Использование активных метидов обучения в различных программах

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование активных методов обучения

в различных программах Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу - это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Реализация данного направления нашла свое практическое отражение в осуществлении развивающего обучения, основной характеристикой, которой является активность и самостоятельность учащихся во всех видах учебной деятельности. Поиски путей активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их познавательных способностей и самостоятельности - задача, которую призваны решать педагоги, психологи, методисты и учителя. Средством, позволяющим организовать целенаправленную и систематическую работу над развитием учащихся в процессе обучения математики, являются учебные задания. Выполняя их, учащиеся овладевают новыми знаниями, приемами умственной деятельности, закрепляют и совершенствуют умения и навыки. «Развитие ребят, - писал Л.В.Занков, - это не только рост их прирожденных способностей, но еще в большей мере результат целенаправленной и систематической работы учителя над развитием его питомцев. Интенсивное продвижение ребят в развитии достигается в процессе всей учебно-воспитательной работы: и приобретения знаний, и овладения навыками, и формирования побуждения к учению». Одной из центральных задач начального курса математики является формирование у учащихся прочных и сознательных вычислительных навыков. Безусловно, навык формируется в процессе многократных упражнений, тем не менее, при выполнении тренировочных упражнений не следует ослаблять работу и над развитием учащихся. Этого можно достигнуть, используя в процессе обучения такие задания, которые побуждают учащихся не только к воспроизведению, но и требуют наблюдения, анализа, сравнения. Система развивающего обучения Л.В.Занкова Цель обучения: общее развитие учащихся. Дидактические принципы: -обучение на высоком уровне трудности; - ведущая роль теоретических знаний; - изучение программного материала в быстром темпе; - осознание школьниками процесса обучения; - общее развитие всех учащихся и наиболее слабых и наиболее сильных. В содержание образования входят как теоретические знания (обобщенные знания, понятия, раскрывающие как можно более широкие связи между явлениями и объектами действительности, различного рода познавательные сведения), так и эмпирические (мир в красках, звуках, формах и т.д., входящий в сознание ребенка). Методическая система: - многогранность; - процессуальный характер; - разрешение коллизий (противоречий); - вариативность. Самое главное - обнаружить разные точки зрения на изучаемый материал, возможность высказывать своё мнение, т.е. ученик имеет право. Знания не даются в готовом виде. Дети учатся самостоятельно открывать новое. Предлагаются задания, которые имеют много решений. Изначально дети приучаются к самостоятельности, т.е. учатся принимать собственное решение. В системе развивающего обучения Л.В.Занкова широко используется частично-поисковый метод. В разделе «Формирование представлений о величинах» используется методика ознакомления учащихся с такими величинами, как длина, масса, емкость, дается последовательность ситуаций, которые носят проблемный характер и эффективны в плане активизации познавательной деятельности учащихся. Например, изучение величин в начальных классах. В его аспекте развитие познавательной самостоятельности учащихся, активизация их деятельности в процессе изучения величин. Учитель формирует у детей « интуитивное понятие» величины. Рассмотрим изучение единиц длины в 1 классе. После того как ученики познакомятся с понятием «отрезок», выяснят, что значит равные и неравные отрезки, и познакомятся со способами сравнения их (путем наложения отрезков, путем приложения отрезков), учитель знакомит детей с измерением отрезков с помощью мерок. Введение данного этапа позволит акцентировать внимание учеников на понятии мера, что создаст благоприятные условия для более осознанного перехода к знакомству с сантиметром. Прежде всего, учитель доводит до сознания детей, что отрезки можно измерять разными мерками. При этом выясняется, какую мерку удобнее использовать в различных случаях. Такие задания вызывают большой интерес: ведь учащиеся сами должны догадаться, как решить поставленную перед ними задачу. Уроки, связанные с измерениями величин, вызывают у учащихся большой интерес, если учитель использует на них практические задачи, позволяющие учащимся осознанно усвоить характерные особенности вводимых понятий. При формировании представлений о величинах учитель опирается на опыт ребенка, уточняет и расширяет его. Так, при сравнении длин отрезков учащиеся сначала используют такие приемы, как сравнение «на глаз», наложение, приложение, а затем для сравнения используют различные мерки. В разделе «Формирование вычислительных навыков» для того чтобы учащиеся глубоко осознали внутренние взаимосвязи, существующие между суммой и слагаемыми, предлагаются такие задания, при выполнении которых они учатся наблюдать, подмечать изменения, устанавливать их причину и делать соответствующие выводы. 