровья


Р: Понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудни честве с учителем; адекватно восприни мать оценку учителя.

П: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение структуриро вать знания.

К: строить понятные для партнёра высказы вания; задавать вопро сы; контролировать свои действия и действия партнёра, способы вз/действия с окружающим миром и оценка достижений. Готовность следовать нормам здоровье- сберегающего поведения

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать факторы закаливания,

-формулировать правила закаливания, составлять памятку по закаливанию,

- составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

ЭП к учебнику, презентация по теме, тесты

31

Здоровый образ жизни.

Понятие о ЗОЖ, правила ЗОЖ для школьников.

О вредных привычках.

заботиться о своем здоровье. установка на здоровый образжизни

Различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие, характеризовать понятие ЗОЖ, обсуждать и формулировать правила ЗОЖ и стараться его соблюдать.

32

Проверим себя и оценим свои достижения по разде лу «Мы и наше здоро вье» Презе нтация вы полненных проектов

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

Представление результатов проектной деятельности.

Знания по теме,

Умение выполня ть тесты, адеква тно оценивать знания

Научатся выступать с подготовленным сообщением; расширят и углубят знания по выбранной теме.

Готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения

Выполнять тесты с выбором ответа,

оценивать правильность / неправильность предложенных ответов, адекватно оценивать знания в соответствии с набранными баллами.

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами,

-обсуждать выступления учащихся,

- оценивать свои достижения.


ЭП к учебнику, пре зентация по теме, тесты






«Наша безопасность» 8 ч.

33

Огонь, вода и газ.

Знакомство с целями и задачами раздела. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа.

Как выглядит опасность и почему она возникает

Научатся бережно относиться к своей жизни

Р: умение составлять план действий в экстренных ситуациях, выбирать безопасный путь движения

П: усвоение основных правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу и т.д

К: уметь слаженно действовать в ситуациях опасности способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений

Усвоение действий

при пожаре, аварии водопровода и т.д.

усвоение основных правил дорожного движения, оценивать результаты своей деятельности

Характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа, моделировать их в виде ролевой игры анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги, наизусть называть номера телефонов экстренных служб, родителей, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

ЭП к учебнику, презентация по теме, тесты

34

Чтобы путь был счастливым

Правила поведения по дроге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле.

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах;

соблюдать правила безопасности.

Работать в группе: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовит сообщения, обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными, моделировать свои действия в ходе ролевой игры - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения .

ЭП к учебнику, презентация по теме, тесты

35

Дорожные знаки.

Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Дорожные знаки, правила безопасного поведения на дороге, соблю дать правила безопасности на улицах и дорогах

Р: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

П: Устанавливать причинно-следственные связи; обобщать и делать выводы.

К: строить понятные для партнёра высказывания; владеть диалогической формой речи.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешехода, -выполнять тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков -моделировать в виде схемы безопасный путь в школу, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

ЭП к учебнику, презентация по теме, тесты

36

Опасные места.

Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте. На стройплощадке, пустыре, в парке, лесу и т.д.

Опасные места для человека;

- предвидеть опасность, избегать ее, при необходимости действовать- решительно и четко

Актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах,

-обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

ЭП к учебнику, презентация по теме, тесты

37

Проект «Кто нас защищает».

Подготовка к выполнению проекта: знак-во с м-ми учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Научатся выступать с подготовленным сообщением; расширят и углубят знания по выбранной теме.

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки,

В ходе выполнения проекта дети учатся: находить в Интернете и др.источниках информации сведения о Вооружённых Силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС, интервьюировать ветеранов МЧС, полиции и др. Оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д. Презентовать и оценивать результаты проектнойдеят-ти

ЭП к учебнику, презентация по теме, тесты

38

Природа и наша безо

пасность.

Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки).

Правила безопасности, которые необходимы при общении с природой.

- защищаться от природы

Р: умение составлять план действий в экстренных ситуациях, выбирать безопасный путь движения

П: усвоение основных правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу и т.д

К: уметь слаженно действовать в ситуациях опасности, способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки, установка на ЗОЖ

Характеризовать опасности природного характера, обсуждать рассказ «Опасные двойники» из книги «Зелёные страницы», характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными, отличать гадюку от ужа, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

ЭП к учебнику, презентация по теме, тесты

39

Экологическая безо

пасность.

Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности.

Выполнять правила личной экологической безопасности. Формирование целостного, социальноориентированного взгляда на мир

Анализировать по схеме цепь загрязнения, приводить примеры цепей загрязнения, моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм, обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения.

ЭП к учебнику, итоговые тесты по разделу

40

Проверим себя и оце ним свои достижения по разде лу «Наша безопасность»

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

Представление результатов проектной деятельности.

Умение выполнять тесты, выступать с подготовл-м сообщением; расширят и углубят знания по выбранной теме.

«Чему учит экономика» 13 ч.

41

Для чего нужна экономика.

Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей - главная задача экономики. Товары и услуги.

