- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по математике Проверка деления (3 класс)
Конспект урока по математике Проверка деления (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Глазова Л.В. |
Дата | 21.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Т
ема урока. Проверка деления.
Цели урока.
-
Научить выполнять проверку деления умножением.
-
Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.
-
Расширять представления детей о родном городе.
Ход урока.
I. Организационный момент. Сообщение темы урока.
-У нас урок математики. На нашем уроке присутствуют гости. Проверьте, как стоят стульчики. Сядьте правильно и удобно.
Урок начнем с того, что оценим свое настроение в начале урока, с помощью трёх карандашей: Установка:
-
Отличное настроение - красный карандаш.
-
Хорошее - желтый карандаш.
-
Не очень - синий карандаш.
-
Поднимите нужный карандаш. Спасибо. Я очень рада, что у вас в начале урока у всех отличное и хорошее настроение. Урок у нас будет необычный. Мы с вами сегодня совершим экскурсию по нашему городу, в ходе которой вы узнаете о Егорьевске много интересного. Будем во время экскурсии решать задачи и примеры на повторение, и исследуем глубже тему «Деление». Наша экскурсия начинается.
В следующем 2018 году наш город отмечает круглую дату - 240 лет. А сколько лет будет нашему городу в сентябре этого года? (238 лет.)
Есть замечательное стихотворение:
«С тобой уютно и тепло,
Мой древний и прекрасный город.
Хотя 200 лет уже прошло,
Но ты душой остался молод.
«На свете есть чудесные места. Быть может, далее краше и милее. Но город мой! Он мне роднее. Егорьевск мой - ты в сердце навсегда.»
- Теперь можно отправляться на экскурсию по городу. Итак, в путь!
Ч
тобы в дороге не скучать, я предлагаю вам составить пословицу, которая зашифрована в этой таблице, и она будет девизом нашего урока. Будем выполнять задания, искать правильный ответ и открывать слово. - Перед вами таблица. Устный счет.
горизонтов
одном
месте
новых
на
не
откроешь
Стоя
8
6
80
7
36
39
48
2
-
Мы будем находить ответ, и переворачивать карточку. Слушайте первое задание.
-
Во сколько раз 60>30? (2)
-
Какое число разделили на 9 и получили 4? (36)
-
Во сколько раз увеличили 4 и получили 24? (6)
-
Найдите произведение 40 и 2? (80)
-
Делимое 28, делитель 4, найдите частное ? (7)
-
Н
айдите - от 32? (8)
-
Увеличьте 13 в 3 раза? (39)
-
Осталась карточка с ответом 48. Придумайте пример с таким ответом? (Сопоставление чисел и слов)
- Все слова открыты, читаем наш девиз.
«Стоя на одном месте новых горизонтов не откроешь»
- Что она означает?
Надо хорошо учиться, много читать, иначе мало будешь знать. Нужно учиться, быстрее считать, тогда в жизни много достигнешь. -Молодцы.
-
Мы отправляемся от Егорьевского автовокзала.
Вокзал - городские ворота.
Наш вокзал - это красивое, комфортабельное здание, построенное в 2003 году. С вокзала отправляются во все уголки города, района и области автобусы разных маршрутов.
А вот и наш автобус. На нем нет номера маршрута. А вы угадаете этот номер, если правильно решите задачу:
За три автобусных билета заплатили 87 руб. Сколько стоит один билет? (29руб.)
II. Работа над новой темой.
- Значит наш автобус 29 маршрута: Егорьевск - Воскресенск. Мы выйдем на второй остановке. Вы видите одно из самых старых учебных заведений в
нашем городе.
Р
ебята, может быть, кто знает, что это за здание? (Университет) Раньше это было электромеханическое училище. Оно открылось в 1909 г. Сейчас это Московский государственный технологический университете. Может кто-то из вас в будущем здесь, будет учиться. «Учебный храм, страна науки. Стоит уже почти 100 лет. Здесь точно места нет для скуки Технологический университет.»
- Заглянем мы в университет и побудем немного его студентами. Вы знаете, что главное для студента много много трудиться и получать новые знания и поэтому сегодня вы студенты: будете учиться делить числа и делать проверку.
Итак, тема сегодняшнего урока: «Проверка деления» На доске записан пример: 78: 3 =
-
Посмотрите на этот пример. Запишите его.
