Методическая разработка Использование краеведческого материала

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

… В наше бытие из прошлого пришли человеческий труд и талант, страсти и ум сотен поколений. Отнимите у нас содеянное предками - и сотрутся с лица земли города и заводы, рассыплются плотины, и мрак опустится на ночную землю.

Великое свойство прогрессивного человека - не забывать прошлое и быть благодарным тем, кто шёл впереди.

Рудольф Итс, писатель.

Введение. Родина, Отечество.… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто даёт жизнь новому существу. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства! Облик знакомых мест, отражённый в сознании и чувствах ребёнка, постепенно вырастает в цельный образ Родины. На долгие годы сохраняются в памяти человека картины родных мест. Они живут в сердце каждого, не теряя со временем своей привлекательности и яркости красок. Даже уехав из родных мест, человек вспоминает их с теплотой и с гордостью рассказывает знакомым о красоте и богатстве своего родного края. В этом выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его природа, трудовые и культурные традиции, люди из поколения в поколение передают своим детям. Прошедшие поколения незримо протягивают к нам свои руки. Они передают нам не только свой опыт, свои достижения, свои приобретения и успехи - материальные и духовные, но и свои промахи, просчёты, неудачи, беды и горести. А мы, что-то приняв из прошлого и что-то отвергнув, сами оставляем в наследство будущим поколениям и свои достижения, и свои ошибки и недостатки. История - светлая и прекрасная, но одновременно жестокая наука. Она призвана показать жизнь во всём её многообразии - величии и падениях, замечательных делах, удивительных изобретениях, прекрасных движениях человеческих душ и низких страстях, зависти, злобе, предательстве, в поддержке людей друг другом, во взаимопомощи и взаимовыручке, в насилии над личностью человека и целыми народами. Василий Осипович Ключевский утверждал, что история - это фонарь, зажженный в прошлом, горящий в настоящем и освещающий дорогу в будущее. Знать прошлое - значит, во многом понять настоящее и предвидеть будущее. Поистине, как говорили древние римляне, «история - это учитель жизни» Любовь к Отечеству должна закладываться в детстве, чтобы маленький человек впитал своим умом и сердцем всё безгранично дорогое народу. А любить Родину по-настоящему ребёнок может лишь тогда, когда глубоко знает её историческое прошлое. В связи с этим огромное значение в настоящее время приобретает целенаправленная работа школы по возрождению краеведческой работы. Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Человеку нужна память, запечатлевшая жизнь многих поколений - память, простирающаяся в века. Только потому он и человек, что понимает и помнит, куда уходят корни дерева, на котором он вырос, и чем они питаются»1.

Методическая разработка Использование краеведческого материала

1 Сухомлинский В.А. О воспитании. Москва, 1982.


В настоящее время учитель располагает многообразными педагогическими средствами, которые позволяют помогать осуществлению связи школы с жизнью. Но на практике чаще всего получается «словесное краеведение», при котором ученики получают готовые знания со слов учителя. Поэтому цель методической разработки: обобщить и систематизировать накопленный в процессе работы краеведческий материал для оптимального использования на уроках окружающего мира по учебнику Д.Д. Данилова « Моё Отечество» в 3 классе. При этом очень важно активное участие учеников в разнообразной практической краеведческой деятельности. Необходимо, чтобы в процессе работы ученики осознали важность проведения краеведческой работы. Все виды деятельности не укладываются в рамки школьного урока. Поэтому важную роль наряду с теоретическим обучением в классе играет организация разнообразных видов деятельности. К ним следует отнести экскурсии и походы по родному краю, встречи и беседы с интересными людьми своего края, экскурсии в краеведческий музей, создание творческих проектов.
С учётом поставленной цели определяются следующие задачи:
● раскрыть сущность краеведческого принципа;
● дать сравнительную характеристику использования краеведческого принципа в разных образовательных системах;
● разработать и представить фрагменты уроков с использованием материалов краеведения;
● представить анализ результативности реализации краеведческого принципа.


4

© 2010-2022