Рабочая программа по предмету Чтение

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Статус документа Адаптированная- рабочая программа по предмету чтение в 1 классе разработана для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения «Нижнекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 18 VIII вида». Данная рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов: 1. Типового базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Российской Федерации (приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002г. №29/2331-6 от 18.09.2002г., приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002г. № 29/2065-п. 2. Учебного плана ГБС (К) ОУ « Нижнекамская школа № 18 VIII вида» 3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, сборник 1, допущено Министерством образования РФ, 2001 года под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, М.: Владос,2001. В соответствии с учебным планом, на изучение чтения в рамках курса 1 класса отводится 2 часа в неделю, что составляет 66 учебных часа в год. Планирование учебного материала дается по учебнику под редакцией В.В.Воронкова, И.В.Коломыткина.

Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, включающую в себя основное содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки обучающихся; перечень учебно-методического обеспечения и список литературы; календарно - тематическое планирование. Целью изучения курса чтение в 1 классе является выработка умений читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное. Исходя из целей специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида, чтение решает следующие задачи:

  • различать звуки на слух и в произношении;
  • анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
  • плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;
  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;
  • слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;
  • отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;
  • писать строчные и прописные буквы;
  • списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

При изучении чтения в 1 классе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида используются следующие педагогические технологии:

1.технология разноуровневого обучения

2.коррекционно - развивающие технологии

3.технология проблемного обучения (элементы)

4.метод проектов (элементы)

5.игровые технологии

6.информационно-коммуникационные технологии (элементы)

7.нравственная технология

8.здоровьесберегающие технологии Основные направления коррекционной работы: - развитие зрительного восприятия и узнавания; - развитие пространственных представлений и ориентации; - развитие основных мыслительных операций; - развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления; - коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы; - обогащение словаря; - коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Содержание курса Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002г №29/2065-п на изучение предмета чтение отводится в 1 классе - 2 часа в неделю. Чтение обладает колоссальным воспитательным потенциалом: воспитывается интеллектуальная честность, критичность мышления, способность к размышлениям и творчеству. Обучение чтению в коррекционной школе VIII вида носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами. В рабочей программе предусмотрена дифференциация учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости, знаниям и умениям. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по чтению, который доступен большинству школьников. Основные метапредметные связи осуществляются на уроках чтения с уроками (от 3 до5) Изобразительного искусства («Мои учебные принадлежности», «Новогодние игрушки») Русского языка («Буква и звук «а», «Буква и звук «о») Математике («Больше- меньше», «Длиннее- короче») Основные требования к знаниям и умениям учащихся учащиеся должны знать:

-различать звуки на слух и в произношении;

-анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;

-плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;

-отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;

-слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;

-отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;

-писать строчные и прописные буквы;

-списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения. учащиеся должны уметь: наизусть 3 - 4 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя;

-наизусть 1 - 2 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя (допускается проговаривание учителем начала слова, слова). Основные требования к умениям учащихся 1-й уровень:

-различать звуки на слух и в произношении;

-анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;

-плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;

-отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;

-слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;

-отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;

-писать строчные и прописные буквы;

-списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения. 2-й уровень

-различать звуки на слух и в произношении (повтор после произнесения учителем);

-анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки (под руководством учителя);

-соотносить букву со звуком, сливать буквы в слоги;

-плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты (повтор после произнесения учителем);

-отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту (с использованием опорных слов);

-слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;

-отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту (с использованием опорных слов);

-писать строчные и прописные буквы (под руководством учителя, использование карточки с изученными буквами);

-списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения (использование карточки с изученными буквами, карточки с индивидуальным заданием).

Формы и средства контроля С целью проверки умений и знаний учащихся, качества подготовки учащихся по предмету проводят следующие формы контроля:

- обобщающая беседа по изученному материалу (О/В);

- индивидуальный устный опрос (ИУО);

- фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода (Ф/Р).

