Исследовательская работа по окружающему миру на тему: «Российские железные дороги: прошлое и настоящее»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

лицей №11 г. Россоши

Россошанского муниципального района

Воронежской области.



ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

НА ТЕМУ:

«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ:

ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ»


Исследовательская работа по окружающему миру на тему: «Российские железные дороги: прошлое и настоящее»

Выполнил:

ученик 4 «Г» класса

Колиух Кирилл

2014 - 2015 уч.год

СОДЕРЖАНИЕ

стр

1. Введение

1.1. Какую профессию я выберу?………………………………..…. 2

1.2. Актуальность исследования……………………….……………..3

1.3. Цель и задачи…..……………………………………………….......3

2. Основная часть

2.1. История строительства первой железной дороги в России

………………………………………………………………………………… 4

2. 2.Новейшая история РДЖ……………………………………..……8

2. 3. Детские железные дороги……………………………………….11

2. 4. В мире фактов.…………………………………………………....12

3. Исследовательская часть……………………………………………14

4. Заключение…………………………………………………………....16

5. Список использованной литературы…………………………….17

ВВЕДЕНИЕ

1.1. Какую профессию я выберу? На свете существует большое количество профессий: повар, шофер, космонавт, учитель, менеджер и многие другие. Каждая профессия хороша по-своему. Выбирая свой путь, нужно руководствоваться, прежде всего, своими стремлениями, тем, к чему тебя тянет, чем бы ты хотел заниматься и приносить пользу себе и обществу. Я, например, с раннего детства мечтал стать машинистом, как мой папа.

Мой папа водит поезда.

Папа очень ждет, когда

На железную дорогу

Сын придет к нему в подмогу. Я мечтаю водить поезда. Мне кажется, что если однажды ощутишь власть над могучей техникой, ведущей за собой огромную вереницу вагонов с грузом или пассажирами, то уже не сможешь больше расстаться с ней. Такое впечатление, что сидишь и смотришь вперед, а поезд сам бежит по рельсам. Но это не так. В кабине машиниста стоит серьезное оборудование, и им не так легко научиться управлять. Мимо пролетают огоньки, такое впечатление, что состав летит. У машиниста очень ответственная работа, за его плечами люди и грузы. Если мне удастся воплотить мечту в жизнь, то я стану железнодорожником в третьем поколении, как мой отец и мой дед.

Исследовательская работа по окружающему миру на тему: «Российские железные дороги: прошлое и настоящее»


1.2. Актуальность исследования. Многие люди, отправляясь в дорогу, предпочитают поезд. Это удобное и достаточно быстрое средство передвижения. Конечно, поезда не могут двигаться со скоростью самолёта, зато они доставляют людей прямо в нужный им пункт и почти не зависят от капризов погоды. Нужны ли были железные дороги в России? А если нужны, то какую дорогу лучше строить? Не станут ли железные дороги причиной ухудшения жизни людей? Какие перспективы развития есть у РЖД? Эти вопросы не утрачивают своей актуальности на протяжении многих десятков лет. В настоящее время железные дороги занимают огромное место в жизни России, так как стали главным видом грузового и пассажирского транспорта, это кровеносные сосуды страны, которые соединяют её бескрайние просторы, обеспечивают доставку грузов и пассажиров от Калининграда до Сахалина, от Дагестана до Таймыра. Данное исследование поможет мне найти ответы на интересующие меня вопросы, которые во многом определят мое будущее.
1.3. Цель и задачи
Цель исследования: проследить особенности развития железных дорог в прошлом и настоящем.

Задачи исследовательской работы: - познакомиться с историей строительства первой железной дороги в России; - узнать о перспективах развития Российских железных дорог; - раскрыть понятие «детские железные дороги»; - провести анкетирование обучающихся с целью выявления знаний о роли железных дорог в современном мире.Исследовательская работа по окружающему миру на тему: «Российские железные дороги: прошлое и настоящее»


2. Основная часть

2.1. История строительства первой железной дороги в России 75 лет назад, 11 ноября (30 октября по ст.ст.) 1837 года состоялось торжественное открытие первой в России железной дороги от Санкт-Петербурга до Павловска, положившей начало строительству в России сети железных дорог.