Значение слова "экономика"; понятия экономики: природные богатства, капитал, труд;

Научатся выделять отрасли экономики, назвать к каждой отрасли экономики не менее 3 профессии

Р: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

П: знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей,

о продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье

К: формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке

Понимать роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике

Раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»

-различать товары и услуги, приводить примеры товаров и услуг

-характеризовать роль труда в создании товаров и услуг

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения.

ЭП к учебнику, презентация по теме, тесты

42

Природные богатства и труд людей - основа экономики.

Бережное использование природных богатств. Роль труда людей в экономике, труд умственный и физический. Роль образования в экономике.

Готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения

Раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану,

-приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров, прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий, раскрывать роль науки в экономическом развитии, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения.

ЭП к учебнику, презентация по теме, тесты

43

Полезные ископаемые

Наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Значение, способы добычи охрана полезных ископаемых.

Свойства полезных ископаемых, профессии людей добывающих полезные ископаемые; -экономно использовать богатства нашей страны

Р: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

П: Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям

К: Формулировать собственное мнение и позицию.

Формирование целостно го, социально ориентиро ванного

взгляда на мир в его органичном единстве разнообразии природы

Выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые, характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки), формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

ЭП к учебнику, презентация по теме, тесты

44

Полезные ископаемые

45

Растениеводство.

Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Использование культурных растений. Классификация культурных растений. Труд растениеводов.

Об одной из отраслей сельского хозяйства - растениеводстве; различать культурные растения, бережно относиться к продуктам растениеводства

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основе критерия успешности уч деят-ти

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-обсуждать, что сельское хозяйство - составная часть экономики, зачем люди занимаются растениеводством, различать и классифицировать культурные растения,

-характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труде растениеводов, выявлять связь растениеводства и промышленности

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения.

ЭП к учебнику, презентация по теме, тесты

46

Животноводство.

Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Домашние сельскохозяйственные животные. Содержание и разведение сельскохозяйственных животных.

Особенности разведения и содержания домашних животных;

- раскрывать назначение животноводства


Р: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

П: знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей,

о продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье

К: формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки,

Классифицировать домашних сельскохозяйственных животных, характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов,

-выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения.

ЭП к учебнику, презентация по теме, тесты

47

Какая бывает промышленность.

Отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, электронная, химическая, лёгкая, пищевая.

О важнейшей отрасли экономики-промышленности; различать продукцию каждой отрасли промышленности, группировать предметы быта по отраслям пр.

Готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения

Характеризовать отросли промышленности по их роли в производстве товаров,

-соотносить продукцию и отросли промышленности, выявлять взаимосвязь отраслей промышленности,

-характеризовать труд работников отраслей промышленности, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения.

ЭП к учебнику, презентация по теме, тесты

48

Проект «Экономика родного края».

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с м-ми учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Научатся выступать с подготовленным сообщением; расширят и углубят знания по выбранной теме.

Р: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

П: Устанавливать причинно-следственные связи; обобщать и делать выводы.

К: строить понятные для партнёра высказывания; владеть диалогической формой речи.

Формированиецелостного, социальноориентированного

взгляда на мир

Собирать информацию об экономике своего края (села)

-оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д.;

-коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края»

-презентовать и оценивать результаты проектной деятельности

ЭП к учебнику, презентация по теме, тесты

49

Что такое деньги.

Обмен товарами: бартер, купля - продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков. Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбережения

Понятия: денежные единицы, сбережения;

- бережно относиться к деньгам

Осознание ответственности человека за общее благополучие, принятие образа «хорошего ученика»

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать виды обмена товарами (бартер и купли-продажа); моделировать ситуации и купли-продажи, раскрывать роль денег в экономике, различать денежные единицы разных стран, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

ЭП к учебнику, презентация по теме, тесты

50

Государственный бюджет.

Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Основные статьи расходов государства

Термины: бюджет, расходы, доходы, налоги, семейный бюджет;

- бережно относиться к деньгам

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение находить выходы из спорных ситуаций

Характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета, выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства, моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

ЭП к учебнику, презентация по теме, тесты

51

Семейный бюджет.

Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи.

Термины: бюджет, расходы, доходы, налоги, семейный бюд жет; бережно относиться к деньгам, состав лять простейший семейный бюджет

Р: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

П: знать о потребностях своей семьи, о профессиях родителей,

о продуктах растениеводства и животноводства, используемых в каждой семье

К: формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение находить выходы из спорных ситуаций

Характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы, выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь, определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья, обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие - менее важными, моделировать семейный бюджет, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать достижения.

ЭП к учебнику, презентация по теме, тесты

52


Экономика и экология.

Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. В/зависимо

сть экономики и экологии. Эко прогнозы, их влияние на экономику.

Задачи экологии и две стороны экономики

- бережно относиться к своему здоровью, к воде, к природе


Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду, раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией, обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза.

ЭП к учебнику, презентация по теме, тесты


53


Экономика и экология.



Проверка знаний и

умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки

Приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов, моделировать экологические прогнозы,формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

ЭП к учебнику, тесты

«Путешествия по городам и странам» 15ч

54

Золотое кольцо России.