Перечень материально-технического обеспечения: Методические пособия

  1. В.Г.Горецкий, Л.И.Тикунова «Контрольные работы в начальной школе 1-4 классы»., методическое пособие, М. изд. дом «Дрофа» 2-е издание., 2007г
  2. М.И.Байкова, Е.С.Гостимская «Поурочные разработки по чтению» М.: «ВАКО» 2004г
  3. М.Н.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова «Читаем сами, обсуждаем вместе» кн.1, изд.дом «Дрофа».
  4. Речь. Речь. Речь. Книга для чителя, Т.А.Ладыженская.- Москва, Педагогика, 2000
  5. Развитие речи для дошкольников на логопедических занятиях: Книга для логопеда.- М.: Просвещение, 2001
Дидактические пособия Плакаты (алфавит, прописные буквы) Наглядные пособия (опорные папки, образцы написания элементов букв, образцы написания букв) Средства обучения: Список литературы
  1. «Букварь» В.В.Воронкова, И.В.Коломыткина, Москва, Просвещение, 2011

  2. Развитие речи для дошкольников на логопедических занятиях: Книга для логопеда.- М.: Просвещение, 2001
  3. Любимые стихи. Е.А.Благина.- М.: АСТ- ПРЕСС, 1997

Электронные ресурсы Ноутбук Телевизор Видеомагнитофон

Календарно - тематическое планирование по чтению класс 1

(2 часа в неделю, 66 часов в год)

Тема

Тип урока

Вид контроля

Коррекционная задача

Ожидаемые результаты

Дата проведения


знать

уметь

1 четверть

I раздел- Предложение, слово, слог

1/1

День знаний. Беседа на тему: «Школа, класс, учитель, ученики»

Урок сообщения новых знаний

ИУО


Развивать вербальную память на основе работы над значением слов

Знать: школа, класс, правила поведения в школе

Уметь вести себя в классе, школе




2\2

Семья. Понятие «слово». Режим дня школьника

Урок сообщения новых знаний

ИУО

Коррекция фонетической стороны речи на основе выделения звуков в словах.

Знать: режим дня школьника.

Уметь придерживаться режимных моментов




3\3

Понятие «предложение», «слово», «слог»

Комбинированный

ИУО

Развивать вербальную память на основе работы над значением слов

Знать: речь состоит из предложений.

Уметь строить предложения




4\4

Сад. Огород. Деление слов на слоги


Урок сообщения новых знаний

Ф/Р

Коррекция фонетической стороны речи на основе выделения звуков в словах.

Знать слова и слоги.

Уметь делить слова на слоги




II раздел- Звуки и буквы

5\5

Понятие «звук». Выделение звука «а»

Урок сообщения новых знаний

ИУО

Коррекция фонетической стороны речи на основе выделения звуков в словах.

Знать: делить слова делятся на слоги

Уметь делить слова на слоги, выделять звуки




6\6



Выделение звука «у»


Комбинированный

ИУО

Корригировать произвольное внимание при выполнении упражнений на соотнесение

Знать: делить слова делятся на слоги

Уметь делить слова на слоги, выделять звуки




7\7

Выделение звука «м»


Комбинированный

ИУО

Коррекция фонетической стороны речи на основе выделения звуков в словах.

Знать: делить слова делятся на слоги

Уметь делить слова на слоги, выделять звуки




8\8

Выделение звука. Сказка «Репка»


Практический урок

О/Б

Развитие фонематического слуха, модуляции голоса, коррекция по выработке правильной артикуляции звука.

Знать ответы на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям текста

Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям текста




9\9

Сказка «колобок». Выделение звуков «а», «у». звук и буква «А»

Комбинированный

ИУО

Коррекция фонетической стороны речи на основе выделения звуков в словах.

Знать звуки и буквы

Уметь озвучивать буквы




10\10

Звук и буква «у», слова ау, уа


Комбинированный

ИУО

Коррекция фонетической стороны речи на основе выделения звуков в словах

Знать звуки и буквы

Уметь читать слитно два звука





11\11

Звук и буква «м». составление им чтение слов со звуками «м», «а», «у»

Комбинированный

ИУО

Коррекция фонетической стороны речи на основе выделения звуков в словах

Знать слоги

Уметь самостоятельно составлять слоги из разрезной азбуки




12\12

Слоги ма, му, ам, ум


Урок закрепления

ИУО

Развитие фонематического слуха, модуляции голоса, коррекция по выработке правильной артикуляции звука

Знать прямые и обратные слоги

Уметь читать прямые и обратные слоги




13\13

Звук и буква «о»


Комбинированный

Ф/Р

Коррекция фонетической стороны речи на основе выделения звуков в словах

Знать звук и букву о

Уметь озвучивать букву о




III раздел - Слоги

14\14

Чтение слогов мо, ом


Урок закрепления

ИУО

Развитие фонематического слуха, модуляции голоса, коррекция по выработке правильной артикуляции звука.

