Урок «Как делаются слова. Что такое суффикс»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Всероссийский сетевой конкурс









«Инфоурок»











2014

Анкета


1. ФИО автора: Кокоянина Ольга Геннадьевна

2. Место работы: МБОУ ВМР «Огарковская средняя общеобразовательная школа»

3. Должность: учитель

4. Педагогический стаж работы: 23 года

5. Преподаваемый предмет: начальные классы

6: Класс проведения: 2

7: Количество детей в классе: 20



Пояснительная записка


Предмет: Русский язык

Программа: УМК «Перспективная начальная школа», авторская программа «Систематический курс русского языка»

Авторы: М.Л. Каленчук, Н.А.Чуракова, О.В.Малаховская, Т.А.Байкова, Н.М.Лаврова

Учебник: Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс. М., Академкнига/ Учебник, 2012

Раздел учебника: 3 часть

Количество часов в неделю: 5 ч

Количество часов в год: 170 ч

Тема урока: Как делаются слова. Что такое суффикс.

Тип урока: Открытие нового знания

Цель: Знакомство со способом образования слов с помощью суффикса

Задачи:

Образовательные:

  • создать условия для открытия нового знания о суффиксе как части слова и его роли в образовании слов;

  • формировать умение составлять родственные слова с помощью суффикса;

  • совершенствовать умение работать по алгоритму;

  • формировать умение работать со словарями.

Развивающие:

  • способствовать развитию интеллектуальных умений и формированию информационной культуры учащихся, самооценки и взаимооценки;

  • развивать речь.

Воспитательные:

  • - воспитывать чувство взаимопомощформировать познавательный интерес к языку;

  • способствовать формированию мотивационной основы учебной деятельности;

  • - воспитывать чувство взаимопомощ воспитывать чувство доброты, взаимопомощи.

Планируемые результаты:

(предметные) Учащиеся научатся:

  • находить значимые части слова, в том числе суффикс;
  • сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью суффикса);
  • мотивированно образовывать родственные слова с помощью суффикса;
  • обнаруживать регулярные исторические чередования (чередования, видимые на письме);
  • разграничивать разные слова и разные формы одного слова.
(метапредметные) В области регулятивных учебных действий учащиеся научатся:
  • ставить цель и удерживать её на протяжении всего урока;
  • планировать свою деятельность
  • осуществлять контроль и самоконтроль

В области коммуникативных учебных действий учащиеся научатся: а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
  • работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы.
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
  • видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них;
  • использовать правило или алгоритм для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.

В области познавательных общих учебных действий учащиеся научатся:
  • ориентироваться в словаре с целью быстрого поиска нужной группы слов по заданию«Открой словарь на букву к»;
  • ориентироваться в учебнике: находить тему по оглавлению, нужное правило для извлечения необходимой информации;
  • работать с несколькими источниками информации (с учебником и обратным словарём, с учебником и языковым материалом на слайде, с учебником и тетрадью на печатной основе);

(личностные) Учащиеся научатся:
  • учитывать чужую точку зрения, оказывать помощь сквозным героям учебника, которые в этом нуждаются при решении интеллектуальных задач;
  • получать удовлетворение от выполненной работы.

Оборудование к уроку: средства программы «Power Point», проектор, экран, учебник (3 часть), обратный словарь, тетрадь для самостоятельной работы на печатной основе (2 часть), рабочая тетрадь.


Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационное начало

Самоопределение к учебной деятельности

Слайд № 1:

Читает запись на слайде, настраивает учащихся на работу.

«И дверь распахну я

на солнечный блеск

Для новой работы,

для нового счастья»

И. Бунин

Эти слова принадлежат великому мастеру слова, поэту Ивану Бунину.

- А вам знакомо чувство радости от выполненной работы? Сегодня мы будем работать со словом. И пусть эта работа принесёт вам радость.

Отвечают на вопросы учителя, настраиваются на рабочий ритм



П. наблюдение Р. выделение главной мысли К. умение слушать и вступать в диалог Л. уверенность в своих силах

2. Погружение в новую тему

Формулирование темы урока



Акцентирует внимание учащихся, используя личностно значимый материал для каждого ребёнка.
Слайд № 2: - Вспомните то время, когда вы были ещё совсем маленькими, только начинали говорить и, не зная правил образования слов, пытались называть предметы по - своему, образовывали свои слова. Назовите некоторые из них. Уже тогда, пусть неосознанно, вы делали новые слова.
- Как вы думаете, какая сегодня тема урока? Слайд № 3: Тема: Как делаются слова.