1) Рассмотрим на примере знакомства с весами и единицами массы. Учитель кладет на одну чашу весов какой-либо предмет, а на другую - гирю в 5 кг. Стрелки весов находятся на одном уровне. Затем на одну чашу весов ставится гиря в 1 кг, а на другую - в 2 кг. Ученики наблюдают, что положение стрелок изменилось, и пытаются установить причину, Сама постановка задания - ответить на вопрос, почему изменилось положение стрелок, - требует от учеников установления цепочки умозаключений. Учащиеся начинают рассуждать. 2) Сравнение математических выражений. Учитель предлагает указать сходство и различие записанных выражений: 5+3, 8-3, 4+3 ,7-3, 6+3, 9-3. Ученики указывают: а) сходство, как знак действия, в 1-ой группе прибавляется число 3, а во 2-ой - вычитается число 3; б) различия, как знак действия и то, что число в первом случае увеличивается, а во втором уменьшается. Первое задание усложняется: 5+3 8-3, 4+3 7-3, 6+3 9-3. Чем похожи между собой данные пары примеров? При сравнении пар ученики могут выделить не только явные признаки сходства - знак арифметического действия, прибавить и вычесть 3, но и не явные - в каждом столбике вычитаем из того числа, которое является результатом первого примера. Подобные задания способствуют развитию математической наблюдательности учеников, умению видеть сходства и различия, выявлять определенные закономерности. Интересны задания и такого типа: 1)Сравни числа. Сумма чисел в первом столбике равна 30. Как быстрее можно найти сумму чисел во 2 столбике?
6 16 7 17 8 18 9 19 Учащиеся замечают, что во 2-ом столбике каждое из данных чисел на 10 больше соответствующего числа 1-го столбика. 2) Более сложное задание. 17 16 13 18 17 14 19 17 15 20 19 16 Сумма чисел в 1-ом столбике равна 74. Как быстрее найти сумму во 2-ом и 3-ем столбиках? Выполнять задание различными способами - один из приемов развития навыков самоконтроля. Поэтому учитель не только побуждает учащихся на поиски другого способа выполнения задания, но и разъясняет, что, выполняя задание другим способом, они тем самым проверяют полученный результат. 3) Какое число надо прибавить к 25, чтобы получилось круглое число? Дети предлагают много различных примеров: 25+5, 25+15, 25+25. Те, кто уловил закономерность, предлагают примеры в следующей последовательности: 25+35 и т.д. 4) Какое число получится, если сложить любых два круглых числа? Эти задания требуют от учащихся не только деятельности анализирующего наблюдения, но и обобщения. 5) Задания на группировку. 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 Сумма чисел первого столбика равна 830. Догадайся, как можно быстрее найти сумму в других столбиках. Какую закономерность вы наблюдаете? 6) Задания геометрического содержания. Разделите четырехугольник отрезком на части так, чтобы получились две геометрические фигуры. Какие это фигуры? Задания в таком виде дает возможность каждому ученику проявить свою индивидуальность, самостоятельность и творческую активность. Кроме того, сам процесс организации самостоятельной работы упростится, так как учитель предлагает единое задание всему классу. В силу индивидуальных особенностей одни ученики могут ограничиться одним способом, другие - двумя, а третьи рассмотрят все возможные случаи. Таким образом, программа развивающего обучения Л.В.Занкова дает возможность организовать работу на уроке так, чтобы доля самостоятельности ученика в процессе познания была как можно большей. И от того, какие методы выбирает учитель для данного урока, в какой последовательности их выстраивает, существенно зависит достижение целей урока, а также степень активности и самостоятельности, учащихся в процессе познания. Программа курса «Математика» В.Н.Рудницкой Цель программы - создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребенка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям, воспитания культуры мышления, обеспечения необходимой математической подготовки к дальнейшему изучению математики. Реализация в обучении цели интеллектуального развития связана с организацией работы по ознакомлению учащихся с важнейшим законом элементарной логики, с примерами рассуждений, построением умозаключений. В.Н.