Обучение и творчество на уроках технологии

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обучение и творчество

на уроках технологии Происходящие в нашем обществе бурные со­циальные изменения сделали жизнь школы необы­чайно динамичной. Реорганизуются целые системы обучения, меняется содержание школьных пред­метов. Такой предмет, как трудовое обучение, так­же не избежал интенсивного новаторского воз­действия, но, к сожалению, новаторство это ока­залось такого специфического свойства, что грозит едва ли не уничтожением данной учебной дис­циплины. Трудовое обучение частично сливается с изобразительным искусством, частично (в виде конструирования) присоединя­ется к математике, и как самостоятельный учебный предмет в расписании уроков просто не значится. Это тем более прискорбно, что другого предмета, равноценного ручному труду по развивающему по­тенциалу, в школьной системе вообще нет, осо­бенно для начальных классов. Эта учебная дис­циплина не может быть исчерпана и заменена так называемыми интегрированными курсами «Ма­тематика и конструирование» и «Изобразительное искусство и художественный труд», хотя включение в них элементов ручного труда следует только приветствовать. Но тем не менее в этих предметах за пределами специального рассмотрения оста­ется то самое ремесло, которое делает человека «человеком умелым» и на этой основе - цельным, духовно богатым. Дело в том, что предметная деятельность, на которой целиком основывается трудовое обучение, оказывает специфическое ни с чем не сравнимое развивающее воздействие на младшего школьника. И основной путь этого развития в данном случае идет через овладение конкретными приемами прак­тической работы. Очевидно, через ручную умелость ребенок также приобщается к этому информационному полю, раз­вивает творческое, интуитивное мышление. Но происходить это может только за счет очень вни­мательного, «заинтересованного» отношения к предметам и материалам, с которыми он будет иметь дело в процессе работы. Именно поэтому принципиально важным является то, что основной путь развития на уроках ручного труда проходит через овладение ремеслом, вернее, некоторыми ос­новами ручных ремесел, доступными младшему школьнику. Важнейший вывод, который из этого следует, не нов, он является «хорошо забытым старым»: основой урока ручного труда должна быть полноценная отработка приемов практической деятельности с различными инструментами и ма­териалами. Закрепляя приемы сгибания и складывания бу­маги, дети знакомятся с загадочным искус­ством оригами, пришедшим к нам из стран древнего Востока. В основе его лежит преобразование пло­скостной формы квадратного листа бумаги в объемную с помощью единственного инструмента - гладилки. Всевозможные сказочные цветы и животные, летающие самолеты, плавающие кораблики и другие поделки, исполняемые в данной технике известны не одно сто­летие. Изучение искусства аппликации дает возмож­ность понять и практически с ножницами в руках освоить технологические особенности ис­полнения работ. Учащиеся получают представле­ние о неограниченных возможностях использо­вания в аппликации самых различных материалов (бумаги, ткани, войлока, кожи, засушенных частей растений, соломки и др.) и знакомятся с разно­образием приемов выполнения плоскостной, объем­ной аппликации, в технике мозаики. В определенном смысле эти уроки будут преследовать цель формирования у ребенка в каж­дом конкретном деле начатков мастерства. Но ведь творчество, мастер­ство - это помимо всего прочего еще и ка­чество. В связи с этим работа на уроке исключает спешку, погоню за количеством изде­лий. С усложнением приемов работы изготовле­ние того или иного изделия может растягиваться на несколько уроков, что иногда почему-то счи­тается нежелательным. Но как добиться желаемого уровня мастерства и не «засушить» уроки труда, не превратить их в нудную муштру, не поставить в противоречие с динамикой современной жизни, с развитием творческой личности? Ведь совершенно очевидно и то, что именно подобные опасения отчасти и побуждают учителей не задерживаться на при­емах работы, ориентироваться преимущественно на смену видов деятельности, на «калейдоскоп» поделок, пусть не очень качественных, но привле­кательных для детей. Безусловно, это серьезная проблема. Как же сделать уроки ручного труда развивающими, привлекательными для детей и в то же время заставить их скрупулезно и основательно осваивать азы ремесла? Можно предложить несколько взаимопересекающихся путей для достижения этих целей. Прежде всего всегда возможно и необходимо включить в урок разумное соотношение интеллектуальной, эмоциональной и практической нагрузки на уча­щихся. Например, при работе над тем или иным изделием они могут решать задачи, связанные с конструкторскими, техническими расчетами, чте­нием схем, технических рисунков, эскизов. В уроки художественного типа органически включаются ма­териалы, способствующие расширению художест­венно-эстетического кругозора. Сам процесс рабо­ты над любым изделием тоже может быть более или менее эстетичен (кстати, не в последнюю очередь именно за счет техничности, выверенности, отточенности и изящества приемов работы), и дети с помощью учителя приучаются это за­мечать и ценить. С самых первых уроков, учащимся I класса дается установка: работать будем не как попало, а аккуратно, т. е. красиво. Рабочее место с точки зрения культуры труда должно отвечать определенным требованиям: по­рядок размещения материалов и инструментов, отсутствие грязи и мусора и т. п. С первых же шагов детям