Называют слова (Огурц - огурец, хибо - хлеб, дяго - кот, написовала - написала)

Совместно с учителем определяют тему урока «Как делаются слова» П. умение строить речевое высказывание Р. инициа тивность К. умение дать точный ответ на вопрос, участие в коллективном обсуждении темы Л. осознание личностной значимости изучаемого материала

3. Постановка проблемы

Поиск путей выхода из трудной ситуации Создаёт проблемную ситуацию

Слайд № 4: Изображение ребёнка с игрушками
- А сейчас назовите свои любимые детские игрушки. - Вы заметили, как называете большинство игрушек машина - машинка, мяч - мячик, шар - шарик… - Почему? Приступим к образованию слов. Возьмём такие игрушки.

Слайд № 5:

Изображение большого шара и маленького шарика

- Назовите слово-название этого предмета.

При ответе на каждый вопрос щёлкает левой кнопкой мыши по экрану

ШАР - Из каких частей состоит это слово? - Назовите основу - А маленький?

ШАРИК - Это форма того слова или другое слово? - Докажите. - Назовите корень. - Найдите окончание. - Что произошло с основой? - Какое из этих слов образовалось раньше? - Покажите взмахом руки, в каком направлении нужно поставить стрелку.

А можно так: шарик --- шар - Предположите, как образовалось слово шарик?
- А что такое ик?

Фиксирует затруднение в пробном действии Отвечают на вопросы, пытаются найти выход из затруднительного положения

Называют любимые игрушки (машинка, мячик, шарик…)
(Ребёнок маленький, мы относимся к нему с лаской, и свои чувства мы передаём такими словами).


(шар)


(окончание нулевое, корень шар)

(шар)

(шарик)

(другое слово)

(шар)

(нулевое)

(основа разрослась)

(шар)

шар---шарик

Высказывают предположение (к основе слова шар прибавили 2 буквы - ик) (Когда человек проглотит что-то не так - у него икота.)


П. наблюде ние сравнение, выдвижение гипотез, умение использовать знаково-символические средства Р. волевая саморегу ляция К. участие в коллективном обсужде нии проблемы Л. умение преодоле вать трудности

4. Открытие нового знания

Выход из трудной ситуации


Создаёт учебную ситуацию для выхода из затруднения и открытия нового знания

- Ик - это слово, или только часть слова? - Где она стоит? - Для чего нужна эта часть?
- Какое новое знание вы открыли?
Открывают новое знание о существовании неизвестной части слова через решение проблемы
(часть слова)
(после корня) (она помогла сделать другое слово)
(Оказывается, существует ещё одна часть слова, она помогла нам сделать другое слово!) П. анализ, сравнение, обобщение, вывод Р. контроль и самоконтроль К. умение слушать и вступать в диалог Л. удовлетворение от преодоления трудностей

5. Постановка цели и задач урока

Формулирование целей и задач. Побуждает учащихся формулировать цель и задачи урока, концентрируя их внимание на конечном результате. - Что бы вам хотелось узнать сегодня на уроке?

- Сформулируйте цель урока. Слайд 6:
- Какие задачи нужно выполнить? Организует работу со слайдом: При формулировании цели и задач щёлкает левой кнопкой мыши по экрану.


Структурирует предложенные формулировки. Планируют свою деятельность

(что это за часть и, вообще, как делаются слова)
Формулируют цель и задачи урока Цель: Узнать, как делаются слова. Задачи:

  • познакомиться с названием и обозначением новой части слова;
  • сформулировать её определение;
  • составить алгоритм образования слов;
  • учиться по алгоритму с помощью новой части составлять родственные слова.
П. самостоятельное выделение познавательной цели, прогнозирование Р.постановка учебных задач, планирование своей деятельности К.сотрудничество с учителем и сверстника ми Л.переживание за общее дело

6. Проектирование и фиксация нового знания.

Определение способов решения задач Побуждает учащихся к решению 1й и 2й задач урока, организуя работу с информационными источниками - Что нам поможет? Откройте оглавление учебника. Найдите тему. Откройте нужную страницу. Прочитайте тему урока на странице учебника. - Как называется часть слова, с помощью которой мы образовали новое слово? Нашли. Первая задача урока решена. - Так что же такое суффикс? - Сформулируйте определение суффикса, опираясь на только что приобретённые знания.
- Сравните своё определение суффикса с данным в учебнике. - Найдите его обозначение. - А какие знания, полученные ранее, нам пригодятся для образования слов? Проанализируйте предложенные темы. Слайд № 7:

  • Тема: «Форма слова»

  • Тема: «Начальная форма»

  • Тема: «Окончание»

  • Тема: «Корень слова. Родственные (однокоренные) слова»

  • Тема: «Основа слова»