Исследовательская работа по окружающему миру на тему: «Российские железные дороги: прошлое и настоящее» 11 ноября 1837 года (30 октября по старому стилю) состоялось торжественное открытие первой в России железной дороги от СанктПетербурга до Павловска, положившей начало строительству в России сети железных дорог. В тот день в газете "Ведомости" появилась заметка: "Была суббота, горожане стекались к старой полковой церкви Введения у Семеновского плаца. Они знали, что открывается необычная железная дорога и "стальной конь, везущий сразу многомного карет" впервые отправится в путь. Однако не всем удалось увидеть первый поезд. К самой станции, возведенной совсем недавно, простолюдинов не пускали. Ровно в 12 часов 30 минут крохотный локомотив дал пронзительный свисток, и восемь вагонов с благородной публикой отправились по маршруту Петербург Царское Село". Это была первая железная дорога общественного пользования в России (до открытия в 1851 году Николаевской железной дороги), единственная в стране и шестая в мире. Она была построена для обеспечения железнодорожного сообщения между Царскосельским вокзалом СанктПетербурга, Царским Селом и Павловском. Строительством дороги руководил чешский инженер, профессор Венского политехнического института Франц фон Герстнер. Ему летом 1835 года удалось убедить императора в пользе железных дорог, позволяющих быстро перебрасывать войска.
Указ императора Николая I Сенату об утверждении "Положения об учреждении Общества акционеров для сооружения железной дороги от СанктПетербурга до Царского Села с продолжением до Павловска" был опубликован 16 апреля 1836 года (по старому стилю).Исследовательская работа по окружающему миру на тему: «Российские железные дороги: прошлое и настоящее» 1 мая 1836 года началось строительство железной дороги от Павловска. В июле уже была готова платформа под навесом для приезжающих и заложен фундамент здания гостиницы. 10 сентября заложили вокзал и паровозное депо с поворотным кругом в Царском Селе. К 30 сентября рельсы уложили на расстоянии 22 верст от Павловска. В конце сентября провели пробные поездки (несколько вагонов) на конной тяге от платформы в Павловске до Царского Села. 3 ноября 1836 года состоялась первая обкатка паровоза. Его доставили в разобранном виде морем из Англии в Кронштадт, а оттуда по заливу, Обводному каналу и на лошадях в Царское Село, где была проведена его сборка и проверка.
Первый поезд состоял из 8 вагонов и трехосного паровоза, построенного на заводе Стефенсона в Англии. В составе поезда были вагоны четырёх классов. Самыми комфортабельными были кареты, называвшиеся "берлинами": это были вагоны с крытыми кузовами и мягкими сиденьями для восьми человек. Вместимость вагонов остальных классов составляла 10 пассажиров. "Дилижансами" называли мягкие крытые вагоны большей вместимости. Следующие классы были представлены открытыми повозками ("линейками"): повозки с крышами назывались "шарабаны", без крыши "вагоны". Вагоны не имели отопления и освещения.
По требованию Герстнера, паровозы должны были иметь мощность в 40 лошадиных сил и быть в состоянии везти несколько вагонов с тремястами пассажирами со скоростью 40 вёрст в час.
Чтобы повысить провозную способность дороги, Герстнер решил использовать подвижной состав шириной колеи 1829 мм, а не 1435 мм, которая была принята на железных дорогах в Англии.

