Конспект урока по литературному чтению на тему Ю. Ермолаев Два пирожных (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель: Шихалеева Наталья Аркадьевна.

Класс: 2.

Программа: «Школа России».

Предмет: Литературное чтение.

Тема урока: Ю.Ермолаев « Два пирожных».

Цели урока:

1) Познакомить с творчеством Ю.И.Ермолаева;

2) Познакомить с континентами Земли - Африкой.

Задачи урока:

1) Продолжить работу над совершенствованием навыка чтения, над выработкой хорошей дикцией;

2) Формировать умения, логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи;

3) Способствовать расширению кругозора, памяти, мышления.

4) Воспитывать положительные качества личности: трудолюбие, взаимопомощь в семье, в классе; доброжелательные отношения к окружающим.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование:

Портрет писателя, его книги, учебник. Исследовательские работы: «Тропические деревья», «Африка», «Попугаи». Карточки с заданиями, толковый словарь, рисунок домика, карта полушарий.

ТСО: Компьютер, диск с презентацией, экран, проектор.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний. Постановка цели урока.

  3. Изучение нового материала:

  1. Подготовительная работа

а) Речевая разминка.

б) Техника чтения.

  1. Знакомство с рассказом Ю.И. Ермолаева:

а) Рассказ о творчестве Ю.Ермолаева.

б) Первичное знакомство с текстом.

в) Словарная работа.

г) Проверка первичного восприятия текста.

д) Чтение и анализ произведения.

е) Исследовательские работы учащихся (Заранее выполненные дома). Темы работ: «Африка», «Тропические деревья», «Попугаи».

ж) Физкультминутка.

  1. Закрепление:

а) Подготовка к выразительному чтению по ролям.

б) Распределение ролей и выразительное чтение по ролям (читаем по ролям).

в) Работа по учебнику.

г) Игра «Перевёртыш».

д) Чтение правил поведения в семье.

е) Творческая работа. (Написать пожелание своей семье).

  1. Обобщение.

  2. Домашнее задание.

  3. Выставление оценок.

  4. Рефлексия.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Ребята, готовы вы к уроку?

На вас надеюсь я, друзья!

Вы хороший дружный класс,

Всё получится у нас!


2. Актуализация знаний. Постановка цели урока.

- Работа на карточках.

Составьте из слов предложения - пословицы. Выберите 1 вариант - о дружбе; 2 вариант - о матери.

Задание:

  1. Когда, свет, не мил, и, нет, друга.

  2. Весне, рада, а, мать, птица, родным, деткам.

  3. Забывай, помни, зло, а, дружбу.

  4. Греет, матери, лучше, солнышка, сердце.

Проверка выполненной работы.

- Как вы думаете, какое отношение имеют эти группы пословиц к рассказу « Два пирожных».

- Прочитав рассказ, мы и ответим на вопрос.


3. Изучение нового материала.


I. Подготовительная работа

а) Прочитайте скороговорку 3 раза ( Медленно, быстрее, очень быстро, но без ошибок и четко проговаривая, все звуки).

Наши руки были в мыле,

Мы посуду сами мыли,

Мы посуду мыли сами,

Помогали нашей маме.

- Прочитайте скороговорку радостно, грустно.

б) Техника чтения.

- Прочитай слова по слогам, затем плавно, целыми словами.

пу-те-ше-стви-е - путешествие

пу-те-шест-ву-ю - путешествую

крен-дель-ки - крендельки

рас-сме-я-лась - рассмеялись

по- хва-ста- лась - похвасталась


II. Знакомство с рассказом Ю. Ермолаева.

- Прочитайте, название произведения.

- Кто написал этот рассказ?

- Читали ли мы его произведения?

а) Рассказ о творчестве Ю.Ермолаева.

Ермолаев Юрий Иванович (1921-1998г.г.), русский писатель. Окончил театральное училище им. Щепкина в г.Москве в 1943 г. Но прославился Ермолаев Юрий Иванович не как драматический актёр, а как детский писатель. Первая книга его рассказов увидела свет в 1960 году. Она называлась «Почему рассердились бумажные полоски». С тех пор книги

Ермолаева Юрия Ивановича выходили довольно регулярно. Писателя полюбили дети за его чувство юмора, умение по - доброму посмеяться над своим героем. Ермолаев Юрий Иванович писал не только рассказы. Он является автором нескольких популярных повестей, среди которых и «106 пропавших часов», и «Дом отважных трусишек», и «Нежданно - негаданно» и др. Писал Ермолаев Юрий Иванович сказки. Одна из них называется «О двух юнцах - храбрецах и чудо - докторе». Некоторые свои произведения он назвал « Грустными шутками», забавность которых таит в себе много важного и поучительного. (Презентация к уроку с применением ИКТ, см. Приложение 1).