Рудницкая считает, что, обучая математике, важно постоянно видеть цель - формирование самостоятельности мышления учащихся - основы развития их творческих способностей (самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, постановка новой проблемы в известной ситуации, обнаружение новой функции того или иного математического объекта, самостоятельное комбинирование из известных способов или приемов деятельности нового способа, видение структуры данного объекта, построение хода решения математической задачи, нахождение собственного оригинального способа выполнения действия). Включенные в программу системы определенных творческих знаний (определений, аксиом, логических связок и кванторов) и соответствующих способов действий (выполнение классификации, сравнения, обобщения и т.д.), а также использование специальных методик (рассуждение по аналогии, способы доказательства - приведение хотя бы одного опровергающего примера, высказывание предположений и их проверка, обоснование приемов вычислений с использованием свойств действий) помогут успешно формировать культуру математического мышления. Реализация в курсе идеи о разностороннем математическом развитии младших школьников сделала возможным введение в начальную школу новой содержательной линии логико-математических понятий, создающей основу для интеграции математики с родным языком, усилить новыми вопросами и объединить многочисленные разрозненные математические сведения, относящиеся к алгебре, геометрии и др. разделам математики в несколько цельных содержательных линий: величины и их измерения, элементы арифметики, элементы алгебры и геометрии. Например, введению понятия «уравнение» предшествует большая подготовительная и интересная работа учащихся. Вначале (2 класс) вводится и осваивается учащимися понятие переменной (переменная - это знак или буква, вместо которой можно подставить любые объекты: имена, фамилии, названия предметов). В дальнейшем на той же методической основе второклассники знакомятся с понятием «выражение, содержащее переменную». В 3 классе вводится понятие о высказывании; рассматриваются различные примеры верных и неверных высказываний как математических, так и нематематических. Числовые равенства и неравенства представляют примеры математических высказываний. Предложенная методика предоставляет учителю широкие возможности для развития мышления учащихся, овладения ими математической речью, а сама работа - довольно содержательна и интересна для каждого ребенка. Дидактические тексты рубрики учебника «Новый материал» доступны учащимся, имеют четко прослеживающуюся логику, что помогает обучению учащихся чтению учебника. В большинстве текстов сформулированы проблемные вопросы, отвечая на которые дети самостоятельно или с небольшой помощью учителя открывают для себя новые знания. Важным принципом конструирования курса математики является реализация в нем уровневой дифференциации обучения. В программу включен материал, который обеспечивает получение каждым учеником той математической подготовки, которая очерчена кругом минимальных требований к учебнику. В программе уровень этих требований дан в рубрике «Ученик должен». Новый курс математики сориентирован на интеллектуальное развитие школьников. Он рассчитан и на тех детей, которые имеют более высокий потенциал математических способностей и возможностей. Поэтому в этот курс, помимо стандартного содержания, включен такой учебный материал, который никогда раньше не изучался. Примеры: осевая симметрия, координатный угол, графики и диаграммы, параллельность и перпендикулярность прямых, составные высказывания. Включение этих вопросов в курс математики существенно повышает уровень преподавания, обогащает математический опыт учащихся, расширяет применение получаемых знаний на практике. С целью развития интереса к предмету, расширения кругозора учащихся в учебниках даны доступные им сведения из истории математики. Они содержатся в рубрике «Путешествие в прошлое». Материал этой рубрики представляет краеведческие тексты, читая и анализируя которые дети знакомятся с историческими событиями и явлениями в области математики, с некоторыми крупными учеными-математиками. Во многих рубриках даны не только исторические сведения, но и задачи, головоломки, занимательные упражнения. В учебники и рабочие тетради включены задания и упражнения занимательного характера, нестандартные задачи, требующие от ученика проявления сообразительности. Эти задания, равно как и задачи повышенной трудности по своему программному материалу, в учебниках и тетрадях выделены специальными знаками и цветом. Система упражнений по любой теме программы построена так, что учитель может осуществлять обучение каждого ребенка на уровне, соответствующем его возможностям. Итак, курс математики построен с приоритетным использованием дедуктивных подходов к раскрытию конкретного содержания обучения, что в конечном итоге определило его структуру, последовательность изложения материала в рамках каждого класса, оптимально распределить программный материал.