Знать прямые и обратные слоги

Уметь читать прямые и обратные слоги




15\15

Звук и буква «с»


Комбинированный

ИУО

Коррекция фонетической стороны речи на основе выделения звуков в словах.

Знать деление слов на слоги

Уметь делить слова на слоги, выделять звуки




16\16

Звук и буква «х»


Комбинированный

ИУО

Развитие фонематического слуха, модуляции голоса, коррекция по выработке правильной артикуляции звука.

Знать звук и букву х

Уметь озвучивать букву х




17\17

Звук и буква «Ш»


Комбинированный

ИУО

Коррекция фонетической стороны речи на основе выделения звуков в словах.

Знать звук и букву ш

Уметь озвучивать букву ш




18\18

Слова со звуком и буквой «ш»


Комбинированный

Ф/Р

Развитие фонематического слуха, модуляции голоса, коррекция по выработке правильной артикуляции звука.

Знать звук и букву ш

Уметь озвучивать букву ш




II четверть

IV раздел - Слоги в слове

1\19

Звук и буква [с]


Комбинированный

ИУО

Коррекция фонетической стороны речи на основе выделения звуков в словах.

Знать звук и букву с

Уметь озвучивать букву с




2\20

Чтение слогов са, со, су, ас, ос, ус


Урок закрепления

ИУО

Корригировать зрительное и слуховое восприятие через узнавание, запоминание и воспроизведение слоговых структур.

Знать прямые и обратные слоги

Уметь читать прямые и обратные слоги




3\21

Звук и буква [х]


Комбинированный

ИУО

Корригировать произвольное внимание при выполнении упражнений на соотнесение

Знать звук и букву х

Уметь озвучивать букву х




4\22

Чтение слов сухо, уха, ухо.


Урок закрепления

ИУО

Коррекция фонетической стороны речи на основе выделения звуков в словах.

Знать прямые и обратные слоги

Уметь читать прямые и обратные слоги




5\23

Сопоставление артикуляций звуков [с], [м], [х] - согласных звуков. Выделение в слове.


Урок усвоения новых знаний

ИУО

Развитие фонематического слуха, модуляции голоса, коррекция по выработке правильной артикуляции звука.

Знать прямые и обратные слоги

Уметь читать прямые и обратные слоги




6\24

Сопоставление артикуляций звуков [с], [м], [х] - согласных звуков. Выделение в слове


Комбинированный

ИУО

Развитие фонематического слуха, модуляции голоса, коррекция по выработке правильной артикуляции звука.

Знать прямые и обратные слоги

Уметь читать прямые и обратные слоги




7\25

Звук и буква [ш]


Комбинированный

Ф/Р

Коррекция фонетической стороны речи на основе выделения звуков в словах.

Знать звук и букву ш

Уметь озвучивать букву ш




V раздел- Предложение

8\26

Предложение


Практический урок

ИУО

Корригировать зрительное и слуховое восприятие через узнавание, запоминание и воспроизведение слоговых структур.

Знать схему простого предложения

Уметь составлять простые предложения на основе демонстрируемого действия, изображенного на картинке




9\27

Звук и буква [л]


Комбинированный

ИУО

Корригировать произвольное внимание при выполнении упражнений на соотнесение

Знать звук и букву л

Уметь озвучивать букву л




10\28

Чтение простых предложений


Практический урок

ИУО

Корригировать зрительное и слуховое восприятие через узнавание, запоминание и воспроизведение слоговых структур.

Знать схему простого предложения

Уметь составлять простые предложения на основе демонстрируемого действия, изображенного на картинке




11\29

Чтение простых предложений


Урок закрепления знаний

ИУО

Корригировать зрительное и слуховое восприятие через узнавание, запоминание и воспроизведение слоговых структур.

Знать схему простого предложения

Уметь составлять простые предложения на основе демонстрируемого действия, изображенного на картинке




12\30

Звук и буква [ы]


Комбинированный

О/Б

Корригировать произвольное внимание при выполнении упражнений на соотнесение

Знать звук и букву ы

Уметь озвучивать букву ы




13\31

Составление и чтение слов из разрезной азбуки


Практический урок

ИУО

Корригировать зрительное и слуховое восприятие через узнавание, запоминание и воспроизведение слоговых структур.

