Занятие по окружающему миру «В мире насекомых»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие по окружающему миру.

Тема: В мире насекомых.

Целевые установки: предметные: знать о роли насекомых в размножении растений.

Метапредметные: оценивать эмоционально - эстетическое впечатление от восприятия насекомых;

В игровой форме повторить литературные произведения, героями которых являются насекомые;

Расширить кругозор учащихся о насекомых, развивать воображение;

Личностные: учить работать в группе; понимать необходимость бережного отношения к насекомым.

Оборудование: компьютер, экран, магнитофон, аудиозапись музыкальных фрагментов.

Ход занятия.

Организационный момент. (звучит музыка «Вальс цветов», дети заходят в зал и рассаживаются на стульях).

Ребята, сегодня мы поговорим об увлекательной науки - этимологии. Что же это такое? Для того чтобы дать ответ на этот вопрос вам надо посовещаться в группе. У каждого на стуле лежит цветок. Посмотрите, какого он цвета и найдите своих друзей с такими же цветами. (дети рассаживаются по группам). Вот теперь можно приступить к обсуждению. Время работы - 1 минута, отвечает один от группы. (ответы детей). Молодцы! Правильно, этимология - это наука изучающая насекомых.

Актуализация знаний и умений. Итак, каждой группе задаётся один вопрос. За правильный ответ группа получает жетон, если группа не знает ответ может отвечать другая группа заработав себе таким образом дополнительный жетон.

- Кто раньше появляется весной: летучие мыши или летучие насекомые? (насекомые)

- Зачем грачи ходят по полю за пахарем? (пахарь плугом выворачивает из земли червей, личинок, жуков - это корм для птиц).

- Зачем скворцы и галки катаются верхом на коровах, овцах, лошадях? (таскают шерсть для гнёзд, выклёвывают насекомых из кожи животных).

- Какие жуки носят название тех месяцев в которых появляются? (майский, июньский)

- Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником? ( прячутся и закрывают все входы и выходы).

- Куда осенью деваются бабочки? (большинство гибнет, но некоторые забираются под кору деревьев, в щели домов и там зимуют).

Хорошо! Можно подвести первые итоги. Посчитайте количество полученных жетонов, поставьте нужную цифру на табло.

Вспомните, каких насекомых вы встречали в начале весны? Что вы знаете о превращениях насекомых? (работа в группе, отвечает один от группы, время на обсуждение - 1 минута).

Аналитический этап. (на экране изображение луга с летающими насекомыми). Рассмотрите, какие цветы растут на лугу, какие летают насекомые. На «Страничках Умного Совёнка», найдите информацию о насекомых - санитарах. Время на работу 2 минуты, отвечает один от группы. Не забываем правила работы в группе. Можно воспользоваться энциклопедией. Время на работу 7 минут.

Тренировочные упражнения: У каждой группы есть лист с заданиями, прочитайте, рассмотрите, обсудите и выполните задание. (на альбомном листе рисунки кузнечика, шмеля, махаона, божьей коровки, голубянки, дневного павлиньего глаза. Как называются эти насекомые? Впишите в кружочки их названия. Используя картину луга на экране, раскрасьте рисунки и полюбуйтесь ярким, многоцветным миром насекомых. Отметьте насекомых, которых вы встречали в природе).

Аналитический этап. И снова вопросы для каждой группы. Условия просты: за каждый правильный ответ жетон, если группа не знает ответ, отвечает другая, заработав себе дополнительный жетон.

- Сколько ног у паука? (8).

- Как паук - крестовик, сидящий в засаде, узнаёт, что к нему паутину попалась муха? (он лапкой держит паутину, другой конец прикреплён к паутинке, муха, попав туда, сотрясает паутину, ниточка дёргает паука за ногу).

- Кто строит себе дом из пузырьков воздуха под водой? (водяной паук - серебрянка).

- Каких пауков называют бродячими? (кто не ткёт паутину для ловли добычи).

- На доске выложено имя красивой бабочки. Вы по среднему слогу должны назвать имя этой бабочки? (адмирал).

- Имя этой бабочки является названием американского космического аппарата? (апполон).

Молодцы! Подсчитайте количество жетонов и поставьте нужную цифру на табло.

Тренировочные упражнения. У каждой группы конверт со схемой превращения насекомых. Вам надо вырезать картинки и составить схему превращения насекомых. Закончить подписи. Отвечает один от группы, все готовят вопрос для соседней группы с целью уточнения или пояснения схемы. Время на работу 3 минуты.

Обсудите, как, по вашим наблюдениям, большинство людей относятся к насекомым: с любовью, равнодушно или враждебно? Чем это объясняется? Какое отношение к насекомым вы считаете правильным и почему? На обсуждение 1 минута, отвечает один от группы.

Аналитический этап. А сейчас вам придётся вспомнить некоторые литературные произведения. Этимология - в сказках. На кране будут вопросы, вы на бланке ответов пишите свой вариант ответа, после проверки каждая группа получит заработанное количество жетонов за правильные ответы. Один вопрос - один жетон, вопросов 4.

- В кого превращала царевна Лебедь князя Гвидона в сказке А.Пушкина?

- Один из лесных докторов, лечивших Буратино - насекомое. Назовите его.

- Один из женихов Дюймовочки тоже был насекомым. Кто он?

- В книге Р.Киплинга «Маугли» маленький народ не любил запаха человека. Что за насекомое скрывается под этим названием?

Это был последний вопрос. Сверьте свои варианты ответов (ответы на экране: комар, муха, шмель, богомол, майский жук, дикие пчёлы). Командиры групп получите жетоны за правильные ответы, подсчитайте, выведите результат на табло.

Выводы и обобщения. Как вы поступите, если на лесной тропинке встретите красивую гусеницу? Если к вам в комнату влетит оса, пчела или шмель? Приведите примеры того, как одни насекомые помогают человеку бороться с другими насекомыми? Время на работу группы 1 минута.

Давайте пофантазируем. Сейчас вы сами придумаете и нарисуете за 1 минуту новое насекомое, которого ещё не было в природе и дадите ему название. (заслушать одного представителя от группы).

Итог урока. Какое открытие для себя сделали? Посмотрим на табло, какая группа набрала больше всех жетонов получает приз.(пирог в форме бабочки - испекли родители), все остальные получают наклейки с разными насекомыми.

Рефлексия. Представьте слона. Если у вашего слона открыты ушки (поднимите руки), значит вы хотели слушать меня, если ваш слон шагает (поднимите руки), значит вы хотели уйти от меня, если ножки вашего слона стоят рядом (поднимите руки), значит вы хотели работать со мной. Если у вашего слона хобот поднят вверх (поднимите руки), значит всё у вас будет хорошо! Спасибо за занятие!

Рекомендуемое домашнее задание. Написать рассказ о насекомом, которое тебя заинтересовало или удивило.



© 2010-2022