Программа развивающего обучения Н.Б.Истоминой Направленность процесса обучения математики в начальных классах на формирование основных мыслительных операций позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, оказывая тем самым положительное влияние на развитие памяти (двигательной, образной, вербальной, эмоциональной, смысловой), внимания, эмоций и речи ребенка. Методическая концепция данного курса - формирование у младших школьников приемов умственной деятельности, исходя из опыта ребенка. В программе заложены проблемные методы обучения - частично-поисковые. В учебнике на различных этапах обучения предлагаются диалоги Маши и Миши (ставится проблема или задание, связанное с новым, и дается текст: кто прав?), которые формируют у учащихся умения анализировать предложенную информацию, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Учебники по этой программе являются развивающими: каждое упражнение выполняет развивающую и обучающую функцию. Каждое задание способствует одной или нескольким умственным операциям, формированию навыков, самоконтроля и другим мыслительным операциям. В учебниках реализуются идеи: 1) идеи соответствия - установление соответствия между предметами по отдельным признакам; 2) идеи изменения - что изменилось, что нет; 3) идеи правила и зависимости - упражнения на поиск закономерностей. В процессе обучения активно используется калькулятор, который выполняет различные функции - познавательную, развивающую, контролирующую. Использование калькулятора оказывает влияние на продуктивное запоминание. Это обусловлено положительными эмоциями, необычностью способа выполнения заданий, содержащих игровой элемент, разнообразием выполнения заданий. В построении уроков создаются условия для активного включения учащихся в познавательную деятельность: вариативность учебных заданий и вопросов; продуктивная мыслительная деятельность учащихся, которая обеспечивается различными методическими приемами, сочетанием различных средств и форм обучения; активное высказывание детьми самостоятельных суждений и способов их обоснований. Построение содержания данного курса позволяет осуществлять повторение ранее изученных вопросов на более высоком уровне, сопоставляя и соотнося их в самых различных отношениях и аспектах, обобщая и дифференцируя, устанавливая причинно-следственные связи. В основе формирования понятий и общих способов действий лежит установление соответствия между предметными - вербальными - схематическими и символическими моделями. Данный подход позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, его жизненный опыт, предметно-действенное и наглядно-образное мышление и постепенно вводит его в мир математических знаний, способствуя тем самым развитию как эмпирического, так и теоретического мышления. Процесс выполнения учебных заданий носит продуктивный характер, который определяется соблюдением баланса между логикой и интуицией, словом и наглядным образом, осознанным и подсознательным, между догадкой и рассуждением. Работая по формированию приемов умственной деятельности, предлагаются задания на выделение различных свойств предметов. В результате дети осознают, что любой предмет можно рассматривать с различных точек зрения, ориентируясь на одни свойства и абстрагируясь от других. В этой же теме начинается работа по формированию представлений об изменении, соответствии, правиле и зависимости. Включение подобных заданий в уроки способствует созданию комфортных условий для активной работы на уроке каждого ребенка в соответствии с его способностями, опытом и уровнем развития речи. В качестве математической основы разъяснения смысла сложения выступает теоретико-множественная трактовка суммы. Она легко переводится на язык предметных действий, что позволяет при формировании представлений о смысле сложения опираться на опыт детей, активно используя счет и операции присчитывания и отсчитывания. В основе составления учебных заданий лежат идеи изменения, соответствия, правила и зависимости. С точки зрения перспективы математического образования вышеуказанные идеи выступают как содержательные компоненты обучения, о которых у младших школьников формируются определенные представления. Они являются основой для дальнейшего изучения математических понятий и для осознания закономерностей окружающего мира в их различных интерпретациях. При выполнении геометрических заданий активно используются приемы умственной деятельности; установление соответствия между предметной геометрической моделью и её изображением, что способствует развитию пространственного мышления ребенка. Например, для развития пространственного мышления в 1и во 2 классах даются задания с моделью куба и его изображением. В 3 классе формируется умение строить фигуры, симметричные относительно данной прямой, с помощью линейки, циркуля и угольника. Также даются задания на установление соответствия между моделью куба, его изображением и разверткой. В предлагаемой системе развивающего обучения математике приоритет на всех этапах усвоения математического содержания (кроме контроля) отдается обучающим заданиям. Обучающие задания могут выполняться как фронтально, так и в процессе самостоятельной работы. Для этой работы могут быть использованы различные методические приемы: организация целенаправленного наблюдения, анализ математических объектов с различных точек зрения; установление соответствия между предметной - вербальной - графической и символьной моделями; предложение заведомо неверного способа выполнения задания - «ловушки»; сравнения задания с другим; обсуждение различных способов выполнения задания и др. Обучающие задания могут предлагаться и для самостоятельной работы. Учитель только наблюдает, затем выписывает на доске различные варианты ответов. Эти ответы обсуждаются. В результате делается вывод о правильном способе действий.