Исследовательская работа по окружающему миру на тему: «Российские железные дороги: прошлое и настоящее» В самый первый рейс из Петербурга в Царское Село паровоз привел сам профессор Франц фон Герстнер. Протяжённость дороги составляла 27 километров; поездка заняла 35 минут, а обратная поездка - 27 минут; таким образом максимальная скорость достигала 64 км/ч, а средняя составила 51 км/ч. По тем временам это казалось фантастическим достижением. В первые полгода эксплуатации на дороге использовалась конная тяга и только по воскресеньям или праздникам - паровая. Полный переход на "пар" произошёл в апреле 1838 года, а в мае движение поездов было открыто на участке СанктПетербург - Павловск. В первые годы стоимость проезда для пассажиров первого и второго класса составляла 2,5 и 1,8 рубля соответственно, третьего и четвертого 80 и 40 копеек. В 1837 году для первой в России железной дороги между СанктПетербургом и Царским Селом был построен вокзал. По плану Герстнера железнодорожный вокзал в Петербурге должен был находиться на набережной реки Фонтанки, однако выделенных на строительство денег хватило только на сооружение самой железной дороги и строительство вокзала в Царском Селе. Тогда было решено построить временную деревянную станцию чуть в стороне от отведенного под вокзал места. Так был построен самый старый вокзал России - Витебский. В 18491852 годах по проекту архитектора Константина Тона построено каменное здание, просуществовавшее до начала XX века. Современное здание вокзала построено в 1904 году в стиле "модерн" (архитекторы Станислав Бржозовский, Сима Минаш).

Исследовательская работа по окружающему миру на тему: «Российские железные дороги: прошлое и настоящее» Витебский вокзал на фотографии производства мастерской К. Буллы, 1900-х гг. Стоимость строительства первой железной дороги в России оценивалась в 5 миллионов рублей (почти 10% этой суммы было потрачено на приобретение подвижного состава и рельсов). В 1838 году дорога перевезла 700 тысяч пассажиров и стала приносить доход, позволивший за пять лет окупить все затраты на строительство и на эксплуатацию всех транспортных средств. В качестве самостоятельной железной дороги Царскосельская дорога просуществовала до 1897 года, после чего она была включена в состав МосковскоВиндавоРыбинской железной дороги и была перешита на русскую колею (1524 мм). Только шесть паровозов удалось переделать для русской колеи. Всего же за время самостоятельного существования для Царскосельской железной дороги было поставлено 34 паровоза. В 1987 году на одной из платформ Витебского вокзала в специальном стеклянном павильоне установлен макет поезда, совершившего в 1837 году первый в России рейс из СанктПетербурга в Царское Село. 2. 2.Новейшая история РДЖ
Железные дороги занимают огромное место в жизни России. Появившись в 1837 году, с первой линии Царское Село - Санкт-Пет ербург, железные дороги стали главным видом грузового и пассажирского транспорта. В настоящее время Российские железные дороги, управляемые ОАО «РЖД», делятся на 17 дорог-филиалов, общей протяженностью 86,151 тысяч км. По общей протяженности железных дорог Россия уступает многим странам мира. На нас приходится около 12% мировых железных дорог. Однако перевозки у нас интенсивнее, чем где бы то ни было. ОАО «РЖД» выполняет 50% объема мировых грузоперевозок по железной дороге. В России насчитывается 508 вокзалов, из которых 45 относятся к внеклассным, то есть самым крупным и важным. В 1842 году в рамках Главного управления путей был создан Департамент железных дорог, который положил начало одной из крупнейших в мире железнодорожных организаций. В 2004 году Министерство путей сообщения было упразднено, его функции были переданы Министерству транспорта и нескольким федеральным агентствам. Железными дорогами стало управлять открытое акционерное общество «Российские железные дороги». Все будущее развитие экономики и общества в России будет так или иначе связано с развитием железных дорог. Развитие железных дорог России Вопреки распространенному мнению о том, что в России сейчас никто не видит никаких перспектив, тем не менее, у ОАО «РЖД» есть перспективное видение развития железнодорожного транспорта. Компания подготовила проект документа: «Основные направления стратегии развития железнодорожного транспорта России на период до 2030 года», в котором изложены основные моменты будущего роста и развития российских железных дорог. ОАО «РЖД» занимает исключительно важное положение в российской экономике. На железную дорогу приходится 80% грузовых перевозок и 40% пассажирских перевозок. Кроме этого, ОАО «РЖД» - один из крупнейших налогоплательщиков, которое перечисляет около 20% своих доходов (180 млрд. рублей в год) в бюджеты разных уровней. Стратегия разбита на два этапа: 2008-2015 годы - инновационный этап: ускоренная модернизация подвижного состава, увеличение скоростей в пассажирском сообщений на 15 км/ч, строительство 3,2 тысяч км железных дорог, электрификация 3 тысяч км железных дорог, ликвидация ограниченной пропускной способности на 8 тысяч км. Инновации, помимо всего прочего, предусматривают внедрение глобальной навигационной системы ГЛОНАСС на железных дорогах, цифровой связи радиочастотного диапазона 900 МГц, создание системы моделирования процесса движения в режиме реального времени, увеличение доли тяжеловесных поездов массой 10-12 тысяч тонн и более. 2016-2030 годы - динамичное расширение сети железных дорог: строительство 22,3 тысяч км железных дорог. Достоинства и недостатки железнодорожного плана ОАО «РЖД» выдвинуло крупную программу строительства железных дорог, вполне сопоставимую с самыми крупными стройками за всю историю железных дорог в России. Если ОАО «РЖД» сумеет создать даже первоначальную железнодорожную сеть в Якутии, в Магаданской области и на Чукотке, это будет крупнейший прорыв в развитии экономики в этой части России. Новшество, которого раньше не было, - это строительство скоростных магистралей для организации пассажирских перевозок. Но, вместе с тем, очевидно, что план имеет весьма существенные недостатки. В первую очередь, очевидно, что до 2030 года качественного изменения в техническом уровне перевозок не произойдет. План рассчитан на использование имеющегося технического потенциала железнодорожной техники. Особенное удивление вызывает стремление в очень короткий срок, всего за 7-8 лет совершить модернизацию подвижного состава и локомотивов. Этого времени слишком мало, чтобы заменить все 890 тысяч грузовых и 26 тысяч пассажирских вагонов, 22 тысячи локомотивов. Нисколько не отрицая ни истории, ни выдающихся достижений, ни огромного опыта российских железных дорог, все же нужно сказать, что пора делать новые шаги вперед в развитии железнодорожных технологий. Сибирский «Синкансэн»