-Вспомните, как называется числа при делении?
(Делимое, делитель, частное) -
Как можно найти неизвестное делимое?
(Надо частное умножить на делитель)
- Давайте, разделим 78: 3
Ученик комментирует с места
(Заменю число 78 суммой удобных слагаемых 60 и 18. 60 разделю на 3 получится 20, 18 разделю на 3, получится 6. 20 плюс 6 равно 26. Частное равно 26)
-Мы разделили число, а вдруг неверно. Мы же студенты, должны уметь
доказывать свою точку зрения? А как доказать, что мы решили верно?
(Молено сделать проверку.)
-Кто догадался, как сделать проверку
(26 *3)
(Надо частное 26 умножить на делитель 3)
-Делаем проверку - умножаем частное 26 на делитель 3. Посчитаем, у нас
при умножении получилось 78. Сравниваем полученный результат с
делимым. Посмотрите у нас 78 =78.Значит деление выполнено, верно.
А теперь прочитаем правило проверки деления в учебнике на стр. 17.
-
И снова в путь по городу. В ходе этой части экскурсии мы поработаем над
закреплением нового материала. Мы едем на автобусе в сторону нашей
школы. №1 - маршрут: ул.Крупская - ул.Хлебникова, а следует автобус по
главной улице нашего города - Советской.
В центре возвышается - Храм А. Невского.
Сегодня город наш огнями золотится По-новому поют колокола.
-
Решив примеры из учебника на с. 17 №1 мы узнаем, сколько еще действующих храмов в нашем городе и как они называются.
Решаем первый пример: 81:3
(Заменю 81 суммой удобных слагаемых 60 и 21.60 разделю наЗ получу 20. 21
разделю наЗ получится 7. 20+7равно 27. Делаю проверку:
1 .частное 27умножу на делитель 3 получилось 81;
2. сравню полученный результат с делимым. 81=81, значит, деление
в
ыполнено, верно.)
- Ребята, смотрите у нас получилось 27. Есть такое значение, переворачиваем карточку, это церковь Казанской иконы Божьей Матери.
Решаем с комментированием. Ответы записаны на карточках и
разбросаны: 27,16,17.Переворачиваем ответ, а там название церквей.
16 - церковь святителя Алексия;
17' - Троицкая церковь;
29 - Церковь Св. Георгия Победоносца.
- Давайте уточним, как надо проверить деление?
(Нужно умножить частное на делитель. Если полученный результат и делимое равны, то пример решен верно.)
-Два последних примера попробуйте решить самостоятельно. Какой ответ у вас получился? (29)
-
Есть такая карточка на экране, это церковь Св. Георгия Победоносца. Как записали проверку? Сколько же действующих храмов в городе Егорьевске?
(5)
-Все они находятся в черте города.
-Дома вы выучите правило, которое записано у меня на доске, а у вас в учебнике о проверке деления умножением.
- Как же проверяем деление? (
Если частное умножить на делитель или делитель умножить на частное, то получится делимое.)
- Молодцы, новый материал вы поняли.
Физпауза «Жемчужинка России»
I
II. Работа над пройденным материалом. 1 .Работа над задачей №4 стр.17
- Следующая часть экскурсии пройдет по промышленной зоне нашего города. Мы сейчас посетим механический завод, который выпускает детали для сельхоз машин, и решим задачу об изготовлении деталей на заводе.
Посмотрите на задачу №4.
Прочитайте задачу. Прочитайте условие задачи. Прочитайте вопрос. Что известно в задаче?
По ходу разбора составляется краткая запись. Давайте данные запишем в таблицу.
1 р. - 23 д. за один день
? за 2 дня
2 р. - 21 д. за один день
-
Простая эта задача или составная? (составная)
-
Почему эта задача составная?
(Мы не можем сразу ответить на главный вопрос задачи)
- Почему мы не можем ответить на главный вопрос задачи?
(Мы не знаем, сколько деталей изготовят оба рабочих за один день)
-Зная, сколько деталей изготовят двое рабочих за один день, что можем
узнать теперь?
(Можем узнать, сколько деталей изготовят двое рабочих за два дня)- Т.е.
можем ответить на главный вопрос задачи.
Составим план: что узнаем первым действием?