Контролирующие задания (репродуктивные, частично-поисковые, творческие) используются только для выявления результатов работы с обучающими заданиями на этапе контроля и позволяют сделать вывод об уровне усвоения материала.

Таким образом, в построении уроков математики по программе развивающего обучения Н.Б.Истоминой создаются условия для активного включения всех учащихся в познавательную деятельность.

Программа развивающего обучения Л.Г.Петерсон Программа ставит своей целью создание интересной, содержательной и значимой с позиций общих представлений об окружающем мире системы математических понятий. Поэтому одна из основных задач курса - обучение школьников построению, исследованию и применению математических моделей окружающего их мира. При этом внимание уделяется всем трем этапам формирования и изучения таких моделей. Ими являются: - этап математизации действительности, т.е. построения математической модели некоторого фрагмента действительности; - этап изучения математической модели, т.е. построения математической теории, описывающей свойства построенной модели; - этап приложения полученных результатов к реальному миру. Начальный этап обучению математике имеет две основные цели: внутреннюю, дидактическую - подготовку к продолжению образования, и внешнюю, прагматическую - формирование качеств мышления и личности, развитие творческих способностей детей. Особенности курса: 1) ориентация на развитие духовного потенциала личности ребенка, его творческих способностей и интереса к предмету; 2) связь с практикой, реальными проблемами окружающего мира; 3) реализация преемственности между начальной и средней школой; 4) формирование стиля мышления, необходимого для успешного использования ЭВМ. Обучение осуществляется деятельностным методом, когда дети не получают знания в готовом виде, а «открывают» их в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Дети строят «свою» математику, поэтому математические знания приобретают для них личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути. Структура деятельностного метода в сопоставлении с традиционным объяснительно-иллюстрационным методом можно представить так:

  1. Объяснительно-иллюстрационный метод
Сообщение темы и Цели урока Актуализация знаний Объяснение нового материала Закрепление Контроль


  1. Деятельностный метод

Постановка учебной

задачи

«Открытие» детьми

нового

Первичное закрепление

(с комментированием)