б) Первичное знакомство с текстом

- Чтение рассказа учителем. Учебник с.85.

Учебники у детей открыты. По ходу чтения производится словарная работа.

в) Словарная работа. (Презентация к уроку с применением ИКТ, см. Приложение 1).

Африка - материк или континент, огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой.

Долина реки Конго - удлинённая впадина реки Конго.

Река Конго- название реки.

Попугай - птица тропических стран с ярким оперением.

Пальмы деревья южных стран, обычно с прямым ветвистым стволом и с очень крупными вечно - зелёными перистыми и веерообразными листьями.

Тропические лианы - древесное, кустарниковое или травянистое вьющееся, лазящее цепкое растение, растущее в жарких странах.

Крендельки - витое хлебное изделие, напоминающее по форме восьмёрку.

- Что объяснить смысл этих слов, куда я и вы сможем обратиться? Как вы поступите?

(Можно спросить у взрослых, поискать сведения в библиотеке, в Интернете.)

- Какие книги вы будете искать? (Энциклопедии)

Энциклопедия - научное справочное издание по всем или отдельным отраслям знаний в форме словаря.

г) Проверка первичного восприятия текста.

- Понравились ли вам дети, о которых говорится в рассказе?

- Почему Оля съела два пирожных?

д) Чтение и анализ произведения.

- Чтение «по цепочке». Напомню, что первый читающий начинает с автора и названия произведения.

- Анализ произведения.

- О чём попросила мама дочек?

- Чем занималась старшая сестра Наташа?

- Что делала Оля?

- Хотелось ли им мыть посуду?

- Кто из сестёр пошёл помогать маме?

- Что заметила Наташа у Оли?

- Чем были вымазаны губы?

- Как вы считаете, правильно ли поступила мама и Оля?

- Можно ли сказать, что они поступили справедливо?

-Определите главную мысль рассказа.

-Как вы думаете, зачем автор рассказал эту историю?

е) Исследовательские работы учащихся (Заранее выполненные дома).

Темы работ: «Африка», «Тропические деревья», «Попугаи».

ж) Физкультминутка.

А мы отправимся отдыхать.

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре.

Вот так славно осветились.

Делать так руками нужно:

Вместе - раз, это брасс.

Одной, другой - это кроль.

Все как один, плывём как дельфин.

Вышли на берег крутой.

И отправились домой.


4. Закрепление изученного.

а) Подготовка к выразительному чтению по ролям.

- Определите, сколько действующих лиц в этом рассказе?

- Назовите действующих лиц.

- Возле слов Оли поставьте карандашом «О», Наташи - «Н», мамы - «М».

- А кто должен прочитать остальные слова? (Автор).

- Какие чувства вы хотели бы выразить, читая роль мамы? А Оли? А Наташи?

б) Распределение ролей и выразительное чтение по ролям.

в) Работа по учебнику.

- Рассмотри иллюстрацию в учебнике с.86. Обратите внимание на выражения лиц героев.

- Какое выражение лица у Наташи?

- А у Оли?

- К какому эпизоду относится рисунок?

- Прочитай.

г) Игра «Перевёртыш».

- чтение текста справа налево.

«удусоп ьтымыв, икчод, енм, ак - етигомоП-

: алазакс и утанмок в алшов амаМ»

- Как вы должны ответить маме?

д) Чтение правил поведения в семье.

Каждый из нас живёт в семье, нужно вежливо деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга. В вашем доме должна царить любовь, согласие, доброта, уважение, тепло.

- Надо относиться друг к другу с уважением;

- Не кричать друг на друга;

- Называть друг друга по имени;

- Не давать братьям и сестрам обидные клички;

- Во время разговора нельзя перебивать друг друга;

- Нельзя вступать в разговоры старших, если вас не пригласили к разговору;

- Младших сестёр и братьев нельзя обижать.

е) Творческая работа. Написать пожелание своей семье.


5.Обобщение.

- Как называется рассказ, который мы сегодня прочитали?

- Передайте своё отношение к девочкам. Кто вам больше понравился? Почему?

- Можно ли придумать другое название, которое выражало бы главную мысль рассказа?

- Как вы считаете, почему этот рассказ помещен в раздел « Я и мои друзья»?


6. Домашнее задание.

Стр.85-86, читать, кратко рассказать.

Самым любознательным: Найти по карте и записать в тетрадь 5 рек, которые протекают в Африке; 5 государств Африки.


7. Выставление оценок.


8. Рефлексия.

- Понравился ли урок?



© 2010-2022