Исследовательская работа по окружающему миру на тему: «Российские железные дороги: прошлое и настоящее» 1 октября 1964 года от Токийского вокзала отошел новый скоростной поезд «Синкансен» (буквальный перевод «Новая магистраль»). На пути в Осаку поезд развил скорость в 140 км/ч, и прибыл в конечный пункт через четыре часа после отправления, преодолев за это время 552,6 километров. С тех пор поезда «Синкансен» стали своего рода визитной карточкой Японии. В нынешней России, с ее беспредельными расстояниями, проблема пассажирского сообщения стоит гораздо острее, чем в Японии и вообще, где бы то ни было. Между крупными городами большие расстояния, а пассажирские поезда идут со средней скоростью в 50 км/час. ОАО «РЖД» понимает эту проблему медленных поездок, и потому записало в свой план задачу повышения средней скорости пассажирского движения на 15 км/час и развития скоростного движения. Развитие железных дорог в руках будущего поколения.



2. 3. Детские железные дороги Детские железные дороги (ДЖД) - учреждения дополнительного образования детей, в которых дети 8 - 15 лет изучают железнодорожные специальности. Основной частью ДЖД является узкоколейная железнодорожная линия, на которой проходят практические занятия юных железнодорожников (обычно в летний период). В остальное время года на ДЖД проводится теоретическое обучение детей. Детские железные дороги стараются как можно сильнее приблизить к прототипу - железным дорогам общего пользования. Поэтому на ДЖД, насколько это возможно, используется такое же оборудование, как и на настоящих железных дорогах. Принятые на ДЖД правила эксплуатации также максимально приближены к правилам эксплуатации железных дорог общего пользования.Исследовательская работа по окружающему миру на тему: «Российские железные дороги: прошлое и настоящее» Как правило, ДЖД представляет собой изолированный от общей сети железных дорог участок узкоколейного пути протяжённостью от 1 до 11 км, нередко кольцевой. Особого транспортного значения детские железные дороги обычно не имеют. Чаще всего ДЖД прокладываются в городских парках и зонах отдыха. Во время эксплуатационного сезона, чаще всего летом, дети под руководством опытных инструкторов на практике закрепляют полученные за год знания, самостоятельно выполняют все основные работы по эксплуатации железной дороги. Выпускники ДЖД нередко имеют льготы при поступлении в железнодорожные средние специальные и высшие учебные заведения.Исследовательская работа по окружающему миру на тему: «Российские железные дороги: прошлое и настоящее» Помимо профессиональной ориентации и профессионального обучения юных железнодорожников ДЖД участвует в развитии личности ребёнка, для чего при ДЖД создаются различные кружки (кино, фото, музыкальные, танцевальные, железнодорожного моделизма и т. д.), а также спортивные секции.Исследовательская работа по окружающему миру на тему: «Российские железные дороги: прошлое и настоящее»