Самостоятельная работа

с проверкой в классе

Решение тренировочных упражнений

Контроль

Решение задач на повторение

1. Постановка учебной задачи. В список задач, актуализирующих знания детей, включается проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы. 2. «Открытие» детьми нового. Учитель предлагаем систему вопросов и заданий, подводящих учащихся к самостоятельному «открытию» нового свойства или отношения. В результате обсуждения он подводит итог, знакомя с обще принятой терминологией и показывая образец комментированного решения задач и примеров нового типа. 3. Первичное закрепление. Выполняются тренировочные упражнения с обязательным комментированием вслух изученных алгоритмов. 4. Самостоятельная работа с проверкой в классе. Учащиеся самостоятельно выполняют задания, проверяют их в классе и исправляют допущенные ошибки. Здесь важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха («я могу», «у меня получается»). 5. Решение задач на повторение. Предлагаются задачи на повторение, доводящие до уровня автоматизированного навыка уметь решать задачи и примеры основных видов. Регулярно включаются нестандартные, логические и занимательные задачи. Особенностью использования деятельностного метода является необходимость предварительной подготовки детей в плане развития у них мышления, речи, творческих способностей и мотивов деятельности. Специальная работа в этом направлении предусмотрены в течение всех лет обучения детей в начальной школе, но особенно на начальных этапах обучения - в первом полугодии 1 класса. С этим связано более медленное введение чисел первого десятка. Но уже к концу 1 класса за счет использования деятельностного метода дети компенсируют это отставание. Помимо уроков изучения нового, в курсе предусмотрены и уроки закрепления, и уроки контроля. Наиболее удачной, с точки зрения поставленных целей, формой уроков закрепления знаний является групповая форма, так как она учит детей общению, формирует у них активную позицию самостоятельность в принятии решений. Важно и то, что предложенная система заданий является истоком всех содержательно методических линий курса математики в парадигме непрерывного математического развития учащихся и реализации преемственности. Так, развитие линии текстовых задач, числовой, алгебраической и функциональной линий начинается с заданий на поиск закономерностей, установление взаимосвязей между частью и целым, выражения их в буквенном виде; в основе формирования геометрических представлений лежит выявление предметов, имеющих общую форму и т.д. Одновременно предусмотрена специальная работа по развитию внимания, памяти, речи, мыслительных операций. Например, задания в учебнике на первых порах представлены в форме, которая позволяет детям, проанализировав рисунок, самим догадаться, что в этих заданиях надо сделать. Вопросы типа «Что здесь интересного?», «Что вы заметили?» ориентируют их на анализ ситуации, выявление общих закономерностей, формируют умение выражать наблюдаемые закономерности в речи, способность рассуждать по аналогии. С самых первых уроков детям предлагаются задания, допускающие различные варианты решения, что способствует развитию у них вариативного мышления. Например, в группе предметов «помидор, яблоко, пирожок, пароход, пастила» можно выделить лишний предмет «пароход», если рассмотреть признак «съедобный». В этой же группе лишним может быть «яблоко», если определяющим признаком выбрать начальную букву - «п». Задания выполняются, как правило, с широким использованием предметной наглядности, игровых приемов, включением двигательной активности детей («Геометрическое лото», «Ритмический счет», «четвертый лишний»), что обеспечивает смену видов деятельности, формированию у детей коммуникативных умений и личностных качеств. Характер заданий позволяет провести некоторые уроки в форме уроков-экскурсий. Обучение детей ведется в «зоне ближайшего развития ребенка». Ребенок с самых первых уроков оказывается в ситуации, требующей от него интеллектуальных усилий и продуктивных действий. Вместе с тем высокий уровень подачи материала должен сочетаться с созданием в классе атмосферы доверия, доброжелательности, увлеченности, позволяющей по-настоящему раскрыться и поверить в свои силы каждому ученику.





Рис.2. «Сравнительная таблица использования активных методов обучения» Авторы программ Проблемный (частично-поисковый) метод Деятельностный метод Игровая деятельность Дискуссия Л.В.Занков

+

+

+

+ Н.В.Рудницкая

+

+

+

+ Н.Б.Истомина

+

+

+

+ Л.Г.Петерсон

+

+

+

+ Традиционная программа

+


_

+

_
Проанализировав программы развивающего обучения Л.В.Занкова, Н.В.Рудницкой, Н.Б.Истоминой, Л.Г.Петерсон можно сделать вывод, что они направлены на всестороннее развитие ребенка через развитие его познавательного интереса и через использование на уроках активных методов обучения.




© 2010-2022