Конспект урока по изобразительному искусству «Пейзажи родной земли»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по изобразительному искусству «Пейзажи родной земли».Конспект урока по изобразительному искусству «Пейзажи родной земли».Конспект урока по изобразительному искусству «Пейзажи родной земли».Конспект урока по изобразительному искусству «Пейзажи родной земли».Конспект урока по изобразительному искусству «Пейзажи родной земли».

Конспект урока по изобразительному искусству.



Тема: «Пейзажи родной земли» (1 час). Цель: воспитание прекрасным, раскрыть образный и содержательный смысл понятия «пейзаж родной земли» в произведениях искусства живописи, с помощью музыки, поэзии.

Задачи:

Обучающие:

  • учить понимать значение картин русских пейзажистов в раскрытии ее поэтического своеобразия;

  • познакомить учащихся с многообразием форм и красок окружающего мира;

  • учить находить красоту природы в разных ее состояниях; передавать красками яркие цветовые состояния природы.

Развивающие:

  • развивать творческое воображение, знания, умения, навыки при работе красками.

Воспитывающие:

  • воспитывать эстетический вкус, любовь к природе;

  • вызвать восхищение красотой родной природы;

  • укреплять межпредметные связи (литература, музыка, ИЗО).

Материалы:

  • для учащихся: альбом, краски, кисти, клеенка, тряпка, карандаш, ластик.

  • Для учителя: наглядные пособия, презентация.

Задание: изображение российской природы (пейзаж).

Зрительный ряд: репродукции картин русских художников-пейзажистов, наиболее точно выразивших характер природы,- И. Левитана, И. Шишкина и Е. Волкова др., презентация по картинам «Пейзажи русской природы глазами художников».

Музыкальный ряд: П.И.Чайковский «Времена года».

Литературный ряд: поэтические образы русской природы (И.А.Бунинин и другие).

Структура урока:



  1. Психологический настрой (Организационный момент).

  2. Освоение и осмысление нового материала.

  3. Практическая работа.

  4. Обсуждение и оценивание работ.

  5. Подведение итогов урока.

  6. Итог урока, домашнее задание.





№ п/п

Этапы урока

Содержание и ход урока

I.

Орг. момент Приветствие. Проверка подготовки к уроку.

II.

Освоение и осмысление нового материала.





Просмотр и обсуждение картин художников:


Художники оказывают большое влияние на понимание красоты природы, ее особенностей. Пейзаж - один из любимейших жанров изобразительного искусства. Откуда появилось слово «пейзаж» и что оно значит? С французского языка оно переводится как «местность, страна». В пейзаже основной предмет изображения - природа. Мир вокруг нас огромный и прекрасный. Человек неразрывно связан с природой, мы часть ее. И наслаждение природой, стремление найти в ней созвучие своим чувствам, всегда было источником творчества художников, писателей, композиторов. Обратите внимание на эпиграф:

«Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия»
И.А. Бунин Вот так очень образно поэт задал тему нашего урока, на котором мы рассмотрим лучшие произведения русских художников-пейзажистов. И научимся передавать красками яркие цветовые состояния природы, настроение, изменчивость явлений природы в разных ее состояниях. Тема нашего урока «Пейзаж родной земли». Путь творца будь это композитор, поэт, художник, начинается с художественного восприятия. В своих произведениях не только изображают «портрет природы», а стремятся запечатлеть свои чувства, переживания, свое отношение к природе. Давайте с Вами рассмотрим несколько работ русской живописи (И. Левитана И. Шишкина, Е. Волкова).

«В березовом лесу,
где распевают птицы,
Где в шелковой траве
сквозь тень лучи горят…»
И.А.Бунин Рассмотрим картину И. Левитана «Берёзовая роща». Такой шедевр Левитана, как Берёзовая роща (1885-1889) был начат в Бабкине и завершён спустя несколько лет в Плесе на Волге. В этом изображении благодатного уголка берёзового леса всё сияет, излучая чувство бодрости, причастности светлой энергии живой жизни. Умело используя выразительные возможности фактуры, художник передаёт игру солнечных лучей на белых стволах, переливы зелёного цвета листвы берёзок и солнечной травы, среди которой виднеются синие искорки цветов. Берёзки являются в картине Левитана самыми весёлыми и светолюбивыми из деревьев, улыбающимися навстречу солнцу и живущими, как и всё вокруг них, своей жизнью, душевно близкой художнику. На этом полотне берёзы показаны необычайно яркими, насыщенными, живыми и тёплыми цветами. На кору берёз падают солнечные лучи. И за счёт этого создаётся контраст освещённых уголков деревьев и тёмно-зелёных листьев. Тёмные кусочки бересты также подчёркивают это. Берёзы с листьями изображены очень естественно, Левитан как бы даёт нам услышать их перешёптывания. Ещё на этом живописном полотне видна лучезарная трава. Она хорошо способствует выделению берёзок. Среди неё растут разные полевые цветы. Этот лужок полон свежести. Он как бы расширяет, увеличивает размеры рощи, изображённой здесь. Эта травка необычайно плавно расстилается по полотну. Глядя на нее, так и хочется пробежаться по ней, прилечь, задуматься о чём-то высоком и смотреть сквозь шелестящие листья на лазурное небо. Эта картина поднимает настроение, придаёт бодрость и напоминает о том, что зима не вечна (см. Презентацию, слайд 5). «Сосновый бор шумит невнятным, ровным шумом…» И.А.Бунин Рассмотрим картину И. Шишкина «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии». Известная картина «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» была написана И. И. Шишкиным в 1872 году, в период наступления творческой зрелости. За нее художник получил свою первую премию от Общества передвижных художников.