2. 4. В мире фактов 1. В какой стране есть рынок, прямо посередине которого проходит железная дорога? Прямо посередине рынка Меклонг в Таиланде проходит железнодорожный путь, по которому каждый день ходит поезд. Предупреждённые сиреной продавцы умеют очень быстро сворачивать навесы и убирать товар, а потом так же быстро возвращают всё обратно, и торговля продолжается. Многие овощи и фрукты остаются лежать на земле прямо около рельсов, так как состав их не задевает. Когда дорогу прокладывали в 1905 году, хотели переместить рынок в сторону, однако его работники предпочли остаться и приспособиться. 2. Где и когда сигнальщиком железной дороги работал павиан, не сделавший ни одной ошибки? В конце 19 века на железнодорожных путях порта Кейптауна работал сигнальщиком Джеймс Уайд, лишившийся в результате несчастного случая обеих ног. Через какое-то время он купил на рынке павиана Джека, которого обучил возить его на тележке между хижиной и сигнальной будкой, а также помогать ему переключать сигналы с помощью рычагов. Однажды руководству железной дороги поступила жалоба, и Уайда чуть не уволили, но тот попросил проверить способности павиана, который отлично справился со всеми тестами и был зачислен в штат. Джек работал сигнальщиком до самой смерти, и, как утверждается, не допустил ни единой ошибки. 3. Где ходят поезда с наклоняющимися при повороте вагонами? В 1973 году на железной дороге в Японии были впервые использованы поезда с наклоняющимися при повороте вагонами, позволяющими проходить повороты на большей скорости. Первоначальная технология была несовершенной и вызывала морскую болезнь у пассажиров, потому не была широко внедрена. Современные системы, основанные на цифровой обработке сигналов и позволяющие активно управлять наклоном каждого вагона, устранили эту проблему, и сейчас такие поезда используются в полутора десятках стран от Австралии до Норвегии. 4. Когда и где ездил трамвай по рельсам, проложенным на дне моря? В 1896 году между английскими городами Брайтон и Роттингдин начало курсировать необычное транспортное средство под названием Daddy Long Legs - помесь трамвая и парома. Прокладка железной дороги по суше на этом маршруте требовала множества инженерных конструкций, и инженер Магнус Волк предложил проложить рельсы прямо по дну моря - общая длина пути составила 4,5 км. Платформа с пассажирами возвышалась над рельсами на четырёх опорах длиной по 7 метров и имело флаг, спасательную шлюпку и другие морские атрибуты, так как формально считалась судном. Сообщение было отменено в 1901 году, когда около Брайтона решили поставить новые волноломы, а перенос пути сочли слишком затратным. 5. Какую аварию устроили американцы в 1896 году для развлечения публики? В 1896 году одна из американских железнодорожных компаний устроила шоу - преднамеренное столкновение двух поездов на полном ходу. На «спектакль» было продано 40 000 билетов, а для купивших билеты зрителей был построен временный городок. Однако инженеры неправильно рассчитали силу взрыва, и толпа не была отведена на достаточно безопасное расстояние, в результате чего три человека погибли и ещё несколько пострадали.