Знать схему простого предложения

Уметь составлять простые предложения на основе демонстрируемого действия, изображенного на картинке




14\32

Звук и буква [н]


Комбинированный

Ф/Р

Корригировать произвольное внимание при выполнении упражнений на соотнесение

Знать звук и букву н

Уметь озвучивать букву н




III четверть

V раздел - Простые предложения

1\33

Звук и буква [р]


Урок сообщения новых знаний

ИУО

Коррекция фонетической стороны речи на основе выделения звуков в словах.

Знать звук и букву р

Уметь озвучивать букву р




2\34

Чтение слогов ра, ро, ру, ры,


Комбинированный

ИУО

Корригировать зрительное и слуховое восприятие через узнавание, запоминание и воспроизведение слоговых структур.

Знать прямые и обратные слоги

Уметь читать прямые и обратные слоги




3\35

Сопоставление артикуляций звуков [л], [р] - согласных звуков. Выделение в слове.


Комбинированный

ИУО

Развитие фонематического слуха, модуляции голоса, коррекция по выработке правильной артикуляции звука.

Знать прямые и обратные слоги

Уметь читать прямые и обратные слоги




4\36

Чтение простых предложений.


Урок закрепления знаний

О/Б

Корригировать зрительное и слуховое восприятие через узнавание, запоминание и воспроизведение слоговых структур.

Знать простое предложение.

Уметь составлять простое предложение




5\37

Звук и буква [к]


Урок сообщения новых знаний

ИУО

Коррекция фонетической стороны речи на основе выделения звуков в словах.

Знать звук и букву к

Уметь озвучивать букву к




6\38

Чтение слов мак, рак, лук, сок, сук.


Комбинированный

ИУО

Корригировать зрительное и слуховое восприятие через узнавание, запоминание и воспроизведение слоговых структур.

Знать схему простого предложения

Уметь составлять простые предложения на основе демонстрируемого действия, изображенного на картинке




7\39

Чтение простых предложений.


Урок закрепления знаний

ИУО

Корригировать зрительное и слуховое восприятие через узнавание, запоминание и воспроизведение слоговых структур.

Знать схему простого предложения

Уметь составлять простые предложения на основе демонстрируемого действия, изображенного на картинке




8\40

Звук и буква [п]


Урок сообщения новых знаний

ИУО

Коррекция фонетической стороны речи на основе выделения звуков в словах.

Знать звук и букву п

Уметь озвучивать букву п




9\41

Чтение слогов па, по, пу, пы


Комбинированный

ИУО

Корригировать зрительное и слуховое восприятие через узнавание, запоминание и воспроизведение слоговых структур.

Знать прямые и обратные слоги

Уметь читать прямые и обратные слоги




10\42

Чтение простых предложений


Урок закрепления знаний

ИУО

Корригировать зрительное и слуховое восприятие через узнавание, запоминание и воспроизведение слоговых структур.

Знать схему простого предложения

Уметь составлять простые предложения на основе демонстрируемого действия, изображенного на картинке




11\43

Звук и буква [т]


Урок сообщения новых знаний

ИУО

Коррекция фонетической стороны речи на основе выделения звуков в словах.

Знать звук и букву т

Уметь озвучивать букву т




12\44

Чтение слогов та, то, ту


Комбинированный

О/Б

Корригировать зрительное и слуховое восприятие через узнавание, запоминание и воспроизведение слоговых структур.

Знать прямые и обратные слоги

Уметь читать прямые и обратные слоги




13\45

Чтение простых предложений.


Урок закрепления знаний

ИУО

Корригировать зрительное и слуховое восприятие через узнавание, запоминание и воспроизведение слоговых структур.

Знать схему простого предложения

Уметь составлять простые предложения на основе демонстрируемого действия, изображенного на картинке




14\46

Звук и буква [и]


Комбинированный

ИУО

Коррекция фонетической стороны речи на основе выделения звуков в словах.

Знать звук и букву и

Уметь озвучивать букву и




15\47

Звук и буква [з]


Комбинированный

ИУО

Коррекция фонетической стороны речи на основе выделения звуков в словах.

Знать звук и букву з

Уметь озвучивать букву з




16\48

Чтение простых предложений.