Полотно все как будто пронизано ярким солнечным светом. Стройные сосны-великаны нежатся в его теплых лучах. Кажется, будто чувствуешь запах земли и смолы. Лесной ручей неторопливо струится по чистому дну, усеянному камнями. Пейзаж безмятежен и светел по настроению.

В картине «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» художник в полной мере раскрывает обаяние могучего столетнего бора в ясный солнечный день - с его запахами мха и смолы, с тихим журчанием ручья и «зайчиками» на стволах деревьев. Художник умело выявляет характер каждого цветка, каждой травинки.

Шишкин стремится к максимально достоверному изображению леса. Но при этом он так глубоко чувствует и любит природу, что его пейзаж намного теплее и одухотвореннее, чем обычная хорошая фотография. Художник будто схватил моментально меняющееся состояние природы и сумел передать зрителю волшебное настроение, которое природа подарила ему в этот момент (см. Презентацию, слайд 6).

«Стоят леса полупустые,
Грустя по птичьим голосам.
Слова роняя золотые,
Проходит осень по лесам.

Уже позванивают льдинки,
Уже прохладна синева,
Уже висят на паутинке
Ее последние слова».

В. Орлов Рассмотрим картину Е. Волкова «Октябрь». В этой картине очень тонко передано лирическое содержание, прекрасно объединены в композиции ближние и дальние планы, великолепно выдержана основная колористическая гамма. Передний план картины, занятый молодой березовой рощей, проработан с особой тщательностью. Художник сумел сделать выразительными и хрупкие стволы берез, и бурую землю, усыпанную сухими осенними листьями. В разработке темы осеннего листопада кисть художника достигает большой силы и выразительности. В изображении листьев художник почти приближается к пленэрной живописи: Волков тонко чувствует поэзию этой увядающей красоты, любовно наводя на опавшую листву лучи уходящего солнца - в их холодном освещении разноцветные листья создают образ сказочного ковра, раскинутого под деревьями. В извилистой ленте реки отражается холодное осеннее небо. Одинокая фигура старушки с котомкой за плечами, бредущей по тропинке вдоль берега речки, усиливает ощущение увядания природы (см. Презентацию, слайд 7). Давайте рассмотрим еще некоторые работы этих художников (см. Презентацию, слайды 8-22). В пейзажах И. Шишкин создал величественный образ российской природы, раскрыл ее как прекрасную обетованную землю, и образы художника стали во многом символами красоты нашей страны. В пейзажах И. Левитана тонко и глубоко выражена особая одухотворенность и душевность российской природы, поэтическая изменчивость ее состояний, создающих разное настроение. Его пейзажи - это пейзажи-настроения, в которых остро выражено личное чувство. Пейзажи Левитана, то грустные, то радостные, то тревожные… В пейзажах Е. Волкова красота нашей природы проявляется в контрастной смене времен года, когда в окружающем нас мире совершаются удивительные превращения.

III.

Практическая работа Ну, вот и настало время, и нам раскрыть свои творческие возможности в изображении пейзажа родной Земли: 1. Выберите настроение, состояние в природе. Вначале вспомните, приходилось ли вам наблюдать природу рано утром или вечером, на закате. Опишите свои впечатления (зимой, летом, осенью, весной). 2. Выберите расположение листа. 3. Задание надо начинать с изображения неба и земли, создавая красками только общую цветовую гамму (среду) - общее колористическое настроение. 4. Помните, что надо выразить состояние природы, передать настроение, а непросто перечислять предметы и деревья.

  1. Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
  • контроль организации рабочего места;
  • контроль правильности выполнения приемов работы;
  • оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
  • контроль объема и качества выполнения работы.
Выполнение задания.

Во время практической работы для фона включено музыкальное произведение П.И.Чайковского «Времена года».

IV.

Обсуждение и оценивание работ.

  1. Выставка работ учащихся. (Анализ работ, оформить 2-3 лучших работы в рамки, заранее приготовленные учителем).


  1. Анализ работ: Посмотрев на ваши работы, можно сказать, что каждый художник неповторим. Результаты вашей работы получились впечатляющими и заслуживают положительной оценки.

V.

Подведение итогов урока. Художники, как и поэты, композиторы передают красоту природы, ее состояние в разное время года от состояния их души, чувств, настроения. Пейзажи, созданные творцами русской культуры, живут в нашем сознании как задушевные картины русской природы и в то же время погружают в мир прекрасных чувств, глубоких мыслей, вечных духовных ценностей. Наш урок хочется закончить прекрасными словами писателя К.Г.Паустовского. «В природе есть свое волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, композиторов открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием - не губите красоту вокруг себя».

Спасибо всем за урок!




VI.

Итог урока, домашнее задание Принести: альбом, краски, кисти, клеенку, тряпку, ластик, карандаш.

Оформление доски:




«Пейзажи родной земли»

Конспект урока по изобразительному искусству «Пейзажи родной земли».Конспект урока по изобразительному искусству «Пейзажи родной земли».

И. Левитан «Березовая роща». И. Шишкин «Сосновый бор. Мрачноватый лес в Вятской губернии»


Конспект урока по изобразительному искусству «Пейзажи родной земли».

Е. Волков «Октябрь»

Выставка рисунков:

Рисунок 1. Рисунок 2. Рисунок 3.


© 2010-2022