2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

С целью выявления представлений о железной дороге в 4 «Г» классе была проведена викторина:

1) Что такое железная дорога? (рельсы и шпалы)
2) Бывает пассажирский, грузовой …? (поезд)
3) Как называется главный вагон поезда? (локомотив, тепловоз)
4) Кто главный в локомотивной бригаде? (машинист)
5) Кто работает вместе с машинистом в кабине локомотива? (помощник машиниста)
6) Куда приезжают поезда? (на вокзал)
7) Как называются люди, едущие в поезде? (пассажиры)
8) Куда едут пассажиры? (в разные города)
9) Что берут с собою пассажиры в дорогу? (сумки, чемоданы)
10) А как одним словом называются сумки, чемоданы? (багаж)
11) Куда смотрят пассажиры во время поездки, чтобы увидеть, где они проезжают? (окно)
12) Без него не сядешь в поезд, без него и места нет, проводник вам не поможет, вам не сможет дать …? (билет)
13) Где можно купить билет на поезд? (в кассе ж/д вокзала)
14) Кто продает билеты на поезд? (кассир)
15)Кто хозяйка пассажирского вагона? (проводница)
16)Что проводник делает в вагоне? (ответы детей)
17) Как называется отдельная комната в пассажирском вагоне? (купе)
18)Кто ремонтирует рельсы? (монтер пути)
19)Кто подает машинисту сигнал на путях? (светофор)
20)Где пассажир может на вокзале оставить сумки? (в камере хранения)
21 )Пропускает поезда, знает все - кому куда. Поезд примет и отправит, зря на месте не оставит, через станцию пропустит, все запомнит, не упустит? (дежурный по станции)
22)Как называется самый быстрый поезд в России? (Ласточка, Сапсан)
23 )Чем отличается скорый поезд от пассажирского поезда? (повышенной скоростью)
24)Для чего нужен стоп - кран? (срочно остановить поезд)
25)Где ремонтируют тепловозы, вагоны? (локомотивное депо)
26)Как называется заграждение на переезде, которое перекрывает дорогу перед машинами, когда едет поезд? (шлагбаум)
27)Какие грузы перевозят по железной дороге? (ответы детей)

В викторине приняли участие 30 человек.

В ходе работы были получены результаты:


Проанализировав данные результаты можно сделать выводы, что мои ровесники имеют скудные представления по теории и практике железных дорог. Своей работой я хотел донести информацию о значении ЖД в современном мире. В конечном итоге, мне удалось достичь желаемого результата. Одноклассники узнали новые интересные факты и заинтересовались данной темой.

Заключение В настоящее время железные дороги занимают огромное место в жизни России, так как стали главным видом грузового и пассажирского транспорта. Они соединяют бескрайние просторы нашей родины, обеспечивают доставку грузов и пассажиров от Калининграда до Сахалина, от Дагестана до Таймыра. Железные дороги - это один из самых могучих и совершенных видов транспорта. Они являются главнейшими источниками внутренней силы, производительности и богатства каждой страны. Они двигают прогресс, распространяют культуру, являются орудием социального устройства человечества. От степени развития железнодорожной сети зависит благоустроенная жизнь государств.

Недаром знаменитый английский писатель Р. Киплинг - сказал: "Транспорт - это цивилизация". Я укрепился в желании продолжить дело своего отца-железнодорожника и уже выбрал себе дорогу для профессионального становления.













Список использованной литературы

1. «Российская газета» - от 15 сентября 2005 года . Статья-«Зубцовские показали зубы».

2.Н.Н.Маслов, Ю.И.Коробов-«Охрана окружающей среды на железнодорожном транспорте». Москва «Транспорт» 1993год.

3.В.С.Крутикова «О железнодорожном транспорте и в транспортном строительстве»-Москва «Транспорт»1993год.

4.Журнал «Геолёнок» №4,апрель2007 год «Коварные децибелы»

5.Газета «Октябрьская магистраль» №44- март 1992г.

6. Г.Черненко « От паровоза до магнитоплана»- издательство «Балтийская книжная компания» 2007 год.

7.Энциклопедия для детей « Всё обо всем» ООО «Мир энциклопедий Аванта +» 2006 год.

16



© 2010-2022