Урок закрепления знаний

ИУО

Корригировать зрительное и слуховое восприятие через узнавание, запоминание и воспроизведение слоговых структур.

Знать схему простого предложения

Уметь составлять простые предложения на основе демонстрируемого действия, изображенного на картинке




17\49

Звук и буква [в]


Комбинированный

ИУО

Коррекция фонетической стороны речи на основе выделения звуков в словах.

Знать звук и букву в

Уметь озвучивать букву в




18\50

Чтение слогов, слов ва, во, ву, ви, вы.


Урок закрепления знаний

Ф/Р

Корригировать зрительное и слуховое восприятие через узнавание, запоминание и воспроизведение слоговых структур.

Знать прямые и обратные слоги

Уметь читать прямые и обратные слоги




IV четверть

VI раздел - Звуки и буквы

1\51

Звук и буква [ж]


Урок сообщения новых знаний

ИУО

Формировать правильной артикуляционный уклад звука [ж]; развивать фонематический слух и восприятие.

Знать звук и букву ж

Уметь озвучивать букву ж




2\52

Звук и буква [б]


Урок сообщения новых знаний

ИУО

Развитие фонематического слуха, модуляции голоса, коррекция по выработке правильной артикуляции звука.

Знать звук и букву б

Уметь озвучивать букву б




3\53

Звук и буква [г]


Урок сообщения новых знаний

ИУО

Корригировать зрительное и слуховое восприятие через узнавание, запоминание и воспроизведение слоговых структур.

Знать звук и букву г

Уметь озвучивать букву г




4\54

Звук и буква [д]


Урок сообщения новых знаний

ИУО

Развивать фонематический слух и восприятие, внимание, память.

Знать звук и букву д

Уметь озвучивать букву д




5\55

Звук и буква й


Урок сообщения новых знаний

ИУО

Воспитывать у детей бережное отношение к обитателям живой природы.

Знать звук и букву й

Уметь озвучивать букву й




6\56

Звук и буква ь


Комбинированный

ИУО

Корригировать зрительное и слуховое восприятие через узнавание, запоминание и воспроизведение слоговых структур.

Знать звук и букву ь

Уметь озвучивать букву ь




7\57

Звук и буква [е]


Урок сообщения новых знаний

ИУО

Развивать у детей координацию речи и движений, уточнять и расширять словарь.

Знать звук и букву е

Уметь озвучивать букву е




8\58

Звук и буква [ё]


Урок сообщения новых знаний

ИУО

Развивать фонематический слух и восприятие, внимание, память.

Знать звук и букву ё

Уметь озвучивать букву ё




9\59

Звук и буква [я]


Урок сообщения новых знаний

ИУО

Воспитывать у детей трудолюбие, формировать элементарные навыки ухода за цветами.

Знать звук и букву я

Уметь озвучивать букву я




10\60

Звук и буква [ю]


Урок сообщения новых знаний

ИУО

Развивать фонематический слух и восприятие, развивать дыхание и голос.

Знать звук и букву ю

Уметь озвучивать букву ю




11\61

Звук и буква [ц]


Урок сообщения новых знаний

ИУО

Автоматизировать звук [ц] с логах, словах, предложениях.

Знать звук и букву ц

Уметь озвучивать букву ц




12\62

Звук и буква [ч]


Урок сообщения новых знаний

ИУО

Коррекция фонетической стороны речи на основе выделения звуков в словах.

Знать звук и букву ч

Уметь озвучивать букву ч




13\63

Звук и буква [щ]


Урок сообщения новых знаний

ИУО

Развивать у детей координацию речи и движений, уточнять и расширять словарь.

Знать звук и букву щ

Уметь озвучивать букву щ




14\64

Звук и буква [ф]


Урок сообщения новых знаний

ИУО

Развивать фонематический слух и восприятие, внимание, память.

Знать звук и букву ф

Уметь озвучивать букву ф




15\65

Звук и буква [э]


Комбинированный

О/Б

Коррекция фонетической стороны речи на основе выделения звуков в словах.

Знать звук и букву э

Уметь озвучивать букву э




16\66

Звук и буква ъ


Комбинированный

Ф/Р

Корригировать зрительное и слуховое восприятие через узнавание, запоминание и воспроизведение слоговых структур.

Знать звук и букву ъ

Уметь озвучивать букву ъ






© 2010-2022