Золотое кольцо России - слава и гордость страны. Города Золотого кольца (Сергиев - Посад, Переславль - Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир), их достопримечательности.

Название городов Золотого кольца и несколько достопримечательностей;

Научатся показывать города Золотого кольца на карте

- название городов Золотого кольца и несколько достопримечательностей.

Р: умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

П: конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных досто примечательностях

К: формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности

Формирование уважительногоотношения к исто рии и куль туре других народов

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России, рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца, составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу,

-выполнять задания из электронного приложения к учебнику,

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

ЭП к учебнику, презентация по теме, тесты

55

Золотое кольцо России.

ЭП к учебнику, презентация по теме, тесты

56

Золотое кольцо России.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

57

Проект «Музей путешествий».

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Научатся выступать с подготовленным сообщением; расширят и углубят знания по выбранной теме.

Р: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

- учитывать ориентиры действия в новом учебном материале.

П: устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание.

К: задавать вопросы; строить понятные высказывания.

Собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), составлять этикетки (кем, когда и где собран материал)

-оформлять экспозицию музея;

- готовить сообщения;

презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов

ЭП к учебнику, презентация по теме, тесты

58

Наши ближайшие соседи.

Государства, граничащие с Россией, их столицы.

Государства - ближайшие соседи России;

- показывать на карте ближайших соседей России;

Осознание ответственности человека за общее благополучие,принятие образа «хорошего ученика»

Показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы,

-обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения, выполнять задания из электронного приложения к учебнику

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения

ЭП к учебнику, презентация по теме, тесты

59

На севере Европы.

Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия) , их столицы, государственное устройство, государственные языки, флаги и т.д.

Северные европейские государства;

- показывать на карте страны, находить название их столицы.


Р: умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

П: конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечатель -

ностях

К: формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение находить выходы из спорных ситуаций

Работать в группе: самостоятельно изучать материал учебника о странах севера Европы, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений, соотносить государства и их флаги, узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран, её замечательных людей

ЭП к учебнику, презентация по теме, тесты

60

Что такое Бенилюкс.

Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, гос. устройство, флаги, дост/ти.

Страны расположенные в центре Европы, их достопримечательности; - показывать на карте страны, находить название их столицы.

Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов,

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы, выступать по одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений

-описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям, выполнять задания электронного приложения к учебнику

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения

ЭП к учебнику, презентация по теме, тесты

61

В центре Европы.

Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди.

Р: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

П: устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание в устной форме.

К: задавать вопросы; строить понятные высказывания.

ЭП к учебнику, презентация по теме, тесты

62

По Франции и Великобритании

(Франция).

Франция, её местоположение на карте, столица, госуд. символы, дост/ти, знаменитые люди.

Расположение Франции и Великобритании, их достопримечательности; показывать на карте страны, находить название их столицы.


Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, работать в группе: самостоятельно изучить материал о Франции, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы, выступать по одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений, описывать достопримечательности Франции по фотографиям, выполнять задания электронного приложения к учебнику

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения.

ЭП к учебнику, презентация по теме, тесты

63

По Франции и Великобритании (Великобритания).

Великобритания, местоположение на карте, столица, гос. символы, дост/ти, знаменитые люди.

ЭП к учебнику, презентация по теме, тесты

64

На юге Европы.

Греция и Италия, их географическое положение, столицы, государственное устройство, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города.

Страны расположенные на юге Европы;

их достоп/ти;

- показывать на карте страны, находить название их столицы.

Р:умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

П: конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных дост/ях

К: формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности, формулировать выводы из изученного м-ла Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни

Самостоятельно изучить материал о Греции и Италии, подготовить сообщения с показом местоположения стран и её столиц на политической карте Европы, описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям, выполнять задания электронного приложения к учебнику, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения

ЭП к учебнику, презентация по теме, тесты

65

По знаменитым местам мира.

Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся.

Знаменитые места мира.-соотноситьпамятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся

Осознание ответственности человека за общее благополучие, принятие образа «хорошего ученика»

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся, обсуждать цели международного туризма

-описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности

-, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения.

ЭП к учебнику, презентация по теме, тесты

66

Проверим себя и оценим достижения за 2 полугодие.

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

Научатся оценивать свои достижения.

Р: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

П: устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание.

К: формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки,

Выполнять тесты с выбором ответа,

- оценивать правильность

/неправильность предложенных ответов,

- адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

ЭП к учебнику, тесты

67

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края».

Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

Научатся выступать с подготовленным сообщением; расширят и углубят знания по выбранной теме.

Готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами,

- обсуждать выступления учащихся,

-оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

ЭП к учебнику, презентация по теме

68

Презентация проектов «Экономика родного края», «Музей путешествий».

Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

Научатся выступать с подготовленным сообщением; расширят и углубят знания по выбранной теме.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение находить выходы из ситуаций

-Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами,

- обсуждать выступления учащихся,

-оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

ЭП к учебнику, презентация по теме




© 2010-2022