  • Тема: «Чередование согласных в корне слова»

  • Умение работать со словарями

Проясняет, конкретизирует мнение учащихся Работают с учебником
(учебник, словарь, тетрадь) Находят тему: «Как делаются слова. Что такое суффикс». Знакомятся с новым понятием (суффикс)

Формулируют определение суффикса (Часть слова, с помощью которой образуются другие слова, называется суффиксом, если эта часть стоит после корня.) (такое же)





Анализируют предложенные на слайде темы, делают вывод П. поиск информации, ориентирование в учебной книге, подведение под понятие, анализ Р. контроль и самоконтроль К. инициативное сотрудничество Л. упорство в достижении цели

7. Закрепление

нового знания

Упражнение в образовании родственных слов с помощью суффикса


Организует работу в парах с обратным словарём, даёт чёткую инструкцию
Слайд № 8: Поработаем с обратным словарём. - Откройте обратный словарь на букву к. Прочитайте про себя слова, оканчивающиеся на ик и ёк. Пусть один из вас запишет и покажет с помощью стрелки, как сделаны первые 3 слова на ик, а ваш сосед первые 3 слова на ёк. Обсудите задание, проверьте работу друг друга.

Организует самопроверку, используя слайд:
- Над какой задачей урока мы сейчас работали? - С помощью каких суффиксов образованы эти слова? - Какое значение придают словам эти суффиксы? Их так и называют - суффиксы с уменьшительно - ласкательным значением. Работают в парах, используя обратный словарь и рабочую тетрадь





Моделируют, устанавливая отношение производности с помощью стрелки, выполняют взаимопроверку
Выполняют самопроверку, опираясь на слайд лоб---лобик уголь---уголёк зуб---зубик пень---пенёк куб---кубик огонь---огонёк (учились образовывать слова с помощью суффикса) (ёк, ик)
(предмет как - будто уменьшается и называется ласково) П. умение работать со словарями, моделирование, наблюдение, сравнение, умение делать вывод Р. умение следовать инструкции, контроль, оценка, коррекция К. умение работать в паре, распределять работу между собой и соседом, Л. умение оказывать помощь нуждающе муся

8. Физминутка для глаз


Контролирует выполнение детьми упражнений для глаз по специальному тренажёру Выполняют движения глазами, используя тренажёр

9. Самостоятельная работа

Решение типовых заданий с использованием различных источников информации Организует самостоятельную работу по учебнику у. 22, с. 24 и тетради для самостоятельной работы у. 23, с. 18 с последующей проверкой.

Организует самоконтроль Самостоятельно выполняют задания в учебнике и в тетради для самостоятельной работы

Выполняют самооценку качества и уровня усвоения знаний П. ориентирование в учебнике, моделирование, умение работать с несколькими источниками информации Р. контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, самооценка качества и уровня усвоения Л. самоопределение

10. Физминутка Организует подвижный отдых Слайд № 9:




- Что вы заметили? Хором произносят слова стихотворения и выполняют движения Строил домик паучок. Комнатку и чердачок Он повесил на сучок - Получился гамачок.

1.Слова-названия предметов образованы с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением 2. В словах с суффиксом ок произошло чередование согласных звуков в корне слова. П. наблюдение Р. свободное ориентирование в тексте К. взаимодействие

11. Отработка знаний

Работа по алгоритму


Использует интригу учебника в создании учебной ситуации для решения следующей задачи урока (составить алгоритм образования слов) Задание Анишит Йокоповны: - Придумайте устно слова с суффиксами с уменьшительно - ласкательным значением: очк, ечк, ичк. Слайд № 10: Изображение Маши и Миши Маша тоже решила проявить творчество. Но пока не уверена в своих силах. - Как мы можем помочь Маше? Совместно с детьми составляет алгоритм на слайде на примере слова мамочка, щёлкая каждый раз левой кнопкой мыши по экрану

- Над какой задачей урока мы сейчас работали? Создаёт учебную ситуацию по использованию составленного алгоритма (последняя задача урока) Пользуясь алгоритмом, Маша легко составила слова Слайд № 11: блюдо --- блюд/ + ечк + о = блюдечко лиса --- лис/ + ичк + а = лисичка - Оцените её работу.
- Что помогло Маше справиться с заданием? Миша посмотрел на слова сестры и составил свои, но пользоваться алгоритмом он не стал:

Слайд № 12:

дочка свечка спичка -Посмотрите внимательно и выскажите своё мнение. - А какой способ действий выбрали бы вы? Помогите Мише выполнить задание. Пользуясь алгоритмом, покажите, как составлены эти слова. Щелчком мыши добавляет на слайд алгоритм. Организует работу в парах, используя языковой материал на слайде, даёт чёткую инструкцию. - Пусть один из вас сделает слово дочка, а ваш сосед - свечка. Третье слово Миша переделает сам. -Выполните взаимопроверку.
- Какой суффикс помог образовать эти слова? - А вот работа Миши. Слайд № 13: спица --- спиц/ + к + а = спичка Миша выбрал трудное слово с чередованием согласного в корне. - Помогите Мише понять причину ошибок. Над чем ему нужно ещё поработать, какие темы повторить? Вернёмся к слайду с темами. Слайд № 14:

  • Тема: «Форма слова»
  • Тема: «Окончание»
  • Тема: «Корень слова. Родственные (однокоренные) слова»
  • Тема: «Основа слова»
  • Тема: «Чередование согласных в корне слова»
  • Умение работать со словарями
Добавляет на слайд ещё одну запись:
  • Умение работать по алгоритму
- Какую задачу урока мы решали? Устно выполняют задание








(розочка, семечко, водичка)
(составить слово по шагам)
Совместно с учителем составляют слово по шагам, проговаривая алгоритм вслух мама --- мам/ + очк + а = мамочка (Мы составили алгоритм образования слов)




Проверяют и оценивают работу Маши (умение работать по алгоритму) и знания по предыдущим темам)



Высказывают оценочное суждение (неверно) Выбирают способ действия (по алгоритму)


Работают в парах по алгоритму



Осуществляют взаимопроверку, пошагово сравнивая с эталоном (к)

Высказывают оценочное суждение (верно)












Анализируют, добавляют умение работать по алгоритму (учились работать по алгоритму) П. выбор оптимального способа действия, выстраивание алгоритма, анализ, сравнение и обобщение Р. сопоставление собственных выводов с эталоном, управление своей деятельностью, самоконт роль и коррекция, взаимоконт роль
К. умение работать в паре, умение видеть разницу двух заявленных точек зрения и мотивированно присоединяться к одной из них
Л. представление о нравственных ценностях

12. Итог Подводит итог работы Молодцы, хорошо поработали. Миша тоже молодец, он очень старался. - Как бы вы его похвалили? - А как бы детей похвалила мама?

Слайд № 15:

сынок Мишенька дочка Машенька - Что знает мама такого, чего раньше не знали дети? - С какой целью мы произносим ласковые слова? - Я попрошу вас в парах повернуться друг к другу. Пусть один из вас назовёт имя соседа, а ваш сосед пусть произнесёт ваше имя, используя суффикс с уменьшительно - ласкательным значением.
Подводят итог совместной работы

(молодец, исправил ошибку) (она погладила бы их по голове и сказала ласковые слова)


(она знает ласковые слова и умеет их применять) (чтобы выразить своё доброе отношение)

(Оля - Олечка, Света - Светочка, Коля - Коленька) П. обобщение, вывод Р. самоконт роль
К. взаимодействие Л. представление о нравственных ценностях

13. Домашнее задание 1) Т. у. 22, с. 17, 2) Творческое задание. Зарифмовать строчки, используя суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением, дополнить до четверостишия: Сел на пень, Увидел гриб…

14. Рефлексия


Организует рефлексию.
- Вы узнали то, что хотели узнать в начале урока? - Какая у нас была цель?
- Вспомните слова Ивана Бунина и оцените свою работу, продолжив высказывания: Слайд № 16:

- я испытал(а) чувство радости от …

- мне бы хотелось …

- я думаю, что в будущем … Отмечает достижение определённых результатов, выполняя словесную оценку. - Сегодня на уроке были внимательными…, думали…, особенно хорошо рассуждали… (имена детей) Я испытала чувство радости от совместной работы со всеми вами и думаю, что в будущем вы останетесь такими же добрыми и отзывчивыми, и любая работа будет приносить вам новое счастье. Слайд № 17:

Спасибо за сотрудничество

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

Возвращаются к цели и задачам урока, соотносят их с результатами, устанавливают степень их соответствия.



П. самооценка результатов деятельности Р. контроль результатов деятельности К. умение с достаточной полнотой выражать свои мысли Л. смыслообразование

Самоанализ При подготовке к уроку я изучила содержание учебного материала, чётко сформулировала тему, определила место темы в учебном курсе, выделила основные понятия, на которые опирается данный урок, уточнила тип урока, определила цель и задачи урока, выбрала необходимые методы и приёмы, продумала оборудование и приступила к работе над содержанием урока. Особое внимание уделила формированию УУД. В полной мере использовала системно - деятельностный подход, благодаря чему удалось достигнуть планируемых результатов.

© 2010-2022