(Сколько деталей изготовят два рабочих за один день)
-Каким действием? (Действием сложения)
-
Что узнаем вторым действием?
(Сколько деталей изготовят два рабочих за два дня)
-
Каким действием?
(Действием умножения) -
Подумайте, одним ли способом решается эта задача. Я предлагаю решить эту задачу самостоятельно, но способ решения выберите сами.
-
Проверка задачи.
-
Объясните, как вы решили задачу. (Дети объясняют)
-
Кто решил задачу по-другому? Объясните.
Молодцы ребята, вы действительно мыслите как настоящие студенты. Задача решена правильно. И в первом и во втором способе получились одинаковые ответы. Учитель подчёркивает на доске ответы. А какой ответ вы записали? Прочитайте. (88 деталей изготовили оба рабочих за два дня.) -Вспомним наш девиз:
(«Стоя на одном месте новых горизонтов не откроешь» Поэтому, вперёд к пополнению знаний.
2. Решение задачи №5 стр.17.
-
Мы возвращаемся из промышленной зоны в центр нашего города. -Здесь находится историко-художественный музей - один из лучших в области. Ребята, как называется наша, площадь, где находится музей? (Советская)
Площадь - не застроенное большое и ровное место, от которого в разные стороны расходятся улицы. А в математике площадь - это величина чего-нибудь, измеряемая в квадратных единицах. Вспомните, как вычислить площадь прямоугольника. (Надо длину умножить на ширин)
-
Хорошо. Решив задачу №5, вы определите площадь прямоугольника. Прочитайте задачу №5. Скажите, надо ли в этой задаче находить площадь прямоугольника путем умножения длины на ширину. (Не надо.) -Почему не надо? (Нет данных о длине и ширин)
- А что известно?
(Четвертая часть площади равна 20 дм.)
-Сколько четвертых частей во всей площади? Как же вычислим площадь в
этом случае? Подумайте и решите самостоятельно.
Проверка.
- Как же вы нашли площадь?
(20*4)
-Т.е надо было площадь 4-ой части, равную 20 дм, умножить на количество частей.
-
Ч
ему же равна площадь прямоугольника. (80 дм)
-Экскурсия продолжается. -
Мы не можем не заглянуть на берег реки, а ведь именно с нее началась история города. Как называется река, которая протекает в нашем городе.
Все будет: пристань у причала
И чистой Гуслица-река
Ведь 240 лишь начало
А впереди века, века.
-
Сейчас большая работа проводится руководством города по очистке вод
реки. -
Р
еки и время текут очень быстро. Подходит к концу наша экскурсия по
городу. Поэтому мы очень быстро выполним тест.
Самопроверка при помощи компьютера.
- Может слово Гуслица вам о чем-то еще говорит?
(В нашей школе работает кружок «Гуслицкая роспись».) -Посмотрите какие работы выполняют наши ребята.
IV. Итог: Вот и подошла к концу наша экскурсия, но впереди у нас с вами еще много дней, за которые мы успеем узнать и вспомнить о городе самые интересные факты и с радостью ими поделимся с нашими друзьями и родными.
Над какой темой мы работали на уроке? (Проверка деления)
-
Как сегодня мы учились проверять деление?
-
Оцените свою работу на уроке и покажите карандаш нужного цвета.
Работал в полную силу - красный.
Работал хорошо - желтый. Мог работать лучше - синий.
Вы свои силы оценили, а теперь оценю вашу работу я.
V. Домашнее задание.
-
Дома вы выучите правило о проверке деления, решите примеры №7 стр. 17 и составите задачу о нашем городе.
Да, действительно, дорога нам наша земля, место, где мы родились и живем. Сделать наш край еще прекрасней предстоит в будущем вам, и вы постараетесь быть достойной сменой.
Тест «Проверь себя».
Поставь математические знаки в скобки:
-
Увеличить на ... ( )
-
Найти сумму чисел ... ( )
-
Найти разность чисел ... ( )
-
Найти произведение ... ( )
-
Найти частное ... ( )
-
Увеличить в ... раз ( )
-
Уменьшить в ... раз ( )
-
На ... больше ( )
-
В ... раз больше ( )
-
На ... меньше ( )
-
В ... раз меньше ( )
-
На сколько больше ... ( )
-
Во сколько раз меньше ... ( )
Учитель начальных классов:
Глазова Лариса Валентиновна