предлагается анали­зировать, размышлять: «Давайте внимательно рас­смотрим, какой лист у нас должен получиться. Сколько на нем линий сгибов? Какие они: прямые или кривые, одинаковой длины или разной?» В качестве практических ручных умений на уроках осваиваются очень важные операции, которые будут встречаться во многих видах ра­боты: разметка с помощью карандаша и ли­нейки и специальная обработка линий сгибов на плотной бумаге, позволяющая выполнить сгиб очень точно и аккуратно. Специально обраща­ется внимание на то, что эта операция поможет сделать изделие более красивым. В даль­нейшем по ходу урока дети опять решают прак­тические задачи, требующие анализа конструкции: в какую сторону нужно сделать сгибы? Какие из них выполним сначала, а какие - потом? Такой подход может осуществляться и на после­дующих уроках (например, при изготовлении па­кетика для семян, подставки для кисти и т. д.). На них операции правильной разметки и прора­ботки линий сгибов будут совершенствоваться, но при этом дети не будут выполнять практические действия бездумно и механически под диктовку учителя. Работа на уроке может быть живой, эмоционально окрашенной и интеллектуально на­сыщенной. Одной из таких идей может быть то, что на уроках мы учимся у Мастеров. Детям приятно чувствовать, что их работа имеет связь с серьезными традициями, и очень важно привлечь к урокам такие материалы (наглядность, тексты), которые помогут настроить на бережное и тщательное овладение приемами ремесла. Действия Мастера оттачивались веками, самые рациональные из них передавались из поколения в поколение, все лишнее просто терялось. По­этому важно как можно подробнее проследить за этими приемами, как можно точнее повторить их. В этом залог серьезного отношения к культуре своего народа. Например, изготавливая игрушки из пластилина или глины по мотивам народных об­разцов, дети знакомятся с определенными при­емами лепки. Многие уроки шитья, художественной вышивки также можно построить на материале о творчестве народных мастеров. В этих случаях интересная сама по себе информация о народном костюме, его истории, символике орнамента и проч. может, кроме того, способствовать пробуждению у детей желания работать особенно тщательно и добро­совестно. Подражание народным мастерицам, ко­торые зачастую тратили годы на создание своего произведения, может облегчить трудоемкую работу на этих уроках. Еще одна важнейшая идея, которая поможет соединить на уроке обучение и творчество, со­стоит в том, что дети учатся у Природы, которая является образцом конструк­тивной целесообразности, гармонии и красоты. Осваивая эту идею, учащиеся могут изготавли­вать изделия из каких угодно материалов. На­пример, изучают приемы симметричного вырезания из бумаги. Важно обратить внимание де­тей на то, что симметрия - один из секретов красоты и гармонии природы, и дать возмож­ность полюбоваться симметричными природными формами - растениями, насекомыми. При этом отдельные вопросы на сообразитель­ность, нахождение наиболее рациональных прие­мов работы не будут противоречить основной идее урока, но сделают его еще более живым и интерес­ным. Например, прием вырезания сложного зуб­чатого контура можно просто показать и объяс­нить, но лучше, если детям будет предложено самим подумать о том, как это проще сделать. Что удобнее: размечать каждый зубчик и затем последовательно проходить ножницами по такому контуру или сначала вырезать общую плавную линию контура, а затем «вырубать» в нем зубчики ножницами, направляя их всегда от наружного края к центру? Могут быть и другие вопросы-задачи. Например, как нужно сложить полоску, чтобы можно было одновременно вырезать два одина­ковых симметричных листика ? Особенно важно разбудить у детей вниматель­ное, по-настоящему эстетическое («бескорыстно-заинтересованное») отношение к природе на тех уроках, на которых они имеют дело непосред­ственно с природными материалами. В I классе учащиеся изготавливают изделия из скорлупы грецких орехов, шишек, камешков, семян растений и засушенных листьев. Учитель настраивает на то, чтобы ребенок пытался разгадать «душу» этих предметов. Не из любого камешка, шишки, листочка можно сделать все, что угодно. Не раз­резать, отбивать, отламывать или заклеивать, за­крашивать, а попытаться понять, рассмотреть, «переместиться» в предмет. С этой целью на уроке нужны вопросы, направленные на развитие эсте­тического восприятия, ассоциативного мышления у ребенка. Например: «На кого похожи эти шиш­ки?», «О чем могли бы рассказать эти скала, лист, дерево, если бы они умели говорить?», «По­пытаемся освободить тех, кто спрятан в наших шишках». Такие вопросы и задания побуждают к вдумчивому, внимательному рассматриванию. И лишь на этом фоне целесообразно знакомить детей с теми или иными приемами работы: на­пример, какими способами можно соединить де­тали из природного материала. Очевидно, что ручной труд - это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия. Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности. Известный советский психолог А.В.Запорожец писал, что способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной самодеятельности.
«Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудиями труда, чем сложнее движения, необходимые для этого воздействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - писал в своих работах В.А.Сухомлинский. Эстетическое начало заложено в самом человеческом труде, в деятельности человека, направленной на преобразование окружающей жизни и самого себя.




4

© 2010-2022